Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Адаптивная физическая культура

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности применения средств тенниса для развития координационных способностей у подростков с нарушениями слуха.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.. 7

1.1 Особенности развития подростков с нарушением слуха. 7

1.2 Координация и координационные способности в теории
физического воспитания. 15

1.3 Программы физической реабилитации, направленные на
развитие координационных способностей у подростков с нарушениями слуха. 23

1.4 Теннис как средство развития координационных способностей
у подростков с нарушениями слуха. 32

1.5 Заключение по главе 1. 40

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 42

2.1. Методы исследования. 42

2.1.1. Анализ специальной и научно-методической литературы.. 42

2.1.2. Педагогическое тестирование. 42

2.1.3. Психофизиологическое исследование. 46

2.1.4. Педагогический эксперимент. 47

2.1.5. Методы математической статистики. 48

2.2. Организация исследования. 49

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 50

3.1. Результаты констатирующего эксперимента. 50

3.2. Результаты формирующего эксперимента. 51

3.3. Обсуждение результатов исследования. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62

ВЫВОДЫ.. 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 66

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….75

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На начало 2020 г. в Российской Федерации
было зафиксировано свыше 1 миллиона детей и подростков с глухотой и
тугоухостью. На учете в сурдологических кабинетах состоит каждый десятый
несовершеннолетний ребенок [65].

Возможно,
увеличение числа людей с поражением слуха в какой-то степени связано с
научно-техническим прогрессом и появлением новых этиологических причин (шумы,
вибрации, скорости, вредные химические, бытовые, промышленные и лекарственные
ототоксические вещества и т.д.), которые пагубно воздействуют на слуховой
аппарат человека. К тому же следует иметь в виду, что на слуховой аппарат может
влиять сразу несколько слухоагрессивных факторов.

В
последние годы учеными отмечается рост патологии развития у детей. Основной
причиной этого феномена выступает негативное влияние неблагоприятных факторов
окружающей среды и генетических тенденций. Кроме того, статистическому
увеличению детей с дизонтогенезом способствует то, что специализированная
помощь развивается, квалификация специалистов повышается, информированность
населения растет, а диагностика стала более точной, дифференцированной и ранней.

Одним
из приоритетных направлений государственной социальной политики выступает
обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья условиями,
необходимыми для полноценной интеграции в общество (Т.В. Сазанова,
2015).

Основной
задачей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступает
обеспечение всех необходимых предпосылок для полноценного физического,
интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития указанной
категории детей (А.Ю. Самборук ,2017). Следовательно, возникает потребность
глубокого понимания педагогами современного состояния коррекционного обучения
детей с особыми потребностями, научного обоснования перспектив улучшения их
подготовки к самостоятельной жизни.

Одним
из видов спорта в адаптивном физическом воспитании слабослышащих подростков
является теннис (Д.В. Кинощук, 2018). Занятия теннисом, по нашему мнению,
оказывают положительное влияние на физиологическое развитие подростка с
депривацией слуха, в частности способствуют развитию их координационных
способностей.

Можно
отметить следующих ученых, которые занимались этой проблемой в период с 2015 по
2020 гг: В.С. Попереков и Г.В. Ковязина («Дифференцированный подход к развитию
координации движений младших школьников, имеющих нарушения слуха»), М.Н. Кипень
и С.В. Власова («Современные подходы к развитию координации у школьников с
нарушением слуха в системе адаптивной физической культуры»).

Однако,
недостаточная разработанность проблемы применения средств тенниса для развития
координационных способностей у подростков с нарушениями слуха обуславливает
актуальность темы исследования.

Цель работы: разработать и
внедрить программу тренировочных занятий по теннису для развития координационных
способностей у подростков с нарушениями слуха.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме
развития координационных способностей у подростков с нарушением слуха.

2. Разработать программу физической
реабилитации, основанную на применении средств тенниса, для развития
координационных способностей у подростков с нарушениями слуха.

3. Применить и оценить эффективность
предложенной программы, включающей средства игры в теннис.

Объект исследования: процесс развития координационных
способностей у подростков с нарушениями слуха.

Предмет исследования: особенности применения средств тенниса для
развития координационных способностей у подростков с нарушениями слуха. Гипотеза исследования:

1.
Подростки с нарушением слуха отличаются недостаточным уровнем развития
координационных способностей, а именно характеризуются низким уровнем развития
реагирующей и регулирующей способности, простой зрительно-моторной реакции и
тактильно-кинестетической способности.

2.
Дополнительное введение в занятия специальной физической культуры средств
тенниса способствовало бы развитию у подростков с нарушением слуха
координационных способностей.

Методы исследования:

1. анализ специальной и научно-методической
литературы;

2. организация целенаправленной
опытно-поисковой работы, включающей в себя педагогическое тестирование,
психофизиологическое исследование, педагогический эксперимент, методы
математической статистики.

Педагогическое
тестирование в работе производилось при помощи следующих тестов: тест на
сложную зрительно-моторную реакцию выбора; тест «Ловля линейки»; тест на
простую зрительно-моторную реакцию; тест «Перекладывание фишек мелкого
размера».

Теоретическая значимость исследования: полученные в работе результаты исследования
позволят выявить особенности методики развития координационных способностей, в
том числе для подростков с ограниченными возможностями здоровья (на примере
нарушения слуха), и дать рекомендации по совершенствованию
учебно-тренировочного процесса в спортивно-адаптивных школах.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования
разработанной программы физической реабилитации, основанной на применении
средств тенниса, для развития координационных способностей у подростков с
нарушениями слуха в специальных спортивных секциях г. Москвы.

База исследования: Теннисный клуб для людей с ограниченными
возможностями здоровья (г. Москва).

Структура
дипломной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, выводов и
списка литературных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели работы и решить все поставленные задачи.

1. Нарушения
слуха – это полное или частичное снижение способности обнаруживать и понимать
звуки. Варьируется от тугоухости до тотальной глухоты.  Под понятием «координация» в современной
науке принято понимать способность к согласованной активности мышц,
направленной на успешную реализацию поставленной двигательной задачи. Роль
использования тенниса как средства развития координационных способностей у
подростков с нарушениями слуха чрезвычайна велика.

2. Разработанная
программа физической реабилитации, основанная на применении средств тенниса,
для развития координационных способностей у подростков с нарушениями слуха,
была основана на учете следующих методологических положений: упражнения должны соответствовать задачам занятия; упражнения
должны соответствовать полу, возрасту и уровню подготовленности занимающихся;
упражнения должны оказывать разностороннее воздействие; упражнения должны быть
разнохарактерными;  нагрузка должна
нарастать постепенно.

3. Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать выдвинутые
гипотезы исследования о том, что:

— подростки
с нарушением слуха отличаются недостаточным уровнем развития координационных
способностей, а именно характеризуются низким уровнем развития реагирующей и
регулирующей способности, простой зрительно-моторной реакции и
тактильно-кинестетической способности;

— дополнительное
введение в занятия специальной физической культуры средств тенниса
способствовало бы развитию у подростков с нарушением слуха координационных
способностей.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная
работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость работы.

Теоретическая значимость исследования
состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме
исследования; в уточнении содержания понятий «координация» и «координационные
способности»; в описании нарушений координационных способностей и способов их
развития.

Практическая значимость исследования
заключается в возможности использования описанного в практической части опыта
использования средств тенниса в целях физической реабилитации подростков с
нарушением слуха.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Особенности развития подростков с нарушением слуха

Группа
детей с нарушениями слуха достаточно разнородна по своему составу, поскольку в
нее входят дети, имеющие разную степень нарушения слуха, школьной успеваемости,
различные семейные условия воспитания, дополнительные дефекты развития и пр.

Информация
об отсутствии сколько-нибудь существенных отличий в степени сформированности
вербального интеллекта у детей с нарушениями слуха, которые не имеют
дополнительных нарушений, и слышащими детьми была выявлена А.Ю. Хохловой [54],
а также в ходе рассмотрения результатов, полученных в ходе исследования по
невербальной шкале теста Кауфмана. Основываясь на данной информации, мы можем
утверждать, что подросток, страдающий нарушениями слуха, в случае отсутствия у
него каких-либо еще дополнительных нарушений, обладает сходными с их слышащими
ровесниками предпосылками к формированию невербального мышления, тем не менее,
для них свойственны значимые трудности при практическом претворении данных
возможностей в ходе образовательного процесса.

Для
развития детей, страдающих нарушениями слуха, значимое место отводится статусу
членов их семьи. Например, у детей с нарушениями слуха родители с сохранным
слухом обладают большим потенциалом для оказания помощи в развитии своим детям,
могут участвовать в тренингах для родителей. Данная закономерность объясняется
тем, что они, как правило, имеют более высокий социальный и образовательный
статус, у них есть расширенный доступ к получению информации [2].

При
этом нередко матери с сохранным слухом относятся к своим детям с депривацией
слуха как к менее способным, для воспитания подростка свойственна гиперопека и
гиперконтроль. Это сказывается не только на личностном, но и на познавательном
развитии детей, так как они испытывают трудности при получении собственного опыта.
Кроме того отсутствие эффективного способа коммуникации между детьми с
нарушениями слуха и членами их семей усложняет комплексный обмен информацией
между ними, и как результат, общение сводится к его примитивным формам.

Отдельные
научные исследования позволяют говорить о том, что у подростка, страдающего
нарушениями слуха, воспитывающегося в слышащих семьях, внутрисемейные отношения
отличаются определенной спецификой. Так, В. Петшак [44] и Т.Г. Богданова [6] выявили, что дети слышащих родителей,
страдающие нарушениями слуха, реже демонстрируют позитивное отношения к ним,
нежели дети с сохранным слухом.

В ходе
выстраивания программы по обучению и психологической коррекции данной категории
детей следует обязательно принимать во внимание то, что эти дети, в основной
своей массе, так же являются носителями и других трудностей в своем развитии.

В ходе
исследования наглядно-действенного мышления детей, страдающих нарушениями
слуха, демонстрируется, что для них свойственно определенное отставание при
решении наглядно-действенных задач. Максимальное своеобразие и отставание
данная категория детей показывает по отношению к сформированности своего
словесно-логического мышления. У детей с нарушением слуха процесс овладения
речевым мышлением продолжается на протяжении всего их развития. Наряду с этим
для детей с нарушением слуха свойственно достаточно медленное формирование
обязательной связи между предметами, признаками, действиями, а также их
обозначениями [1].

Усвоение
логических отношений и связей между событиями, явлениями и поступками так же
затруднено у подростка, страдающего нарушениями слуха. Глухие дети осознают
причинно-следственные отношения лишь в рамках наглядной ситуации, в процессе
которой данные отношения можно четко выявить. Им сложно раскрывать скрытые
причины тех или иных событий или явлений. Они зачастую смешивают причину и
цель, следствие, предшествующие, либо сопровождающие явления и события. У них
нередко происходит отождествление пространственно-временных и
причинно-следственных связей.

У подростка,
страдающего нарушениями слуха, понятийное мышление развивается на базе
наглядно-образного и наглядно-действенного мышления в сочетании с формированием
речи, как письменной, так и устной (импрессивной и экспрессивной).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы