Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Специальная психология и педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7

1.1. Расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития: этиология, патогенез, причины 7

1.2. Детско-родительские отношения как психологический феномен 13

1.3. Специфика формирования детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра 18

1.4. Система комплексной психологической помощи родителям, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в контексте нормализации детско-родительских взаимоотношений 24

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 32

2.1. Организация и проведение процедуры исследования: цель, задачи, методики 32

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35

ГЛАВА III. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ 54

3.1. Формирующий эксперимент 54

3.2. Анализ результатов психологического сопровождения семей с детьми с расстройствами аутистического спектра 58

3.3. Рекомендации по оказанию психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра в контексте нормализации детско-родительских взаимоотношений 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 81

  

Введение:

 

На современном этапе развития общества число рождения в мире детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеет тенденцию к увеличению, что обусловлено научно-техническим прогрессом, социально-экономическими, климато-географическими особенностями, экологическими факторами. Предполагается, что к 2025 году число детей с отклонениями в развитии возрастет до 527 млн., что составит 8,2 % всего населения Земли. Расстройства аутистического спектра на протяжении последних десятилетий продолжают оставаться актуальной проблемой мирового значения.

Расстройствами аутистического спектра (РАС) обозначается спектр характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения, затруднений социального и коммуникативного взаимодействия, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с нарушениями развития в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встает вопрос об изучении детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, о стратегиях совладающего поведения родителей в психотравмирующей жизненной ситуации.

Изучением особенностей развития детей с РАС занимались многие отечественные (Е.Р. Баенская, В.М. Башина, М.Ю. Веденина, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, О.С. Никольская) и зарубежные (M.Rutter, E. Shopler, G.B. Mesibov, Anne M. Donnellan, L. Wing; M.E. VanBourgondien, Welch M.) ученые. Вопросы организации работы с родителями аутичного ребенка рассматривали Е.Р. Баенская, М.Ю. Веденина, О.С. Никольская, И.Б. Карварсарская, Е.М. Мастюкова, и др.

Проблемами изучения детско-родительских отношений занимались такие ученые, как А. Фромм, Ю. Б. Гиппенрейтер, М. И. Буянов, Г. Хоментаускас, Р. Снайдер, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и другие.

В.В. Ткачевой (2005) проводилось психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, анализ экспериментальных данных которого свидетельствует о ведущий дефект ребенка выступает в качестве ведущего патогенного фактора, обусловливающего стресс и продолжительную фрустрацию психики родителей, что диктует необходимость оказания специальной психологической помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, позволяющей своевременно преодолевать трудности детско-родительских взаимоотношений.

Большинство исследователей (А.Я. Варга (2002), В.И. Гарбузов (1990), А.А. Захаров (2006), О.А. Карабанова (2002), А.Е. Личко (1999), А.С. Спиваковская (2000), Э.Г.Эйдемиллер (2008), и др.) сходятся во мнении, что семьи, в которых родители проявляют внимание и интерес к развитию ребенка, эмоционально общаются с ним, где поощряется нестандартное поведение без жесткого контроля со стороны родителей, способствуют развитию благоприятных взаимоотношений между родителями и детьми. Все вышесказанное обусловливает актуальность выявления особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС.

Теоретической базой исследования явились:

— теории семейных и детско-родительских отношений (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.С. Варга, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.В. Запорожец, П.Ф. Лесгафт, Т.Д. Марцинковская, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.);

— положения об оказании психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии (И.С. Багдасарьян, Т.А. Добровольская, И.Ю. Левченко, Н.В. Мазурова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева, Н.Б. Шабалина и др.);

— фундаментальные положения об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития (Л.С. Выготский; П.Я. Гальперин; А.В. Запорожец; В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, и др.).

Объект исследования: семьи с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Предмет исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми с расстройством аутистического спектра.

Цель исследования: изучение психологического содержания и особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми с расстройством аутистического спектра.

Гипотеза исследования: предполагается, что работа по развитию детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра будет эффективной, если будет разработана и апробирована программа психологического сопровождения семей с детьми с расстройствами аутистического спектра, способствующая развитию гармоничных детско-родительских отношений.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать специфику формирования детско-родительских взаимоотношений в условиях атипичного варианта детского развития.

2. Обобщить теоретические подходы к изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра.

3. Выявить особенности психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра в контексте нормализации детско-родительских взаимоотношений.

4. В рамках организации эмпирического изучения взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра обобщить результатов психологического сопровождения семей с детьми с расстройствами аутистического спектра в процессе коррекционной работы.

5. Описать рекомендации по оказанию психологической поддержки родителям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра в контексте нормализации детско-родительских взаимоотношений.

Для решения задач используется комплекс исследовательских методов, представленный теоретическими методами (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ точек зрения, синтез, обобщение, описание, сравнение, аналогия и др.); эмпирические — тестирование, анкетирование.

Теоретическая значимость состоит в углублении теоретических представлений об особенностях взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Разработаны теоретико-методологические основы системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления диагностической и психокоррекционной работы с данной категорией семей. В исследовании получены данные, подтверждающие и дополняющие сведения об общих и специфических закономерностях развития детей с расстройствами аутистического спектра, их влиянии на ближайшее социальное окружение.

Практическая значимость. Полученные данные об особенностях взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, а также разработанная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по оптимизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с РАС, могут быть полезны при работе с семьей на разных этапах психологической помощи и в консультативно-терапевтической практике, поскольку указанные результаты дают определенное представление о оптимальных моделях развития детско-родительских взаимоотношений в условиях атипичного детского развития.

Структура исследования. Выпуская квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, примечания, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема изучения особенностей детей с аутистическим спектром — одна из наиболее актуальных в педагогике, психологии и дефектологии. Для аутизма характерна совокупность симптомов: экстремальное одиночество, отгороженность от мира, нарушения речи и зрительного сосредоточения, стремление к постоянству, наличие стереотипий, нарушения эмоциональной сферы.

Для прояснения некоторых малоизученных аспектов рассматриваемой проблемы нами было предпринято эмпирическое исследование.

На формирующем этапе исследования была разработана и реализована система занятий, направленных на оптимизацию взаимоотношений у детей с РАС при взаимодействии с родителями. В процессе занятий в процессе проигрывания ситуаций и моделей поведения дети с аутизмом должны были действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Применялись следующие методы: игровая терапия, методика Floortime, функциональный анализ поведения (нивелирование нежелательных форм); методы визуальной поддержки и опоры (вербальные подсказки, расписания, пошаговые инструкции, ориентировки, схематичные картинки, алгоритмы действий, фотографии последовательности шагов), социальные истории, видеомоделирование, поощрения и подкрепление, зонирование пространства, имитирование действий, видеоролики. Отработка навыков у детей происходила с использованием алгоритмов, визуальных поддержек, видеомоделирования, подсказок и схем — алгоритмов действий, наклеек, подкреплений, подбадриваний, похвалы.

Отдельным блоком проводилась совместная работа детей и родителей посредством вовлечения их в игровое взаимодействие, чему служили игры, направленные на создание доверительных отношений ребенка и взрослого, на оптимизацию навыков взаимодействия родителей и детей, на развитие тактильной близости, укрепление взаимного доверия. В рамках родительско-детского интенсива родителям предоставлялась возможность принять участие в коррекционно-развивающих занятиях, способствующих оптимизации детско-родительского взаимодействия.

По итогам контрольного этапа достаточно оптимизировались детско-родительские взаимоотношения, родители детей с РАС лучше осознают непродуктивность таких тактик воспитания, как авторитарная гиперсоциализация, симбиоз, инфантилизация.

Исходя из рисуночных тестов, зафиксировано снижение чувства отверженности в семье, отсутствуют нарушения внутрисемейных контактов, более выраженной стала близость между членами семьи, что, в целом, свидетельствует об удовлетворенности семейной ситуацией.

В семьях, воспитывающих детей с РАС, выявлен более высокий уровень сплоченности, увеличились открытые проявления чувств и эмоций родителями, снизились конфликтные противодействия между членами семьи, родители стали в большей степени поощрять независимость детей, более высокие показатели отмечаются в ориентации на достижения, родители стали больше ориентироваться на активный отдых и культурную жизнь, более упорядоченными стали организация и контроль семейной организации.

У родителей детей с РАС снизились показатели невротизации, выраженной эмоциональной возбудимости, снизилась ипохондрическая фиксация на соматических ощущениях, менее развиты признаки социальной изоляции. Анализ семейных социограмм показал положительные изменения в положении родителей в системе межличностных отношений.

Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.

Изучение внутрисемейного функционирования и детско-родительских отношений обладает практической значимостью для разработки и внедрения в практику программ психологической помощи семьям с детьми с РАС.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

1.1. Расстройства аутистического спектра в структуре нарушений психического развития: этиология, патогенез, причины

До настоящего времени остаются достаточно неясными патогенетические механизмы раннего детского аутизма. Психический дизонтогенез искаженного типа развития с преобладанием недоразвития инстинктов и аффективной сферы является общим для всех групп синдромов РДА. Патологический механизм наследования РДА недостаточно ясен, в этиологии раннего детского аутизма общепризнанной считается роль генетических факторов. Большинство ученых, исследующих биологические основы аутизма, склонны признавать огромную роль наследственности в формировании синдрома РДА.

Впервые термин «аутизм» был введен в 1912 году Э. Блейлером для обозначения особого состояния аффективной сферы и мышления, характеризующегося погруженностью индивида в мир собственных переживаний, находящегося в полной эмоциональной самоизоляции от окружающего мира. Название синдрома раннего детского аутизма происходит из анализа «экстремального одиночества», впоследствии названного синдромом Каннера [46].

Классический аутизм (инфантильный, детский аутизм) (F84.0) — это тип общего нарушения развития, обусловленного аномалиями и задержками развития, проявляющимися у ребенка до трех лет. Среди симптомов можно назвать недостаток социального взаимодействия (сложность восприятия ребенком чувств и эмоций окружающих, в выражении собственных эмоций); несформированность взаимной вербальной и невербальной коммуникации, воображения, выраженного ограниченным спектром поведения. Помимо этого, характерными симптомами аутизма являются гиперактивность, слуховая и тактильная чувствительность, аутоагрессия, и т.д.

Атипичный аутизм (F84.1) является типом общего расстройства развития, часто диагностируется у детей с низким уровнем функционирования а также у лиц со специфическим расстройством развития рецептивной речи. Данный тип общего нарушения развития отличается от детского аутизма возрастом, в котором выявляются расстройства либо отсутствием триады патологических нарушений.

Синдром Ретта (F84.2) является распространенной патологией среди наследственных форм умственной отсталости, и встречается исключительно среди девочек. Возрастной диапазон возникновения нарушений — от 7 до 24 месяцев жизни. Характерными признаками нарушений являются частичная или полная утрата речевой функции, локомоторных навыков и произвольных движений руками, остановка социального и игрового развития.

Другое первазивное (дезинтегративное) расстройство детского возраста (F84.3) — тип общего нарушения развития с наличием периода нормального развития без особых аномалий, до проявления признаков расстройства, характеризующегося утратой ранее приобретенных навыков.

Синдром Аспергера (F84.5) — расстройство неопределенной нозологии, с присущими аутизму качественными аномалиями социальных взаимодействий, в комбинации со стереотипность, монотонностью и ограниченность увлечений и занятий [46].

В соответствии с «Руководством по диагностике и статистике психических расстройств» Американской психиатрической ассоциации в новом классификаторе еще в 2013 году произошла замена существовавших диагнозов аутизма, синдрома Аспергера, дезинтегративного расстройства, неуточненного общего расстройства развития на категорию «расстройства аутистического спектра» [68, с. 174].

Органический (соматогенный) аутизм может проявляться психический инертностью, моторной недостаточностью, как и при психоорганическом синдроме. Может присутствовать неврологическая симптоматика, признаки гидроцефалии, эпизодические эпилептиформные судорожные припадки. Органический аутизм является одним из резидуально-органических психических расстройств, которые обусловлены внутриутробными, перинальными и наследственными факторами. В первую очередь, причинами могут послужить органические поражения головного мозга различной этиологии в период внутриутробного развития ребенка, связанных с инфекциями, травмами [64]. Психогенный аутизм представлен более преходящим характером, а при нормализации условий воспитания подвержен обратному развитию. Органический (соматогенный) может проявляться психический инертностью, моторной недостаточностью. Данный вариант аутизма характеризуется выраженными нарушениями речевой деятельности и интеллектуального развития ребенка [46].

При аутизме у ребенка выражены лишь стереотипные действия, направленные на неодушевленные предметы. Детский аутизм — это свойство ребенка, развитие которого характеризуется резким снижением контактов с окружающими, слабо развитой речью и специфической реакцией на изменения в окружении [41]. Синдром принадлежит к группе общих расстройств психологического развития, комбинирующих отклонения и задержки развития психических функций [37, 63].

При искаженном развитии (наблюдаются комбинации общего недоразвития, задержанного либо ускоренного развития отдельных психических функций, образующих новые патологические механизмы. Дизонтогенез представляет собой одну из типичных моделей искаженного развития психики с нарушениями коммуникаций, эмоционально-волевой, аффективной сферы и социальной адаптации ребенка.

Среди множества гипотез, направленных на обоснование патогенетических механизмов РДА, существует мнение об особой роли нарушений восприятия, провоцирующих «информационную блокаду», и ведущих к вторичным нарушениям речевой деятельности ребенка [46].

По утверждению Б. Римланда и С.С. Мнухина, выявляется взаимосвязь церебральных механизмов патогенеза РДА с нарушением активирующих влияний со стороны образований ствола мозга [23]. Синдром Каннера характеризуется частым отставанием в развитии речи [46]. Различные классификации, описывающие аустистические состояния различного генеза, представлены вариативностью аутизма, однако более легким все же признается вариант Аспергера.

В течение продолжительного времени в науке доминировала гипотеза о психогенной природе РДА, согласно которой патологическое формирование личности ребенка опосредовано условиями его развития как подавления психической активности и аффективной сферы. Учеными выдвигается предположение о нарушениях биологических механизмов, слабости и неразвитости инстинктов, наличии информационной блокады, расстройствах восприятия, речи, слуховых впечатлений, коммуникативной блокаде.

Вопросами патогенеза РДА занимались В.В. Лебединский и О.Н. Никольская, которые ориентировались в своих исследования на положения концепции Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях развития [41]. Аутистический барьер закрепляется посредством именно образования подобных влечений. В результате при РДА наблюдается ослабление эмоциональных реакций, выявляется наличие «аффективной блокады», сопровождающейся отсутствием адекватной реакции на раздражители [3].

В настоящее время отсутствует общепризнанная точка зрения относительно того, какой именно мозговой механизм оказывается пораженным при аутизме. Нарушения в развитии мозга происходят в раннем возрасте. Ведущие модели аутизма свидетельствуют о том, что существует атипичное развитие нейрональных взаимосвязей между отделами мозга, выражающиеся в интенсивном увеличении локальных связей и образовании дефицита удаленных связей. Считается, что наследственное эндогенное нарушение эмбрионального развития при аутизме может быть декомпенсировано посредством инфекций, травм, родов. В настоящее время генетическая концепция объясняет основные формы аутизма: синдром Каннера, детский аутизм процессуального генеза при ранней детской шизофрении (инфантильный и атипичный психоз), и синдром Аспергера.

Анализ специалистами клинического материала подтверждает существование разных видов аутизма в зависимости от происхождения: эндогенного, хромосомного, органического, экзогенного, что находит отражение в МКБ-10, где в группу первазивных нарушений наряду с аутизмом добавлен и атипичный аутизм.

Патогенез аутизма отличается качественными особенностями, что находит отражение в работах Л. Каннера, О.П. Юрьевой, В.М. Башиной, Г.Н. Пивоваровой, и т.д. При аутизме эндогенного происхождения нарушения развития представляют собой диссоциированный дизонтогенез, и ведущее различие аутизма от других видов нарушенного развития с аутистическими симптомами разного происхождения — это асинхрония развития. Аутизм эндогенного происхождения дизонтогенез можно рассматривать в качестве конституционального, эволютивно-процессуального, процессуального [19].

При наличии аутистических синдромов в структуре умственной отсталости хромосомного, обменного либо органического генеза (атипичный аутизм) патогенез перечисленных нарушений обусловлен поражением структур центральной нервной системы, которые нарушаются и при детском аутизме эндогенного генеза. Отсутствует диссоциированный дизонтогенез с асинхронией развития, поэтому имеющиеся расстройства интерпретируются как аутистически подобные синдромы.

Для рассмотрения особенностей патогенеза при различных формах аутизма необходимо обратиться к нейроморфологическим, нейрофизиологическим и биохимическим исследованиям. Нормальному онтогенезу свойственно наличие критических периодов, во время которых наблюдаютя структурно-функциональные перестройки, которые обеспечивают основу для нового функционирования. Патологические процессы, происходящие в критические периоды онтогенеза центральной нервной системы, приводят к нарушениям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы