Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Методика преподавания РКИ

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Особенности разработки сюжетно-ролевой игры в обучении иностранному языку в вузе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие игры 
в педагогическом процессе. 6

1.1 Понятие игрового подхода к обучению.. 6

1.2 Сюжетно-ролевые игры и их классификация. 20

1.3 Место сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе. 25

Глава 2. Особенности использования ролевой игры в обучении
иностранным языкам в вузе. 31

2.1 Педагогические основы моделирования многоуровневой
системы сюжетно-ролевых игр в обучении иностранным языкам в вузе. 31

2.2 Этапы подготовки ролевой игры и особенности ее
проведения на уроках иностранного языка. 37

Глава 3. Сюжетно-ролевая игра и  развитие коммуникативных компетенций
особенности разработки, подготовки учащихся и проведение. 39

3.1 Технология разработки и особенности проведения
сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности. 39

3.2 Разработка комплекса сюжетно-ролевых игр
профессиональной направленности  45

Глава 4. Адаптация игры к условиям дистанционного
образования. 53

4.1 Интернет как средство обучения иностранному языку. 53

4.2 Интернет ресурсы, используемые в изучении английского
языка. 61

Заключение. 74

Список литературы.. 78

  

Введение:

 

Игра
в современном мире – важнейший аспект многих процессов, начиная от покупки в
супермаркете, имеющем программу лояльности, и заканчивая подготовкой
высокопрофессиональных кадров для медицины, бизнеса или преподавательской
деятельности. Игра в том или ином виде или той или иной форме сопровождает
человека на протяжении всей его жизни, отвечая требованию познавать окружающею
действительность во всей ее изменчивости и разнообразии. Традиционное
представление о получении знания о мире в форме готовых, проработанных и
структурированных блоков,   книжного
знания как единственного пути  получения
образования вытесняется представлением о важности деятельностного подхода  и получения знаний в процессе
взаимодействия  с окружающим миром.  Подобное практическое освоение возможно
и  в моделируемой ситуации игры.

Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе становления системы
высшего образования, вопросы интенсификации процесса обучения и формирования его
нового содержания занимает важное место в реформировании образования высшей школы,
поэтому стремление найти новые, эффективные формы, методы и технологии обучения
и воспитания на сегодня являются весьма актуальными.

Традиционные
средства и методы обучения не всегда способствуют развитию эффективной деятельности
и продуктивного мышления студентов. Поэтому часто отдается предпочтение репродуктивному
мышлению и активизации учебно-познавательной деятельности, создания благоприятных
педагогических и психологических условий для личностно-ориентированного обучения.
Обеспечение таких условий обусловлено использованием интерактивных методов обучения,
способствующих реализации творческой активности участников обучения. Это, в свою
очередь, способствует повышению эффективности интеллектуального труда субъектов
учебного процесса, направленной на постижение студентами теоретических знаний, формирования
их практических умений и навыков, развитие личности и тому подобное. [2].

Современные
педагогические технологии, такие как использование игровых методик,
информационных технологий и Интернет-ресурсов помогают реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и
дифференциацию обучения и способствуют погружению студентов в
условно-культурную среду определенной страны.

Проблема
использования игровых технологий представлена в научных трудах отечественных и
зарубежных ученых: И.Л. Бим, И.Я. Волобуева, Н.А. Демьянова, С.Т. Занько, Н.
Кудикина, Ю.И. Пассова, В. Редька, В.М. Филатова, М. Алеми, Б. Грос, Д.
Кристал, Й. Хейзинга и других.

Объект
исследования – процесс обучения иностранному языку в вузе.

Предмет
исследования – особенности применения сюжетно-ролевых игр в обучении
иностранному языку в вузе и организации данного процесса в условиях
дистанционного образования.

Цель
выпускной квалификационной работы – провести анализ теоретических аспектов
использования комплекса сюжетно-ролевых игр в обучении иностранному языку в
вузе и разработать комплекс сюжетно-ролевых игр профессиональной
направленности.

Задачи
выпускной квалификационной работы:


рассмотреть понятие игрового подхода к обучению;


изучить сюжетно-ролевые игры и их классификацию;


рассмотреть достоинства и недостатки ролевых игр в педагогическом процессе;


определить место сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе;


исследовать педагогические основы моделирования многоуровневой системы
сюжетно-ролевых игр в обучении иностранным языкам в вузе;


определить этапы подготовки ролевой игры и особенности ее проведения на уроках
иностранного языка;


технология разработки и особенности проведения сюжетно-ролевых игр
профессиональной направленности;


разработка комплекса сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности;


проанализировать Интернет как средство обучения иностранному языку ;


провести анализ Интернет ресурсов, используемых в изучении английского языка;


рассмотреть особенности методической адаптации оффлайн ролевых игр к онлайн
среде и дистанционному образованию.

Методы
исследования: теоретический анализ, классификация, моделирование, обобщение.

Теоретическая
значимость работы обусловлена рассмотрением игры как феномена образовательной
деятельности человека.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекса
сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности может быть использован в
процессе преподавания английского языка в вузе.

Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В
России, в настоящее время большое внимание уделяется подготовке специалистов в
системе высшего профессионального образования, отмечается необходимость
повышения профессиональной компетенции специалистов данного уровня на основе
владения навыками самостоятельной работы, поиска информации, поиском
эффективных решений проблем, а также высоким владением уровня английского языка
в профессиональной деятельности. Часто от выпускников требуется также умение
быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, подстраиваться и креативно решать
задачи, пользуясь языковыми компетенциями.

Согласно
программным требованиям, приоритетной задачей учебного предмета «Иностранный
язык» в ВУЗе является обучение общению на иностранном языке. Исходя из
тенденции интеграции учебных предметов, в целях наиболее полного
профессионального образования, обучение профессионально-ориентированному
общению на иностранном языке является одним из актуальных и перспективных
направлений развития профессионального образования вообще и методики обучения
иностранным языкам в частности.

Для
этого одним из важных условий является достаточный лексический запас слов,
умение правильно и грамотно строить устную и письменную речь, делового общения
не только в устной речи, но и письменной. Создание имитационной обучающей
среды, воспроизводящей ситуации реального профессионального общения, может быть
достигнуто с помощью активных методов обучения. Одним из активных методов
обучения на сегодняшний день становится использование сюжетно-ролевых игр в
процессе профессионально-ориентированному обучению на иностранном языке.

В
работе было доказано, что дополнение учебного курса английского языка учебными сюжетно-ролевыми
играми будет приводить к эффективному развитию уровня диалогической речи, кроме
того можно наблюдать такие положительные эффекты как: повышение интереса в
обучении и использовании английского языка; снижение уровня неуверенности и
боязнь совершить ошибку; рост мотивации в обучении; повышение активности
общения.

Технология
ролевой игры состоит из следующих этапов:

1) Этап подготовки. Преподаватель начинает
подготовку с разработки сценария, в котором условно отображается ситуация и
объект. После составляется план проведения игры. У преподавателя должно быть
полное описание процедуры игры и четко представленные характерные особенности
действующих лиц.

2) Этап объяснения. На этом этапе преподаватель
вводит игру учащихся, формулирует главную цель урока, объясняет постановку
проблемы, выбор ситуации и правила поведения. Преподаватель заранее дает
учащимся необходимый материал, инструкцию и правила. Если учащимся что-то не
понятно, преподаватель объясняет еще раз. Преподаватель должен настроить
учащихся на игру.

3) Этап проведения – процесс игры. На данном
этапе учащиеся разыгрывают предложенную им ситуацию и определенные роли.

4) Этап анализа и обобщения. По окончании
игры преподаватель вместе с учащимися обмениваются мнениями, что, на их взгляд,
получилось, а над чем еще стоит поработать. А также соответствовала ли
использованная имитация реальной ситуации. В заключении учитель констатирует
достигнутые результаты, проводит анализ ошибок, формулирует окончательный итог
урока.

В
результате проведения ролевой игры можно сделать вывод о ее
полифункциональности, которая воспитывает способность самостоятельно мыслить,
выражать аргументы, доказывать свою точку зрения; тренирует и закрепляет
профессиональные знания, формирует речевую, межкультурную и коммуникативную
компетентность. Игровые методы обучения, в результате практической
педагогической деятельности получили преимущества перед традиционными формами
обучения, позволяют преподавателю развивать у студентов коммуникативные умения
и навыки; приручать работать в команде; обеспечивать студентов необходимой
информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность; вести
грамотный диалог между субъектами обучения — преподаватель — студент; способствовать
уменьшению нервного нагрузки студентов и побуждать к диалогу и действий. Анализ
применения одного из активных методов обучения «деловой игры» в процессе
изучения иностранного языка показал, что все это способствует совершенствованию
учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к их профессиональной
деятельности.

Таким
образом, использование ролевой игры как педагогического средства коммуникации
основывается на том, что она в учебном процессе выполняет роль творческого
задания и функцию носителя учебной проблемы. Только компетентное и
квалифицированное использование ее при соблюдении психологических,
социально-психологических и педагогических требований и условий способно
оказать позитивное влияние на учащихся. Система игр делает процесс формирования
и развития интеллектуальных умений у студентов более интенсивным в сравнении с
традиционной системой обучения. Опыт показывает, что существует прямая
зависимость между использованием системы ролевых игр на занятиях и ускорением
процесса формирования и развития интеллектуальных умений, активностью студентов
в области самообразования и самосовершенствования, использование на практике
умений, которые они приобрели на занятиях по иностранному языку, повышение
качества этих умений от курса к курсу.

Ролевая
игра способствует созданию доброжелательного психологического климата,
позволяет использовать творческие и эмоциональные резервы личности, существенно
повышает коммуникативный потенциал учащихся. Ролевая игра дает возможность
значительно активизировать языковой материал в различных формах деятельности,
интенсифицируя процесс обучения, в результате чего студенты выходят на
неподготовленное иноязычное общение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие
игры  в педагогическом процессе

1.1 Понятие игрового подхода к обучению

В
наши дни появилась новая теория, разработанная социологами и социопсихологами,
раскрывающая идею применения ролевого поведения. Данная теория получила
название «теория ролей». Приверженцы теории «теорию ролей», полагают, что
единение человека с его окружающей средой проявляется в том, что человек
является исполнителем нескольких ролей: например, в семье – роль сына, в школе
– роль ученика и так далее. Данные роли определяют как речевое, так и неречевое
поведение личности в социуме [42, 62]. Одним из первых мыслителей, обратившихся
к осмыслению проблемы игры стал И. Хезинги.

Главный
лейтмотив концепции Й. Хейзинга, которую он изложил в самой известной своей
книге HOMO LUDENS, что в переводе означает «Человек играющий», – «человеческая
культура возникает и развертывается как игра» [31, 75]. Игра здесь выступает
как родовая, всеобщая сущность человека. Хейзинга раскрывает природу и значение
игры как явления культуры в жизни различных народов разных эпох. Политика,
война, правосудие, искусство, поэзия, различные виды состязания, начиная от
спортивных и до конкуренции в бизнесе – все это формы игры.

В
современной культуре он обнаруживает приметы угрожающего разложения и утраты
игровых форм, распространение фальши, обмана, нарушения этических правил,
которые предполагает игра

Интерес к данной
проблеме со стороны широкой образованной общественности и педагогов был
подогрет популярной в XX веке книгой Эрика Берна «Игры, в которые играют люди»
(Games People Play), работой 
американского психолога и психиатра, 
представляющей основы трансакционного анализа, т.е. анализа,
позволяющего определить ту роль, в которой сейчас находится собеседник. Именно
он, рассматривая межличноствое общение как игровую деятельность, с позиций
психологии дал оригинальное определение игры или игровой роли  как

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы