Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности проявления лидерских качеств у подростков с разным уровнем личностной зрелости.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………… 7

1.1 Теоретические
подходы к изучению проблемы

 лидерского поведения……………………………………………………………….. 7

1.2 Личностная
зрелость и формирование личности

 в
подростковом возрасте ………………………………………………………… 19

1.3 Становление
лидерства и развитие лидерских качеств

личности в
подростковом возрасте……………………………………………. 29 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У
ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ 36

2.1   Методическое обоснование исследования…………………………………. 36

2.2   Результаты исследования, их обсуждение ………………………………… 39

2.3   Психолого-педагогические рекомендации по
развитию лидерских качеств у подростков ……………………………………………………………………………. 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 52 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ………………………….. 58 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………….. 62

Приложение А Метод
социометрических измерений «Структура коллектива» (А.А. Карелин)……………………………………………………………………………………….. 62

Приложение Б Тест "Я —
Лидер" (А.Н. Лутошкин)……………………………. 64

Приложение В Методика
диагностики личностной зрелости (В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С.
Лукьянцева)…………………………………………………………. 68

Приложение Г Шкала
самооценки личностной зрелости (А.В. Микляева) 71

Приложение Д Методика «Субъективная
оценка межличностных отношений» (С. В. Духновский)………………………………………………………………………………….. 75

Приложение Ж
«Тест-опросник самоотношения (ОСО)» (В.В. Столин, С.Р. Пантеллев) ……………………………………………………………………………………. 77

Приложение З Методика
многофакторного исследования личности в адаптации для подросткового возраста
(Р. Б. Кеттелл)…………………………………………… 81

  

Введение:

 

В наше время
всё большую актуальность приобретает исследование лидерских качеств подростков,
так как именно они — движущая сила общества завтрашнего дня, нашего будущего. И
от того готовы ли подростки в скором времени проявить себя самостоятельными и
ответственными, зависит, по большому счёту, будущее всего мира. Ведь общество,
живущее, во многом по инерции, остро нуждается в конкурентно способных
гражданах, которые могут повести за собой, сказать новое слово в науке и
культуре, торговле и политике, объединить людей ради общего благого дела,
разрушить старые, утратившие важность, социальные шаблоны, но сохранить
культурные и духовно – нравственные традиции, ценности, историческую память
нашего народа и вывести свою страну на качественно новый уровень.

В нашем
исследовании мы будем рассматривать особенности проявления лидерских качеств
подростков, на формирование которых значительное влияние оказывает их уровень
личностной зрелости. Вот
что говорят об актуальности изучения проблемы формирования личностной зрелости
и развитии лидерских способностей психологи- аспирант Погорелова Д.А. и
кандидат психологических наук, доцент Медведева И.А. в своей научной статье
«Изучение социально-психологических факторов формирования личностной зрелости
современной молодёжи» [24] В стремительном темпе научного, общественного
развития возникают новые сферы деятельности. Появилась острая необходимость в
информационной сфере, в сфере высоких компьютерных технологий в космической,
инженерной, военной сфере. Изменились условия жизни, увеличился объем
информации, что ведет к возрастанию потребности в активных, инициативных,
креативных молодых гражданах, способных к постоянному развитию и
самосовершенствованию, сознательному отношению к жизни, что возможно лишь при
условии зрелости личности. Только личностно зрелый человек способен к
преобразованию окружающей среды, усвоению традиционной и созиданию новой
культуры, к самореализации в любом виде деятельности и успешным отношениям с
окружающими его другими членами общества.

Мы живём в
век информационных не только технологий, но и в век информационных гибридных
войн. На выбор социальных взглядов и позиций молодёжи огромное влияние
оказывают СМИ. В интернете появляются разные лидеры с провокационными
призывами, в основном стараясь повлиять на нашу молодёжь. Следовательно, наша
задача в том состоит, чтобы научить подрастающее поколение отличать цели и
задачи разных лидеров, выработать иммунитет к асоциальным явлениям.

В
производстве, экономике, политике, педагогике, медицине, в информационной сфере
нам нужны творческие люди с сильными, характерами, с качествами лидера.

Проблема в
том, что мы ответственны за то, как наш выпускник стремительного,
многогранного, противоречивого XXI века адаптируется в социуме, в профессии, в
семейных отношениях во взрослой жизни.

Цель исследования: изучить особенности проявления
лидерских качеств у подростков с разным уровнем личностной зрелости в условиях
школьного коллектива.

Объект исследования: лидерские качества личности
подростка

Предмет исследования: личностная
зрелость, как фактор проявления лидерских качеств подростков.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к
исследованию проблемы становления лидерства в подростковом возрасте.

2. В ходе эмпирического исследования изучить
особенности проявления лидерских качеств у подростков, в зависимости от степени
сформированности их личностной зрелости.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Теоретическое
исследование, выполняя задачу изучения ключевых теорий, классификаций,
понятийный аппарат на тему позволило сформулировать следующие выводы:

1. Изучив труды авторитетных учёных, начиная
с истоков зарождения теорий лидерства в психологии ,до сегодняшних дней, мы
пришли к выводу, что сильные стороны лидера, которые и характеризуют его
сущность и поведение заключаются в следующем: лидер всегда уверен в собственных
силах , и в критических ситуациях, он действует смело и решительно, увлекая за
собой окружающих единомышленников; лидер должен выдерживать перепады настроения
и уметь взять себя в руки в любой экстремальной ситуации, т. е. иметь сильное
самообладание; умение оставаться хладнокровным в любой ситуации – одно из
главных преимуществ лидера — это, хладнокровие; плюсом в достижении целей для
лидера является настойчивость и упорство; настоящий лидер должен быть способным
на разумный риск и решительным. Подводя итог, мы поняли, что именно эти сильные
качества лидера помогают ему добиться больших успехов в жизни.

Мы обратили
внимание на несколько главных умений и навыков лидера: умение вдохновлять людей
и убеждать их в своих идеях и решениях, это умение является одним из ключевых
качеств лидера; лидер должен уметь воодушевить команду и убедить, что они могут
достичь любой цели. Кстати, лидер несет ответственность не только за принятие
правильности своего решения, но и ответственность за свою команду.

Настоящий лидер
имеет навыки постановки и достижения цели, так как в бесконечной гонке за
успехом очень важно разглядеть нужную цель, способность концентрироваться на
самом важном, разработать стратегию и из всех сил стараться достигнуть
результата.

Лидеру
необходимо умение сконцентрироваться на проблеме и ее решении, не «распыляться»
на другие задачи это, важный навык лидера, без этого об успехах во всех делах
можно забыть. Порой умение слушать и слышать также основа взаимодействия с
командой и общего успеха.  Все эти данные,
или наработанные умения и навыки делают из человека так называемого
«харизматического лидера». Он способен произвести на окружающих сильное
впечатление, обаять, зарядить и повести их к успеху.

2. Показано, что для взрослеющих, личностно
созревающих подростков (13—15 лет) характерно объединение в неформальные
группы. На ребят эффективно действовать через лидеров, необходимо войти в
доверие к подросткам, найти с ними общий язык, если возможно, то взять их к
себе в помощники для решения групповых проблем и целей. Необходимо налаживать с
личностями и их группами атмосферу для глубоких разговоров, диспутов, помогая
им утверждаться в своём взрослении, становлении зрелой личностью.  Работая над теоретическим материалом, мы
пришли к выводу, что подростковый период становления личности, возможно, один
из самых трудных периодов в жизни человека и под воздействием ряда
социально-психологических факторов может стать переломным для личности в целом.

3. Проведенный обзор психолого-педагогической
литературы показал, что формирование лидерских качеств у подростков является
актуальным направлением воспитательной работы. Подростковый возраст — яркий,
драматичный, очень противоречивый период в жизни человека. Психофизиологические
изменения в период подросткового возраста оказывают влияние на неустойчивость
психических состояний, проявляющихся повышенной возбудимостью, тревожностью,
вспыльчивостью, повышенной эмоциональностью. Лидерские качества у подростков
интенсивно формируются в процессе межличностного общения со сверстниками. В
современной науке существуют различные направления исследования сущности
лидерства в подростковом возрасте. При решении данной задачи рассмотрены
основные теоретические подходы в понимании происхождения лидерства: «теория
черт», «ситуационная теория лидерства», «системная теория лидерства подростка».
Мы выяснили, что лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы
для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы
принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые
предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Рассмотрены психологические характеристики и
особенности формирования лидерских качеств у подростков во внеклассной
воспитательной работе. Учёные доказывают, что условиями, обеспечивающими
эффективное развитие лидерских качеств

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1.   Теоретические подходы к изучению проблемы
лидерского поведения личности

«Лидерство»
само понятие в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе
означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает
направление, он способен знать и видеть этот путь, лидер может увлечь за собой
людей по этому пути.

Качество
лидера может быть двух видов: формальное и неформальное. В первом случае, это
руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет
обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит
благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на
мнение коллектива. Мы считаем, что идеально – это когда неформальный лидер
назначен формально руководить коллективом, быть старостой в классе или
студенческой группе, командиром туристической группы или капитаном спортивной
команды. Яркий пример: Мы наблюдаем лидеров в разных сферах нашей жизни каждый
день.  Мы, не задумываясь, верим им,
иногда берём с них пример, как правило, восхищаемся некоторыми.  За яркими личностями, доверяя им, готовы
пойти на подвиги, или просто стать другими людьми, изменить свой образ жизни.
Мы помним такие имена, как Иван Грозный, Пётр Первый, А.В. Суворов, генерал Де
Голь, Л.Н. Толстой, Уинстон Черчилль, Юрий Алексеевич Гагарин и многие другие.
Обратим внимание на разновидности лидеров.

Этот процесс
(лидерства) подразумевает социальное воздействие, когда личность получает
помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака
полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит. Существуют разные
концепции определения лидерства в психологии. Рассматриваются разные типы
лидеров, черты характера лидеров, природные данные, приобретённые умения и
навыки лидеров. Исходя из этого, социологи, психологи, да и сами лидеры дают
советы о воспитании в себе лидерских качеств или как распределять социальные и
профессиональные роли лидеров в обществе в зависимости от их поведения.

Мы
придерживаемся определения, что лидер, это, когда один человек заручается
поддержкой других людей, когда люди доверяют ему, когда принимают те цели и
задачи, которые провозглашает лидер.  Это
процесс, происходящий в большой или малой группе. Благодаря, оказываемому
влиянию и помощи общества, лидер достигает поставленных целей. Когда цели
лидера и необходимость перемен народа совпадают. Когда коллектив не может
достичь желаемых результатов, если у него нет единого направления движения к
цели, создаваемого лидером.

Самая
известная классификация выделяет такие виды:

Деловой. Имеет места в коллективах,
объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие
особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать
решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае:
продуктивность и креативное мышление.

Эмоциональный. Свойственен психологическим группам.
Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы,
и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.

Ситуативный. Он может принадлежать как к
первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый
характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время
экстренного случая.

Но
разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в
компетенции специалиста. По этому условию различают:

Бытовой – в школьной или университетской
среде, в организациях досуга, в семейном кругу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы