Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности психологического консультирования в кризисных ситуациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования. 6

1.1. Содержание понятия «кризис» и «кризисные ситуации» в
психологической науке. 6

1.2. Психологическое консультирование: содержание, цель,
этапы.. 12

ГЛАВА 2. Практическая реализация психологического
консультирования в кризисных ситуациях. 17

2.1. Организация исследования. 17

2.2. Описание процедуры исследования. 18

2.3. Результаты исследования. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…33

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время значительная часть населения живет в
экстремальных условиях постоянного стресса. Пандемия коронавируса, начавшаяся в
2020 году, стала причиной экономического кризиса, введения эпидемиологических
ограничений, постоянной тревоги за здоровье себя и своих близких. В связи с
этой постоянной стрессовой нагрузкой люди, имевшие ранее эмоциональные травмы,
стали ощущать резкое снижение ресурсов, депрессию, страх будущего, ощущение
потерянности и отсутствие контроля над своей жизнью.

В 2020 году отмечается беспрецедентный рост обращений
россиян за психологической помощью в формате онлайн. В период, начиная с конца
марта по середину мая 2020 года, как свидетельствует исследование портала
Profi.ru, число подобных обращений возросло на 69%. Основные запросы
обратившихся: повышенная тревога, ощущение напряжения и потери контроля над
происходящим, страх смерти и болезни близких, чувство одиночества. Среди
обратившихся за психологической помощью женщины опережают мужчин в численном
отношении: 79% женщин против 21% мужчин. Преобладание женщин как клиентов служб
психологической поддержки, однако, не говорит о том, что мужчины переживают
стресс менее выражено, скорее о том, что стереотипно мужчин общество обязывает
справляться со своими трудностями самостоятельно, не ища поддержки извне. При
этом для большинства россиян именно введенный в конце марта 2020 года режим самоизоляции
стал одной из отправных точек для формирования стрессовых расстройств и
развития тревожности.

В связи с этим, обращение к проблематике психологического
консультирования в кризисных ситуациях приобретает, на наш взгляд,
актуальность, обусловленную именно беспрецедентными внешними условиями жизни в
условиях пандемии.

Объект исследования:
процесс психологического консультирования.

Предмет исследования: психологическое
консультирование при кризисных ситуациях.

Цель исследования: изучить
теоретически и описать практическую реализацию психологического
консультирования в кризисных ситуациях.

Гипотеза исследования:
предполагается, что методика десенсибилизации и проработки травм движением
глаз (ДПДГ) будет результативной техникой для преодоления эмоциональных травм
прошлого у клиенток, переживающих кризисную ситуацию.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание понятия «кризис» и «кризисные
ситуации» в психологической науке.

2. Рассмотреть содержание, цель и этапы
психологического консультирования.

3. Описать особенности организации дистанционного
психологического консультирования в кризисных ситуациях.

4. Представить клиентских случаев при
психологическом консультировании в кризисных ситуациях методом десенсибилизации
и проработки травм движением глаз.

Методы исследования:

— анализ научной литературы по проблеме исследования;

— беседа;

— метод десенсибилизации и проработки травм движением глаз
(ДПДГ);

— анализ клиентских случаев.

Структура
работы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на
параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Известная писательница и психоаналитик Кларисса Пинкола Эстес
считает, что неудовлетворенность – тайная дверь, ведущая к важной и животворной
перемене. На мой взгляд, запрос клиента на трансформацию, в целом, и участие в психологическом
консультировании, в частности, – результат именно этой, остро осознанной
неудовлетворенности. От этой неудовлетворенности через самоизменение и
перенастройку к новым перспективам и точкам роста человека способен привести психолог-консультант.
В отличие от традиционного психологического консультирования, нацеленного на
изменение паттернов поведения, консультирование методом десенсибилизации и
проработки травм движением глаз (ДПДГ) ориентирован на нечто превосходящее – на
достижение перемен в мышлении, системе убеждений, приоритетов и, в конечном
счете, миссии человека. Поэтому основополагающим при начале процесса
трансформации выступает то, что определяет человека как личность, как
индивидуальность – его представления о Мире внутри себя и окружающем
пространстве. Лишь определив свою сущность в ее истинном предназначении,
выделив рамки и гештальты, препятствующие достижению желаемой цели, можно
помочь клиенту найти тот уникальный ключ, который позволит осознанно управлять
своей жизнью, обеспечит баланс и гармонию желаний и потребностей. Поиск
осознанности, отказ от ограничивающих убеждений, управление собственным
состоянием и осознание глобального предназначения – это основные столпы процесса психологического консультирования
методом ДПДГ.

Последствием череды действий и инсайтов, достигнутых в ходе
индивидуальной трансформации, иначе говоря, ее результатом, должно стать
запрашиваемое клиентом изменение жизни, ощущение того, что после длительной
паузы мир внутри и снаружи вновь стал двигаться в нужном ритме. Результат
трансформации может поначалу восприниматься клиентом на поверхностном уровне:
изменятся привычки, возникнет ресурс для преодоления страхов, повысится
самооценка и т.д. Однако, подобные изменения – это всегда только начало. Умело
запущенный психологом-консультантом механизм трансформации уже не остановить –
научившись думать по-другому, воспринимать глубже, контролировать свою жизнь и
видеть цель, человек просто не способен будет вернуться к прежним «настройкам».
Поэтому главным результатом психологического
консультирования методом ДПДГ выступает принятие своего жизненного пути и
истинного предназначения как составляющих единого пространства с акцентом на
осознанное и наполненное существование в текущем моменте.

При понимании и принятии в полной мере факта уникальности и
неповторимости каждого человека, становится ясно, что и в процессе
трансформации не может быть единственно верного методологического подхода. Поэтому целесообразно относиться к
изменению как к сложному, целостному процессу, предполагающему работу с
личностью как с системой, и использующему все доступные, эффективные
инструменты для этого в зависимости от возникающей потребности. При этом само
собой разумеющимся является соблюдение базовых основополагающих методологических
принципов, этики и деонтологии консультационного процесса. Подводя итоги, важно отметить, что описанные особенности
процесса, результата и методологии психологического консультирования в
кризисных ситуациях должны позволить клиенту получить сдвиг не столько во
внешнем поведении, сколько в его отношениях с внутренним и внешним миром, т.е.
изменения должны касаться не только того, что фактически делается, но отношения
к этому. Ведь истинной трансформацией является объединение тела, разума и
эмоции в осознанном следовании цели.

По итогам выполнения дипломной работы удалось достичь
поставленной во введении цели работы, что позволило изучить теоретически и
описать практическую реализацию психологического консультирования в кризисных
ситуациях.

Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:

— было изучено содержание понятия «кризис» и «кризисные
ситуации» в психологической науке;

— было рассмотрено содержание, цель и этапы психологического
консультирования;

— были описаны особенности организации дистанционного
психологического консультирования в кризисных ситуациях;

— были представлены клиентские случаи при психологическом
консультировании в кризисных ситуациях методом десенсибилизации и проработки
травм движением глаз.

Анализ клиентских случаев позволил доказать выдвинутую
гипотезу исследования о том, что методика десенсибилизации и проработки травм
движением глаз (ДПДГ) будет результативной техникой для преодоления
эмоциональных травм прошлого у клиенток, переживающих кризисную ситуацию.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи
реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Содержание
понятия «кризис» и «кризисные ситуации» в психологической науке Современный темп жизни, высокая информационная
нагрузка, социально-экономическая и политическая нестабильность, а также ряд
других негативных факторов, воздействующих на человека, приводят к
возникновению и закреплению негативных эмоциональных состояний в эмоциональном
репертуаре индивида.

Учеными (Л.
Берковиц, Г.М. Бреслав, А.И. Захаров и др.) было доказано, что устойчивые
отрицательные эмоции играют дезорганизующую роль в общей активности индивида.
Длительное нахождение человека в любом из негативных эмоциональных состояний
выступает основным фактором эмоциональной и поведенческой агрессии, безволия и
разного рода зависимости, способно вызвать рассогласование между потребностью в
самосохранении, самозащите и осознанием той или иной угрозы для жизни в ситуации
риска с последующим принятием неадекватного поведенческого решения.

В работах К. Изарда, Ю.А. Соколова, Е.Т. Соколовой,
И.Н. Андреевой отмечено, что негативные эмоциональные состояния человека
приводят к искажениям ведущих потребностей и формированию деструктивных
изменений в Я-концепции. Находящийся в постоянной тревоге человек, ощущающий
систематическое преобладание негативных эмоций в своей жизни над положительными
эмоциями, теряет интерес к своему «Я», приобретает устойчиво пассивную позицию
по отношению к самопознанию.

Анализ психологической литературы по проблеме показал
неразработанность концепта ситуации в психологической науке и связанные с этим
сложности в определении и изучении жизненных ситуаций.

Фундаментальный вклад в теоретическую разработку, объяснение
и описание отношения «объективного» и «субъективного» аспектов ситуации был
сделан с помощью введения методологического концепта «определенные ситуации), в
котором не просто определена роль ситуации в поведении человека, но и доказана
возможность его адекватного объяснения лишь с помощью понимания субъективного
значения ситуации для данного индивида [16].

В психологии неоспоримый приоритет в понимании ситуации
принадлежит К. Левину [10].
По определению К. Левина [10],
психологическая ситуация представляет собой систему отношений человека с
окружающим миром, значимую с точки зрения жизни, развития и деятельности данной
личности. Благодаря работам К. Левина [10] в психологии фактически общепринятым является
представление о том, что ситуация в той степени определяет поведение субъекта,
в какой она дана ему в его переживании, как она существует для него.

Д. Магнуссон [12]
с позиции интеракционизма, призывает изучать поведение человека в различных
ситуациях, а также описывать, систематизировать и анализировать сами ситуации.

Неоспоримый приоритет в определении кризисной ситуации как
особого вида психологических ситуаций принадлежит отечественному ученому Ф.Е.
Василюку [5].

По определению Ф.Е. Василюка [5], кризисная ситуация – это
ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних
необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)

Понятие кризиса несет в себе значение перелома и часто
характеризует тяжелое, безвыходное положение человека.

В отечественной психологии вопросами поведения и переживаний
людей в экстремальных ситуациях занимаются представители психологии труда, а в
общей психологии и психологии личности эти вопросы не получили своей разработки
из-за несформированности соответствующей системы понятий. К удивлению
психологов, определить степень трудности, стрессогенности различных ситуаций
оказалось очень нелегко. Одно и тоже событие у разных людей может вызывать
резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти
незамеченным [14].

В зарубежной психологии на конструктивную природу личности
еще в 1937 году обратил внимание Г. Олпорт [18], постулировавший у нее сильное стремление к поиску и
разрешению трудных проблем.

Согласно выдвинутому К. Левиным [10] принципу психологического
единства личности и окружающего ее мира, личность выступает как медиатор
событий, подвергая их психической переработке, прежде чем выбрать
соответствующую стратегию поведения.

Современные западные психологи
когнитивно-феноменологического направления, в том числе Р. Лазарус [9], исследующий
проблему ситуаций, призывают анализировать сложные ситуации и действия в них
индивида с позиции его собственного внутреннего мира, внутренней реальности.

По определению Р. Лазарус [9], именно эмоциональная реакция является первой реакцией
индивида на сложную ситуацию. За эмоциональной реакцией следует когнитивное
оценивание ситуации, результатом которого является заключение индивида,
подконтрольна ли ему ситуация, или он не сможет ее изменить. В том случае, если
субъект считает ситуацию подконтрольной ему, он использует конструктивные,
преобразующие ситуацию стратегии поведения. Не имея возможности позитивного
изменения кризисной ситуации, субъект может прибегнуть к самопоражающим
стратегиям поведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы