Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности самопрезентации в социальных сетях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ.. 5

1.1 Современные теории и
подходы к определению феномена самопрезентации в социальных сетях. 5

1.2 Тактика, стратегия и
техника самопрезентации личности. 13

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ
ИНСТАГРАММ (Instagram) 20

2.1 Организация и методики исследования. 20

2.2 Анализ результатов
исследования. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 41

  

Введение:

 

Актуальность темы. Характерной чертой
современного общества является переход основных видов деятельности человека в
виртуальное пространство сети Интернет. Современная среда Интернет-пространства
представляет собой реальную жизненную сферу, в которой происходит
самореализация личности и ее взаимодействие с окружающим миром. Сетевые
сообщества являются фантомами виртуальной реальности, глобальной информационной
сети, которая имеет свою собственную социальную структуру, свои
социально-информационные системы и подструктуры, характеризующие сетевые
сообщества как новый вид социальной реальности.

В
последние годы наблюдается чрезвычайная популярность социальных сетей, которые
позволяют массово переносить информационную и коммуникативную активность людей
на взаимодействие в режиме онлайн. На сегодняшний день в России насчитывается
99 миллионов пользователей соцсетей. При этом, у одного интернет-пользователя в
России в среднем зарегистрировано 7,3 аккаунта в соцсетях [39]. Для большинства
пользователей Интернета посещение социальных сетей стало нормой, привычкой и
обыденным делом. При этом более 60% пользователей заходят на свой аккаунт более
двух раз в день (а каждый пятый — около 10 раз в день). В онлайновых социальных
сетях люди ищут и находят друг друга, расширяют деловые контакты, знакомятся,
общаются, обмениваются ресурсами, делятся опытом. Современные соцсети превратились
в медийную среду, которая является инструментом для саморазвития, выражения
своего «Я», его конструирования. Став дополнительной площадкой для
самопрезентации личности, соцсети предоставляют возможность каждому человеку создавать
новые формы представления себя в виртуальном пространстве, формат которых предполагает
максимальную приближенность создаваемого виртуального образа к реальной
личности. В этих условиях проблема изучения
особенностей самопрезентации в социальных сетях является актуальной.

Теоретические
основы изучения самопрезентации личности как управления впечатлением о себе отражено
в многочисленных научных трудах зарубежных и отечественных исследователей (И. Гоффман,
Дж. Тедеши, М. Риес, Б. Шленкер, М. Лири, Г. Мид, М. Снайдер, Г.В. Бороздина,
Ю.М. Жуков, Е.В. Михайлова и др.). Исследованию основных форм самопрезентации
через стратегии и тактики посвящены работы: С.Дж. Ли, Б. Квигли, М. Неслера, А.
Корбетта, Дж. Тедески, Е.А. Соколовой-Бауш, Е.В. Михайлова. Проблему
психологических особенностей самопрезентации личности в социальной среде
исследовали: О.А. Купечко, С.В. Заболотский, Н.В. Гордеев, А.В. Рожкова, И. Р.
Абитов, И. И. Бабаева, Э. М. Бакушина, Т. А. Курбака, А.Г. Шишкова, А. Е.
Жичкина и др.

Объект исследования: система
индивидуальных установок и поведенческих стереотипов личности.

Предмет исследования: особенности
самопрезентации личности пользователей сети Instagram.

Гипотеза:

— предполагается,
что особенности самопрезентации в социальных сетях зависят от социально-психологического
типа личности и способности человека осуществлять контроль (самомониторинг) над
своим поведением;


существуют различия в формировании показателя самомониторинга при
самопрезентации в социальной сети между девушками и юношами: девушки имеют
более высокий уровень коммуникативного контроля.

Цель
исследования состоит в изучении особенностей самопрезентации в социальной сети Instagram.

Цель
и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:


рассмотреть современные теории и подходы к определению феномена самопрезентации
в социальных сетях;


охарактеризовать тактику, стратегию и технику самопрезентации личности;


провести эмпирическое исследование особенностей самопрезентации в социальной
сети Instagram;


проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы по исследованию.

Теоретико-методологическую
основу исследования составляют принципы развития, системности, субъектности,
саморегуляции и самореализации личности в общении. В исследовании использовался
комплекс научных методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования.
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: теоретические: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, конкретизация, систематизация, формализация; эмпирические методы:
методы сбора информации (психодиагностическое тестирование); методы
математической обработки данных.

Теоретическая значимость
исследования состоит в проведении обстоятельного анализа психологических
особенностей самопрезентации личности в социальных сетях, а также связи
самопрезентации личности с «самомониторингом» — видом социального регулирования
(коммуникаивным контролем), рассмотрении психологических аспектов использования
индивидом стратегий и тактик в случае создания самопрезентации.

Практическая значимость
исследования: полученные результаты могут быть использованы при проведении
дальнейших изысканий по данной проблеме; в лекционных материалах для студентов-психологов.

Структура работы.
Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка
использованной литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, решив поставленные в рамках исследования задания, нами была получена
возможность для формулировки следующих выводов:

1
Самопрезентация — процесс, в ходе которого человек предпринимает специальные
действия, чтобы сформировать у других людей определенное представление о себе. Это
частный вид самораскрытия, при котором человек сообщает только те сведения,
которые соответствуют заранее выбранному образу. Самопрезентация личности тесно
связана с «Я»-концепцией личности — системой представлений индивида о самом
себе, способностью человека осуществлять контроль над своим поведением и, тем
самым, воздействовать на впечатление, которое складывается о нем у окружающих —
социальным самоконтролем (самомониторингом) и социально-психологическим типом
личности.

2
Стратегия самопрезентации отражает авторское «Я» посредством совокупности
приемов вербального и невербального поведения, направленных на создание
желаемого впечатления.

1. Самопрезентация подростков — владельцев
аккаунтов инстаграмм происходит в процессе выстраивания определенной модели
поведения с учетом их ожиданий. Самопрезентация направлена на формирование
имиджа, она предусматривает соответствие человека заявленному статусу, который
накладывает на пользователя определенные обязательства; она включает как
социальный статус, так и социальную идентичность человека. При этом в процессе
исследования было установлено, что на построение самопрезентации в социальной
сети значимо влияют социально-психологический тип личности и уровень
социального (коммуникативного) контроля, а также выявлены различия в
формировании показателя самомониторинга при самопрезентации в социальной сети
между девушками и юношами. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В
СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

1.1 Современные теории и подходы к определению феномена
самопрезентации в социальных сетях Истоки
изучения феномена самопрезентации личности берут начало в зарубежных
исследованиях второй половины ХХ в., а родоначальником понятия
«самопрезентация» является автор концепции социальной драматургии И. Гоффман,
описавший процесс самопрезентации и адаптировавший в ролевой теории
символическую перспективу интеракционистов (Дж. Мид и др.). В трудах И. Гофмана
самопрезентация определяется как «…процесс выполнения социальных ролей
протяжении всей жизни» [11, с. 57]. По мнению ученого, появляясь перед людьми,
в которых человек заинтересован (зрителями), человек должен мобилизовать свою
активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается: чтобы вызвать
желаемую реакцию; чтобы предстать «тем самым лицом»; потому что подобного
аудитория ожидает от представителя данной группы; потому что этого требует
социальная роль; потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего
изменится ситуация в целом; чтобы прийти к «пониманию» и, таким образом,
достигнуть своих целей.

Дальнейшее
активное изучение самопрезентации личности началось в зарубежных исследованиях
в 70-х годах, а в отечественной науке с конца 90-х. На протяжении последних лет
феномен самопрезентации личности в научном дискурсе выступает объектом
междисциплинарных исследований и является предметом исследования не только в
области психологии и социологии, а и культурологии, психолингвистики,
социальной философии, педагогики и др. наук. При этом, самим обширным спектром
теоретических подходов к его изучению обладают социальная психология и социология
(И. Гоффман, Дж. Тедеши, М. Риес, Б. Шленкер, М. Лири, Г. Мид, М. Снайдер, Г.В.
Бороздина, Ю.М. Жуков, Е.В. Михайлова и др.).

В
общем смысле понятие «самопрезентация» можно определить, как процесс
формирования представления или впечатления о себе в окружающей социальной среде.
Процесс самопрезентации является процессом формирования идентичности личности,
которую один человек предъявляет другим людям, через внешние проявления [17, с.
248]. Под целью самопрезентации в рамках научных изысканий понимают создание и
донесение своего имиджа другим людям. В силу повышенного внимания к
исследованию способов демонстрации собственной личности и содержанию
определенного впечатления о себе, на сегодняшний день существует несколько
смежных понятий самопрезентации, характеристика которых во многом идентична ее определению
(самореклама, самовыражение и др.). В ряде научных изысканий исследователями
приравнивается понятие «самопрезентации» с понятиями «самораскрытие»,
«самопредставление», «самовыражение» и «самоподача» и подчеркивается, что
самопрезентация индивида является определенным мостиком между внешним и
внутренним миром человека. В процессе теоретических и эмпирических исследований
проблемы самопрезентации личности разные авторы предлагают различные дефиниции термина
«самопрезентация». В современной социально-психологической литературе понятие
самопрезентации рассматривается с различных сторон: как поведение используемое
для передачи определенной информации о субъекте в социум или самораскрытие в
межличностном общение через демонстрацию собственных идеалов, взглядов, мыслей,
впечатлений и др. (А. Стейнхилбер) ; управление создаваемым впечатлением; форма
социального поведения (И. Гоффман, М. Риес) [22]; поведенческая реализация
мотивации достижения или избегания неудач (А. Шутц); средство формирования
собственного «Я» и самооценки (Ч. Кули, Г. Мид); прием устранения когнитивного
диссонанса (Л. Фестинга, Ф. Хайдеру); фокусирование внимания на себе в результате
внимания к человеку со стороны других людей (Р. Викланд) и личностное качество
(саморефлексия) (М. Снайдер) [26, с. 73]. В работах М. Вейголда, Р. Ковальски,
М. Лири и Б. Шленкера самореализация рассматривается как «…средство
подтверждения образа собственного «Я» и повышения самооценки; осознаваемый или
неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, который выполняется
активным субъектом» [31, с. 49]. Д. Майерс трактует понятие самопрезентации как
«…поведение, направленное на создание благоприятного впечатления, или
впечатления, которое соответствует идеалу тех, на кого производится
впечатление; средство поддержания завышенной самооценки» [28, с. 194]. В работах Э.П. Утлика поддерживается
мнение Р. Баумайстера о том, что самопрезентация — это «…средство
самовыражения, самораскрытие личности в межличностном общении через
демонстрацию собственных мыслей, характера и др.» [41, с. 155]. В исследованиях Н.А. Некрасовой
отмечается, что самопрезентация является не только средством управления
впечатлением о себе, но и средством получения знания о себе [32, с.17].

Г.В.
Бороздиной говорится о том, что самопрезентация является процессом управления
восприятием реципиента путем целенаправленного привлечения его внимания к
особенностям своего внешнего вида, своего поведения, ситуаций, которые
запускают механизм социального восприятия. Самопрезентация является средством
устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности,
бессознательным искажением мыслей других о себе или целенаправленным выбором
партнеров общения, которые дают желаемую оценку поведения, что подтверждается
исследованиями Ф. Хайдера, Л. Фестингера [9, с. 78]. А.В. Соколова-Бауш определяет самопрезентацию
как нарочитое, осознаваемое поведение, направленное на создание впечатления о
себе у окружающих [38, с.133].

Самопрезентацию
чаще всего рассматривают как процесс, в ходе которого происходит управление
восприятием окружающей социальной среды через привлечение внимания для
реализации мотивации, удовлетворение потребностей и достижения целей личности,
а также формирования образа «Я» и поддержания самооценки.

Самопрезентация
в социальных сетях — это умение продемонстрировать качества, наиболее выгодные
для человека в данный момент, целенаправленное формирование собственного образа
«Я», который можно рассматривать через призму собственных целей, мотивов,
представлений о собственной внешности, а также как отражение личных ценностей,
идеального желаемого «Я». Самопрезентация владельца аккаунта выражается в его фотографиях,
историях, постах, блогах, чатах и др., которые передают «жизненный стиль» и
«жизненные цели» и др. Процесс построения самопрезентации в социальных сетях —
это чаще всего самостоятельная, сознательная работа индивида, на процесс которой
влияет не только определенные личностные и социально-психологические качества
индивида, а и социум (виртуальный социум), который отображается в существующих
стандартах виртуальных образов, а также в оценках, виртуальном этикете,
стереотипах, суждениях пользователей социальных сетей[18, с.80].

На
сегодняшний день проблеме самопрезентации личности в формате виртуальной
коммуникации уделено значительное внимание зарубежных и отечественных
исследователей, среди которых можно выделить работы М. Кастельса, Ж-П Бодрийяра,
Р. Бартома, А. Турена, С. Баумана, О.А. Пикулевой, Е.П. Белинской и др. Формирование
самопрезентации личности в социальных сетях на сегодняшний день изучается как
одна из практик личности, которая направлена на социальный рост, определенную
компенсацию, а также идентификацию себя с определенной социальной группой.
Кроме того, важно отметить, что виртуальная самопрезентация не всегда является
идеализированным образом личности, превышающим определенные положительные
характеристики, или показывающим несуществующие достоинства, а наоборот — она
может иметь несколько негативных характер [20, с.15]. В первую очередь, это
может зависеть от ситуаций и конкретных коммуникативных задач, которые стоят
перед личностью.

Результаты
исследования научной литературы свидетельствуют о том, что самопрезентация в социальных
сетях представляет собой осуществление желаний индивидуума: силы и могущества,
красоты, принадлежности к определенному социуму и др. Поэтому, с одной стороны,
виртуальная самопрезентация может отражать желания, неудовлетворенные в
реальной жизни, то есть, быть прямым следствием реальной идентичности [12, с.36].  С другой стороны, виртуальная
самопрезентация, помимо удовлетворения неосуществленных или неосуществимых по
разным причинам в виртуальности желаний, может быть связана с техническими
особенностями коммуникации в Интернете. Это может определять то, что
виртуальная самопрезентация может быть другой по форме по сравнению с реальной
самопрезентацией, а также ее большую выразительность и часто даже намеренную
конфликтность, связанную с тем, что никто не хочет быть полностью анонимным и в
результате абсолютно никем не замеченным.

Создание
сетевой идентичности, отличающейся от реальной, может быть также связано с
неудовлетворенностью определенными сторонами реальной идентичности. В этом
случае виртуальная самопрезентация может быть «осуществлением мечты,
неосуществимой в реальности, мечты о силе и могуществе или о принадлежности и
понимании». В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных
в реальности агрессивных тенденций, высказывание взглядов, которые невозможно
высказать в реальности даже самым близким людям, выражение подавленных в
реальности сторон своей личности, удовлетворение запретных в реальности
сексуальных побуждений, желания контроля над другими людьми, манипулятивных
тенденций. Таким образом, виртуальная самопрезентация может служить выражением
подавленной части своей личности или удовлетворять потребность в признании и
силе. А. П. Белинская, А. Е. Жичкина в ходе изучения взаимодействия виртуальной
и реальной идентичности определили, что они влияют друг на друга. Если человеку
кажется непривлекательной его реальная идентичность, он имеет возможность ее «исправить»
[8,
с.396]. Средства виртуальной сети помогают сформировать желаемый образ, который
может быть похожим на настоящий, а может кардинально отличаться от него (другой
пол, другой возраст, и др.).

Создание
сетевой идентичности, которая отличается от реальной, может объясняться тем,
что люди не имеют возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в
реальной коммуникации, и таким образом, виртуальная самопрезентация,
отличающаяся от реальной идентичности, может создаваться также для того, чтобы
испытать новый опыт — именно в этом контексте понятие «экспериментирования с
идентичностью» наиболее уместно; то есть, сетевая идентичность, отличающаяся от
реальной идентичности, не только выражает нечто, уже имеющееся в личности, но
может быть и стремлением испытать нечто ранее не испытанное в то время как
сетевая коммуникация такую возможность предоставляет [10].

 Визуализация как средство самопрезентации в
социальных медиа конечно, не предполагает прямого обмана партнера, но может
немного преувеличить свои возможности» [16]. Вышеупомянутые концепции и
предположения основываются на трудах выдающихся ученых в этой области: в
традициях интеракционизма самопрезентация рассматривается как средство
формирование образа «Я» и поддержания самооценки. Так, следуя концепции В.
Джемса, Г. Мид и Ч. Кули поддерживают идею о том, что в социальном дискурсе и
взаимодействии человека характерно демонстрировать различные социальные лица
различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и
воплотить лучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о
себе, рефлексируя мысли и поведение окружающих. Таким образом, в исследованиях
Г. Мида и Ч. Кули говорится о том, что знания индивида о себе являются
рефлексией знаний других о нем. В рамках исследований интеракционистской школы «Я»-концепция
означает прежде всего собственные действия на социальной арене [42].
Следовательно, знания о себе возникают из того, что происходит на ней. Эти
представления приводят к идее, что при помощи самопрезентации индивид проявляет
внешне то, что у него внутри и нуждается в выражении, в ответ — получает из
социальной среды обратную связь в виде мыслей о нем, отношений к нему. На основании
этого формируется то, что Ч. Кули называет зеркальным «Я», а Г. Мид — идеей «Я».
Следует отметить, что фотографии и посты, которыми делится владелец аккаунта
социальной сети, составляют одну из важнейших частей самопрезентации личности,
поскольку их содержание передает «жизненный стиль» личности [44, с.43]. Например,
пользователь социальных сетей размещает фотографии отпуска, дня рождения и др.
мероприятий, чтобы показать, насколько он активен, общителен или популярен
среди сверстников.

Количество
и частотность публикации фото и постов, а прежде всего их тематика, отражают
мотивационные процессы личности и свидетельствуют о превалирование тех или иных
желаний и потребностей человека. Конечно, степень открытости, информативности аккаунта
зависит от социально-психологического типа человека, поскольку, согласно
классической теории К. Юнга о разделении людей на интровертов и экстравертов,
внутренне ориентированные пользователи соцсетей не станут сообщать много
информации о себе на своей странице, в отличие от внешне ориентированных
пользователей, который стремятся обнародовать большее из того, что происходит у
них в жизни. Уже сам факт публикации фотографий и постов в соцсетях оценивается
как желание самопрезентации, стремление человека заявить о своем существование,
идентифицироваться.

С
понятием самопрезентации тесно связанным является термин «самомониторинг» — вид
социального регулирования (регуляция поведения в ответ на реакцию других людей),
введенный М. Снайдером в 1974 году [30, с. 237]. Обратив внимание на гибкость
поведения человека при самопрезентации, автор выразил точку зрения о склонности
личности к отслеживанию и изменению собственного поведения с целью произведения
желаемого впечатления в ответ на «презентационные требования» ситуации и
реакции других людей [27, с. 131].  Самомониторинг
является способом самопрезентации в социальных ситуациях и регулирования
поведения личности с целью произвести желаемое впечатление. При этом, поведенческое
проявление уровня самомониторинга заключается в управлении своим социальным
поведением.

По
мнению ученого, основная сущность различных стратегий самопрезентации личности формируется
процессами управления впечатлением: каждый осваивает те модели поведения,
которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении,
основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого
поведения.

При
помощи шкалы самомониторинга, разработанной М. Снайдером, определяются значимые
различия в уровне самоконтроля и экспрессивном поведении. Так, люди имеющие
высокую оценку по шкале самомониторинга способны намного лучше намеренно
выражать и передавать спектр различных эмоций вербальными и невербальными
средствами, чем индивиды, у которых оценки низкие. По сравнению с индивидами с
низким уровнем» самомониторинга, индивиды с высоким уровнем могут эффективно и
убедительно демонстрировать сложные черты и поведенческие реакции.

Процесс
самопрезентации носит глубинный характер и влияет не только на социальную сферу
личности, но и формирует образ «Я», влияет на отношение человека к себе и может
стать причиной социальных страхов, установок, стремлений [29, с.67]. Процесс
самопрезентации начинается с формирования первого впечатления. на первых этапах
общения значительную роль играют различные обобщенные схемы, стереотипы
восприятия поступков и чувств другого человека. В этой ситуации объект
воспринимается как носитель определенной роли, ставится задача наделения
объекта определенными признакам, на основе которых может быть построено
первичный контакт. В ситуации формирование первого впечатления о человеке
возникает ряд эффектов, которые обусловливают особенности восприятия субъектом
объекта. М.К. Карпова, А.Н. Капустюк и др. утверждают, что самопрезентация не
ограничивается актами предъявления своего этажного, внешнего «Я», но включает в
свое содержание внутренние аспекты «Я» [20, с.15].

На
мотивационном уровне, согласно существующих теорий, в зависимости от личностных
особенностей субъекта, в основе самопрезентации могут лежать мотив власти,
самовыражения, самораскрытия и другие мотивы.

На
уровне целей: «Я»-концепция, идентичность субъекта, актуальные социальные роли
определяют содержание того образа, который субъект представляет окружению. При
этом, конкретные приемы самопрезентации зависят в основном от конкурентной
ситуации взаимодействия.

Таким
образом, в результате обобщения существующих трактовок определения
самопрезентации личности, можно сказать, что самопрезентация является процессом,
во время которого происходит управление восприятием окружающего социума через
привлечение внимания для реализации мотивации, удовлетворения потребностей и
достижения целей личности, а также формируется образ «Я» и поддерживается
самооценка. При этом потребности, мотивы и цели могут быть сугубо индивидуальными,
а могут навязываться извне средой, в которой находится человек.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы