Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольное образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности развития речевой активности у детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение  5

1 Теоретические основы речевого развития детей раннего
возраста  10

1.1 Особенности развития словарного запаса у детей раннего
возраста  10

1.2 Речевое развитие детей раннего
возраста в предметной деятельности  14

2 Практическая работа по развитию словаря детей раннего
возраста  23

2.1 Диагностика развития словарного запаса у детей раннего
возраста  23

2.2 Работа по развитию словаря детей раннего возраста  31

2.3 Психолого-педагогические рекомендации родителям по
развитию словарного запаса у детей раннего возраста  38

Заключение  42

Список использованных источников  45

Приложение А   49

Приложение Б  52

Приложение В   56

  

Введение:

 

Актуальность темы. В
настоящее время в нашей стране происходит возрождение системы общественного
воспитания детей раннего возраста. Существенно повысился приток детей от 1,5 до
3 – х лет в дошкольные учреждения. Развитие речи детей этого возраста является одной
из важнейших задач детского сада.

Повышенный интерес к
проблеме развития речи у детей раннего возраста связан с реформированием
системы дошкольного образования и внедрением новых федеральных государственных
требований. Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования в
отношении речевого развития являются владение ребенком устной речью, умение
выражать свои мысли, чувства, желания, построение речевого высказывания в
ситуации общения [28, с.112].

В связи с этим, формирование речевой деятельности у
детей раннего возраста приобретает особую актуальность и первостепенное
значение в общем комплексе воспитательных и коррекционно-педагогических
мероприятий. Это связано с увеличением числа данной категории детей,
неоднозначностью критериев диагностики, сложностью, стойкостью и вариативностью
отклонений в психическом и речевом развитии. Так как нарушение процесса
формирования речи оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка в целом,
и в частности на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Ранний возраст –
сензитивный период для развития речи. Речь – один из познавательных процессов,
который определяет уровень интеллектуального развития ребенка, поэтому очень
важно при задержке речевого развития начинать коррекционно-развивающую работу
как можно раньше, чтобы речь ребенка развивалась в данный период. Задержка
речевого развития приводит к задержке психического развития. Кроме того, это
нарушение в развитии речи оказывает негативное влияние на социальное развитие
ребенка. Если ребенок не владеет активной речью, в среде говорящих сверстников
ему будет сложно устанавливать контакт, детям не всегда интересно
коммуницировать с детьми, которые не разговаривают. Поэтому особое внимание
необходимо уделять развитию речи у детей с раннего возраста [7].

Проблема развития активной речи детей на
сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1)
сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст – это
период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным
новообразование этого периода является овладение речью, которая становится
основой для дальнейшего развития ребенка;

2) речь
постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта,
управления его деятельностью со стороны взрослых;

3)
значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых
нарушений;

4) постоянно
растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к
развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

5)
существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

6) глобальное
снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с
раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и
предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание
в формировании речевой функции.

Объект исследования: речевая активность
детей в раннем возрасте.

Предмет исследования: особенности речевой
активности в раннем возрасте.

Цель исследования:
изучение
особенностей развития речевой активности у детей раннего
возраста.

Согласно цели
исследования поставлены задачи:

— изучить особенности развития словарного запаса у детей раннего возраста;

— рассмотреть речевое развитие детей раннего возраста в предметной
деятельности;

— организовать и провести диагностику развития словарного запаса у детей
раннего возраста;

— разработать и апробировать программу по развитию словаря детей раннего
возраста;

— разработать психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию
словарного запаса у детей раннего возраста.

Степень
изученности проблемы. Проведенный анализ исследований различных
аспектов речевой деятельности дошкольников показывает, что интерес к
обозначенной теме все больше возрастает, так как увеличивается количество
биологических и социальных факторов, оказывающий отрицательное влияние на
формирование психоречевого развития.

В период 60-80 х.
годов проблема речевого развития изучалась такими учеными: А. М. Бородич, Г.М.
Ляминой, Э.П. Коротковой, Ю.С.Ляховской, В.В Гербовой, А.Г. Тамбовцевой
(Арушановой).

Мыслитель, гуманист
Я.А.Коменский полагал, что ребенка следует обучать трем важнейшим вещам:
разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и
правильно высказываться». Философ, писатель и педагог Ж.Ж.Руссо считал самым
ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он
исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах
задержки речевого развития и, советовал процесс обучения сделать
систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для
выработки ясности, четкости и связности речи [1].

Создатель методики
начального обучения родному языку К.Д. Ушинский отмечал: дети очень рано
начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта.
«Родное слово – сокровищница умственного развития и сокровищница всех знаний» [5,
с. 13].

Детская речь, ее
особенности и развитие привлекали и привлекают педагогов и психологов. «Прекрасна
сама по себе… – пишет К.И. Чуковский, в своей книге «От двух до пяти» – она
имеет, кроме того, высокую научную ценность, так как, исследуя мы, тем самым
вскрываем причудливые закономерности детского мышления» [31, с. 56].

Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, Н.С.
Карпинская, И.М. Кононова, Н.Ф. Ладыгина, Г.М. Лямина, В.А. Петрова, Г.Л.
Розенгардт-Пупко, Е.И. Тихеева, Н.М. Щелованов и другие подчеркивали, что в
процессе развития речи многое зависит от взрослых, от того, как они организуют
общение, какие требования к нему предъявляют.

Формирование речи детей
2-3 лет с задержкой речевого развития изучали Жукова Н.С., Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В., Нищева, Л.Ф, Гаркуша Ю.Ф. и другие. Авторы подчеркивают
необходимость проведения специального обучения, направленного на преодоление
нарушений в речевом развитии дошкольников.

В работе использовались следующие методы:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по предмету
исследования; эксперимент; наблюдение; изучение документации; количественный и
качественный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ ДС № 9 «Золотой ключик», г. Николаевск-на-Амуре.

Работа состоит из реферата,
введения, двух глав основной части, выводов (заключения), списка использованных
источников.

В первой главе рассмотрены
особенности развития собственной активной речи ребенка, особенности общих дидактических принципов развития речевой активности в раннем
возрасте.

Во второй главе приведена
методика и результаты диагностического исследования речевой активности у детей
раннего возраста, разработана программа по развитию речевой активности детей,
разработаны рекомендации для родителей.

Данная квалификационная работа может быть использована в педагогической практике студентов
учебных заведений педагогического
профиля и начинающими логопедами при проведении занятий с детьми в условиях
ДОУ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В речевом развитии ребенка
раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это
достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по
усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения
со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они
могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей
деятельности отражать в слове. Дети не получившие в раннем возрасте
соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.
Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться
словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

В
предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для
усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

С целью
изучения особенностей речевой активности у детей раннего дошкольного возраста,
мы провели экспериментальное исследование, которое было реализовано на базе
МБДОУ ДС № 9 г. Николаевска-на-Амуре. Количество детей, принявших участие в
работе – 10 человек.

Проведенное
нами исследование в первой младшей группе детского сада позволило выделить
особенности речевой активности у детей раннего возраста.

Исследование
показало, что большинство детей, попадающих в непривычную для них обстановку,
тяжело переживают разлуку с близкими, долго адаптируются к новым условиям.
Часто это отражается на их речевой активности, некоторые дети замолкают,
перестают активно использовать речь в общении с новыми взрослыми.

Пассивный
словарь у детей развит лучше, чем активный. Вступая в диалогическое
взаимодействие с взрослым, одни дети легко вступают в контакт, обнаруживают
заинтересованность, желание общаться, отвечают на вопросы педагога чаще всего
краткими ответами. Другие – неохотно вступают в диалог с взрослыми.

Речевая
активность малышей возрастает при использовании игрового материала,
наглядности, чтении книг с показом иллюстраций, настольного театра
(договаривают знакомые фразы из текста, отвечают на вопросы по содержанию
прочитанного).

Дети
раннего возраста вступают в речевое общение со взрослыми чаще по инициативе
воспитателя. Поводами для обращений к педагогу по собственной инициативе
выступают затруднения в бытовых процессах, игровые ситуации.

В
общении с взрослыми малыши используют как речевые, так и неречевые средства
(мимику, пантомимику).

Количественный
анализ результатов показал, что высокие результаты по выполнению всех
экспериментальных заданий показал только один ребенок (10%). Результаты «средний»
продемонстрировали 40 % малышей, «низкий» – 50%.

Апробация
системы педагогической работы по развитию речи детей первой младшей группы
детского сада на формирующем этапе эксперимента позволяет сделать некоторые
выводы относительно педагогических условий, повышающих эффективность работы по
развитию речи детей третьего года жизни.

Мы
убедились в целесообразности подбора тематики занятий с учетом содержания
будущих сюжетно-ролевых игр, т.к. в ходе общения со взрослым в рамках
непосредственно образовательной деятельности дети получали информацию,
необходимую для содержания игр.

Формирующий
эксперимент показал важность тщательной подготовки воспитателя к организации
занятий с детьми, необходимость ориентации в процессе обучения на потребности
детей в общении с взрослыми, актуальную для них форму общения и уровень их
речевого развития; необходимость использования различных методов и приемов
развития речи, прежде всего, игровых и наглядных.

Общение
с ребенком в повседневной жизни позволяло эффективно развивать речь малышей,
обогащать их представления об окружающем и способах действия с предметами и
игрушками. При этом важно индивидуальное общение с каждым ребенком в разных
видах деятельности.

Формирующий
этап эксперимента подтвердил также необходимость сотрудничества дошкольного
учреждения и семьи по вопросам развития речи детей.

Таким
образом, основными педагогическими условиями развития речи детей третьего года
жизни, посещающих детский сад, являются:


ориентация на потребности детей в общении со взрослыми, актуальную для них
форму общения и уровень речевого развития;


обеспечение целенаправленного влияния на речь детей во всех видах деятельности;


использование разнообразных методов и приемов развития речи при доминировании
игровых и наглядных;


организация тесного взаимодействия с родителями по вопросам развития речи
детей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО
ВОЗРАСТА 1.1 Особенности развития словарного запаса у детей раннего
возраста Ранний возраст – стадия
психического развития ребенка, охватывающая возраст от года до трех лет. Также
имеет названия «преддошкольный возраст», «раннее детство». В этом возрасте
происходят изменения в физическом и психическом развитии детей. На втором году
ребенок ежемесячно прибавляет в весе и в росте. Совершенствуется деятельность
органов чувств и систем организма: костной, мышечной, центральной нервной
системы.

Ранний возраст
является сензитивным (наиболее благоприятным) периодом для развития речи ребенка.
Формируется ее понимание: на втором году жизни ребенок начинает осмысливать
названия предметов, которые его окружают. Происходит овладение словарем: в один
год дети знают 10 -12 слов, в полтора года – 30-40 (до 100), в два года – 200-300,
в три – 1200-1500 слов [4]. Литературные произведения, рассказы взрослых
обогащают их опыт. К концу третьего года жизни особенно возрастает речевая
активность детей. Речь становится основным средством общения со взрослыми и
сверстниками.

Речь является необходимым
средством для общения, которое возникает у ребенка на определенном этапе его
становления. Речевой деятельностью обозначается процесс использования языка для
общения [27].

Коммуникативная функция
речи является первоочередной в речевом развитии ребенка. Исследованиями
специалистов в данной сфере было установлено, что дети, в возрасте двух лет уже
владеют функцией речевого общения. Период раннего возраста – это, прежде всего,
этап становления речи для общения с окружающими. Во время общения ребенок
овладевает новыми концепциями, у него повышается уровень знаний и формируется
представление об окружающем мире.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы