Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности совладания с профессиональным стрессом в деятельности педагогов дистанционной формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей
совладания с профессиональным стрессом в деятельности педагогов дистанционной
формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 7
1.1. Профессиональный стресс
как проблема психологической науки. 7
1.2. Особенности совладания
в различных сферах жизнедеятельности. 13
1.3. Особенности профессиональной деятельности
педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 23
1.4. Профилактика
профессионального стресса. 31
Выводы по главе 1. 39
Глава 2. Эмпирическое
исследование особенностей совладания с профессиональным стрессом в деятельности
педагогов дистанционной формы работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. 41
2.1. Цели и задачи эмпирического исследования. 41
2.2. Выборка эмпирического исследования. 42
2.3. Методики эмпирического исследования. 42
2.4. Результаты эмпирического исследования. 43
Выводы по главе 2. 56
Заключение. 57
Список литературы.. 60
Приложение………………………………………………………………..……67
Введение:
Актуальность
исследования. В
процессе модернизации школьного образования, появления новых тенденций, которые
выявили особую значимость личности педагога как активного субъекта
педагогического процесса, огромное значение приобретает целенаправленное
формирование профессионально-значимых качеств личности учителя. Общеизвестно,
что профессия учителя – одна из наиболее энергоемких профессий. Для ее
реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы.
От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической
техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом),
проектировочными умениями. Это способствует увеличению нервно-психического
напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств,
психосоматических заболеваний.
Между тем, особенности функционирования эмоциональной
сферы учителя, навыки его эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость
входят в структуру его профессионально важных качеств. Исследователи считают,
что успешно осуществлять управление психическим развитием личности ученика
может только педагог, способный осознанно регулировать проявления своих эмоций:
открытый собственным и чужим мыслям, чувствам, переживаниям, доверяющий себе и
своим ученикам, способный преодолевать трудности, справляться со стрессом.
Очевидно, что педагог, демонстрирующий в своей профессиональной деятельности
признаки эмоционального истощения и переутомления, или же, например, недостаток
эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, вряд ли сможет
быть эффективным и успешным. Для принятия превентивных мер по профилактике
развития и устранению данных симптомов, разумеется, необходимо выявление
основных причин, вызывающих их.
Исследование факторов стресса в профессиональной
деятельности учителей является актуальным и в аспекте социальной значимости,
так как знания особенностей проявления стресса можно использовать для
профилактики эмоционального выгорания учителей, в гармонизации взаимоотношений
между участниками процесса созидания, именно во взаимодействии
«педагог-ученик».
Важность психологического подхода к решению этой
проблемы определяется также тем, что для многих профессий в настоящее время
ограничены возможности технического и эргономического повышения функционального
комфорта и оптимизации условий деятельности. Поэтому, основные резервы
повышения эффективности и надежности деятельности лежат на пути разработки
научно-обоснованных психологических методов профессионального отбора
сотрудников, который в существенной мере определяют его работоспособность,
стрессоустойчивость и надежность. Особенно важна эта проблема для таких
социально важных профессий, как педагогические работники, поэтому данная
выпускная квалификационная работа будет посвящена изучению совладания с
профессиональным стрессом в деятельности педагогов дистанционной формы работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Объект исследования: профессиональный стресс в
педагогической деятельности.
Предмет исследования: совладание с профессиональным
стрессом в деятельности педагогов дистанционной формы работы с детьми с ОВЗ.
Цель исследования: выявить особенности совладания с
профессиональным стрессом в деятельности педагогов дистанционной формы работы с
детьми с ОВЗ.
Гипотеза исследования: предполагается, что особенности совладания
с профессиональным стрессом у педагогов-тьюторов для детей с ОВЗ обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности,
уровнем психологической устойчивости к стрессу и общей жизнестойкости.
Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть профессиональный стресс как научную проблему и особенности
копинг-стратегий личности в различных сферах жизнедеятельности.
2. Проанализировать особенности профессиональной деятельности
педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, и описать пути профилактики
профессионального стресса.
3. Организовать и выполнить эмпирическое
исследование особенностей совладания с профессиональным стрессом в деятельности
педагогов дистанционной формы работы с детьми с ОВЗ.
4. Реализовать интерпретацию эмпирических данных и установить
обусловленность совладания с профессиональным стрессом у педагогов-тьюторов для
детей с ОВЗ.
В ходе исследования планируется
использовать следующие методы
исследования:
— теоретический: изучение и анализ научной литературы по проблеме;
— эмпирический: наблюдение, тестирование, психодиагностические
методики;
— статистический: количественный и качественный анализ данных
эмпирического исследования, методы математико-статистической обработки.
Методики исследования:
— тест жизнестойкости
(автор С. Мадди, перевод и адаптация Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) – для
диагностики уровня жизнестойкости;
— опросник
психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) (Е.В. Распопин) – для
диагностики психологической устойчивости к стрессу;
— шкала C (эмоциональная
устойчивость – неустойчивость), шкала H (социальная смелость – робость)
опросника 16PF формы A (Р. Кеттелл) – для диагностики
индивидуально-психологических особенностей личности;
— методика изучения
копинг-стратегий поведения в стрессе (Р. Лазарус) – для диагностики
ведущих копинг-стратегий.
Структура работы. Данная
выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Выпускная квалификационная работа снабжена 4 рисунками и 6 таблицами. В списке
литературы представлено библиографическое описание 63 источников. Работа
представлена на 63 страницах компьютерного набора, снабжена приложениями.
Заключение:
Педагогический труд
относится к сфере профессий типа «человек – человек», для которых характерен
высокий уровень эмоциональности, стрессовости, эмпатической реакции.
Педагог взаимодействует
на нескольких уровнях – непосредственно с учащимися, с коллегами, с
администрацией учебного заведения, с родителями учащихся. Нередко это
взаимодействие носит конфликтный характер, требует от педагога выдержки,
лояльности, терпения.
Вместе с тем, статус
педагога в обществе не достаточно высок, его уровень дохода нередко ниже
среднего или средний, а профессиональные обязанности широки и разносторонни.
Профессия учителя не из тех, при которых, окончив рабочий день, можно
немедленно спешить домой, забыв о своих профессиональных обязанностях до
следующего рабочего дня. Педагоги нередко перерабатывают, выполняют большой
объем работы дома.
Кроме того, педагог не
может позволить себе даже в свободное время совершать дискредитирующих его
поступков, поскольку выступает эталоном поведения для учеников.
Все вышеперечисленные
условия способны привести педагогов к профессиональному стрессу, поэтому
изучение особенностей совладания имеет научный и прикладной интерес.
По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило выявить особенности совладания с профессиональным
стрессом в деятельности педагогов дистанционной формы работы с детьми с ОВЗ.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— был рассмотрен
профессиональный стресс как научная проблема и особенности копинг-стратегий
личности в различных сферах жизнедеятельности;
Профессиональный стресс в работе понимается как состояние
напряжения работника, которое возникает под воздействием
эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, вызванных профессиональной
деятельностью.
— были проанализированы
особенности профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ,
и описать пути профилактики профессионального стресса;
Анализ теоретических подходов к проблеме
«копинг-стратегий» и «механизмов совладания» позволяет нам утверждать, что в
человеческой личности есть место целому ряду механизмов, гарантирующих
преодоление явлений, травмирующих психику, ситуаций выбора, проблемных аспектов
и др. Часть из них имеют бессознательный характер и ориентированы на
первоначальное снижение ситуации напряжения.
Профессиональная деятельность педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, протекает
в более тяжелых в эмоциональном и физическом отношении условиях. Поэтому педагоги
дистанционной формы работы с детьми с ОВЗ нуждаются в реализации мер по
профилактике стрессов.
— было организовано и
выполнено эмпирическое
исследование особенностей совладания с профессиональным стрессом в деятельности
педагогов дистанционной формы работы с детьми с ОВЗ;
— была реализована
интерпретация эмпирических данных и установлена обусловленность совладания с
профессиональным стрессом у педагогов-тьюторов для детей с ОВЗ.
По итогам решения этой
задачи мы пришли к следующим основным выводам. Испытуемые педагоги
дистанционной формы работы с детьми с ОВЗ показали невысокий уровень
жизнестойкости, в целом, а также недостаточный уровень развития его отдельных
параметров: вовлеченности, контроля и принятия риска.
Анализ данных, полученных в ходе диагностики
психологической устойчивости к стрессу у педагогов, позволяет отметить, что, в
среднем, по группе преобладают станайны, отражающие средний уровень
устойчивости к тем или иным стрессорам.
В результате изучения уровня эмоциональной
устойчивости и социальной смелости у педагогов, мы можем прийти к выводу о том,
что, в среднем, по группе эти параметры представлены на среднем уровне.
Результаты выявления характерных для педагогов
копинг-стратегий, позволяют отметить, что чаще прочих педагогами используются
такие копинги как принятие ответственности, поиск социальной поддержки,
положительная переоценка, планирование решения проблемы, самоконтроль.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутую гипотезу
исследования о том, что особенности совладания с профессиональным стрессом у
педагогов-тьюторов для детей с ОВЗ обусловлены индивидуально-психологическими
особенностями личности, уровнем психологической устойчивости к стрессу и общей
жизнестойкости.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
В заключение
отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.
Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации и обобщении сведений в
отношении конкретизации понятий «профессиональный стресс», «совладание»,
«копинг-стратегии», в выявлении специфики профессиональной деятельности
педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Практическая
значимость исследования заключается в возможности использования результатов
исследования, как в процессе преподавания, при изучении соответствующих вопросов,
так и при проведении научных исследований подобной тематики. Материалы
исследования также могут быть использованы на курсах повышения квалификации и
профессиональной переподготовки организационных психологов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретико-методологические основы изучения особенностей совладания с профессиональным
стрессом в деятельности педагогов дистанционной формы работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 1.1. Профессиональный
стресс как проблема психологической науки Для различных дисциплин, таких как социология,
психология, физиология, политика, медицина, изучение проблем стрессов в
профессиональной деятельности, является одной из важных. Все эти дисциплины
ставят перед собой задачу – обеспечение достаточно высокой эффективности труда
посредством поиска оптимального напряжения. Но самое главное, чтобы напряжение
из-за длительного нервно-психического воздействия не привело к стрессовым
ситуациям.
Различные типы стрессов, возникающие как в
процессе работы, так и профессиональные, могут провоцировать потерю кадров и в
целом нарушить работоспособность организации. Даже в отлично работающих
организациях, где достаточно профессиональное руководство и менеджмент,
психологический стресс имеет воздействие разрушающего характера. Это
объясняется в первую очередь сложной структурой, в которую включены: характер
работы, характер взаимодействий в коллективе межличностного плана, особенностей
структурно-организационного плана, культурой в самой организации, а также личностные
особенности работников организации [16].
Стрессы, возникающие в организации, оказывают
отрицательное воздействие как на саму организацию в целом, на ее
конкурентоспособность на рынке услуг, стабильность, так и на каждого
конкретного человека. Оказывая влияние на работника, стресс влияет как на
психическое, так и на соматическое состояние человека. Как следствие, снижается
продуктивность сотрудников, финансовая эффективность.