Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности построения взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. Теоретические подходы к изучению навыков взаимодействия у
детей 6-7 лет………………………………………………………………………………………………………………….7
1.1 Особенности
развития навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. 7
1.2 Педагогические
условия развития навыков взаимодействия у детей 6-7 лет…………………………………………………………………………………11
1.3 Влияние
образовательной деятельности на развитие навыков взаимодействия у детей 6-7 лет. 14
Вывод по 1 главе. 18
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков
взаимодействия у детей 6-7 лет в процессе образовательной деятельности. 20
2.1 Выявление
уровня развития навыков взаимодействия у детей 6-7 лет. 20
2.2 Содержание
работы по развитию навыков взаимодействия у детей 6-7 лет в процессе
образовательной деятельности. 27
2.3 Анализ работы
по развитию навыков взаимодействия старших дошкольников со сверстниками. 36
Выводы по 2 главе. 42
Заключение. 44
Список использованной литературы.. 47
Приложение 52
Введение:
Актуальность исследования. Проблема
развития навыков взаимодействия старших дошкольников всегда была одной из
актуальных проблем специальной педагогики, а в современных условиях она
приобретает особое значение.
Достаточный
уровень сформированности навыков сотрудничества, умений действовать сообща,
являясь одной из необходимых составляющих социально-культурного взаимодействия,
обеспечивает ему возможность успешной социализации. Данная проблема стала
предметом особого внимания педагогов и психологов.
Изучение
формирования навыков взаимодействия и совместной деятельности раскрывается в
трудах М.С. Соловейчика, А.В. Мудрика, Т.А. Репкина, А.А. Бодалева.
Сфера взаимодействия
детей рассматривается в общем контексте социализации с учетом особенностей
выстраивания межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со
взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина и др.).
Одной из
важных исследовательских задач является разработка средств развития навыков взаимодействия
со сверстниками, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий,
при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему
близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее
значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно
раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный
опыт.
Актуальность
нашего исследования обусловлена важностью развития
навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками.
Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить
возможность развития навыков взаимодействия у
детей 6-7 лет со сверстниками.
Объект исследования: развитие навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками.
Предмет исследования: развитие навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками.
В соответствии
с поставленной целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и
проанализировать литературу по развитию навыков взаимодействия у детей 6-7 лет;
2. Выявить уровень развития навыков взаимодействия
у детей 6-7 лет;
3. Разработать содержание условий,
направленных на развитие навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками;
4. Проанализировать работу по развитию
навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками.
Гипотеза
исследования: в данном исследовании мы исходили из предположения о том, что
развитие навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками
будет эффективным в том случае, если:
— определить четко обоснованные цели и
содержание образовательной деятельности в дошкольном учреждении,
направленные на развитие навыков взаимодействия у детей 6-7
лет со
сверстниками;
— обогатить развивающую
предметно–пространственную среду материалами, способствующими формированию
развития навыков взаимодействия у детей 6-7 лет со сверстниками.
Теоретическую основу исследования составили:
‒ положения и выводы, содержащиеся в трудах
отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих вопросы навыков взаимодействия личности (Г.К. Ашина, И.В. Волкова, Л.И. Кривченко,
Е.С. Кузьмина);
‒ пути и средства формирования навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста (И.Р. Колтуновой, Л.И.
Кравченко, Р.Л. Кричевского, Е.С. Кузьмина, Б.П. Парыгина).
Для решения поставленных задач в работе использовались
следующие методы
исследования:
‒ беседы с детьми, диагностические задания;
констатирующий, формирующий эксперименты;
‒ методы обработки результатов (качественный и количественный
анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Практическая значимость данной
работы определяется тем, что в ней представлен комплекс диагностических методик
по выявлению у детей 6 года жизни уровня развития навыков взаимодействия; определены этапы работы с детьми и комплекс заданий
по развитию навыков взаимодействия в процессе
игровой деятельности.
Экспериментальная база исследования: сад ДОУ №149 «Елочка» г. Йошкар-Ола. В исследование приняли участие воспитанники подготовительной
группы в количестве 20 человек. Данная группа состоит из детей в возрасте 6-7
лет.
Структура работы. Работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Заключение:
Проведенное
теоретико-эмпирическое изучение формирования у старших дошкольников навыков взаимодействия со сверстниками в ДОО позволило сделать следующие
выводы.
Под навыками взаимодействия понимается такая деятельность, которая
осуществляется двумя или более участниками, характеризуется общей целью, единством
по месту, времени и действию. Навык взаимодействия определяется как
психологическое и физическое состояние личности, готовое к деятельности в паре
или группе в данное время, в данном месте, с общей целью, которое будет осуществляться
посредством инициативной координации и управления действиями друг друга, внутри
общего способа действия, происходящих на фоне совместных переживаний с учетом
особенностей каждогоучастника. Готовность к совместной деятельности проявляется
в типе взаимодействия со сверстниками.
Для
формирования навыков взаимодействия к совместной деятельности
со сверстниками могут быть использованы такие формы, как упражнения на
совместное взаимодействие (в парах, тройках, малых группах), индивидуальные
упражнения, ролевые игры, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.
Используются такие методические приемы формирования навыков взаимодействия, как:демонстрация «положительных» и «отрицательных»
способов взаимодействия с игровым персонажем, другим взрослым, ребенком и
последующее их обсуждение, переключение внимания ребенка со взрослого на
сверстника, создание ситуации недостатка материала, создание ситуации выбора:
задания, способа выполнения, материала, партнера, выработка правил
взаимодействия и фиксация их с помощью условных обозначений.
Анализ
деятельности ДОО по
формированию навыков взаимодействия к совместной деятельности
со сверстниками показал, что работа носит не систематический характер.
Фрагмент текста работы:
Теоретические подходы к
изучению навыков взаимодействия у детей 6-7 лет 1.1 Особенности
развития навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста Взаимодействие
ребенка со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации
личности ребенка дошкольного возраста, одним из существенных условий ее
полноценного формирования. Данный феномен рассматривается с философских,
психологических и педагогических позиций.
В работах
Г.М. Андреевой, Г.С. Батищева, Н.Б. Крыловой, В.Т. Кудрявцева и др.
утверждается, что взаимодействие является универсальным видом деятельности,
который регулирует отношение человека к миру и другим людям. Взаимодействие,
кооперативность, сотворчество, умение работать в команде есть необходимое
условие полноценной деятельности человека в социуме. Взаимодействие
рассматривается как механизм и средство социализации [14, с. 90].
М.М.
Бахтина в своих трудах подтверждает, что взаимодействие является звеном в
системе общечеловеческих ценностей, значимой деятельностной ценностью
взаимодействия [23].
Таким
образом, взаимодействие является с одной стороны результатом культурного
развития человека, имеющего социокультурный опыт, а с другой стороны, взаимодействие
выступает инструментом культуры, способствующим развитию сознания личности, ее
мировосприятия и мироощущения и гуманного отношения к социуму. Рассматривая взаимодействие
через призму системообразующих культурно-философских понятий, можно сделать
вывод, что оно — культурная деятельность с субъект- субъектным типом
взаимодействия [19, с. 15].