Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Оздоровительная программа для женщин 35-60 лет миофасциальный массаж.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения здоровья, как
современной проблемы 6
1.1. Сущность и определение понятий «здоровье», «здоровый
образ жизни». 6
1.2. Особенности психологии здорового образа жизни. 11
1.3. Особенности и методы лечебного массажа. 13
Глава 2. Анализ и составление оздоровительной программы
для женщин 35-60 лет: миофасциальный массаж.. 17
2.1. Методы миофасциального релиза. 17
2.2. Миофасциальный релиз в
оздоровительной тренировке женщин 35-60 лет. 19
2.3. Оздоровительная программа для женщин с применением
миофасциального массажа. 22
Заключение. 29
Список
используемой литературы 31
Введение:
Актуальность работы. Массаж
является совокупностью приемов рефлекторного и механического воздействия на
органы и ткани в виде давления, растирания, вибрации, проводимых на поверхности
тела человека и руками, и специальными аппаратами путем воздушной, водной либо
другой средой для того, чтобы достичь лечебного либо другого эффекта.
В
настоящий период времени массаж – это одно из средств оздоровления, вместе с
правильным питанием, занятиями спортом. Массаж является важной составляющей в
техниках работы с телом в телесно-ориентированной психотерапии и лечении
психосоматических заболеваний.
Массаж
является способом лечения и предупреждения разных заболеваний, может быть
основным компонентом здорового образа жизни человека.
Массаж
способен помочь сохранять тело и дух в лучшей форме. При его помощи
осуществляется лечение большинства заболеваний, особенно выделяются такие
неприятные состояния, как беспокойство и стрессы.
Массаж
помогает быстро восстановиться после стресса и избежать заболеваний, которые
связаны с непрерывным нервным напряжением, расслабляет напряженные мышцы,
обезболивает болевые точки, нормализует блокированный энергетический поток,
уменьшает беспокойство, восстанавливает чувство спокойствия и благополучия,
усиливает функции иммунной системы.
Массаж
воздействует на физиологическое состояние человека лишь благотворно, имеет
своеобразный психотерапевтический эффект, положительно воздействует на
эмоциональное состояние, способствует отдыху и расслаблению.
Как
известно, массаж очень распространен. Он применяется различными техниками, на
разные зоны тела человека, также по-своему. Как и в обычной жизни, для каждого
человека массаж подбирается индивидуально, кому-то может быть назначен массаж
лечебный, кому-то расслабляющий, у каждого вида спорта используется свой вид
массажа, который подбирается индивидуально, часто под самую «загружаемую»
группу мышц.
В
наше время сидячий образ жизни и малая подвижность является нормой, вследствие
чего состояние здоровья большинства студентов оставляет желать лучшего. Но
обычные упражнения в тренажерном зале не могут решить все проблемы. Здесь
идеально подойдет миофасциальный релиз. Путем корректировки разбалансированных
мышц будет уменьшаться болевой синдром, и улучшаться качество движений. В
результате восстановления мышц организм вернется в оптимальное состояние.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические
основы научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в
трудах Бирюкова
А.А., Григорьевой Е.В., Ивлева М.П., Майерс Т.В., Симонс Д.Г., Трэвелл Д.Г.,
Луис С. и
многих др.
Объект исследования – процесс
миофасциального массажа.
Предмет исследования – программа
для женщин 35-60 лет с применением миофасциального массажа.
Цель исследования – изучить
особенности составления программы для женщин 35-60 лет с применением
миофасциального массажа.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятий
«здоровье», «здоровый образ жизни»;
2.
изучить особенности психологии здорового образа жизни;
3.
проанализировать особенности и методы лечебного массажа;
4.
рассмотреть Методы миофасциального
релиза;
5.
проанализировать особенности миофасциального релиза в
оздоровительной тренировке женщин 35-60 лет;
6. составить оздоровительную
программу для женщин с применением миофасциального массажа.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Заключение Таким
образом, фасция – это вид соединительной ткани, который покрывает мышцы,
органы, сухожилия и сосудисто-нервные пучки в организме человека. Она окутывает
мышечные волокна и удерживает их вместе, а укорочение и расслабление фасции
влияет на их работу.
В
здоровом организме фасция растягивается и двигается без ограничений. Однако, с
ухудшением состояния здоровья, н., сидячим образом жизни или в связи с
возрастом, фасция становится тугой, ограниченной в подвижности и теряет свою
эластичность, в результате чего образуются очаги «спаек», где мышцы и фасции,
по сути, срастаются друг с другом, образуя рубцы. Это защитный механизм,
который помогает стабилизировать тело в период травмы. Помимо этого, существует
неразрывная связь между фасциями: напряжение одной фасции отражается на тонусе
других фасций.
Основная
функция фасции состоит в передаче механических напряжений при физической
нагрузке, или при воздействии внешних сил по всему телу. Также этот вид
соединительной ткани нужен для поддержки целостности мышц, защиты, амортизации
и уменьшения трения. Стоит добавить, что фасции осуществляют защиту нервов и
кровеносных сосудов, проходящих между мышцами.
Миофасциальный
релиз – это воздействие и на мышцы, и на соединительную ткань, направленное на
расслабление миофасциальных цепей, изменяющее под давлением, напряжением и
нагрузкой мягкие ткани и жидкости организма. Предотвращает спаечные процессы,
усиливает циркуляцию крови в тканях, увлажняет и делает более эластичными
фасции, выводит продукты распада из мышечных тканей, активизирует отток лимфы,
снижая отечность.
Такой
массаж помогает снизить восприимчивость к боли, повышает тонус мышц, улучшает
их эластичность и скорость включения мышечных волокон. Это происходит за счет
раздражения сенсорных рецепторов, находящихся в мышцах и фасциях, связках и
сухожилиях.
Для
получения необходимого эффекта от миофасциального релиза применять его нужно в
различные моменты тренировочного процесса.
В
качестве разминки и подготовки суставов, мышц и фасций к основным видам
упражнений МФР можно выполнять перед тренировкой. Это позволит лучше
контролировать тело и снизить утомляемость, снять болевой синдром, сделать
мягкие ткани эластичнее, а суставы подвижнее. Эффективность тренировки
повышается, а риск травм снижается, в связи с этим тело будет работать на
максимально доступных ему амплитудах движений, включая в работу все мышцы. Для
того чтобы продлить работоспособность и снизить утомляемость необходимо
выполнять МФР во время тренировки.
Для
снятия усталости, уменьшения ЧСС и снижения ощущения болезненности в мышцах
необходимо выполнять МФР в качестве заминки. Проработка мышечно-фасциальных
сетей, на которые легла основная нагрузка во время тренировки, позволит
избежать спаечных процессов в них, а также увлажнит ткани.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
здоровья, как современной проблемы
1.1. Сущность и определение понятий «здоровье»,
«здоровый образ жизни» Многие
современные ученые определяют термин «здоровье» как способность человека к
оптимальному физиологическому, социальному и психологическому функционированию.
Встречаются определения, в которых подчеркивается роль сознания человека,
энергетических показателей выносливости и силы, параметров информационного
потока.
Анализируя работы таких ученых, как Амосов Н. М., Дубовский
В. И., Казначеев В. П., Сухомлинский В. А. и пр. можно говорить о том, что
здоровье является важнейшим составляющим человеческого организма. Сухомлинский
В. А. утверждал, что детское здоровье является важнейшим трудом воспитателя. От
бодрости и жизнерадостности ребенка зависят его духовная жизнь, умственное
развитие, мировоззрение, уверенность в себе, прочность знаний.
По
определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье является
состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней либо физических дефектов»[1].
Брехман
И. И. полагает, что здоровье является «способностью человека сохранять соответствующую
возрасту устойчивость в условиях резких изменений качественных и количественных
параметров триединого потока сенсорной, структурной и вербальной информации»[2].
Чернявская
Е. А. полагает, что здоровье является «динамическим состоянием физического, социального
и духовного благополучия, которое обеспечивает полноценное выполнение человеком
трудовых, биологических и психических функций при максимальной
продолжительности жизни»[3].
Казначеев В. П. подчеркивал, что здоровье является процессом
(динамическим состоянием) развития и сохранения биологических, психических и
физиологических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при
максимальной активности жизни[4].
Профессоры Давиденко Д. Н. и Петленко В. П. утверждают, что
сегодня известно порядка ста определений понятия «здоровье». Обобщив их,
исследователи пришли к выводу, что человеческое здоровье является качеством
приспособления организма к условиям внешней среды и итогом процесса
взаимодействия человека со средой обитания.
В настоящий период времени выделяют несколько основных
составляющих здоровья: соматическое здоровье – состояние органов и систем
органов человеческого организма в настоящее время; физическое здоровье –
уровень развития функциональных возможностей всех органов и систем организма.
Основа физического здоровья заключается в функциональных и
морфологических резервах тканей, клеток, органов и систем органов, которые
обеспечивают приспособление организма к воздействию разнообразных внутренних и
внешних факторов; психическое здоровье является состоянием психической сферы
человека.
Основа психического здоровья заключается в состоянии общего
душевного комфорта, обеспечивающего адекватную регуляцию его поведения;
нравственное здоровье является совокупностью характеристик потребностно-информационной
и мотивационной основы жизнедеятельности.
Основа нравственного здоровья каждого человека заключается в
системе ценностей, мотивов и установок поведения в социальной среде[5].
Важно подчеркнуть, что в каждой трактовке анализируемого
определения отмечается отношение к здоровью, как к динамическому процессу и
существование возможности целенаправленно управлять данным процессом[6].
Следующее
важное понятие нашего исследования – понятие образа жизни. Образ жизни
является биосоциальной категорией, которая интегрирует представления об
определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его бытом,
трудовым процессом, правилами общественного и индивидуального поведения, формой
удовлетворения духовных и материальных потребностей.
То
есть образ жизни является «лицом» индивида, которое отражает в то же время
уровень общественного прогресса[7].
Термин «здоровый образ жизни» появился и стал применяться в
1989 г. Автором этого термина считают профессора-фармаколога Израиля Берхмана
И. И. Он первым среди медиков выдвинул концепцию здорового образа жизни.
Доклады, с которыми он выступал по данному вопросу на разнообразных
конференциях, у слушателей пользовались большим успехом. В настоящий период
времени идеи Брехмана о полноценном сне, сбалансированном и рациональном
питании, пользе движения и свежего воздуха известны каждому[8].
Термин
«здоровый образ жизни» используется все чаще, однако по-прежнему является
спорным. Самое простое определение здорового образа жизни звучит так: «Это все,
что в деятельности и поведении человека благотворно влияет на его здоровье».
Однако, сюда необходимо включить все позитивные для здоровья стороны, то есть
аспекты, виды социальной, трудовой, образовательной, интеллектуальной,
медицинской и физической активностях, которые действуют на благо общественного
и индивидуального здоровья.
Так
как определение «деятельность» довольно обширно и каждый вид деятельности может
воздействовать на здоровье, в здоровый образ жизни входят элементы
деятельности, которая направлена на улучшение, охрану, воспроизводство здоровья[9].
Чумаков
Б. Н. полагает, здоровый образ жизни является способом
жизнедеятельности, который направлен на полнейшее изменение прежних привычек,
которые касаются еды, режима физической активности и отдыха[10].
Есть
также и следующее определение: «здоровый образ жизни является способом
жизнедеятельности, который направлен на улучшение и сохранение здоровья
людей как условия и предпосылки развития и существования иных сторон
образа жизни»[11].
Таким образом, здоровый образ жизни является деятельностью, которая более
характерна, типична для определенных экологических, политических,
социально-экономических и иных условий, которая направлена на улучшение и
сохранение, и на укрепление здоровья людей.
Осипова М. П. и др. полагают, что культура здорового образа жизни
является общечеловеческими ценностями, которые отражены в здоровье сберегающих
знаниях, вырабатывающихся в навыках, нормах поведения индивида, которые
проявляются в деятельности и позволяют сохранить и сформировать собственное
здоровье, строить отношения с иными людьми на основе признания их права быть
здоровыми[12].
Критерии
сформированности культуры здорового образа жизни определены
в Стратегии охраны здоровья населения Российской
Федерации на период 2013-2020 гг. и последующие
годы. К ним относятся: «отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих как к ценности; наличие навыков и умений укрепления и сохранения
здорового, ответственного и безопасного поведения, сформированности гигиенических
привычек и навыков; наличие умственной и физической активности; умение
противостоять разрушительным для здоровья формам поведения»[13].
В
современное время в понятие здорового образа жизни заключают следующие
компоненты: отказ от вредных привычек (курения, употребления
алкогольных напитков и наркотических веществ); рациональное питание;
оптимальный двигательный режим; здоровый сон; режим дня; закаливание;
положительные эмоции; гигиена жилища; личная гигиена.
Таким
образом, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности
людей, который направлен на улучшение и сохранение их здоровья как
условия и предпосылки существования и развития иных сторон образа жизни.
Культура
здорового образа жизни учащегося является частью общей культуры личности,
которая характеризуется определенным уровнем знаний в области здоровья,
потребностью, мотивацией быть здоровым, ценностным отношением к
собственному здоровью и окружения, к здоровому образу жизни, наличием навыков и
умений здорового образа жизни[14].
В
структуру личной культуры здорового образа жизни входит когнитивный,
ценностно-мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты.
Отсюда
ясно, насколько важным является, начиная с самого раннего возраста, воспитывать
у детей позитивное отношение к здоровому образу жизни, понимание того, что
здоровье является самой величайшей ценностью, которая дарована человеку
природой, а здоровый образ жизни – важнейшей целью и результатом
воспитания в школе и семье. [1] Всемирная
организация здоровья: [Электрон. ресурс]: – Режим доступа URL: http://www.who.int/publications/ru
(дата обращения 14.05.2021). — С. 2. [2] Попов С. В.
Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С.
В. Сычев. – СПб: Союз, 2016. – 253 с. – С. 7. [3] Чернявская Е. А.
Проблемы здоровья школьников и пути их решения в условиях современной школы /
Е.А. Чернявская // Гуманитарные и социально- экономические науки. – 2014. – №5
– С.13. [4] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер:1-4 классы. – МВАКО, 2013. – 304 с. – С. 59. [5] Основы здорового образа жизни человека: [Электронный
ресурс]: – Режим доступа URL:
http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html (дата обращения 14.05.2021).
— С. 3-4. [6] Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:
школьник и компьютер:1-4 классы. – МВАКО, 2013. – 304 с. – С. 59-60. [7] Попов С. В. Валеология
в школе и дома (о физическом благополучии школьников): учебник / С. В. Сычев.
– СПб: Союз, 2016. – 253 с. – С. 10. [8] Здоровый образ жизни: откуда что берется: [Электронный
ресурс]: – Режим доступа URL:
http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/.
(дата
обращения 14.05.2021). – С.3. [9] Безруких, М. М.
Здоровьесберегающая школа: учебно-методическое пособие / М. М. Безруких. – М.:
МГПИ, 2016. – 239 с. – С. 4. [10] Чумаков Б. Н.
Валеология: учебное пособие / Б. Н. Чумаков. – 3-е изд. испр. и доп. – М.:
Педагогическое общество России, 2016. – 407 с. – С. 31. [11] Карпухин О.
И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И.
Карпухин // СОЦИС. – 2015. – № 3. – С. 55. [12] Матвеев Л. П.
Теория и методика физической культуры: учебник / Л. П. Матвеев. – М.: ФиС,
2014. – 321с. – С. 65. [13] Основные
положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020 гг. и
последующие годы: проект / проф. Комаров Ю. М. – М.: 2013. – 112 с. – С.
54. [14]
Формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся: региональный опыт: учебно-методическое пособие /
И. А. Армеева [и др.]; под общей ред. И. А. Армеевой. – В.1. –
Вологда: Вологодский институт развития образования, 2014. – 180 с. – С.
29.