Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы и принципы организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1 Понятие «ограниченные возможности здоровья»: определения, классификация детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2 Общие основы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья 9
Глава 2 Практические аспекты организации работы тьютора на примере работы с подростками с расстройствами аутистического спектра 17
2.1 Целевые ориентиры и нормативные основы деятельности тьютора с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра 17
2.2 Содержание работы тьютора с подростками, имеющими расстройства аутистического спектра 20
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
В современном социуме в связи с большим количеством неблагоприятных воздействия на матерей и детей, таких как неблагоприятная экологическая ситуация, некачественные продукты питания, высокая стрессовая нагрузка, слабое соматическое здоровье и др., отмечается тенденция к увеличению количества детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В связи с этим встает вопрос о максимально качественном обучении таких детей, а также об их социализации. Если обучение может проводиться в условиях специализированного учреждения или даже домашнего обучения, то для оптимального процесса социализации необходимо общество сверстников, в котором ребенок будет осваивать способы взаимодействия, учиться коммуникативным приемам, осваивать умение адекватно выражать свои эмоции, учитывать не только свои интересы, но и интересы окружающих, осваивать определенные социальные роли и т.д.
На современном этапе можно говорит о возникновении новой эффективной формы деятельности с лицами с ОВЗ: инклюзивное образование с использованием тьюторского сопровождения. С одной стороны, это позволяет в определенной степени включить ребенка в социальную среду, постепенно расширяя его контакты с ней до оптимального объема. С другой, тьютор выполняет роль медиатора, посредника между ребенком с ОВЗ и социумом, обучая его действовать в обществе и одновременно не допуская перегрузки, которая может привести к ухудшению состояния такого обучающегося. Кроме того, данный подход позволяет максимально реализовать индивидуальный подход к ребенку, так как тьютор на основе собственной диагностики и рекомендаций других специалистов организует образовательное пространство для ребенка оптимальным образом, выбирает наиболее подходящие для него формы работы и уровень нагрузки.
Соответственно, развитие тьюторского сопровождения детей с ОВЗ является весьма актуальным направлением деятельности и научных исследований в настоящее время.
Цель исследования: проанализировать особенности организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ.
Объект исследования: лица с ОВЗ.
Предмет исследования: особенности организации работы тьютора с лицами с ОВЗ.
Задачи:
1) Проанализировать представления ученых об особенностях развития детей с ОВЗ;
2) Изучить общие основы организации тьюторской деятельности;
3) Охарактеризовать основные принципы и особенности конструирования программы деятельности тьютора по сопровождению лица с ОВЗ на примере ребенка, имеющего расстройства аутистического спектра.
Гипотеза: разработка программы тьюторского сопровождения сопровождение является высокоэффективным методом работы с лицами с ОВЗ.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, наблюдение, качественный и количественный анализ полученных данных.
Заключение:
Таким образом, современная ситуация в мире и образовании характеризуется увеличением числа обучающихся с ОВЗ. Вариантов ОВЗ много, они отличаются структурой и тяжестью дефекта. Многие обучающиеся данной группы способны успешно обучаться и адаптироваться в условиях инклюзивного и даже общеобразовательного образования. Однако есть и такие обучающиеся, которым необходима индивидуальная помощь в освоении образовательной программы, а также в организации взаимодействия с окружающими лицами и средой. В данном случае эффективной формой работы может выступать тьюторское сопровождение.
При этом тьютор не должен рассматриваться, как лицо, просто сопровождающее ребенка, это педагог, способный выстроить индивидуальный маршрут освоения ребенком программы обучения. Достаточно часто помощь тьютора требуется лицам с РАС. Сопровождение тьютора является одним из оптимальных вариантов работы с лицами, имеющими РАС. Это обусловлено своеобразием структуры дефекта при аутизме, когда в первую очередь страдают функции, обеспечивающие продуктивную коммуникацию и взаимодействие с социумом и окружающими людьми. Тьютор в данном случае выступает связующим звеном между лицом с РАС и окружающим миром. Однако при этом удается избежать перегрузки и еще большего ухода от реальности за счет того, что непосредственное взаимодействие с таким человеком осуществляется, в основном, одним и тем же специалистом.
Следует отметить, что тьютор формирует у своего подопечного такие умения и навыки, которые при нормативном развитии не требуют внимания. При этом тьютор не столько обучает, сколько, найдя подход к конкретному ребенку, в постоянном взаимодействии вводит его в мир социальных отношений и в среду образовательного учреждения, в том числе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы и принципы организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1 Понятие «ограниченные возможности здоровья»: определения, классификация детей с ограниченными возможностями здоровья
Определение «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) относится к группе лиц, функционирование которых определяется какими-то ограничениями или отсутствием возможности реализовывать деятельность методом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Для данного определения специфическими свойствами является избыточность или недостаточность в отношении обычного в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. На основании различных профессиональных взглядов на сущность, происхождение и проявления понятия «ограниченные возможности здоровья» и разных подходов к систематизации можно выделить разные классификации лиц данной категории [4].
Фундаментом для педагогической классификации таких детей является специфика особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в развитии и тяжесть патологии.
Наиболее часто применяемыми основаниями для классификации являются следующие:
1 Этиология патологии;
2 Типы патологий с дальнейшим уточнением их характера;
3 Последствия патологий, которые имеют влияние на последующую жизнедеятельность.
Следует заметить, что некоторые категории детей с ОВЗ встречаются в разных классификациях, другие встречаются в единичном варианте, а третьи, выделяясь в одной классификации, в другой – объединяются.
Наиболее часто применяется классификация В. В. Лебединского.
Согласно этой классификации, выделяются следующие подгруппы детей с ограниченными возможностями здоровья:
1)дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Разброс различных проявлений и феноменов в онтогенезе детей с ОВЗ весьма разнообразен: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и условно просто устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы [8].
Соответственно, эти дети имеют разные образовательные потребности, которые могут быть удовлетворены в разных образовательных подходах: от инклюзивного образования, когда ребенок при определенном сопровождении имеет возможность обучаться в массовом образовательном учреждении до необходимости создания для конкретного ребенка адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом достаточно большой разброс различий отмечается не только в общем в категории детей с ОВЗ в целом, но и отдельно, в каждой группе таких детей.
Потребность является значительной побуждающей силой человеческой деятельности. Происхождение этого понятия демонстрирует его многосторонность, раскрывает достаточно широкое его значение. Одной из базовых потребностей человека выступает его потребность в образовании. Она образуется и развивается в конкретной общественной среде, отображаясь в разнообразных формах деятельности.
Образовательная потребность выступает как детерминированное общественными доминантами активно-деятельностное отношение человека к области знания, представляющее собой значимое свойство его развития, самоопределения и самореализации.
Потребность в образовании – это иерархическая системная потребность, обладающая определенной структурой и проявляющаяся в таких потребностях, как потребности в знаниях, умениях, навыках, коммуникации, самообразовании, самореализации, самоактуализации.