Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности защиты социальных прав граждан конституционным правосудием в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. ТЕОРЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА
КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ИХ ЗАЩИТЫ В
РФ.. 6
1.1. Понятие, классификация и этапы развития
конституционных социальных прав личности в РФ.. 6
1.2. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в
механизме защиты социальных прав граждан. 12
Глава 2. СПЕЦИФИКА ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
КОНСТИТУЦИОННЫМ ПРАВОСУДИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Защита материнства, детства и семьи
конституционным правосудием, ее особенности и проблемы.. 19
2.2. Право на социальное обеспечение граждан и его
защита конституционным правосудием, особенности и проблемы.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 39
Введение:
Актуальность темы выпускной
квалификационной работы обусловливается тем, что бесспорно, важнейшей функцией социального
государства является социальная защита граждан. Провозглашение прав и свобод
человека в качестве одной из высших ценностей невозможно без обязанности
государства не только воздерживаться от вмешательства в эту сферу, а также
признавать и неукоснительно соблюдать их, но и создавать необходимые юридические
и организационные условия для реализации прав и свобод. И это предполагает как
правовую регламентацию прав и свобод, так и создание специальных
государственных органов, осуществляющих правозащитную деятельность.
Особое место среди них занимают
судебные органы, поскольку установление приоритета судебной защиты прав и
свобод — одна из обязательных составляющих демократического правового
государства. Реализация гражданами социальных прав гарантируется,
первостепенно, их закреплением в Конституции РФ, второстепенно, — закреплением
на конституционном уровне полномочий по проверке соответствия Конституции РФ
конституций (уставов) субъектов РФ, законов, иных нормативных правовых актов за
особым органом правосудия — Конституционным Судом Российской Федерации.
Главная роль Конституционного Суда РФ
заключается, прежде всего, в толковании Конституции Российской Федерации,
проверке соответствия правовых норм отраслевого законодательства (гражданского,
семейного, жилищного, пенсионного и т.д.) Конституции РФ, в преодолении
коллизий между несколькими нормами и т.д. Социальные права людей являются
высшей ценностью и рассматриваются в качестве конституционного института
обеспечения достойной жизни.
Проблеме исследования конституционных
социальных прав граждан в науке не уделялось достаточного внимания в период
принятия Конституции РФ и начала деятельности Конституционного Суда РФ. В конце
90-х г.г. XX века стали появляться первые работы, посвященные социальным
правам. Однако многие вопросы в социальной сфере, такие как, понятие и сущность
социального государства, понятие и виды социальных прав, проблемы защиты
социальных прав, соотношение охраны и защиты социальных прав, проблемы защиты
социальных прав конституционным правосудием до сих пор являются дискуссионными,
а некоторые проблемы остаются неразрешенными либо требуют переосмысления и
модификации в силу изменившихся социально-экономических условий.
Изложенное позволяет утверждать, что
обеспечение защиты социальных прав человека и гражданина, важны и актуальны для
дальнейшего развития науки конституционного права России.
Объектом исследования
выпускной квалификационной работы является правовые отношения, складывающиеся в
процессе защиты социальных прав граждан конституционным правосудием в
Российской Федерации.
Предметом исследования
выпускной квалификационной работы является законодательство, регулирующее
процесс защиты социальных прав граждан конституционным правосудием в Российской
Федерации.
Целью выпускной
квалификационной работы является анализ современных проблем и перспектив защиты
социальных прав граждан конституционным правосудием в Российской Федерации.
Задачи выпускной
квалификационной работы:
— раскрыть понятие, классификацию и этапы развития конституционных
социальных прав личности в РФ;
— рассмотреть роль Конституционного
Суда Российской Федерации в механизме защиты социальных прав граждан;
— изучить защиту материнства, детства и семьи
конституционным правосудием, ее особенности и проблемы;
— проанализировать право на социальное
обеспечение граждан и его защиту конституционным правосудием,
особенности и проблемы.
Методологическая
основа выпускной квалификационной работы состоит из совокупности общенаучных и
частнонаучных методов познания, позволяющих комплексно изучить предмет
исследования с точки зрения научного, познавательно-оценочного и
сравнительно-правового аспектов в развитии и взаимосвязи с иными
теоретико-правовыми категориями.
Нормативную базу выпускной
квалификационной работы составили Конституция РФ[1], федеральные законы
РФ.
Эмпирической основой
выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского
законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих
научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Теоретическая значимость
темы выпускной квалификационной работы обоснована спецификой
современного этапа развития защиты социальных прав граждан конституционным
правосудием в Российской Федерации, связанного с пандемией, и санкционного
давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует
поиска новых путей совершенствования защиты социальных прав граждан
конституционным правосудием в Российской Федерации.
Практическая значимость
темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что
основные теоретико-методологические положения, практические выводы и
рекомендации могут быть использованы при совершенствовании защиты социальных
прав граждан конституционным правосудием в Российской Федерации.
Структурно выпускная квалификационная
работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. [1] Конституция Российской Федерации:
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Заключение:
Проведенное исследование
в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социальные права и свободы человека и
гражданина — самостоятельная группа обеспеченных Конституцией Российской Федерации
и защищаемых правосудием прав и свобод человека и гражданина, призванных
обеспечить каждому человеку возможности по духовному и нормальному физическому
развитию личности, достижению достойного уровня жизни, а также защиту от
неблагоприятных воздействий со стороны рынка и способность по достижению
партнёрства в социальной сфере через участие в различного рода профессиональных
союзах и объединениях граждан.
2. Приведенные в работе позиции
Конституционного Суда Российской Федерации говорят о его особой роли в защите
социальных прав. Толкование положений Конституции РФ, нормативных актов в
области социальных прав Конституционным Судом Российской Федерации направлены
на формирование новых подходов в защите и толковании положений о социальных
правах граждан, к пониманию сущности социальных прав, стремление уменьшить
ошибки в правоприменительной практике путем ее корректировки. Таким образом, в
частности, осуществляется защита от произвольного толкования положений о социальных
правах человека и гражданина, содержащихся в нормативно-правовых актах, которые
противоречат Конституции России.
В ходе проведения
конституционной реформы 2020 г. особое внимание было уделено вопросам
социальной сферы. В частности, в Конституцию РФ внесены положения о дополнительных
гарантиях: минимальный размер оплаты труда должен составлять не менее величины
прожиточного минимума трудоспособного населения в целом (ч. 5 ст. 75),
индексация пенсий не реже одного раза в год (ч. 6 ст. 75), право граждан на
обязательное социальное страхование, адресную социальную поддержку и индексацию
социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 7 ст. 75).
3. Неравномерное
распределение прав отцов и матерей, как показывает практика, налицо, несмотря
на закрепленное Конституцией РФ равноправие в части соблюдения социальных
гарантий. Данный принцип реализуется не в равной мере, а именно чаще всего при
реализации отцовских прав возникают проблемы реализации социальных гарантий при
получении социальных выплат по листам нетрудоспособности (больничные с детьми),
страховых выплат.
4. Проанализировав
изложенное выше, представляется необходимым сделать несколько ключевых выводов:
Во-первых, правовые
позиции Конституционного Суда РФ представляют собой особый элемент существующей
правовой системы, который обладает надотраслевым праворегулирующим потенциалом,
что позволяет выделить их самостоятельное место в системе права Российской
Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ имеют прецедентное значение
для всех субъектов: государственных органов, органов местного самоуправления и
индивидов.
Во-вторых, правовая
позиция Конституционного Суда РФ состоит в запрете вводить различия в правах
лиц, обладающих одинаковым правовым статусом, то есть в отстаивании принципа
недопустимости издания в России законов, отменяющих или умаляющих права
граждан.
В-третьих, правовая
позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что недопустимо, ограничивать
конституционное право на социальное обеспечение путем приостановления выплаты
пенсии осужденному пенсионеру.
В-четвертых, правовая
позиция Конституционного Суда РФ состоит в том, что необходимо достижение
фактического равенства в сфере труда, независимо от различий по полу, характеру
труда, и иных различий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИНСТИТУТА КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ И
МЕХАНИЗМЫ ИХ ЗАЩИТЫ В РФ
1.1. Понятие,
классификация и этапы развития конституционных социальных прав личности в РФ К числу актов, составляющих основу
для анализа эволюции конституционного регулирования социальных прав и свобод
человека и гражданина в России относятся: Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа 1918 г.; Конституция РСФСР 1918 г.; Конституция СССР
1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г.; Конституция СССР 1936 г. и Конституция
РСФСР 1937 г.; Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г.; Декларация
прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г.; Конституция РФ 1993 г.;
«постподконституционные» нормативные правовые акты; универсальные и специальные
международно-правовые инструменты, в том числе Всеобщая Декларация прав
человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская Конвенция о
защите прав человека и основных свобод и др. Сюда же следует отнести практику
Европейского Суда по защите прав и свобод человека, иных межгосударственых
судебных органов, чья юрисдикция признана Россией, а также Конституционного
Суда Российской Федерации.
Рассмотрим отдельные содержательные
аспекты и особенности названных актов.
Декларация прав трудящегося и
эксплуатируемого народа была принята на III Съезде Советов 12 января 1918 г. и
впоследствии включена в Конституцию РСФСР 1918 г. Несмотря на свое название,
данный документ не был посвящен исключительно вопросам прав «трудящегося и
эксплуатируемого народа». Декларация, по сути, конституировала новую власть.
Так, в первой ее норме Россия объявлялась Республикой Советов рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть, как гласила Декларация, в
центре и на местах принадлежит этим Советам. Российская Советская Республика учреждалась
«на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских
национальных республик»[1].
Конституция РСФСР 1918 г.,
руководствуясь интересами рабочего класса в целом, лишала отдельных лиц и
отдельные группы лиц прав, которые они могли использовать в ущерб интересам
социалистической революции.
В первой Конституции СССР отдельного
раздела (главы), посвященного правам и свободам, не было. В отличие от нее,
Конституция РСФСР 1925 г. включает главу, посвященную правам и свободам (хотя
эта глава и называется «Общие положения», она является ее первой главой). По
сути, данная глава копирует соответствующую главу Конституции РСФСР 1918 г. с
некоторыми изменениями и дополнениями. Она начинается со слов: «Настоящая
Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики исходит из основных положений Декларации прав трудящегося и
эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским Съездом Советов, Декларации
прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции (Основного
закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой
V Всероссийским Съездом Советов, и имеет своей задачей гарантировать диктатуру
пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека
человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на
классы, ни государственной власти».
На основе Конституции СССР 1936 г.
была принята Конституция (Основной закон) РСФСР 1937 г. Согласно ее ст. 9
«наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой
хозяйства в РСФСР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных
крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию
чужого труда».
На базе третьей и последней
Конституции СССР 1977 г. была принята четвертая Конституция (Основной закон)
РСФСР 1978 г., которая практически дословно повторяла положения союзной Конституции.
Статусу личности в конституциях был
посвящен второй раздел «Государство и личность». Он включал главы,
регулировавшие вопросы гражданства, а также основные права, свободы и
обязанности граждан[2].
В российскую Конституцию в те годы
(1989-1993 гг.) вносились многочисленные поправки. Изменения претерпели и
нормы, закреплявшие права и свободы. Основой этих изменений стала принятая 22
ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР 1991 г. По
сути, это был первый такого рода документ, принятием которого была сделана
попытка утвердить права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую
ценность общества и государства, привести законодательство в соответствие с
общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека[3].
Принятие Конституции РФ 1993 г.
знаменовало новый этап развития нашего государства. Начался сложный и трудный
процесс создания нового конституционного права, претворения в жизнь
конституционного механизма власти.
В соответствии со ст. 4 Конституции
РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
При этом если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
договора. Из всего спектра международных договоров Российской Федерации стоит
выделить Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод,
поскольку она «снабжена» реальным и эффективным механизмом судебной защиты прав
и свобод российских граждан, получивших право прямого обращения в Европейский
Суд по правам человека (ЕСПЧ).
В работе Конституционного Суда РФ
рассмотрение дел по жалобам граждан на нарушение их социальных прав законами,
примененными по конкретным делам, также занимает значительное место[4].
В условиях становления социального
государства в Российской Федерации роль социальных прав граждан существенным
образом возрастает. Они являются значимой составляющей всей системы прав и
свобод человека и гражданина. Нормативная база, также как и юридическая наука
не имеют единого подхода к определению понятия социальных прав и свобод
человека и гражданина.
Большинство учёных по конституционному
праву не рассматривают социальные права как самостоятельную группу, потому они
подвергаются исследованию лишь в совокупности с экономическими и культурными
правами. Социально-экономические права, а вместе с ними и культурные,
непосредственным образом поддерживают и нормативно закрепляют
социально-экономические условия жизни индивида. Эти права осуществляют
определение положения человека в трудовой и бытовой сферах, сфере занятости и
благосостояния, кроме того, они затрагивают социальную защищённость человека.
Всё указанное преследует цель по созданию условий, позволяющих человеку быть
свободным от страха и нужды.
Ученые исследуют социальные права в одной
группе с родственными правами, говоря о том, что экономические, социальные и
культурные права гарантируют экономическую, социальную и культурную свободу
человека, давая тем самым возможность по удовлетворению своих жизненных
потребностей.
Согласно точке зрения иной группы
российских учёных, социальные права не
наделены юридическим содержанием[5]. Основное заблуждение,
которое вытекает из ошибочного понимания их природы, заключается в рассмотрении
социальных прав в качестве прав условного характера. Количество и качество получаемых
индивидом социальных благ определяется государством произвольно и не существует
безусловных притязаний индивидов на эти блага.
Особая связь социальных прав с
обязанностями государства обуславливает их обозначение как
перераспределительных прав. В данном смысле они представляют собой интересы,
удовлетворяемые через выполнение обязательств правительством или иной стороной,
взявшей на себе их исполнение от лица государства. Такое понятие социальных
прав является недостаточно проработанным, поскольку в нём не рассмотрен тот
факт, что государство неизбежно берёт на себя обязательства в сфере социальных
прав и свобод человека и гражданина, потому право и государство усиливают
социальные связи в обществе, повышают степень его однородности, претворяют в
жизнь принципы солидарности и взаимопомощи. Социальные права — это права на
кое-что способствующее достижению счастья, к чему следует отнести права на
труд, на справедливое вознаграждение, на пособие по безработице и болезни, на
пенсию, на бесплатное образование, на охрану здоровья, на чистую окружающую
среду.
Социальные права — права, которые
признаются, соблюдаются, охраняются и защищаются со стороны общества и
государства, это права, позволяющие человеку иметь притязания на социализацию в
достаточной степени, предоставляющие ему возможность по обладанию социально
значимым статусом, а также претендовать на создание условий и получение
средств, которые необходимы в целях достойного существования в пределах
общества и в целях собственного дальнейшего социального развития[6]. Приведённое понятие
удачным образом дополняет определение, данное Д.С. Шелестовым, который
определяет социальные права в качестве системы ном правового характера, которые
регулируют связанные с проблемами адаптации человека в обществе отношения[7].
Социальные права рассматриваются в
рамках самостоятельной группы, но с обязательным их изучением в едином
комплексе конституционных прав и свобод граждан. Указанное положение базируется
на статусно-ролевых, структурных, психолого-мотивационных и автономно-правовых
характеристиках. Такой подход определяет социальные права как закреплённые в
Конституции Российской Федерации и защищаемые правосудием возможности по
удовлетворению важнейших потребностей материального и духовного характера,
которые обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищённость[8].
Содержание социальных прав и свобод
человека и гражданина представлено, в первую очередь, в статье 7 Конституции
Российской Федерации, согласно норме которой государство берёт на себя
обязанность по обеспечению: права на труд и здоровье людей; права на получение
минимального размера оплаты труда; права на поддержку института семьи,
отцовства, материнства и детства; права на поддержку инвалидов и пожилых людей (приложение 1).
Данный перечень является отправной
точкой для построения всей системы социальных прав и свобод, в научной
литературе содержание социальных прав определено при помощи подробного анализа
основного закона нашей страны следующим образом. Е.Н. Хазовым выделяются в
рамках системы социальных прав: право на социальную защиту (статья 39
Конституции);
право
на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции); право на медицинское обслуживание
(статья 41 Конституции)[9].
Однако данный перечень представляется
неполным, и требует дополнения. В него следует включить также права: свободно
распоряжаться своими способностями к труду (статья 37 Конституции); на охрану
семьи, отцовства, материнства и детства (статья 38 Конституции); на жилище
(статья 40 Конституции); на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41
Конституции); на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции); на
получение образования (статья 43 Конституции).
Таким образом, социальные права и
свободы человека и гражданина — самостоятельная группа обеспеченных
Конституцией Российской Федерации и защищаемых правосудием прав и свобод
человека и гражданина, призванных обеспечить каждому человеку возможности по
духовному и нормальному физическому развитию личности, достижению достойного
уровня жизни, а также защиту от неблагоприятных воздействий со стороны рынка и
способность по достижению партнёрства в социальной сфере через участие в
различного рода профессиональных союзах и объединениях граждан. [1]
Ковалёва Н.П. Становление социального права в ХIХ в //
Государство, Право и Общество в Российской империи ХIХ в. Материалы
международной научной конференции, к 190-летию со дня рождения В.Д. Спасовича.
— Архангельск, 2020. — С. 83. [2]
Саликов М.С. Эволюция конституционного регулирования
социальных прав и свобод человека и гражданина в России // Уральский форум
конституционалистов. Материалы четвертого Уральского форума. Отв. редактор
М.С. Саликов. — 2019. — С. 125-136. [3] Гусев А.Ю.
Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. — М.:
Проспект, 2018.- С.51. [4] Бобракова Н.В. Социальные права и свободы в решениях Конституционного Суда
Российской Федерации // Материалы V Между- нар. науч.-практ. конф. / отв. ред.
И. С. Кокорин. — СПб.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина,
2018. – С.77. [5]
Петров М.В. Социальные права российских граждан: понятие и
юридическая природа // Научные исследования молодых учёных. — Пенза, 2021. — С.
133-135. [6]
Пальянов Е.Н. Социальные права человека: понятие, сущность,
международное признание // Крымский Академический вестник. — 2021. —
№ 17. — С. 167-173. [7] Шелестов Д.С.
Конституционные основы самозащиты социальных прав гражданами Российской
Федерации: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. – С.45. [8]
Аушев Р.А. Понятие социальных и культурных прав и свобод //
Наука в современном мире. материалы Международной (заочной)
научно-практической конференции. — Нефтекамск, 2021. — С. 392-399. [9]
Хазов Е.Н. Понятие, содержание и особенности экономических
гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина // Право на жизнь.
— 2010. — № 140 (2). — С. 45-46.