Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
1.3. Урок чтения как средство нравственного воспитания младших школьников
1.4. Методы формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
Глава 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных ориентиров у младших школьников
2.2. Анализ особенностей работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и разработка комплекса мероприятий на уроках литературного чтения
2.3. Оценка эффективности предложенной программы
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение:
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена наличием негативных тенденций в структуре личности, духовных проявлениях современного ребенка.
Как указывает В.В. Абраменкова, показатели физического здоровья детей значительно снижаются, их психическое развитие характеризуется частым возникновением нервно-психических заболеваний.
Духовное неблагополучие подтверждается ростом детской жестокости, преступности, наркотической и алкогольной зависимости, бродяжничеством. Вместе с тем повышенная тревожность, депрессии, апатии, пессимизм также свидетельствуют о психоэмоциональной нестабильности современных школьников. Откликом государства на данную ситуацию стало принятие Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая явилась методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Идеологические основы Концепции конкретизированы в Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В ней определены цель, задачи, направления, содержание, формы, методы и результаты работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Доказано, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для духовно-нравственного воспитания.
В I–IV классах происходит усвоение норм и правил общественной морали, становление эмоциональной сферы, формируются ориентиры на нравственные ценности. Но принять ту или иную установку ученик должен сам, в ходе собственной деятельности. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника – одно из условий его духовно-нравственного развития. При этом важным становится стимулирование (со стороны школы и семьи) стремления ученика включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона. Вовлечение школьников в совместную общественно значимую деятельность позволяет им научиться действовать, чувствовать, принимать решения, т.е. достигать личностных результатов.
Согласно ФГОС, она рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и школьника, целью которого является обеспечение условий развития ученика, становления его субъектности в школьные годы.
Внеурочной деятельности отводится ведущая роль в творческой самореализации школьников в комфортной образовательной среде, стимулирующей возникновение интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности. В такой обстановке происходит направленное социальное становление и предпрофессиональное самоопределение учащихся необходимое для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив
Объект исследования – процесс работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Предмет исследования – формирование духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования – изучить особенности работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2. изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3. рассмотреть урок чтения как средство нравственного воспитания младших школьников;
4. изучить методы формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения;
5. провести диагностику уровня сформированности нравственных ориентиров у младших школьников;
6. проанализировать особенности работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и разработать комплекс мероприятий на уроках литературного чтения;
7. дать оценку эффективности предложенной программы.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников
Обращение к истории Государства Российского позволяет увидеть то, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Отечеству.
Чтобы вернуться к истокам духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно и нравственно здоровая семья и школа.
Идея «возвращения» заложена в федеральных нормативных документах «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
А.Д. Дейкина так формулирует цель духовно-нравственного воспитания: «Формировать мир представлений и убеждений обучающихся с ясно различимым добром и злом, ясным взглядом на мир, не замутненный алчностью, завистью, корыстью, конъюнктурой, жестокостью, ложью» . Отсюда вытекает главная функция духовно-нравственного воспитания – сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
Основные цели и задачи образования: «…Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений…» .
Под духовно-нравственным развитием личности понимается последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, к другим людям, обществу и государству, Отечеству, миру в целом.
Под духовно-нравственным воспитанием личности понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальный ценностей семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества .
Анализ нормативных документов и литературы по заявленной проблеме позволил определить одну из главных целей духовно-нравственного воспитания современных школьников – нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, а современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентностный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Содержание направлений духовно-нравственного воспитания составляет: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение; потребность в труде, гуманном отношении к окружающим; бережное отношение к природе; законопослушность; формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни; выработка коммуникативных навыков и навыков культуры общения; формирование потребности и умений в самопознании и воспитании.
В связи с этим перед современной школой стоят следующие задачи духовно-нравственного воспитания:
— помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;
— реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;
— научить пониманию, приемам деятельности в коллективе;
— бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
— создать условия для развития независимого творческого мышления;
— для удовлетворения духовных потребностей обучающихся;
— поощрять самовыражение и уверенность в себе;
— вводить в содержание образования изучение истории религии народов мира;
— сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют «слово» и «действие».
Но решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, оно не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе.
Оно в создании целостного воспитательного развивающего пространства, педагогических условиях и духовной атмосфере школы, которые способствуют духовно-нравственному становлению школьника, пробуждают в нем желание делать добро: творить и действовать для блага других людей, своей Родины, для собственного блага.
В духовной атмосфере школы получение образования сопряжено с достижением высокого уровня нравственной воспитанности школьников, чему помогают не только и не столько нравственные знания, информирующие у обучающихся представления о нормах поведениях в обществе, о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, сколько культурные практики.
Полагаем, что культурные практики становятся средством духовно-нравственного воспитания современных школьников.
Их использование в школьной практике обеспечивает формирование способности к нравственной самореализации, гражданской позиции, развивает мотивационно-волевую сферу, утверждает истинные жизненные приоритеты, приобщает к моральным нормам и духовным, культурным ценностям общества .
Итак, невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, не учитывая особенности его нравственной самореализации и качества его внутренней жизни.
Вызовы времени и духовно-нравственный кризис общества требуют более активного, социального поведения человека, в основе которого культурные ценности, авторитеты, традиции и нравственные принципы.