Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности супружеских конфликтов в парах с различным стажем семейной жизни
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА И СЕМЬИ 5
1.1. Конфликты: виды и функции 5
1.2. Семья: виды и функции. Этапы супружества 8
1.3. Понятие и особенности супружеских конфликтов 10
1.4. Специфика супружеских конфликтов в период первичной адаптации 16
1.5. Специфика супружеских конфликтов в период вторичной адаптации 18
Глава II. МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ БРАКА 23
2.1. Обоснование методов исследования 23
2.2. Особенности супружеских конфликтов и способы их решения в семьях с разным стажем брака 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Введение:
Актуальность темы настоящего исследования связана с тем, что в настоящее время остро стоит проблема супружеских конфликтов в семьях с различным стажем совместной жизни. Многие исследователи данной про-блемы сходятся в том мнении, что первичная и вторичная адаптации к се-мейной жизни – наиболее сложные и ответственные периоды супружества. В связи с этим, очень важно детально исследовать особенности супружеских отношений на различных этапах становления семьи. По данным психологов основная часть разводов происходит из-за частых семейных конфликтов.
Семейные конфликты– очень распространённое явление в настоящее время. Именно они приводят к дисгармонии в семейных отношениях. Про-блема выявления причин и сущности конфликтов, а также форм их проявле-ния является на сегодня особенно актуальной для науки, так как в период трансформации общества возрос показатель разводимости семей в различ-ные периоды адаптации. В некоторых семьях неправильное решение мно-гих проблем приводит к возникновению конфликтов. Это отражается на всех аспектах процесса взаимной адаптации.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Но во многих современных системах воспита-ния и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые лю-ди вступают в брак, не зная основных правил и закономерностей супруже-ской жизни.
На наш взгляд, проблема супружеских конфликтов в семьях с различ-ным стажем семейной жизни изучена недостаточно. Но существуют попыт-ки проникнуть в мир супружеских конфликтов. Создаётся различная лите-ратура о браке и семье. Создаются различные центры молодой семьи, где проводятся консультации, но этого, к нашему сожалению, недостаточно.
Вопросами семейных отношений занимались такие психологи как: Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер, А.Н. Волкова, Е.И. Зритнева, Е.И. Витек, В.А. Сысенко, Т.М. Трапезникова, Т.А. Гурко, С.Г. Шуман, Н.И. Леонов, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, и др.
Цель исследования — выявить особенности супружеских конфликтов в семьях с различным стажем совместной жизни.
Объект исследования — конфликт как феномен супружеской жизни.
Предмет исследования — конфликтные ситуации в семьях с различным стажем совместной жизни.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой кон-фликтные ситуации на разных этапах семейной жизни имеют существенные различия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
— рассмотреть виды и функции конфликтов;
— изучить понятие, виды, функции семьи и этапы супружества;
— раскрыть понятие и особенности супружеских конфликтов;
— рассмотреть специфику супружеских конфликтов в период первич-ной адаптации и в период вторичной адаптации;
— выдвинуть гипотезу для эмпирического исследования, обосновать выбранные методы исследования и охарактеризовать выборку;
— провести анализ полученных данных эмпирического исследования и сделать выводы относительно особенностей супружеских конфликтов и спо-собов их решения в семьях с разным стажем брака.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ научной и научно–методической литературы по проблеме супружеских конфликтов в семьях с различным стажем совместной жизни; эмпирические – тестирование, анке-тирование, беседа, интервьюирование, психодиагностические методики.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Заключение:
Для достижения поставленной в исследовании цели – были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены виды и функции конфликтов. В результате сделан вывод о том, что конфликт всегда образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в мотивацию активности, а одним из наиболее распространенных видов межличностных конфликтов являются семейные конфликты, которые встречаются практически в каждой семье.
2. Изучены понятие, виды, функции семьи и этапы супружества, которые были использованы для организации практического исследования по теме.
3. Раскрыто понятие и особенности супружеских конфликтов. Полное исключение конфликтов из жизни любой семьи невозможно. Все семьи проходят стадию конфликтов. Конфликты при этом возникают как между супругами, так и между родителями и детьми, а также между родителями и их уже взрослыми детьми.
Вместе с тем, необходимо отметить, что все конфликты в обязательном порядке ведут семью к разрушению сложившейся системы взаимодействия. Помимо разрушительного действия у конфликтов существует и конструктивные функции, которые он в себе несет.
В частности, конфликт является инструментом разрешения противоречий, а также симптомом, по которому можно определить необходимость перемен в отношениях. Поэтому действия участников семейного конфликта должны быть направлены не на предотвращение конфликта, а на изменение его характера из деструктивного в конструктивный.
Правильно выбранный тип поведения в конфликте влияет на удовлетворенность супругов своим браком. Наиболее благоприятные модели поведения – это сотрудничество и компромисс. Следует избегать соперничества, так как оно может привести к обострению ситуации в семье. Адаптация и избегание приводят к нежеланию брать на себя ответственность за собственные действия и перекладывать разрешение конфликта на другого супруга.
4. Рассмотрены специфика супружеских конфликтов в период первичной адаптации и в период вторичной адаптации, что было использовано для выдвижения гипотез в практической части исследования.
5. Сформулированы следующие гипотезы для эмпирического исследования:
1) супружеские конфликты и способы их решения на разных этапах семейной жизни имеют существенные различия;
2) для семей со стажем брака 1–3 года существует отрицательная вза-имосвязь между степенью удовлетворенности браком и выраженностью конфликтности в таких сферах, как нарушение ролевых ожиданий и прояв-ление ревности;
3) для семей со стажем брака 4–10 года существует отрицательная взаимосвязь между степенью удовлетворенности браком и выраженностью конфликтности в таких сферах, как проявление доминирования одним из супругов и расхождения в отношении к деньгам;
4) для семей со стажем брака 12–20 лет существует отрицательная взаимосвязь между степенью удовлетворенности браком и выраженностью конфликтности в таких сферах, как коммуникация с супругом, родственни-ками и друзьями; расхождения в отношении к деньгам; проявление ревно-сти.
Кроме того, были обоснованы выбранные методы исследования и охарактеризована выборка, которую составили 30 семейных пар из г. Ро-стов-на-Дону и Ростовской области. Распределение по стажу брака было равным по 10 пар в каждый из периодов: от 1 года до 3 лет; от 4 до 10 лет и от 12 до 20 лет.
В качестве эмпирических методов исследования использовались мето-ды опроса и тестирования:
1. Тест–опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Рома-новой и Г.П. Бутенко – использовался для выявления степени удовлетворен-ности браком у супругов. С помощью методики выявляется одна из трех степеней удовлетворенности браком.
2. Тест–опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (авторы – Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман) – позволяет выявить наиболее конфликтогенные сферы супружеских взаимоотношений и общий уровень конфликтности в паре.
3. Тест Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской «Распределение ролей в семье» — позволяет изучить ролевые установки у супругов.
6. Проведенный анализ полученных данных эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы относительно особенностей супружеских конфликтов и способов их решения в семьях с разным стажем брака:
для супругов со стажем брака 1–3 года больше характерна высокая степень удовлетворенности браком по сравнению с супругами, чей стаже брака составляет 12–20 лет. Для супругов со стажем брака 4–10 лет больше характерна низкая степень удовлетворенности браком по сравнению с су-пругами со стажем брака 1–3 года и 12–20 лет.
Для супругов со стажем брака 12–20 лет больше характерен такой тип конфликтных ситуаций в семье, как проявление стремления к автономии, вследствие несовпадения установок на семью по сравнению с супругами со стажем брака 1–3 года. Для супругов со стажем брака 12– 20 лет больше ха-рактерен проблемно.
Проведенное исследование подтвердило сформулированные гипотезы.
В результате были решены все задачи и достигнута поставленная цель.
Фрагмент текста работы:
Глава I. ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА И СЕМЬИ
Большинство людей в нашей стране относятся к институту брака и к созданию семьи серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Но по какой же причине тогда не всем удается сохра-нить семью? Почему возникают конфликты, происходят ссоры и нарастает непонимание? Чтобы разобраться в этих вопросах необходимо рассмотреть базовые понятия: семья и конфликт.
1.1. Конфликты: виды и функции
Существует множество современных определений и толкований кон-фликта. Вот одно из наиболее полных: конфликт– (от лат. «conflictus» – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, инте-ресов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу; 2) либо противоположные цели или сред-ства их достижений в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают ин-дивиды, группы, классы, национально–этнические общности, организации, социальные институты. В рамках данной работы нас будут интересовать только межличностные конфликты, а именно, семейные, субъектами кото-рыми выступают супруги. Для анализа конфликта, его динамики важно раз-личать субъекта, который инициирует конфликтное действие и доминирую-щего в этом действии. Причем это не всегда один и тот же субъект. Зачастую тот, кто спровоцировал конфронтацию, оказывается не ведущим, а ведо-мым.
Конфликт всегда образует особое состояние сознания, специфика ко-торого заключается в осознании противоборствующими сторонами проти-воположности своих интересов, ценностей, целей и превращение их в моти-вацию активности. Предметом конфликта может быть материальный или духовный объект жизни, в отношении которого формируется противопо-ложная направленность активности людей. В конфликте наряду с реальным предметом может фигурировать мнимый, так сказать «квази – предмет». Действительный предмет часто скрывается продолжительное время.
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии (рисунок 1).
Рисунок 1.Стадии протекания конфликта
Конфликт становится реальностью только после осознания противо-речий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает со-ответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым). Переход к конфликт-ному поведению – это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны осозна-ваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоциональ-ного тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Од-нако действия участников выполняют одновременно и своеобразную позна-вательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к бо-лее глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.
Возможны два основных пути разрешения конфликтов: изменение объективной конфликтной ситуации и преобразование ее «образов», пред-ставлений о сути и характере конфликта, имеющихся в наличии у оппонен-тов. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовле-творить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворе-ния без учета интересов партнера. Причин для этого очень много. Можно выделить различные виды конфликтов. Классификация конфликтов в зави-симости от причины представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Классификация конфликтов в зависимости от причин
В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
1. Продуктивные конфликты стимулируют развитие отдельной лично-сти или группы.
2. Деструктивные – усугубляют нарушение взаимодействия.
Если раньше большинство исследователей отмечали только негатив-ные последствия конфликтов, то в современных исследованиях всё чаще обращается внимание на его положительные стороны. Итак, конфликт вы-полняет как отрицательные, так и положительные функции, представленные в таблице 1 (приложение 1). Прежде, чем перейти к рассмотрению непо-средственно супружеских конфликтов, необходимо рассмотреть понятие се-мьи.
1.2. Семья: виды и функции. Этапы супружества
Семья в психологии – это малая социальная группа, связанная узами брака, проживающая совместно и ведущая общее хозяйство. Есть много классификаций семей, рассмотрим несколько из них:
1. Моногамная (брачная пара – муж и жена) и полигамная (брак одно-го с нескольким: полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчи-нами; полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами) се-мьи .
2. Простой (нуклеарный) или сложный (расширенный) типы семьи: нуклеарные семьи состоят из родителей и детей, т.е. из двух поколений; расширенная семья – две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством, состоящая из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков)
3. Благополучные семьи: их проблемы вызваны внутренними проти-воречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме; неблагополучные (проблемные, конфликтные, кризисные): психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверх-сильных или общесоциальных жизненных факторов.
Как сложное социальное образование семья выполняет ряд важных функций, представленных в таблице 2 (приложение 2).
Супружеские отношения постоянно развиваются и меняются. Время от времени в отношениях супругов могут возникнуть некоторые «непред-виденные» изменения, однако существует ряд закономерных, «норматив-ных» изменений, типичных для развития брака во времени. На смену ро-мантической любви в период ухаживания и молодоженства приходит реали-стическое понимание брака. Часто дело доходит до конфронтации идеали-стических представлений о браке и партнере с реальными «мелочами» по-вседневного быта. После рождения детей появляются новые радости и забо-ты. Отдельные стадии развития супружеских отношений соответствуют пе-риодам воспитания детей, их отделение от родителей и возможного ухода из дома. Наиболее известна система «стадии», где в качестве основного при-знака их разграничения используется наличие или отсутствие детей в семье и их возраст. При анализе стадии развития супружеских отношений выде-ляют: молодое супружество, супружество среднего возраста, супружество зрелого возраста и супружество пожилого возраста.