Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности воспитания бережного отношения к природе в ходе целевых прогулок на участке доо у воспитанников ( группа) дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГУЛОК НА УЧАСТКЕ ДОО В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У
ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Методические особенности организации целевых
прогулок на участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного возраста 6
1.2. Требование программы к воспитанию бережного
отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста. 13
1.3. Понятие «целевые прогулки» в воспитании бережного
отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ
ПРОГУЛОК НА УЧАСТКЕ ДОО В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Организация и методика исследования уровня
сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников 22
2.2. Организация целевых прогулок на участке ДОО для
формирования у старших дошкольников бережного отношения к природе 27
2.3. Проверка эффективности проведенной работы по
формированию у старших дошкольников бережного отношения к природе 34
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема взаимосвязи человека с
природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время,
экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и
приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей,
совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных
взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего
лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не
только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других
отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она
вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в
сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое
взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке бережного отношения к
природе, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и
продолжается всю жизнь.
Необходимость воспитания
бережного отношения к природе обусловлена наличием мирового экологического
кризиса, причина которого кроется в практической деятельности человека, которая
обусловлена его антропоцентрическим сознанием. Основы сознания, экологической
культуры, отношение личности к миру природы закладываются в дошкольном детстве,
что подтверждает значимость использования этого сензитивного периода для
экологического образования личности и формирования ее экологической культуры.
Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
ориентирует современных специалистов дошкольного профиля в выборе задач и
содержания работы с детьми таким образом, чтобы не столько вооружать их
определенными знаниями, сколько открывать перед ними «науку жизни», которая
способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством
собственного достоинства и ответственности за свои поступки [32].
Влияние природы на
формирование личности раскрыто в работах Я. Коменского, Д. Локка,
И. Песталоцци, С. Русовой, Ж-Ж. Руссо, В. Сухомлинского,
К. Ушинского, Е. Фльориной. Такие современные исследователи этой
проблемы как С. Дepябo, Г. Пустoвит, В. Ясвин в своих научных
трудах подчеркивают необходимость формирования экоцентрического типа
экологического сознания деятельности людей в природе. Н. Глуxoвa,
Н. Кoт, Н. Лисeнкo, С. Никoлaевa, Н. Pижoвa,
Н. Яpышeвa доказывают, чтo oснoва экологического сознания, в частности, и
бережного отношения к природе, закладывается еще у детей старшего дошкольного
возраста, формирование которого учеными определяется одной из задач экологического
образования детей дошкольного возраста.
Дошкольное
учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового
поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной
заботы. Формирование основ экологической культуры – важнейшая задача
дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических
проблем. Считаем, что одним из средств воспитания бережного отношения к природе
являются целевые прогулки.
Имеются противоречия между необходимостью
воспитания бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного
возраста и недостаточностью разработанного комплекса целевых прогулок на
участке ДОО, способствующих эффективному воспитанию бережного отношения к
природе.
Проблема исследования: как влияют целевые прогулки в ДОО на формирование бережного
отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного возраста?
Объект исследования – процесс воспитания бережного отношения к природе у старших
дошкольников.
Предмет исследования – целевые прогулки как средство воспитания бережного
отношения к природе на участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного
возраста.
Цель исследования – повышение уровня сформированности бережного отношения к
природе в ходе целевых прогулок на участке ДОО у воспитанников старшего
дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятия «целевые прогулки», рассмотреть методические особенности организации
целевых прогулок на участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного
возраста.
2. Описать требование программы
к воспитанию бережного отношения к природе у воспитанников старшего дошкольного
возраста
3. Выявить уровень
отношения к природе у воспитанников 5-6 лет.
4. Составить и
апробировать комплекс целевых прогулок.
5. Определить
результативность проведенной работы и подвести итоги исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научной литературы по
теме исследования; синтез и обобщение; наблюдение.
Теоретико-методологическая база исследования представлена трудами
таких ученых, как В.Ф. Базарнов, Т.В. Башаева, Л.Д. Бобылева,
А.В. Болдырева-Вапансина, Л.В. Моисеева и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщение материала
относительно особенностей воспитания бережного отношения к природе в ходе
целевых прогулок на участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данной проблемы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данной работы: повышен уровень
сформированности бережного отношения к природе в ходе целевых прогулок на
участке ДОО у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Достижению
поставленной цели способствовало решение ряда задач исследований:
1. Рассмотрены и выделены
методические особенности организации целевых прогулок на участке в ДОО с
воспитанниками старшего дошкольного возраста: целевая прогулка должна
обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие объектов живой и неживой
природы; для расширения, обобщения представлений детей о природе необходимо
проводить повторные целевые прогулки; постепенное усложнение программного
материала на целевых прогулках должно происходить благодаря расширению круга
явлений и объектов природы; целевая прогулка должна иметь определенные
взаимосвязанные структурные части: подготовительный этап; ход прогулки и работа
после проведения целевой прогулки.
2. Описаны требования
программы к воспитанию бережного отношения к природе у воспитанников старшего
дошкольного возраста. Было установлено, что экологическое образование ‒ это
одна из актуальных задач, которые решает сегодня наше дошкольное образование.
Необходимо научить детей любить природу; прививать им чувство разнообразия
форм, красок, звуков в природе, потребность познавать, наблюдать, раскрывать
доступны для них явления.
3. Раскрыта сущность
понятия «целевые прогулки», особенности воспитания бережного отношения к
природе у воспитанников старшего дошкольного возраста. В результате анализа
литературы мы пришли к выводу, что целевые прогулки ‒ это эффективное средство
воспитания и обучения дошкольников, поскольку в их процессе осуществляется
гармоничное развитие ребенка. Общение с природой способствует формированию
основ материалистического понимания окружающего мира, воспитанию моральных и
эстетически качеств, стимулированию познавательной активности ребенка.
4. Составлен и
апробирован комплекс целевых прогулок, в ходе которых проводилось наблюдение за
объектами живой и неодушевленной природы; дети знакомились с литературными
произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы, потом рисовали, лепили,
слушали музыкальные произведения соответствующего характера. К работе по
формированию бережного отношения к природе привлекались родители, которые
вместе с детьми отыскивали нужную информацию, фотографировали, наблюдали
определенные объекты природы.
5. Определена
результативность проведенной работы и подвести итоги исследования. На
констатирующем этапе исследования был выявлен недостаточный уровень
сформированности у старших дошкольников бережного отношения к природе: высоким
уровнем обладают 3 дошкольника (30%); средним уровнем – 4 дошкольника (40%);
низким уровнем – 3 дошкольника (30%).
После проведения целевых
прогулок оценка уровня сформированности у старших дошкольников бережного
отношения к природе была проведена повторно, что позволило выявить
положительную динамику в результатах исследования: низкий уровень отмечен у 1
дошкольника (10%) по сравнению с 3 дошкольниками (30%) на констатирующем этапе;
средний повысился на 10% и составил 50% (5 дошкольников) по сравнению с 4
дошкольниками (40%) на констатирующем этапе; высокий уровень составил – 4 дошкольникам (40%) по сравнению с 3
дошкольниками (30%) на констатирующем этапе.
Исследование показало,
что целевые прогулки являются эффективным средством формирования у старших
дошкольников бережного отношения к природе.
Таким образом, цель
исследования была достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГУЛОК
НА УЧАСТКЕ ДОО В ВОСПИТАНИИ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ВОСПИТАННИКОВ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Методические особенности организации целевых прогулок на
участке в ДОО с воспитанниками старшего дошкольного возраста С помощью целевых
прогулок формируется экологическая культура ребенка, заключающаяся в том, что
он осознает общие закономерности природы и общества, начинает считать природу
родным домом, которую надо беречь. Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения
дети получают знания о взаимосвязи в природе, о ценности для человека тех или
иных объектов природы, о правилах природопользования. На таких прогулках
дошкольники могут поупражняться в выполнении правил природопользования: на
пруду, в лесу, на лугу мы только гости и вести себя надо вежливо, не нарушать
покоя жителей этих природных зон [25, с. 245].
При проведении целевых
прогулок необходимо учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного
возраста. Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит
огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение
специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие
воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.
Педагогу стоит обратить
внимание на специфику развития высших психических функций.
Развивается зрительное,
слуховое, тактильное восприятие. В этот период формируются сенсорные эталоны –
выделенные определенным образом, распределены и взаимосвязаны образцы свойств
предметов: системы цветов, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем речи
и тому подобное. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий
восприятия, выступают своеобразными отправными точками для определения
особенностей исследуемого предмета [13].