Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Художественное творчество

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности профессии педагога -репетитора в профессиональном хореографическом коллективе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА – РЕПЕТИТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8

1.1 Особенности профессии педагога – репетитора в деятельности профессионального хореографического коллектива 8

1.2. Профессиональные и личностные качества педагога — репетитора в профессиональном хореографическом коллективе 33

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА – РЕПЕТИТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 40

2.1 Анализ работы педагога-репетитора в организации работы и творческой деятельности хорегрфического коллектива «Донбас» 40

2.2 Проведение занятия педагога – репетитора профессионального хореографического коллектива 49

2.3 Анализ и результатов реализации занятия педагога – репетитора на занятиях профессионального хореографического коллектива 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

ЛИТЕРАТУРА 60

ПРИЛОЖЕНИЯ 65

  

Введение:

 

Актуальность исследования определяется кардинальными изменениями в современном обществе, которые в свою очередь привели к изменениям в представлениях о современном педагогическом профессионализме.

В условиях информационного пространства складывается новая роль педагога -репетитора, а это значит, что он не только обладает определенным уровнем профессиональной компетентности, но и имеет развитые личностные качества, позволяющие ему принимать активное участие в творческой деятельности.

Задача современного педагога -репетитора состоит не столько в обучении, сколько в создании такой социально-психологической атмосферы и коммуникативной среды, которые будут способствовать осознанному выбору учащимися своего будущего жизненного и профессионального пути, формированию своего «Я».

Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский считал, что помочь растущей личности в ее становлении может только педагог, который сам является личностью. «Образование вытекает только из живого источника человеческой личности».

Личность – важнейшая социальная характеристика человека. Основными характеристиками человека в этом плане являются активность (стремление к расширению сферы своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений) и участие в совместной деятельности разных групп.

При этом социальный фактор является ведущим, то есть мы становимся личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения и взаимодействия.

Современная педагогика и психология считают развитие личности, ее самореализацию важнейшими предпосылками успешной профессиональной деятельности. Мотивом постоянного совершенствования является высокий уровень конкуренции на рынке труда, что требует от специалистов не только начинающих, но и многолетнего опыта работы, высокой социальной активности и хороших профессиональных качеств.

Он ставит цели каждого занятия, определяет формы их поведения, планирует педагогический процесс, подбирает музыку, определяет методы и приемы разучивания репертуара.

Ведущий демонстрирует и объясняет танцевальные движения, помогает своим ученикам овладеть профессиональными навыками и умениями, составляет хореографические композиции, планирует и организует постановочные, репетиционные и концертные мероприятия.

Для обеспечения качественной педагогической работы руководитель как педагог должен в совершенстве владеть теорией, методикой и практикой обучения и подготовки студентов по различным хореографическим направлениям.

Организационная работа требует творчества, индивидуальности, умения принимать решения в самых неожиданных ситуациях и творческого использования имеющегося опыта. К сожалению, сегодня мы часто оказываемся в ситуации, когда хореографические ансамбли дополняются исполнительско-технически опытными специалистами, которые, однако, не имеют профессионального опыта и не представляют специфики и сложности многообразной общественно значимой деятельности творческого коллектива.

Современная педагогическая наука предлагает многочисленные методики обучения и воспитания, которые помогают учителю развивать профессиональные качества, но не принесут желаемого успеха, если сам человек не готов лично и профессионально к педагогической работе.

Проблема личности была и остается предметом интенсивных исследований социальных психологов разных школ, авторов различных теоретических течений и течений: К. Юнга, А. Адлера, И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннера, А. Маслоу и др. В научных трудах И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, А.К.Маркова, В.П. Симонова, В.А.

Сластенин раскрывает сущность профессионализма как неотъемлемого качества человека. Содержание ценностных качеств личности педагога отражено в работах Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Проблемы воспитания и развития дополнительного образования обсуждаются в работах ученых: Л.А. Дорожкиной, Н.Д. Жамадилов, В.И. Загайнова и другие.

Работы Г.Ф. Богданова, Г.П. Гусева, Л.Д. Ивлева, А.А.Климова, В.Ю. Никитина, М.П. Мурашко, Т.А. Устинова. Н.А. Бакланова, А.Н. Беликова, А.С. Каргин, А.С. Яценко и Н.П. Яценко.

По вопросам воспитательной работы в танцевальных коллективах работы Ю.И. Громова, В.И. Уральская, Г.И. Шаховская, Н. Н. Шереметьевская и другие.

В ряде исследований последнего времени нашли отражение вопросы, связанные с ролью руководителя хореографического коллектива (В. Д. Шахгулаври); формирование индивидуального стиля деятельности балетмейстера (Т. М. Кузнецова).

Несмотря на обширную теоретическую исследовательскую базу, работ, отражающих условия формирования личности педагога -репетитора, его профессиональных качеств во всем многообразии практической деятельности недостаточно.

Все это выявило ряд противоречий между:

— обеспечением социальной востребованности высококвалифицированных специалистов — руководителей хореографических коллективов и отсутствие теоретических обоснований проблем личностно значимой парадигмы его профессиональной деятельности;

— необходимость изучения процесса становления личности педагога-репетитора хореографического коллектива в его общественно-художественно-творческой практике и недостаточность теоретико-методических разработок для решения этой проблемы.

Поэтому актуальность нашего исследования определяется растущей потребностью в одаренных, творческих педагогах, обладающих необходимыми педагогическими и профессиональными навыками.

Цель исследования: выявить компоненты профессионального педагогического мастерства педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе.

Задачи:

— анализ источников литературы по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования и обоснования необходимости решения выявленных задач работы;

— показать сущность понятий «личность», «профессиональная деятельность», «профессионально-педагогическое мастерство» с психолого-педагогической точки зрения;

— выделить профессионально-педагогическое мастерство и личностные качества педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе как составляющие профессиональной компетентности.

— анализировать деятельность педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе учебного заведения как среду, формирующую личность руководителя и раскрывающую его творческий потенциал;

— составить профессиограмму педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе.

Обьект исследования: Личность педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе.

Предмет исследования: Условия формирования личностно-профессиональных педагогических качеств педагога-репетитора профессионального хореографического коллектива в процессе организационно-творческой деятельности.

Гипотеза исследования: 1) Эффективность процесса формирования личности педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе обеспечивается сочетанием объективных и субъективных педагогических условий, основанных на использовании личностно-ориентированного подхода педагога-репетитора, сочетание общественных, общественных и личных профессиональных интересов;

2) Выступление хореографического коллектива зависит от профессионального и педагогического мастерства его руководителя.

Научная база: Колледж искусств и культуры Волгоградского государственного института искусств и культуры,

Методы исследования: эмпирический и теоретический.

К эмпирическим методам относятся: изучение и анализ культурологической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта практической деятельности руководителей хореографических коллективов.

К теоретическим методам относятся: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Результаты исследования внедрены в процесс проведения практических занятий в танцевальном ансамбле.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Библиография расположена в алфавитном порядке и включает 47 источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Профессия педагога-репетитора очень многогранна, интересна и в то же время сложна. Он должен постоянно развиваться, следить за постоянным обновлением жанров и стилей, учиться и совершенствоваться, иначе учащиеся не смогут получить достоверные знания.

Педагог — репетитор должен всегда быть в отличной физической форме, иметь неограниченную фантазию, желание постоянно создавать новые композиции и отдельные элементы, легко ориентироваться в мире танцевальной моды, постоянно участвовать в танцевальных конкурсах и фестивалях. Но самое главное, педагог-хореограф должен любить свою работу и тех, с кем он работает [11].

Чтобы стать хорошим педагогом-репетитором, желательно с детства прилежно танцевать, читать соответствующую литературу, смотреть видео о танцах и великих хореографах, посещать концерты и балеты, следить за танцевальной жизнью России и мира.

Но даже этого будет недостаточно. Чтобы стать педагогом хореографического коллектива, необходимо пройти профессиональную подготовку, посещать дополнительные курсы, мастер-классы, вечера и т.д.

Он также должен хорошо знать танцевальные жанры, в которых работает, в том числе их историю. Если вы освоите методы обучения, вы сможете планировать свои уроки. Для того чтобы танцы не навредили здоровью учащихся, учителю необходимы знания в области анатомии и физиологии. Он должен уметь грамотно справляться с физической нагрузкой [12].

Тот, кто решит стать педагогм — репетитором, должен обладать отличной физической подготовкой и отличной координацией. Помимо явных физических нагрузок хореограф ежедневно сталкивается с эмоциональными ситуациями, когда возникают проблемы с запланированным номером. Педагог хореографического коллектива должен обладать природными артистическими способностями, вкусом и художественным видением.

Быть педагогом — репетитором совсем не просто. Даже если в танце сотня исполнителей, хореограф только один. Конкуренция здесь очень высока, успеха в искусстве добиваются только самые стойкие и напористые люди, и только самые сильные, отличающиеся креативностью и оригинальностью, становятся знаменитыми. В наше время не так просто завоевать общественное одобрение. Подиумы во время праздников просто забиты танцами. Людям этой профессии также необходимо знать свою аудиторию и чувствовать, что они захватывают ее внимание [8].

Учителя танцев зовут учитель танцевальной школы или учитель танцевальной студии. Преподавателем или преподавателем танцев можно назвать не только преподавателя танцевальной студии, но и специалиста учебного заведения, где танцы изучаются наряду с другими предметами. Одни педагоги предпочитают работать с детьми, другие – со взрослыми, третьи могут работать и с теми, и с другими. В любом случае, работа педагога состоит в том, чтобы научить своих учеников двигаться и выражать себя в танце.

Однако чем выше уровень преподавания, тем больше размах деятельности педагога — репетитора. Преподаватель танцевальной школы – это больше, чем просто учитель. Это танцор. Как правило, он сам выступает на танцевальной сцене, принимает участие в танцевальных конкурсах и чемпионатах. Чем выше титулы, которые он завоевал, тем выше его ценят как учителя. Он также выступает в роли хореографа: ставит танцевальные номера для своих учеников, готовя их к сцене [2].

В ходе исследования мы достигли цели: выявили компоненты профессионального педагогического мастерства педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе.

Для достижения поставленной цели мы:

— проанализировали источники литературы по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования и обоснования необходимости решения выявленных задач работы;

— иследовали сущность понятий «личность», «профессиональная деятельность», «профессионально-педагогическое мастерство» с психолого-педагогической точки зрения;

— выделили профессионально-педагогическое мастерство и личностные качества педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе как составляющие профессиональной компетентности.

— проанализировали деятельность педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе учебного заведения как среду, формирующую личность руководителя и раскрывающую его творческий потенциал;

— исследовали реализацию личностно-ориентированного подходапедагога – репетитора на занятиях профессиональногохореографическогоколлектива

Гипотеза исследования: 1) Эффективность процесса формирования личности педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе обеспечивается сочетанием объективных и субъективных педагогических условий, основанных на использовании личностно-ориентированного подхода педагога-репетитора, сочетание общественных, общественных и личных профессиональных интересов;

2) Выступление хореографического коллектива зависит от профессионального и педагогического мастерства его руководителя доведена.

В ходе работы мы описали формирования личности педагога-репетитора в профессиональном хореографическом коллективе, которая зависит от использования личностно-ориентированного подхода педагога-репетитора, сочетание общественных, общественных и личных профессиональных интересов.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА – РЕПЕТИТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

1.1 Особенности профессии педагога – репетитора в деятельности профессионального хореографического коллектива

Обучение разным видам искусства — музыкальному, театральному, хореографическому — имеет свои особенности, предполагает особые формы и методы обучения, специфический язык общения и уникальные приемы психологического воздействия. Основой профессионального хореографического образования являются достижения педагогических школ России, Франции, Италии, Америки и Белоруссии, представленные в трудах известных теоретиков и практиков хореографического искусства: К. Блазиса, А.Я. Ваганова, С.М. Гребенщиков, Р.В. Захаров, А.М. Мессерер, Ж.Ж. Новерра, И.В. Смирнова, Н.М. Стуколкина, Н.И. Тарасова, Т.С. Ткаченко, А. Чечетти и другие.

Сложившиеся сегодня в хореографической педагогике штампы авторитарных подходов традиционных педагогов к процессу обучения танцу противоречат требованиям студентоориентированного, гуманистического образования и доминирующим принципам социокультурного действия хореографического ансамбля в работе руководителя и руководителя. тем самым определить необходимость ценностно-методических изменений в процессе профессиональной подготовки балетмейстеров.

Современные условия работы педагога -репетитора требуют общекультурных, искусствоведческих, психолого-педагогических и хозяйственных знаний, а также специальных навыков и умений в исполнительской, хореографической и педагогической областях. Профессиональная подготовка руководителей хореографических коллективов, деятельность которых объединяет все стороны хореографической профессии, осуществляется в средних специальных и высших учреждениях культуры и искусства путем комплексного изучения специальных дисциплин и предметов общеобразовательного блока с учетом специфики социально-культурной деятельности, в которой будет работать хореограф. Остановимся подробнее на особенностях подготовки к исполнительской, педагогической и балетной сторонам хореографической профессии [47].

Исполнительскую деятельность педагога -репетитора обычно рассматривают (М. Н. Юрьева и др.) с двух сторон — репродуктивной и творческой: в исполнительском акте всегда происходит творческое самовыражение танцовщика, что и определяет субъектность этой профессиональной деятельности.

Таким образом, относительно репродуктивная исполнительская деятельность балетмейстера представляет собой творческий процесс, заключающийся в индивидуальной интерпретации исполнителями хореографического материала, отражающего личностно-индивидуальные художественные качества «я» танцовщика.

Педагогическая и исполнительская деятельность студента-хореографа, являющаяся доминирующей в процессе профессиональной хореографической подготовки, осуществляется в систематической репетиционной работе в «классе» с четко разработанной системой развития специального психофизического аппарата, овладения совершенствование техники исполнения, приобретение навыков выразительного и эмоционального воплощения хореографических образов на сцене.

Подготовка педагога -репетитора к педагогической деятельности осуществляется по комплексу психолого-педагогических дисциплин («Педагогика», «Общая психология», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Профессиональная педагогика» и др.). ). ), предметы по специальности и педагогическая практика обязательны для студентов всех специальностей.

Работа педагога -репетитора является одним из наиболее сложных аспектов профессиональной деятельности и требует образного мышления, творческого воображения, коммуникативных и организаторских способностей, исполнительских, педагогических, репетиционных и постановочных навыков. Следует отметить, что в работе руководителя танцевального коллектива главенствующую роль играют постановка и репетиторство[46].

Постановочная работа — это индивидуально уникальный процесс создания хореографического произведения, имеющий определенные закономерности и осуществляемый в следующие фазы:

— фаза первоначального художественного накопления (подбор музыкально-хореографического материала);

— этап обработки накопленного материала; — формирование идеи и концепции будущего хореографического произведения;

— этап построения драматургической линии хореографического произведения;

— работа с музыкальным материалом, создание пластического мотива произведения;

— Разработка композиционного плана;

— репетиционно-постановочная работа с исполнителями и др. Индивидуально-неповторимое прохождение педагога -репетитора вышеперечисленных этапов за счет индивидуального хореографического стиля определяет разнообразие и многогранность хореографических произведений и процесса их создания.

Для создания хореографической композиции педагогу -репетитору необходимо знать лексический материал разных жанров и направлений хореографического искусства;

иметь исполнительское и педагогическое мастерство на высоком профессиональном уровне (практическая демонстрация и объяснение — доминирующие приемы в сценической работе балетмейстера);

обладать коммуникативными и организаторскими способностями;

В совершенстве овладеть приемами балетмейстера.

Подготовка педагога -репетитора к хореографической деятельности, которая является основой работы руководителя хореографического коллектива, осуществляется в рамках дисциплины «Искусство балетмейстера» и творческой практики самодеятельных и профессиональных колективов на этой основе проводятся хореографические кружки, в которых выражаются умения и склонности учащихся в этом аспекте профессиональной хореографической работы.

Следует отметить, что на сегодняшний день деятельность руководителя танцевального коллектива характеризуется многими аспектами и определяет ряд функций, которые он выполняет:

1) организационно-управленческие (главный педагог –репетитор выступает организатором коллектива и руководит его работой);

2) педагог -репетитор (руководитель коллектива — его главный балетмейстер и постановщик, кроме коллективов, где работают приглашенные балетмейстеры);

3) репетиторство (руководитель хореографического ансамбля ведет репетиционный процесс и выполняет функции основного педагога);

4) учебно-воспитательная (обучение исполнительскому мастерству и духовно-эстетическое становление артистов танца являются основополагающими в работе главного балетмейстера);

5) развитие (формирование всесторонне развитых личностей в ансамбле происходит через соответствующее физическое, эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное, творческое развитие исполнителей).

Подготовка будущих педагогов -репетиторов, основной задачей которых является стать высококвалифицированным профессионалом в области хореографического искусства, обладающих специальными хореографическими, общекультурными, психолого-педагогическими, искусствоведческими и бизнес-знаниями, готовых к новаторству и творчеству, быстро реагирующих к изменениям в профессиональной деятельности должны осуществляться в соответствии с вышеперечисленными функциями[45].

Рис. 1. Функции педагога -репетитора в профессиональном хореографическом коллективе

Рис. 2. Основные умения педагога – репетитора в деятельности профессионального хореографического коллектива

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы