Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности психических познавательных процессов детей в возрасте 4-5 лет с разными типами функциональной ассиметрии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4-5 ЛЕТ. 7
1.1. Характеристика психических познавательных процессов
человека. 7
1.2. Особенности психического развития детей в возрасте
4-5 лет. 11
1.3. Особенности формирования типа функциональной
асимметрии в детском возрасте. 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 32
2.1 Методологические принципы исследования. 32
2.2 Характеристика выборки исследования. 32
2.3 Организация исследования. 32
2.4 Характеристика методик исследования. 34
2.5 Методы статистической обработки данных. 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 36
3.1 Характеристика распределения типов функциональной
асимметрии в группе детей в возрасте 4-5 лет. 36
3.2 Особенности психических познавательных процессов детей
с разными типами функциональной асимметрии. 38
3.3 Взаимосвязь показателей развития психических
познавательных процессов в группах
детей с разными
типами функциональной асимметрии. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
ВЫВОДЫ.. 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ. 64
Введение:
Познавательная активность
дошкольников ‒ активность, которую дети проявляют в процессе познания, которая возникает
в заинтересованном принятии информации, желании детей узнать, углубить свои собственные
знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы для ребёнка, в
проявлении каких-либо творческих элементов, умение усвоить информацию и применить
его на другом. (Л.В. Артемова, Н.Я. Михайленко, И.С. Штепина и др.).
Подчеркивая высокую
значимость целенаправленного обучения для психического развития дошкольников,
авторы отмечают и ряд «белых пятен» в изучении проблемы, в частности,
недостаточную разработанность вопроса изучения особенностей психических
познавательных процессов детей в возрасте 4-5 лет с разными типами
функциональной асимметрии.
Актуальность темы
исследования. Низкая успешность деятельности
познавательной узко связана с латерализацией мозговых функций, которые
замедленны в своем развитии. Данный аспект (у каждого человека сформирован
определённый тип функциональной асимметрии мозга) не указан в современных
образовательных системах [42]. Обычно педагоги делают акцент на
развитие преимущественного абстрактно-логического мышления (именно на развитие разных
функций левого полушария). А дети, которые обладают функциями правым или сразу
двумя функциями полушария, оказываются в ситуации, которые мешают эффективному
развитию разных учебных навыков [42].
Основные принципы
функциональной образования полушарий являются врожденными, но по мере становления
ребёнка случается совершенствование и усложнение устройств межполушарной
асимметрии и межполушарного взаимодействия, которое и приводит к формированию конкретного
профиля межполушарной асимметрии.
К настоящему моменту
психология и психофизиология скопила важное количество материала в отношении
функциональной асимметрии мозга. Однако, до сих пор не выработано единого
подхода к исследованию латеральной специализации. Приобретёнными различными авторами
данные нередко противоречивы и узконаправленны и в следствии этого не
применяются в области организации изучения и воспитания детей 4-5 лет.
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что знания об индивидуальных особенностях функциональной
асимметрии полушарий головного мозга ребенка важны для работы более продуктивного
обучения и воспитывающей среды, не наносящей ущерб здоровью физическому и
психическому ребёнка.
Цель исследования
– выявить особенности психических познавательных процессов детей в возрасте 4-5
лет с разными типами функциональной асимметрии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
теоретические подходы к изучению психических познавательных процессов детей в
возрасте 4-5 лет.
2. Дать характеристику
распределению типов функциональной асимметрии в группе детей в возрасте 4-5
лет.
3. Изучить особенности
психических познавательных процессов детей с разными типами функциональной
асимметрии.
4. Выявить взаимосвязь
показателей развития психических познавательных процессов в группах детей с
разными типами функциональной асимметрии.
Объект исследования
– детей в возрасте 4-5 лет.
Предмет исследования
– особенности психических познавательных процессов детей в возрасте 4-5 лет с
разными типами функциональной асимметрии.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что:
– существует связь уровня
развития психических познавательных процессов детей с разными типами
функциональной асимметрии и возрастом детей (4 и 5 лет);
– существует взаимосвязь
показателей развития психических познавательных процессов в группах детей с
разными типами функциональной асимметрии.
Практическая значимость
исследования состоит выявлении и описании особенностей
психических познавательных процессов детей в возрасте 4-5 лет с разными типами
функциональной асимметрии; в разработке системы работы по развитию психических
познавательных процессов детей в возрасте 4-5 лет с разными типами
функциональной асимметрии и возможности ее использования в работе психолога по
развитию психических познавательных процессе у дошкольников.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования работа состоит из введения, трех глав, заключения,
выводов, практических рекомендаций и списка литературы.
Заключение:
Познание – это всегда
воплощение индивидуальности, в которой прослеживаются признаки свободной
личности, способной быть самим собой, слышать свое «я» и уметь выразить и
реализовать заложенные природой способности с наибольшей пользой для себя и для
других. Своевременное и адекватное поощрение активизирует личность, укрепляет
ее веру в собственные силы, придает ей новые импульсы для деятельности.
Дошкольный возраст – это этап,
в течение которого происходит большое обогащение и упорядочение чувственного навыка
детей, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления,
бурное становление воображения, образование произвольного внимания и памяти.
Важной проблемой для
педагогической теории и практики является вопрос разнообразия учебного
процесса, активизации учебно-познавательной деятельности дошкольников, развития
и коррекции познавательных процессов, расширение сферы их интересов. Однако,
при этом не учитывается тип функциональной асимметрии детей.
Чтобы образование было
качественным, деятельность воспитателя следует направить не только на усвоение
дошкольниками знаний, умений и навыков, но и на развитие способностей, усвоение
ими способов и приемов познания нового, незнакомого с учетом типа
функциональной асимметрии.
В данной работе мы
предположили, что: существует связь уровня развития психических познавательных
процессов детей с разными типами функциональной асимметрии и возрастом детей (4
и 5 лет); существует взаимосвязь показателей развития психических
познавательных процессов в группах детей с разными типами функциональной
асимметрии.
Было проведено
исследование функциональной асимметрии у детей 4-5 лет, а также определен их
уровень развития психических познавательных процессов.
Для диагностики
психических познавательных процессов использовался ряд методик: 1. Методика
«Чего не хватает на этих рисунках?» (Р.С. Немов). 2. Методика «Узнай, кто это»
(Р.С. Немов). 3. Методика «Найди и вычеркни» (Т.Д. Марцинковская). 4. Методика
«Времена года» (Р.С. Немов). 5. Методика «Кому чего недостает?» (Р.С. Немов).
6. Методика «Обведи контур» (Р.С. Немов). 7. Методика «Вырежи фигуры»
(Р.С. Немов). 8. Методика «Расскажи по картинке» (Р.С. Немов). 9. Методика
«Запомни рисунки» (Р.С. Немов).
Для определения
достоверности полученных данных и выявления взаимосвязи были использованы
U-критерий Манна-Уитни и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Использование U-критерия
Манна-Уитни показало, что психические познавательные процессе на более высоком
уровне сформированы у амбидекстеров и правшей по сравнению с левшами.
Использование
коэффициента ранговой корреляции Спирмена показало, что существует взаимосвязь
между отдельными психическими познавательными процессами у амбидекстеров и
правшей.
У амбидекстеров
отмечается взаимосвязь между развитием речи, мышления и восприятия. У правшей
отмечается взаимосвязь между многими психическими познавательными процессами:
мышление и речью, восприятием и словарным запасом, восприятием и словарным
запасом
В группе детей-левшей
такой взаимосвязи выявлено не было.
Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 4-5
ЛЕТ 1.1. Характеристика психических познавательных процессов
человека Психические процессы –
различные формы единого, целостного отражения человеком окружающей среды и себя
в ней. Психические процессы разделяют на три основные группы:
а) познавательные
процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь;
б) эмоциональные –
эмоции, чувства;
в) волевые – свобода.
Познавательный процесс –
психический процесс, с помощью которого человек познает мир.
Ощущение ‒ психофизический
процесс, который имеет собственную структуру, функции и механизмы. Для каждого
из видов ощущений существует специфический анализатор, который является
целостным аппаратом, состоящим из различных нейронных образований, выполняющих
свою специфическую функцию [27; 45; 46].
1-ая функция – обеспечивание
полноты отражения. Дифференциация и интеграция симптомов, качеств, свойств
предметов дают возможность ощущениям и чувствам всесторонне и объемно понимать
действительность.
2-ая функция – сигнальная.
Ощущения и чувства более чувствительны к переменам и присутствие нового в
целостном объекте.
3-я функция – приспособление
к среде, которая происходит во всех возможных вариантах. До этого всего, эта
перемена чувствительности в темноте, существование ночного и дневного зрения. Приспособление
к весомым для жизни и деятельности раздражителям.
Не считая
чувствительности к разным деталям, анализаторы синтезируют раздражители,
вызывая целостный образ, вызывающий свежее ощущение и чувства [59].