Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности решения сложных ситуаций педагогического взаимодействия у учителей с разным уровнем самоактуализации личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию
психологической проблемы профилактики и решения сложных ситуаций
педагогического взаимодействия в школе 7
1.1. Специфика педагогического взаимодействия учителя с
другими субъектами образовательного процесса. 7
1.2. Психологические основы исследования сложных ситуаций
педагогического взаимодействия. 14
1.3. Роль самоактуализации личности учителя в профилактике
и решении сложных ситуаций педагогического взаимодействия. 24
Выводы по первой главе. 36
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей решения
сложных ситуаций педагогического взаимодействия у учителей с разным уровнем
самоактуализации личности. 38
2.1. Организация и методики, выборка исследования. 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 44
Выводы по второй главе. 50
Заключение. 51
Список
использованной литературы 52
Введение:
Школа – важное звено в
жизни каждого ребенка. Это место, где он начинает проявлять свою
самостоятельность, способности, умения.
Школа – место, в котором
ежедневно встречаются сотни людей, как детей, так и взрослых. Общение – одно из
условий полноценной жизни каждого человека. Во время такого общения возникают
недоразумения, ведь каждый человек уникален, имеет свои желания, свои интересы,
особенности и поэтому, когда сталкиваются противоположности, как следствие
возникают различные сложные ситуации, требующие адекватного решения.
Одним из важных аспектов
профессиональной деятельности учителя является способность к предупреждению и
решению сложных педагогических ситуаций. Как известно, основной формой
осуществления учебного процесса является педагогическое общение и
взаимодействие. Его производительность определяется прежде всего целями и
ценностями, которые должны быть приемлемы для всех субъектов педагогического
взаимодействия (учителей, учащихся, родителей, администрации учебного заведения
и др.). Практика современной школы показывает, что педагогическое общение не
всегда происходит в желаемом направлении, ведь во взаимодействие вступают
субъекты с разными целями, мотивами, потребностями, ожиданиями, жизненным
опытом, способами интерпретации событий, уровнем самоактуализации личности,
уровнем эмоциональности, заинтересованности во взаимодействии и тому подобное.
Такие противоречия могут быть частичными и быстро решаться, а могут приобретать
антагонистический характер, сказываться на негативном отношении к учебному
предмету, учителю, школе, педагогическому процессу в целом и даже на ухудшении
состояния здоровья субъектов сложных педагогических ситуации.
Актуальности темы
исследования. Объективно сложная педагогическая ситуация является достаточно
конфликтогенной, поскольку в ней
Заключение:
Проведенный в данной
работе анализ литературы по теме исследования позволил сделать вывод, что
педагогическое взаимодействие – сложный процессом, который состоит из большого
количества компонентов. В основе педагогического взаимодействия лежит активное
сотрудничество.
Самоактуализация
личности педагога выражается в личностном росте, который представляет собой
скорее качественные изменения личностного потенциала, которые успешно решают
жизненные задачи и сложные педагогические ситуации. Самоактуализация является
процессом развития, тем, благодаря чему происходит формирование нового
жизненного опыта, новых навыков, нового стиля поведения, в том числе, и в
сложных педагогических ситуациях.
Проведенное эмпирическое
исследование позволило нам определить связь между уровнем самоактуализации
личности учителей и способами решения словных педагогических ситуаций
взаимодействия. Было установлено, что учителя с высоким уровнем
самоактуализации выбирают такой способ как сотрудничество, учителя со средним
уровнем в большинстве случаев используют приспособление и компромисс,
избегание, учителя с низким уровнем самоактуализации предпочитают соревнование.
Также мы предположили,
что уровень самоактуализации личности может быть связан с уровнем
эмоционального выгорания у учителей. Было установлено, что учителям с высоким
уровнем самоактуализации свойственна несформированность фазы «напряжения»,
учителям со средним уровнем свойственна сформированность фазы «резистенция», с
низким уровнем – сформированность фазы «истощение».
Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
подходы к исследованию психологической проблемы профилактики и решения сложных
ситуаций педагогического взаимодействия в школе
1.1. Специфика
педагогического взаимодействия учителя с другими субъектами образовательного
процесса В педагогической науке
для обозначения отношений субъектов учебного процесса используют термин
«педагогическое взаимодействие». Однако анализ указанного понятия в
научно-педагогической литературе свидетельствует об отсутствии единого подхода
к его определению. Для того, чтобы раскрыть сущность понятия «педагогическое
взаимодействие», необходимо выяснить содержание понятия «взаимодействие».
Взаимодействие можно
рассматривать как широкий общий термин, обозначающий такое совместное действие
нескольких объектов или субъектов, при котором результат действия одного из них
влияет на другие. Исходя из этого, можно утверждать, что категория
«взаимодействие» охватывает все виды социальных процессов и человеческой
деятельности (труд, познание, общение, воспитание, обучение и т.п.), указывая
на взаимную связь социальных явлений как на уровне общества в целом, так и на
уровне функционирования его отдельных групп и индивидов.
Однако каждая из научных
отраслей в понятие «взаимодействие» вносит свою специфику, которая
накладывается на известное понятие. Например, в педагогической психологии
процесс взаимодействия рассматривают как целенаправленный взаимообмен и
взаимообогащение содержанием деятельности, опытом, эмоциями, установками,
разными позициями [11].
В психологии понятие
«взаимодействие» трактуют как процесс воздействия объектов друг на друга, что
определяет их взаимообусловленность