Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности проведения занимательных опытов по физике в средней общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.. 5
1.1 Анализ современных подходов к
процессу обучения, роли, места и дидактических возможностей школьного
физического эксперимента. 5
1.2 Проведение и подготовка
демонстрационных опытов. 15
1.3 Состояние
проблемы совершенствования демонстрационного эксперимента в школьной практике. 20
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В МБОУ
"СОШ №18 с УИОП". 29
2.1 Анализ педагогического опыта
использования проектно- исследовательской деятельности на уроках физики. 29
2.2 Особенности использования
занимательных опытов на уроках физики. 32
2.3 Проект организации
проектно-исследовательской деятельности как средства развития у учащихся
ценностного отношения к миру на уроках физики в 8 классе по теме «Модели
атомов. Экспериментальные методы исследования частиц». 40
2.4 Создание интересных ситуаций на
уроках физики как условие активизации познавательной деятельности учащихся. 49
2.5 Рекомендации по организации
демонстрационного эксперимента. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 73
Введение:
Актуальность темы. Начало
XXI века ознаменовало переход к постиндустриальному обществу, построенному на
небывалом уровне технического прогресса, и основывается, в первую очередь, на
знаниях и новых технологиях, которые являются важнейшим фактором
социально-экономического развития и определяют весь строй жизни общества.
Глобальные социально-экономические изменения, происходящие в современном
обществе, требуют от человека расширения кругозора, развития его творческих
способностей, умения разбираться в растущем потоке информации, способности
овладеть новыми технологиями, самостоятельно принимать решения и быстро
адаптироваться к социально-экономическим условиям общественной жизни, которые постоянно
меняются.
Традиционная
направленность общего образования на усвоение системы знаний не отвечает
современному социальному заказу, требующему воспитания самостоятельных,
инициативных и ответственных членов общества, способных взаимодействовать в
решении социальных, производственных и экономических задач. Знания и умения как
результаты образования необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в
информационном обществе.
Сегодня
становится объективной необходимостью усиления самостоятельной деятельности
школьников, развитие их личных качеств, творческих способностей и интересов,
умений самостоятельно добывать новые знания в условиях быстро меняющегося мира,
способности применять усвоенные знания на практике для решения реальных
жизненных проблем. Школа должна не только воспроизводить интеллектуальный
потенциал страны, но и обеспечивать условия формирования свободной, критически
мыслящей личности, осознающей и развивающей свои способности, способной найти
свое место в жизни и реализовать себя. Эти целевые установки для подготовки
учащихся общеобразовательной школы заданы в государственном стандарте
общеобразовательной подготовки.
Тем
самым в настоящее время явно сказалось противоречие между современными
требованиями к качеству усвоения определенных знаний, к сформированности
логического мышления, к умениям использовать эти знания не только в учебной
деятельности, но и в реальной жизни и реальной образовательной практике
естественно-математической подготовки учащихся общеобразовательной школы,
направленной в основном на формирование наглядных знаний, умений и навыков
учиться.
Это
противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении
и разработке методов и средств активизации познавательной деятельности учащихся
при изучении курса физики.
Цель выпускной квалификационнойработы:
выявить условия, методы и способы активизации познавательной деятельности
учащихся при изучении курса физики.
Объект исследования:
процесс обучения физике в основной школе в восьмом классе.
Предмет исследования:анализ
особенностей проведения занимательный опытов по физике.
Гипотеза исследования:
если в процессе обучения физике учащихся в восьмом классе основной общеобразовательной школы
использовать выявленные методы и средства активизации познавательной
деятельности учащихся, учитывая при этом необходимые условия, то это будет
способствовать развитию познавательного интереса у учащихся в восьмом классе, а именно:
—
самостоятельное пополнение багажа знаний, то есть умение самостоятельного
поиска дополнительной информации, ее обработка и анализ;
—
формированию умений использовать логическую грамотность, логическое мышление в
учебной деятельности и жизни.
Для
достижения цели работы в соответствии с гипотезой исследования необходимо
решить следующие задачи:
1.
Обозначить теоретические базы системы работы учителя физики по активизации
познавательной деятельности учащихся.
2.
Рассмотреть процесс проведение и подготовки демонстрационных опытов.
3.
Изучить состояние проблемы совершенствования демонстрационного эксперимента в
школьной практике.
4.
Провести анализ педагогического опыта использования проектно- исследовательской
деятельности на уроках физики.
5.
Изучить особенности использования занимательных опытов на уроках физики.
6.
Разработать педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности
как средства развития у учащихся ценностного отношения к миру на уроках физики
в 8 классе по теме «Модели атомов. Экспериментальные методы исследования
частиц».
7.
Изучить опыт создания интересных ситуаций на уроках физики как условие
активизации познавательной деятельности учащихся.
8.
Разработать рекомендации по организации демонстрационного эксперимента.
Для
решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
—
анализ психолого-педагогической и
методической литературы по теме исследования;
—
анализ результатов деятельности; педагогические наблюдения, анкетирование,
беседы с учащимися и учителями физики во время педагогической практики в школе.
Заключение:
Анализ
теоретических психологических и педагогических исследований в области
формирования творческих способностей школьников свидетельствует о необходимости
управляемого педагогического процесса и указывает на условия целенаправленной
выработки у учащихся качеств личности, среди которых стоит прежде всего
выделить: осознание цели своей деятельности, освоение способов умственных
действий, специальное развитие репродуктивных, эвристических и
исследовательских приемов умственной деятельности, поэтапный характер
формирования учебных умений и творческих способностей.
Стратегия
современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без
исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал,
подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции
соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для
которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При
этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и
умения рассматриваются как средства их достижения.
Поисково
— исследовательская деятельность учащихся — деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением (в отличие от практикума, существующие для иллюстрации тех или иных
законов природы) и которая предусматривает наличие основных этапов, характерных
для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых традиций:
постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор
методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала,
его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое
исследование, неважно в какой области естественных или гуманитарных наук оно
выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой
принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Исследовательская
деятельность в своей организации основывается на принципах проектирования, где
исследовательский проект — движущая форма построения межличностного
взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого
происходит трансляция культурных ценностей научного сообщества. Образование, таким
образом, становится продуктивной, так как в результате реальный выход в
законченной и оформленной исследовательской работе.
Продукт,
в этом случае, имеет скорее не материальную, а интеллектуальную и личностную
ценность, становится значимым для самого создателя данного продукта (ученика).
Кроме того, исследовательский проект становится не только формой, средством и
принципом организации культурного взаимодействия, но и мотивом этой
деятельности.
Важно,
чтобы система исполнения поисково — исследовательских проектов базировалась не
только на оценке внешнего результата (итоговой работы), но и внутреннего —
развития исследовательской позиции, универсальных умений.
Занимательный
физический эксперимент — это воспроизведение увлекательных физических явлений,
с помощью которого можно привлечь внимание и возбудить интерес. Было выявлено,
что, в наибольшей степени в занимательном учебном физическом эксперименте,
реализуются такие функции как: — усиление интереса учеников к изучению физики:
— увеличение наглядности преподавания. Данный эксперимент редко используется в
образовательных учреждениях.
Использование
занимательного эксперимента позволяет привлечь внимание учащихся и вызвать
интерес. Для учителя применение на занятиях нетрадиционных приемов помогает
уйти от шаблона и сделать занятия разнообразными.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПО АКТИВИЗАЦИИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Анализ
современных подходов к процессу обучения, роли, места и дидактических
возможностей школьного физического эксперимента
Практика
обучения физике в общеобразовательных учебных заведениях имеет специфические
особенности соблюдения дидактических принципов, поскольку помимо теоретической
и практической части курс физики, в частности, включает в себя
экспериментальную часть. Соответственно ученики должны не только овладеть
определенной суммой знаний, но и получить представление о методах физических
исследований. Знакомство с методами и приемами научного исследования
способствует большей самостоятельности при выполнении экспериментальных задач,
более глубокому прочному усвоению знаний.
Совершенствование
содержания и методов изучения физики требует повышения роли школьного
физического эксперимента. Система демонстрационных, фронтальных и домашних опытов,
экспериментальных задач, фронтальных лабораторных работ и физического
практикума способствует не только более прочному и более глубокому усвоению
программного материала, но и формированию вучащихся экспериментальных умений и
навыков. Важно показатьучащимся роль эксперимента в построении и проверке
гипотез и теоретических выводов, а также в открытии новых явлений и
установлении эмпирических закономерностей, в определении численных значений
физических величин, констант и различных параметров, входящих в формулы
физических закономерностей.
Как
констатирует В.И. Тищук, состояние современного физического эксперимента,
возрастающее значение экспериментальных методов исследования в науке,
проникновение их в большинство сфер человеческой деятельности, неоспоримое
значение эксперимента в истории развития физической науки, обусловливающие
объективную необходимость усиления роли физического эксперимента в практике
школьного обучения. Ведь усвоение учащимися многих физических понятий, особенно
понятий абстрактного характера, в отрыве от чувственных образов приводит к
тому, что мышление учащихся сводится к оперированию понятиями, оторванными от
предметов и объектов реального мира, приводит к нечеткому ходу рассуждений, к
поверхностному, формальному. заучивание материала без глубочайшего его осмысления
[5].
Я
разделяю мнение А.В. Усовой и А.А. Боброва, отмечающие, что учебный физический
эксперимент – это научно поставленный опыт в условиях, позволяющих наблюдать и
воспроизводить явление каждый раз при определенных условиях [6].
Историко-генетический
анализ системы школьного физического эксперимента свидетельствует, что в
учебном процессе физики эксперимент является: