Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психологическое развитие

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности воображения у детей с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
развития воображения у детей с задержкой психического развития. 6

1.1. Характеристика понятия
«творческое воображение». 6

1.2. Особенности развития творческого
воображения у детей подросткового возраста  15

1.3. Психолого-педагогическая
характеристика детей с задержкой психического развития. 24

1.4. Особенности развития творческого
воображения у детей с задержкой психического развития. 29

Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа развития творческого воображения у детей с задержкой психического
развития. 34

2.1. Диагностика уровня развития
творческого воображения у детей с задержкой психического развития. 34

2.2. Содержание работы по развитию
творческого воображения у детей с задержкой психического развития. 47

2.3. Анализ результатов исследования. 59

Заключение. 67

Список литературы. 70

  

Введение:

 

В связи с ухудшением экологической
обстановки, а также усовершенствованная система диагностики в системе
образования и медицины позволяет отметить рост количества детей с ОВЗ. Именно
задержка психического развития является особо актуальной психолого-педагогической
проблемой современного общества.

Задержка психического развития —
(сокр. ЗПР) это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в
недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых
интересов, быстрой пренасыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР является пограничным состоянием между
нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком,
необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще
обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. Проблемой задержки
психического развития занимались такие педагоги и психологи, как: Т.А. Власова,
Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Л.И.
Переслени, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.

Несмотря на многочисленность исследований
по проблеме задержки психического развития в настоящее время остаются
невыясненными вопросы вербального и невербального воображения на протяжении
школьного возраста. Следует заметить, что в психолого-педагогической литературе
недостаточно освещены вопросы психорегуляции творческой деятельности, в
частности воображения.

Исследования известных российских ученых,
таких как: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна,
Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, показали, что воображение является не
только постулатом продуктивного усвоения детьми новых компетенций, но и
является средством творческой модификации имеющихся у детей знаний, содействует
саморазвитию личности.

По мнению выдающихся отечественных
психологов и педагогов, таких как: Л.С. Выготский и В.В. Давыдов, развитие
воображения следует осуществлять внутри основных видов деятельности: бытовой,
трудовой, творческой, игровой деятельности, рисования. Именно в этих условиях у
детей наиболее успешно формируются навыки общественной, ориентировочной
деятельности, идёт овладение общественно выработанными чувственными мерками
(А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова).

Исходя из вышесказанного, и определив, что
воображение в жизни человека играет огромную роль, возникает необходимость
рассмотреть его более подробно и попытаться выяснить, каким образом его можно
развить.

Тема исследования:
«Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения
рисованию».

Цель исследования:
теоретически изучить и практически показать возможность развития творческого
воображения у детей с задержкой психического развития.

Объект исследования:
воображение детей подросткового возраста.

Предмет исследования:
особенности развития воображения детей младшего подросткового возраста с
задержкой психического развития в процессе обучения.

В соответствии с объектом и предметом
исследования нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «творческое
воображение».

2. Изучить особенности развития
творческого воображения у детей подросткового возраста.

3. Раскрыть психолого-педагогическую
характеристику детей с задержкой психического развития.

4. Изучить особенности развития
творческого воображения у детей с задержкой психического развития.

5. Разработать содержание работы по
развитию творческого воображения у детей с задержкой психического развития.

6. Проанализировать результаты
исследования.

Гипотеза исследования:
предполагаем,
что развитие творческих способностей у детей младшего подросткового возраста с
ЗПР будет наиболее успешно, если применять:

— нетрадиционные техники рисования
(рисование пальчиками, оттиск, кляксография);

— игровые методы (музыкально-дидактические
игры; музыкально-ритмические движения; игра на детских музыкальных
инструментах; речевые игры).

Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по
исследуемой проблеме), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент,
включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки
данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод
наглядного предъявления результатов).

Теоретическую основу исследования
творческого воображения составили положения: о специфике развития творческого
воображения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев); об особенностях
развития творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); о развитии
творческого воображения в процессе изобразительной деятельности (Т.Г.
Казакова): о развитии творческого воображения через использование разнообразных
материалов и нетрадиционных техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С.
Комарова).

Практическая значимость исследования
состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию творческого
воображения у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического
развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями в
процессе развития творческого воображения у детей с ЗПР.

Структура работы:
введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив и проанализировав
психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности воображения у детей с
задержкой психического развития», мы убедились в том, что данная тема является
актуальной в современном образовании.

В результате теоретического анализа
научно-методической литературы было выявлено, что воображение – это сложный
психический когнитивный процесс, который отражает действительность в
специфической форме, а также универсальная способность человека создавать новые
образы с помощью преобразования имеющегося жизненного опыта, которая является
основой творчества. Воображение развивается в ходе онтогенеза человека и
требует накопления и обогащения образов и представлений, которые в дальнейшем
служат основой для создания новых, оригинальных образов. Функции воображения
обусловливают формирование и развитие произвольности мышления, мотивации,
памяти, воли, речи, и тесно связаны с эмоциями и чувствами. Творческое
воображение – это разновидность высшего уровня воображения, так как
предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в
оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.

В подростковом возрасте развитие
воображение обусловлено интенсивным развитием мышления и других
интеллектуальных процессов, существенным изменением мотивационной сферы,
ориентацией на социальные отношения в мире взрослых. Как результат происходит
становление особой деятельности воображения — фантазирование, подросток
осваивает приемы и средства создания новых образов, воображение приобретает
произвольный характер, предполагающий создание замысла, его планирование и
реализацию, воображение переходит во внутренний план, так как отпадает
необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Другой вариант развития воображения
преобладает у детей с задержкой психического развития. Понятие «задержка
психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной
недостаточностью центральной нервной системы – органической или функциональной,
у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:
незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на
фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических
расстройств. Развитие воображения у детей с ЗПР характеризуется некоторыми
особенностями в развитии этой функции. Они выражаются, прежде всего, в том, что
воображение детей с ЗПР к подростковому возрасту не становится творческим, а
носит пролонгированный репродуктивный характер и зависит от свойственного им
отставания в психическом развитии, существенным компонентом которого является
несформированность предпосылок творческого воображения.

Анализ результатов констатирующего
эксперимента показал, что у детей с ЗПР воображение сформировано на низком
уровне, что характеризуется следующими проявлениями: ребенок не создает образы
на основе словесного описания и графического изображения даже при помощи
взрослого. Не реализует свой замысел в рисунках, историях, играх. Сопоставив
полученные диагностические данные, мы сделали вывод о том, что необходимо
разработать психолого-педагогический проект занятий, направленный на развитие
творческих способностей у детей младшего подросткового возраста с ЗПР.

Проект включает в себя 33 занятия для
детей младшего подросткового возраста с ЗПР, основан на принципах гуманности и
доступности. В нем используются следующие продуктивные методы:нетрадиционные
техники рисования (рисование пальчиками, оттиск, кляксография); игровые методы
(музыкально-дидактические игры; музыкально-ритмические движения; игра на
детских музыкальных инструментах; речевые игры).

На наш взгляд, указанные виды продуктивной
деятельности благоприятно подходят для развития творческого воображения, как
для нормально развивающихся детей, так и для детей с замедленным психическим
развитием, только во втором случае, потребуется индивидуальный подход, а также
большее количество времени для получения желаемого результата.

Качественный анализ показал, что
проведенная работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой
психического развития показала положительный результат. Дети научились
придумывать и рисовать необычные, оригинальные рисунки. В детских работах просматривается
старательность, отмечается разнообразие креативных, уникальных образов. Дети с
ЗПР стали проявлять огромный интерес к изобразительной деятельности, научились
самостоятельно задумывать и реализовывать свою работу. Также можно отметить
положительную динамику в развитии коммуникативных умений, в речевом развитии.
Дети стали более раскованней в общении друг с другом, научились договариваться
при планировании совместной деятельности. Согласно результатам контрольного
среза можно сделать вывод, что психолого-педагогические условия развития
творческого воображения у детей младшего подросткового возраста с задержкой
психического развития показали положительные изменения в развитии детей.

Таким образом, достигнута цель
исследования, решены все поставленные задачи, получены положительные
экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы развития воображения у детей с задержкой психического развития 1.1. Характеристика
понятия «творческое воображение»

Интерес к воображению как познавательному
процессу возник сравнительно недавно – на рубеже XIX – XX веков. К этому
времени относят проведение первых экспериментальных исследований функций
воображения. По мнению Т. Рибо, воображение является причиной изобретения всего
самого великого и малого, а также он выделяет одну из важнейших характеристик
данного процесса – самопроизвольность [31]. Со временем аспекты изучения
воображения расширяются, начинают разрабатываться различные методики и
технологии, которые позволяют с помощью проведения экспериментов исследовать
значение этого психического процесса, выдвигаются гипотезы, объясняющие полученные
данные на основании теоретических знаний, рассматриваются взаимосвязи
воображения с другими познавательными процессами. Существовало две основных
концепции работы в этой области: с одной стороны, воображение рассматривалось в
условиях онтогенеза, то есть в процессе развития. А.Я. Дудецкий определял
понятие «воображение» как психологический процесс, заключающийся в создании
новых образов и идей, и опирающийся на уже имеющийся у человека жизненный опыт
[13]. С другой стороны воображение
понималось как его функциональное развитие, то есть как процесс сведения
детализированных отдельных образов в единое целое, «общую картину».

Один из сторонников данной концепции, Э.В.
Ильенков полагал, что воображение является универсальной способностью человека,
которая позволяет построить глобальный образ всей ситуации из подробных образов
её частей. Также он отмечал, что воображение – способность присущая только человеку,
которая отличает его от животного [19].

В ходе различных
наблюдений, исследований и экспериментов психологи и психиатры пришли к выводу,
что воображение

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы