Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Литература

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1. Сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников.

1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

1.3. Урок чтения как средство нравственного воспитания младших школьников

1.4. Методы формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения

Глава 2. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных ориентиров у младших школьников

2.2. Анализ особенностей работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и разработка комплекса мероприятий на уроках литературного чтения

2.3. Оценка эффективности предложенной программы

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания обусловлена наличием негативных тенденций в структуре личности, духовных проявлениях современного ребенка.

Как указывает В.В. Абраменкова, показатели физического здоровья детей значительно снижаются, их психическое развитие характеризуется частым возникновением нервно-психических заболеваний.

Духовное неблагополучие подтверждается ростом детской жестокости, преступности, наркотической и алкогольной зависимости, бродяжничеством. Вместе с тем повышенная тревожность, депрессии, апатии, пессимизм также свидетельствуют о психоэмоциональной нестабильности современных школьников. Откликом государства на данную ситуацию стало принятие Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая явилась методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Идеологические основы Концепции конкретизированы в Примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В ней определены цель, задачи, направления, содержание, формы, методы и результаты работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Доказано, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для духовно-нравственного воспитания.

В I–IV классах происходит усвоение норм и правил общественной морали, становление эмоциональной сферы, формируются ориентиры на нравственные ценности. Но принять ту или иную установку ученик должен сам, в ходе собственной деятельности. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника – одно из условий его духовно-нравственного развития. При этом важным становится стимулирование (со стороны школы и семьи) стремления ученика включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона. Вовлечение школьников в совместную общественно значимую деятельность позволяет им научиться действовать, чувствовать, принимать решения, т.е. достигать личностных результатов.

Согласно ФГОС, она рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и школьника, целью которого является обеспечение условий развития ученика, становления его субъектности в школьные годы.

Внеурочной деятельности отводится ведущая роль в творческой самореализации школьников в комфортной образовательной среде, стимулирующей возникновение интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности. В такой обстановке происходит направленное социальное становление и предпрофессиональное самоопределение учащихся необходимое для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив

Объект исследования – процесс работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Предмет исследования – формирование духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель исследования – изучить особенности работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников;

2. изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;

3. рассмотреть урок чтения как средство нравственного воспитания младших школьников;

4. изучить методы формирования духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения;

5. провести диагностику уровня сформированности нравственных ориентиров у младших школьников;

6. проанализировать особенности работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и разработать комплекс мероприятий на уроках литературного чтения;

7. дать оценку эффективности предложенной программы.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

1.1. Сущность, цели и задачи духовно-нравственного воспитания младших школьников

Обращение к истории Государства Российского позволяет увидеть то, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Отечеству.

Чтобы вернуться к истокам духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно и нравственно здоровая семья и школа.

Идея «возвращения» заложена в федеральных нормативных документах «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

А.Д. Дейкина так формулирует цель духовно-нравственного воспитания: «Формировать мир представлений и убеждений обучающихся с ясно различимым добром и злом, ясным взглядом на мир, не замутненный алчностью, завистью, корыстью, конъюнктурой, жестокостью, ложью» . Отсюда вытекает главная функция духовно-нравственного воспитания – сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Основные цели и задачи образования: «…Система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений…» .

Под духовно-нравственным развитием личности понимается последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, к другим людям, обществу и государству, Отечеству, миру в целом.

Под духовно-нравственным воспитанием личности понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальный ценностей семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества .

Анализ нормативных документов и литературы по заявленной проблеме позволил определить одну из главных целей духовно-нравственного воспитания современных школьников – нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека, а современным национальным воспитательным идеалом – высоконравственный, творческий, компетентностный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Содержание направлений духовно-нравственного воспитания составляет: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение; потребность в труде, гуманном отношении к окружающим; бережное отношение к природе; законопослушность; формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни; выработка коммуникативных навыков и навыков культуры общения; формирование потребности и умений в самопознании и воспитании.

В связи с этим перед современной школой стоят следующие задачи духовно-нравственного воспитания:

— помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки;

— реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

— научить пониманию, приемам деятельности в коллективе;

— бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

— создать условия для развития независимого творческого мышления;

— для удовлетворения духовных потребностей обучающихся;

— поощрять самовыражение и уверенность в себе;

— вводить в содержание образования изучение истории религии народов мира;

— сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют «слово» и «действие».

Но решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, оно не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе.

Оно в создании целостного воспитательного развивающего пространства, педагогических условиях и духовной атмосфере школы, которые способствуют духовно-нравственному становлению школьника, пробуждают в нем желание делать добро: творить и действовать для блага других людей, своей Родины, для собственного блага.

В духовной атмосфере школы получение образования сопряжено с достижением высокого уровня нравственной воспитанности школьников, чему помогают не только и не столько нравственные знания, информирующие у обучающихся представления о нормах поведениях в обществе, о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей, сколько культурные практики.

Полагаем, что культурные практики становятся средством духовно-нравственного воспитания современных школьников.

Их использование в школьной практике обеспечивает формирование способности к нравственной самореализации, гражданской позиции, развивает мотивационно-волевую сферу, утверждает истинные жизненные приоритеты, приобщает к моральным нормам и духовным, культурным ценностям общества .

Итак, невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, не учитывая особенности его нравственной самореализации и качества его внутренней жизни.

Вызовы времени и духовно-нравственный кризис общества требуют более активного, социального поведения человека, в основе которого культурные ценности, авторитеты, традиции и нравственные принципы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы