Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Художественное творчество

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности психологического воспитания будущих артистов балета

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АРТИСТОВ БАЛЕТА 7

1.2 Основные цели и задачи психологии хореографического искусства 19

1.3 Психология профессиональной деятельности артиста балета 23

1.4 Понятие «профессионализм» в балете, исследование его уровня и способы формирования 27

1.5 Роль личности преподавателя в формировании профессиональных качеств будущих артистов балета 37

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПУТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АРТИСТОВ БАЛЕТА 45

2.1 Диагностика особенностей психологического воспитания будущих артистов балета 45

2.2 Анализ результатов диагностики 50

2.3 Методические рекомендации по психологическому воспитанию артистов балета 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

ЛИТЕРАТУРА 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

  

Введение:

 

Балет — тот вид искусства, который соединяет в себе красоту и мелодичность музыки, пластику и ритмичность танца, тонкость актерской игры и многообразность литературных сюжетов.

Балет, по утверждению В.В. Ванслова — «искусство синтетическое». Российская школа балета по праву считается одной из лучших в мире. Достаточно лишь вспомнить имена Б. Эйфмана, Г.С. Улановой, А.Я. Вагановой, Н.М. Дудинской и др.

Школа — это определенная совокупность идей, направлений, концепций, взглядов. Чтобы она существовала и развивались, необходима четкая система педагогической поддержки, позволяющая брать от этих идей и направлений все самое лучшее, воплощать их в реальность, дополнять их новыми идеями. «Мы ждем от школы прекрасно подготовленных виртуозов танца, крепких технически и вместе с тем настоящих артистов, которые в самом сложном танце могут выразить мысль и пламенное чувство, способных к перевоплощению каждый раз в новый художественный образ, — пишет Р. В. Захаров .

В настоящее время система хореографического образования в России претерпевает значительные изменения, вызванные глобальными тенденциями, такими как вступление России в Болонское соглашение, реформированием системы профессионального образования вообще. Эти тенденции выражаются в подготовке специалистов по типу «бакалавриат-магистратура», внедрением практикоориентированного образования, широкой информатизацией системы ВПО.

Актуальным в системе подготовки современных специалистов является их умение напрямую встраиваться в профессиональную деятельность непосредственно сразу по окончанию ВУЗа или среднего профессионального заведения. Об этом говорят в своих работах Г.Б. Голуб, Е.Я. Коган, В.А. Болотов, А.В. Хуторской и др.

В случае с хореографическим образованием это подразумевает плавность перехода из хореографического училища, академии в театр. Обеспечить этот переход — значит обосновать сущность педагогической подготовки будущего солиста балета, наладить взаимодействие театров и учебных заведений, уметь определять уровень готовности вчерашнего ученика к сегодняшней взрослой профессиональной деятельности. Работ, посвященных комплексному исследованию процессов становления профессионализма артиста балета, практически нет. Существуют лишь отдельные публикации, рассматривающие ту или иную сторону этого обширного вопроса. Тем не менее, прецеденты грамотного построения системы перехода к профессиональной деятельности в нашей стране есть, и они требуют детального изучения.

Профессии типа «человек — художественный образ» мало исследованы в психологической литературе. Профессии данного типа значительно отличаются от других как содержанием профессиональной деятельности, так и условиями труда. В частности, профессия актера предполагает сценическое перевоплощение, включающее в себя присвоение мотивов героя пьесы, его эмоционального состояния и других психологических характеристик. Актер взаимодействует от лица своего персонажа одновременно с другими актерами и со зрителями, то есть в этой профессии присутствуют и элементы такого типа профессий, как «человек — человек». В то же время основное условие успешной работы актера — творческий подход, привнесение нового в свою роль, придание ей индивидуальных черт, создание целостного образа героя из текста и воплощение его на сцене. Все это делает изучение актерской профессии особенно интересным в контексте изучения образа мира.

Проблема: дефицит исследований посвященных становлению профессионализма артистов балета, дефицит моделей, описывающих воспитание артистов балета.

Гипотеза исследования: продуктивность творческой деятельности артистов балета зависит от уровня личностно-профессионального развитая, мастерства субъекта творческой деятельности и индивидуальности и акмеологического потенциала, включающего систему взаимосвязанных потенциалов высокого уровня, обладающих свойством ресурсной восполняемости, как основы психологического воспитания личности.

Цель исследования: анализ и описание особенностей психологического воспитания будущих артистов балета

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

определить специфические черты профессиональной деятельности артиста балета;

выявит требования профессии артиста балета к личности и психике человека; определить критерии профессионализма артиста балета, способы его измерения и формирования;

определить тенденции современной системы профессионального образования вообще и системы подготовки артистов балета в частности; разработать методические рекомендации по психологическому воспитанию артистов балета

Объект исследования: студенты хореографического училища — артисты балета.

Предмет исследования: процесс психологического воспитания артистов

Методы исследования: анкетирование; описание; теоретический анализ; разработка методических рекомендаций.

Теоретическую основу работы составляют исследования психологии и педагогики профессионализма А.К. Марковой, психологии творческой деятельности А. И. Севастьянова, Б.С. Мейлаха, Б.М. Рунина, Я.А. Пономарева, основ балетного искусства В.В. Ванслова, М.М. Габович , Н.И. Тарасова и др.

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, цель, задачи, объект, предмет исследования, его теоретическая и практическая значимость. В главе 1 определена специфика профессиональной деятельности артиста балета, критерии профессионализма, представлена историческая справка о развитии балета.

Во главе 2 для экспериментального исследования нами выбрана трехслойная модель структуры воспитания личности: ядерный слой исследовался при помощи «Теста смысложизненных ориентаций»; семантический слой — с помощью семантического дифференциала «Образ жизни» и самостоятельно разработанной анкеты; перцептивный мир исследуется с помощью самостоятельно разработанной анкеты.

Для проверки гипотезы мы провели количественный и качественный анализ данных по анкете.

В заключении представлены общие выводы по всей работе.

С теоретической точки зрения работа может быть интересна исследователям в сфере психологии и педагогики творческой деятельности, с практической точки зрения работа интересна содержащимися в ней методическими рекомендации по психологическому воспитанию артистов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Артист балета — творческий работник театра, профессиональный танцор, исполняющий в соответствии с должностной инструкцией и квалификацией отведенные ему роли в балетных спектаклях и других произведениях балетного искусства. Работа артиста балета, как и любой вид деятельности, требует от исполнителя определенных качеств, определяющих его пригодность для нее и обеспечивающих определенный успех в осуществлении.

Обладание профессией артиста балета немыслимо без ежедневных занятий и репетиций, совершенствования заложенных с детства навыков. Строгая чистота, легкость и воздушность достигаются долгим методичным трудом.

Непосредственными предпосылками достижения целей являются компетенции. Компетенции описывают поведение человека на работе, которое определяется его психическим состоянием, навыками, опытом, знаниями и мотивацией.

Связь между образовательным процессом и развитием навыков традиционна. В настоящее время наиболее полно, глубоко и всесторонне изучен вопрос о формировании «общекультурных компетенций». А пока комплексное понятие «Профессиональные компетенции» в теории и практике хореографической подготовки находится в разработке.

Раскрыть творческие способности, передать высокий художественный вкус, включающий в себя чувство меры и чувство стиля, музыкальную чуткость, умение проникнуть не только в содержание спектакля, но и в его настроение, вызвать любовь к театру, Например, будущая профессия, развитие художественного чувства долга — эти и другие задачи стоят перед педагогами. Именно поэтому главной особенностью подготовки будущих артистов балета является взаимосвязь специальных дисциплин. Комплексное воздействие всех предметов способствует развитию уровня технического совершенства, пластической выразительности и общей культуры.

Следует отметить, что специфика привития знаний и умений в профессиональной хореографической подготовке частично противоречива, так как практическую сторону процесса обучения нельзя даже частично заменить подробными рекомендациями и программами. Важнейшим фактором здесь является стиль и почерк конкретного преподавателя, раскрывающие его видение, творческую личность, мастерство и опыт. Поэтому у каждого учителя свои методы. Такой подход дает учителю право самостоятельно решать наиболее острые и актуальные вопросы педагогического процесса.

В ходе исследования мы проанализировали и описали особенности психологического воспитания будущих артистов балета

Для достижения цели решили следующие задачи:

определили специфические черты профессиональной деятельности артиста балета;

выявили требования профессии артиста балета к личности и психике человека; определили критерии профессионализма артиста балета, способы его измерения и формирования;

определили тенденции современной системы профессионального образования вообще и системы подготовки артистов балета в частности; разработать методические рекомендации по психологическому воспитанию артистов балета

В ходе исследования мы подтвердили гипотезу, о том, что продуктивность творческой деятельности артистов балета зависит от уровня личностно-профессионального развития, мастерства субъекта творческой деятельности и индивидуальности и акмеологического потенциала, включающего систему взаимосвязанных потенциалов высокого уровня, обладающих свойством ресурсной восполняемости, как основы психологического воспитания личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ АРТИСТОВ БАЛЕТА

1.1 .Специфика профессиональной деятельности артиста балета

С одной стороны, профессиональная подготовка артистов балета уже ведется, а с другой стороны, на нее влияют современные тенденции в хореографическом искусстве. Классический балет основан на хореографических традициях, сложившихся веками. Произведения, ставшие хрестоматийными, такие как «Основы классического танца» А.Я. Вагановой, «Классический танец» Н.И. Тарасова, «Язык на танце» в постановке Р.В. Захарова, они являются прекрасным обзором всех трудностей и сложностей подготовки танцора и, прежде всего, артиста балета.

Различные аспекты профессиональной подготовки артиста балета рассматриваются в тексте, представленном в системе среднего профессионального образования в Московской государственной академии хореографии (ныне — Академия хореографии), в основном акцентируя внимание на дисциплине «Классический танец», являющейся фундаментальной, но она не может полностью решить проблемы подготовки опытных танцоров.

В современной педагогической науке, занимающейся вопросами хореографии, понятие «профессиональные качества артиста балета», выходящее за рамки разучивания танцевальных движений, до сих пор окончательно не определено. Сегодня можно признать профессионализм танцора: физиологический, психологический, художественно-эстетический, коммуникативный и многие другие. некоторые из них.

Описанная выше ситуация соответствует неоднородности природы балета. С одной стороны, балет – это труд, вид профессиональной деятельности, сопровождающийся большим напряжением, с другой – это вид искусства в эмоционально-чувственном и художественно-эстетическом плане, который танцор творит на сцене. Как эстетическое явление балетный танец представляет собой особое культурное образование с присущей ему семантикой художественного образа, складывавшейся на протяжении многих веков. Более того, это вид театрального искусства, поэтому официально ее принято называть «балериной», а не «танцовщицей» или «танцовщицей». Танцевальная драматургия относится к созданию и поддержанию определенного вида поведения с помощью танца, музыки и театра, а теоретическое понимание в основном изучается историками искусства, в меньшей степени театральными критиками и все в меньшей степени хореографами. Между тем функционально разделить части невозможно, ибо балетному искусству присуща целостность и неделимость, отражающаяся не только в специфике формирования сценического образа в балете, но и во всей системе подготовки артиста балета от профессиональный.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы