Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности развития и управления муниципальным предприятием малого города.Город Верхний Тагил
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ.. 8
1.1 Понятие и
особенности управления муниципальными предприятиями. 8
1.2 Муниципальные предприятия в муниципальной экономике
малых городов 18
1.3 Направления развития муниципальных предприятий. 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
«БЛАГОУСТРОЙСТВО» Г.ВЕРХНИЙ ТАГИЛ 32
2.1 Общая характеристика деятельности муниципальным
унитарным предприятием «Благоустройство». 32
2.2 Особенности управления
и кадровой политики МУП «Благоустройство» 41
2.3 Проблемы развития и управления МУП «Благоустройство». 56
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ МУП
«БЛАГОУСТРОЙСТВО». 61
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой
политики предприятия. 61
3.2 Мероприятий по развитию МУП «Благоустройство». 71
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий. 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 84
Введение:
Актуальность
темы исследования. Актуальность
рассмотрения вопросов развития и управления муниципальными предприятиями
обусловлена укреплением муниципального управления в Российской Федерации.
Особое внимание в этой связи уделяется регулированию деятельности муниципальных
предприятий. Одной из существенных проблем, которые стремятся решить органы
управления является эффективность функционирования МУП. Довольно часто
муниципальные предприятия являются неэффективными, поскольку в значительной
степени зависят от субсидий и дотаций муниципального бюджета.
Тем не менее, добиться результативности работы подобного
предприятия возможно путем повышения эффективности управления.
Ни одно предприятие не может обойтись без
управления, при этом каждое предприятие самостоятельно формирует свою систему
управления и стремиться к тому, чтобы она была эффективной и позволила достичь
уставных целей.
Для эффективного управления деятельностью муниципального
предприятия важны все составляющие деятельности: управление персоналом,
управление производственной деятельностью, управление финансовыми потоками.
Российские организации стали больше уделять
управленческой деятельности в организации производства, формированию структур,
обеспечивающих четкое разделение работ, контролю выполнения и стимулированию
исполнителей по результат труда.
При этом управление муниципальным предприятием
сталкивается со многими проблемами. Существенно расширился круг задач, которые
требуется решать и за которые нужно отвечать перед учредителем. Перечисленные
задачи охватывают не только организацию и управление персоналом, но и
обеспечение реализации продукции, проведение своевременных расчетов с
поставщиками и потребителями, повышение качества и конкурентоспособности производимых
услуг и др.
Вся деятельность муниципальных предприятий
ориентирована на достижение поставленных муниципальным образованием производственных
задач.
Муниципальные
унитарные предприятия обеспечивают функционирование инфраструктуры города, и,
следовательно, развитие данных предприятий носит глобальный характер. В
настоящее время основная проблема развития муниципальных предприятий состоит в
противоречии между достижением главной цели муниципального предприятия –
получения прибыли и решение задач, поставленных собственником – принесение
максимальной пользы жителям данного муниципального образования.
Степень
изученности проблемы. В
настоящее время развитию и управлению муниципальными унитарными предприятиями в
литературе уделяется недостаточное
внимание. В большинстве источников уделяется внимание только правовым аспектам
функционирования муниципальных предприятий, при этом аспектам управления и
развития внимание не уделяется. При подготовке работы, наибольшую практическую
помощь оказали труды таких авторов, как
С.Е. Прокофьев, Ю.Н. Шедько, Ю.В. Гимазовой, О.М. Роя, Р.В. Бабуна, А.Н.
Широкова, Н.И. Захарова, а также публикации по теме исследования.
В целом следует отметить отсутствие специальных комплексных
экономических исследований в данном конкретном направлении, что и обусловило
выбор темы работы. В процессе проведения
исследования не обнаружено ни одной работы, посвященной развитию и управлению
муниципальных унитарных предприятий. Таким образом, можем констатировать
практическое отсутствие научных работ в заявленной области исследований.
Цель
и задачи исследования. Целью работы является анализ особенностей управления и разработка мероприятий,
направленных на совершенствование системы управления муниципальным предприятием
малого города.
Для достижения поставленной цели в работе решаются
следующие задачи:
1. Изучить понятие и особенности
управления муниципальными предприятиями
2. Рассмотреть роль муниципальных
предприятий в муниципальной экономике малых городов
3. Определить направления развития
муниципальных предприятий
4. Привести общую характеристику
деятельности муниципальным унитарным предприятием «Благоустройство»
5. Изучить особенности управления и
кадровой политики МУП «Благоустройство»
6. Выявить проблемы развития и
управления МУП «Благоустройство»
7. Разработать мероприятия по
совершенствованию кадровой политики предприятия
8. Предложить мероприятия по развитию
управления МУП «Благоустройство»
9. Оценить эффективность предложенных
мероприятий
Объект исследования – муниципальное унитарное
предприятие «Благоустройство» г. Верхний Тагил.
Предмет исследования – развитие и управление
муниципальным унитарным предприятием малого города.
Информационной базой
исследования послужили нормативные правовые
документы, принятые городской думой г. о. Верхний Тагил в отношении
муниципальных унитарных предприятий, нормативные документы по организации
деятельности МУП «Благоустройство»: Устав, Правила внутреннего трудового
распорядка, документы по управлению персоналом, отчетные данные о деятельности МУП за 2017-2019 гг.,
результаты опроса персонала предприятия, проведенного в 2020 году.
Методы исследования,
использованные в работе: анализа, синтеза, индукции, дедукции, приемы логического мышления,
визуализации информации с использованием графического и расчетного метода,
метод экспертных оценок.
Теоретическая значимость исследования состоит в
обобщении теоретических аспектов теории управления и практических методов
управления муниципальными унитарными предприятиями.
Практическая значимость работы. Выводы,
содержащиеся в работе, дают комплексное представление о функционировании
муниципальных унитарных предприятий, а также о возможных направлениях по совершенствованию системы управления
деятельности применительно к проблемам, сложившимся в управлении МУП «Благоустройство»
г. Верхний Тагил. Внедрение разработанных предложений улучшит управляемость
учреждения, гармонизирует весь производственный процесс и улучшит экономические
показатели деятельности.
Структура работы обусловлена
поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, включающих девять
параграфов, введения,
заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются
теоретические основы управления муниципальными предприятиями.
Во второй главе оценивается действующая
система управления МУП «Благоустройство», приводятся результаты
опроса сотрудников о наиболее важных факторах управления, не достаточно
используемых.
В третьей главе на основе полученных
результатов проведенного анализа предлагаются мероприятия по совершенствованию
системы управления МУП «Благоустройство» и проводится оценка эффективности
предложенных мероприятий.
Заключение содержит выводы по всей работе.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты управления
муниципальными предприятиями, в результате сделаны выводы о том, что муниципальным
унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная
правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Особенности развития и
управления муниципального предприятия определяются подчиненностью муниципальным
органам власти. Эффективность управления муниципальным предприятием
обеспечивается за счет применения административных и экономических методов
регулирования. Качество управления муниципальным предприятием характеризуется
результатами его финансово-хозяйственной деятельности.
Основы правового регулирования деятельности муниципального
унитарного предприятия составляют нормативно-правовые акты в основном
федерального уровня, а также муниципальные нормативно — правовые акты. Главными
нормативно — правовым документами, регулирующими деятельность муниципальных
унитарных предприятий, являются Федеральный закон «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» и Гражданский кодекс РФ. А на
муниципальном уровне важное значение имеет Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», а также муниципальные
правовые акты, так как собственником имущества муниципального унитарного
предприятия является орган местного самоуправления
Муниципальные
унитарные предприятия играют важную роль в экономике муниципальных образований,
с одной стороны они поддерживают его экономику, осуществляя коммерческую
деятельность, используя при этом муниципальную собственность, обеспечивают
рабочие места и доходы работникам предприятия, пополняют доходную часть
местного бюджета, с другой стороны выполняют функции по оказанию услуг
населению, в том числе в решении вопросов местного значения.
Повышение эффективности деятельности муниципальных
унитарных предприятий является результатом регулирования ключевых процессов
преобразования труда и использования экономических ресурсов.
Во второй главе работы проведено исследование управления в
МУП «Благоустройство. В результате анализа сделаны выводы.
Муниципальное предприятие создано по решению Городской Думы
г. о. Верхний Тагил с целью решения вопросов благоустройства на территории
городского округа.
Организационная структура управления МУП «Благоустройство»
линейно-функциональная. Она рациональна и соответствует уровню развития. В
структуре отсутствуют лишние звенья. Руководство МУП осуществляет директор,
назначенный главой администрации г. о. Верхний Тагил по контракту.
Деятельность предприятия осуществляется как на основе
муниципального заказа, так и на коммерческой основе, и она достаточно
эффективна, о чем свидетельствуют финансовые результаты деятельности.
Анализ обеспеченности учреждения персоналом показал, что
имеется текучесть.
Для эффективного управления в МУП
«Благоустройство» разработаны Правила внутреннего трудового распорядка;
разработаны должностные инструкции, ведется контроль режима труда и отдыха;
осуществляется планирование деятельности; ведется информационное обеспечение
деятельности; проводятся оперативные совещания, принимаются управленческие решения;
осуществляется управление персоналом учреждения; применяются меры по охране
труда.
Анализ показал, что принятие
управленческих решений осуществляется всегда директором, что удлиняет во
времени управленческий процесс, снижает мотивацию и развитие руководителей
других уровней, снижает эффективность управления.
Анализ системы управления персоналом
выявил, что имеются проблемы в сложившейся мотивации персонала, заработная
плата носит уравнительный характер, разница в заработной плате специалистов
одного уровня практически отсутствует. Премия начисляется в одинаковых размерах
к одинаковым должностным окладам. Дифференциация в размере оплаты труда
минимальна.
Кроме того, анализ выявил, что мало
уделяется внимания обучению кадров, что касается и работников управления и
рабочих.
С целью получения обратной связи,
среди персонала был проведен опрос, результаты которого подтверждают наличие
проблем, выявленных аналитическим путем.
Таким образом, анализ принятой
практики управления выявил следующие проблемы в управлении:
1. Не эффективная система принятия
управленческих решений.
2. Не эффективная система мотивации
кадров.
3. Не достаточное внимание развитию
кадров.
В третьей главе работы предложены мероприятия, направленные
на совершенствование принятой в МУП «Благоустройство» системы управления.
Для повышения эффективности работы персонала предложена
новая система мотивации и обучения.
Для совершенствования принятой практики мотивации,
предложено внедрение категорийности должностей для специалистов офиса и
инженерно-технических линейных работников.
В соответствии с предлагаемым ранжированием, высшая
категория для каждой управленческой должности – первая. В каждой категории
предлагается градация: от должности без категории до должности 1 –й категории.
Для
повышения стимулирования всех категорий работников, предложено использовать при
распределении премиальных выплат коэффициента трудового участия. В работе
предложены критерии для установления каждому работнику своего коэффициента
трудового участия, который будет учитывать трудовые успехи, отрицательные
факторы работы.
Для повышения эффективности
работы персонала предложено открытие Школы обучения кадров, где будут разработаны
адаптированные к деятельности МУП «Благоустройство» программы обучения. Всего
в будущем году планируется обучение каждой категории работников общей
численностью 34 чел. Срок прохождения обучения работниками составляет 1-2
недели. Обучение
основных работников будет проводиться в зависимости от выполняемой работы ж в
малых группах под руководством опытного наставника, обучение административного
персонала планируется во внешних учебных заведениях в зависимости от
потребности в видах обучения.
Предложено внедрение
метода делегирования полномочий для передачи полномочий от вышестоящего
руководителя к нижестоящим. для того, что делегирование было эффективным,
руководители будут проходить обучение в Школе обучения кадров по умению
получать делегированные полномочия и использовать их, в Школе руководителей
будут обучать эффективному управлению приглашенные преподаватели
аккредитованной образовательной организации.
Предлагаемые мероприятия будут способствовать
улучшению системы управления предприятием, позволят повысить закрепление кадров
и профессионализм персонала.
Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
показала, что для внедрения потребуется 476 тыс. руб., а увеличение прибыли
предприятия за год после внедрения мероприятий составит 1033,7 тыс. руб., коэффициент эффективности предлагаемых
мероприятий составит 2,17.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ
1.1 Понятие и
особенности управления муниципальными предприятиями В
соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»[1]
экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в
муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также
имущественные права муниципальных образований.
В
ст. 51 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации»[2]
гласит, что «органы местного самоуправления от имени муниципального образования
самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом».
Законом закреплено право муниципальных образований на создание муниципальных
предприятий и учреждений. Здесь же определено, что органы местного самоуправления
определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и
учреждений, утверждают их уставы, назначают руководителей и т.д. Более подробное регламентирование полномочий,
прав и обязанностей субъектов, создаваемых муниципальными образованиями,
устанавливается уставами и иными нормативно-правовыми актами муниципальных
образований, уставами муниципальных предприятий.
Муниципальным
унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная
правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме
унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные
предприятия. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на
праве собственности муниципальному образованию[3].
От других
организационно-правовых форм муниципальные предприятия отличаются, тем, что они
наделены имуществом на праве собственности и оперативного управления. Несмотря
на специфические отношения муниципального предприятия с собственником имущества
и статусом этого имущества, средства индивидуализации такие же, как и у
остальных организационно-правовых форм хозяйствования[4].
Нормы, которые
регулируют деятельность муниципальных унитарных предприятий, содержатся в
Конституции Российской Федерации[5],
Гражданском кодексе Российской Федерации[6],
Бюджетном кодексе Российской Федерации[7],
Федеральном законе Российской Федерации от 14.11.2002 №161-ФЗ «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях»[8]
и в других нормативно-правовых актах.
Конституция Российской
Федерации прямо закрепляет институт муниципальных предприятий в качестве
организационно-правовой формы, которая обеспечивает основные жизненные
потребности населения и предопределяет особенности их правового статуса как
субъектов, которые действуют в общих интересах и призваны осуществлять
возложенные на них публичные задачи посредством относительно самостоятельного
участия в хозяйственном обороте.
На основании Гражданского кодекса Российской Федерации
муниципальным унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и не может
быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
предприятия. [1] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» ( ред. 20.07.2020)// СЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 40 ст. 3822 [2] Там же [3] Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О
государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ( ред. 11.08.20)// СЗРФ
от 2 декабря 2002 г. № 48 ст. 4746 [4] Иванов В.Н. Муниципальная кадровая политика / В. Н.
Иванова. – М.: Инфра-М, 2015. – С. 76. [5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.) ( ред. 04.07.2020)// СЗРФ от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445 [6] Гражданский кодекс Российской
Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// СЗРФ от 5 декабря 1994 г. N 32
ст. 3301 [7] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №
145-ФЗ // CЗРФ от 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3823 [8] Федеральный
закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» ( ред. 31.07.2020) // СЗРФ от 2 декабря 2002 г. №48 ст.
4746