Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности организации учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика
подростков «группы риска» 7
1.1 Психологическая
сущность понятия «группа риска». 7
1.2 Сущность, структура и типология девиантного поведения. 12
1.3 Современное состояние проблемы коррекции девиантного
поведения в психолого-педагогической теории и воспитательной практике. 17
1.4 Проектирование реабилитационного пространства в работе
с детьми «группы риска». 36
Вывод по разделу 1. 54
Раздел 2. Опытно-экспериментальное изучение педагогической
деятельности с детьми «группы риска» в МБОУ
"Теньковская СОШ". 55
2.1 Выявление и изучение
детей группы риска. 55
2.2 Организационные
социально-педагогические технологии. 60
2.3 Рекомендации по улучшению определения путей коррекции
учебно-воспитательного процесса у детей "группы риска". 69
Выводы по
разделу 2. 74
Заключение. 76
Список использованных источников. 81
Приложения. 85
Введение:
Актуальность темы
исследования. Трансформация современного общества,
изменение социального устройства государства проявили несовершенство
традиционной системы воспитания. Директивная педагогика, рассматривающая
влияние по схеме «требование – восприятие – действие», практически утратила свою
эффективность, поскольку она не раскрывает существенных особенностей
нравственного развития, не отражает всех тонкостей способов реагирования
индивида на поставленное требование, умаляет активную роль личности в усвоении
норм, не учитывает творческое овладение духовно-нравственными ценностями.
Как следствие у
школьников, в частности подростков, нередко наблюдается недостаточный уровень
нравственной культуры.
Специфика нравственного
развития, выявление причин и условий возникновения различных форм девиаций,
видов асоциального поведения путей ее коррекции вызывают устойчивый интерес
исследователей.
Весомый вклад в
исследование психолого-педагогических аспектов трудновоспитуемости,
предупреждение правонарушений среди подростков внесли: К.Ушинский, П.Блонский,
С.Шацкий, А.Макаренко, В.Оржеховская, В.Сухомлинский.
Философский аспект
проблемы девиантного поведения раскрыт в трудах Анисимова, А.Дробницкого,
А.Скрипника и др.; психолого-педагогические аспекты — в работах: М.Алемаскина,
Г.Бочкаревой, В.Демиденко, Л.Зюбина, Б.Кобзаря, А.Ковалева, П.Лесгафта,
И.Невского, Т.Титаренко и др.; правовые – в исследованиях Ю.Антоняна,
К.Игошева, М.Костицкого, В.Кудрявцева, Г.Миньковского, А.Тузова. Для разработки
теоретических основ профилактики противоправного поведения имеют значение
фундаментальные исследования общих проблем воспитания И.Беха, С.Беличевой,
Б.Кобзаря, А.Киричука, И.Козубовской, В.Оржеховской, Г.Пустовита, А.Сиротенко,
М.Фицулы.
Важное место в
исследовании предупреждения девиантного поведения занимают научные труды по
проблемам мотивации поведения: М.Бобневой, Л.Божович, А.Бодалева, В.Вилюнаса,
В.Демиденко, Ю.Клейберга, В.Мерлина, Э.Натанзона, П.Якобсона и т.д.
Общие проблемы поведения
личности анализируются в трудах Л.Божович, Л.Выготского, М.Дубинина, Б.Ломова,
Л.Славиной, С.Рубинштейна, В.Крыжко, Е.Павлютенкова и т.д.
Существуют два вида
факторов регуляции поведения – внешние и внутренние. К внешним факторам
относятся социальные, групповые, личные нормы и ценности, на базе которых
происходит оценка поведения личности. К внутренним факторам относятся
ценностные ориентации и установки, система личного смысла и мотивов, лежащих в
основе культуры поведения личности. В результате взаимодействия этих факторов и
определяется поведение человека, которое квалифицируется положительно, если он
не противоречит общепринятым эталонам поступков (просоциальный), и
отрицательно, если он не совпадает с общественными нормами и правилами,
нарушает их (девиантный).
Отметим, что большинство
исследований было проведено в условиях стабильной, социально-экономической
ситуации в обществе. Ориентируясь на будущее, молодежь должна формировать свой
жизненный потенциал уже по отношению к рыночным отношениям, которые
складываются в нашем государстве. Ситуация осложняется тем, что сегодня в
государстве еще не приобрела устойчивость новая идеология жизни. Индивид
самостоятельно определяет важные для себя цели, стремится к их достижению,
причем не всегда общественно одобрительными методами. Все это оказывает
негативное влияние и на современное состояние общеобразовательной школы. В
таких условиях один из путей решения изучаемой проблемы заключается в создании
такой системы воспитательной работы, которая активизировала бы процессы роста
инициативы у детей младшего школьного возраста, давала бы возможность
воспитанникам самим ставить цели личностного совершенствования, определять и
укреплять свои положительные качества, укреплять свойственные им ценностные
ориентиры.
Анализ специальной
литературы позволяет выявить основное противоречие этой проблемы:
несоответствие традиционных методов воспитания, современной социальной
ситуации, в которой находятся дети, что и приводит во многих случаях к
возникновению различных девиаций.
Учитывая высокий уровень
девиантного поведения подростков, есть все основания полагать, что изучение
коррекции девиантного поведения, его диагностика в воспитательном процессе,
обоснование адекватных способов коррекционного воздействия является проблемой
не только теоретической, но и прикладной. Учитывая это, мы избрали тему бакалаврского
исследования «Особенности организации учебно-воспитательного процесса у детей «группы
риска».
Объект исследования
– организация учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска».
Предмет исследования
– дети «группы риска».
Цель исследования
состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей организации
учебно-воспитательного процесса у детей «группы риска».
Гипотеза исследования
основывается на предположении о том, что девиантное поведение зависит от уровня
сформированности познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы
подростков, существуют разногласия по уровням сформированности этих сфер у
детей с просоциальным поведением и детьми «группы риска».
Указанная цель и гипотеза
исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать
состояние изучаемой проблемы в психолого – педагогической теории и
воспитательной практике.
2. Экспериментально
проверить эффективность диагностических методов девиантного поведения
подростков.
3. Создать модель
психолого-педагогической коррекции девиантного поведения подростков
общеобразовательной школы.
Методологической основой
исследования является философское положение о сущности
личности и ее духовных ценностях, диалектических противоречиях ее становления,
детерминированности поведения внутренними и внешними факторами в их
диалектической взаимосвязи, ведущей роли активности личности в коррекции ее
девиантного поведения.
Теоретической основой
исследования являются:
— фундаментальные научные
положения и принципы: принцип системного подхода к пониманию личности
(Б.Ананьев, Ю.Бабанский, И.Зязюн, Б.Ломов, К.Платонов, В.Татенко, Т.Титаренко и
др.); положения о личности как активном субъекте деятельности
(К.Абульханова-Славская, С.Рубинштейн); принципы детерминизма и развития,
единства сознания и деятельности личности (Б.Ананьев, Л.Божович, Л.Выготский,
С.Рубинштейн); положения о психологическом содержании и закономерностях
воспитания (И.Бех, А.Бойко, А.Капская, В.Сухомлинский), положение о
детерминирующей роли общения в развитии личности (М.Бахтин, В.Киричук,
Н.Чепелева и др.), положения о морали как форме общественного сознания,
признании его социальной и индивидуально-личностной детерминации (А. Кононко,
А. Титаренко, Ф. Щербак);
— положения законодательных
и нормативных документов об образовании.
Методы исследования. Основными
методами исследования является анализ психологической и педагогической
литературы на тему исследования; проведение тестирования, бесед, анкетирования
для диагностирования познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой
активности детей младшего школьного возраста; проведение эксперимента.
Экспериментальная база
исследования: экспериментальное исследование
проводилось на базе МБОУ "Теньковская
СОШ" Теньковского сельского поселения Камско-Устьинского района. В
психологическом эксперименте участвовали ученики
одного из 9-х классов в возрасте 14 лет.
Научная новизна
исследования состоит в апробировании методов диагностики девиантного поведения
подростков и разработке модели психолого — педагогической коррекции их
девиантного поведения.
Теоретическое значение
исследования состоит в том, что: уточнены понятия
«группа риска» и «девиантное поведение»; охарактеризованы особенности поведения
у разных типов детей – девиантов.
Практическая значимость
исследования состоит в возможности применения
полученных результатов в воспитательной работе разных типов учебных заведений,
в практике работы социальных институтов воспитания.
Структура исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных
источников и приложений.
Заключение:
Принципы педагогики обеспечивают
общее направление воспитания и воспитания индивидов и служат основой для
решения конкретных педагогических задач. Поэтому воспитание трудных детей
включает в себя следующие принципы:
Основная задача педагогов —
помочь ребенку развиваться, и вся гуманитарная педагогическая практика должна
обеспечивать развитие и совершенствование всех основных человеческих сфер
ребенка.
Все методы оказывают комплексное
воздействие на все основные сферы человека. Однако каждый метод образования и
соответствующий ему метод самообразования отличаются друг от друга в
фундаментальной сфере своего доминирующего влияния на человека.
Дети, поведение которых отклоняется от принятых
обществом правил и норм поведения, называются трудными или трудными для
воспитания. Под трудностями понимаются сопутствующие педагогические
воздействия, которые могут быть вызваны различными причинами, связанными с
ассимиляцией различных социальных программ, знаний, навыков, требований и норм
в процессе целенаправленной подготовки и обучения.
Нормальное поведение ребенка предполагает его
взаимодействие с микросферами, что полностью удовлетворяет потребности и
последствия его социализации. Таким образом, девиантное поведение можно
охарактеризовать как взаимодействие ребенка с микросферой, нарушающее его
развитие, его личностные особенности и проявления, противоречащие установленным
морально-правовым нормам общества.
С помощью методов и принципов социальный учитель может
целенаправленно влиять на мысли, поведение и чувства подростков и влиять на
окружающую среду. Существующие технологии работы с трудными подростками
направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль.
Цель социального педагога при работе с такими детьми
заключается в том, чтобы способствовать преодолению кризисных состояний. В
контексте толка социально-педагогической деятельности, уместно говорить о
социально-педагогическую работу с конкретным подростком или социальной группой
на уровне субъектно-субъектного взаимодействия, которая реализуется
культурно-досуговых, профилактической, реабилитационной, коррекционной и
просветительской функциями.
Существует определенная связь между девиантным
поведением и свойствами личности, а точнее — комплексом свойств. Но последние
сами по себе, даже взятые системно, не могут выступать непосредственным
механизмом девиантного поведения. Опосредующим звеном здесь является
трансформация иерархии мотивов под влиянием окружающей среды и формирования
соответствующей девиантного направленности.
Констатирующий эксперимент показал, что девиантное
поведение зависят от уровня сформированности познавательной,
эмоционально-волевой и поведенческой сферы старшеклассника. В ходе этого эксперимента
было обнаружено существование существенных разногласий по уровням
сформированности этих сфер у подростков с асоциальным и девиантным поведением.
Так, низкий уровень познавательной активности имел каждый восьмой
старшеклассник с девиантным поведением и каждый тринадцатый старшеклассник с
просоциальным поведением, средний — каждый второй старшеклассник с девиантным и
о социально поведением, высокий – каждый девятый старшеклассник с девиантным
поведением и каждый седьмой старшеклассник из просоциальным поведением.
В эмоционально-волевой сфере девиантных подростков с
низким уровнем в три раза больше, чем подростков с о социально поведением,
показатели среднего уровня у подростков примерно одинаковые, подростков с
высоким уровнем в полтора раза больше, чем подростков с девиантным поведением.
В поведенческой сфере девиантные старшеклассники с
показателями низкого уровня сформированности составляют треть, а
старшеклассники с о социально поведением — пятую часть, старшеклассники с
показателями среднего уровня сформированности составляют чуть более половины в
обеих группах, за высоким уровнем — десять и четвертую части соответственно.
Проведенная экспериментальная работа, а именно участие
подростков в группах оптимального психологического воздействия с коррекционной
программой, показала положительную динамику изменений, которые произошли по
всем указанным выше компонентами.
Так, в сфере познавательной активности количество
подростков с низким уровнем сформированности сферы уменьшилась в четыре раза,
со средним уровнем — увеличилась в 1,2 раза, с высоким — увеличилась в 1,5
раза.
Расхождение между показателями сформированности
эмоционально-волевой сферы составила: на низком уровне — в два с половиной раза
(в сторону уменьшения количества таких подростков) среднем — в 1,2 раза (в
сторону увеличения) высоком — в 1,4 раза (в сторону увеличения).
В поведенческой сфере расхождение между показателями
сформированности этого компонента составила: на низком уровне — в три с
половиной раза (в сторону уменьшение количества таких подростков) среднем — в
полтора раза (в сторону увеличение) высоком — 1,2 раза (в сторону увеличения).
Можно сказать, что главным в
работе с трудными подросткам, является наличие соответствующей
заинтересованности. Необходимо запрограммировать себя на успех. Мотивами могут
быть: желание получить новый опыт в разрешении проблемных ситуаций, так как в
подобных случаях повторений не бывает; желание профессионально вырасти, находя
новые принципы и методы работы с детьми этой категории; желание понять и помочь
маленькому человеку, которого большинство окружающих воспринимает не иначе как
пугало, и этот мотив должен стоять на первом месте.
От способности руководить
своей деятельностью в свободное время до достижения общих целей, реализации их
жизненной программы, развития и улучшения их основных сил, социального
благополучия молодого человека, удовлетворения его свободного времени, многое
зависит.
Желание переосмыслить и критически
переоценить все вокруг нас, утвердить нашу независимость и оригинальность,
создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. д.
Человек поглощает определенное
мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: он усваивает правила
поведения, принятые данным обществом, практикует, усваивает накопленный запас
знаний, навыков, навыков. Каждый человек связан самым разнообразным образом с
окружающим ее миром, с обществом и, прежде всего, связан отношениями, которые
формируются путем производства и потребления материальных благ. Эти отношения
имеют фундаментальное значение в формировании личности человека, его сознания.
Доминирование в досуге эмоций и
покорности радостям, развлечениям, интеллекту и воле диктуется главной целью
«досуга» — это физическое, психологическое расслабление, разрядка, отключение
от работы и повседневных проблем. Активная диверсия позволяет варьировать от
обязательных до факультативных случаев, от серьезных до веселых, с умственным
стрессом на физическом уровне, со знанием развлечений от пассивного отдыха до
активного. И, наоборот, необходимо полагаться на «схемы коммутации»,
характерные для культурных и досуговых учреждений, и способы эмоционального и
иного расслабления, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.
В педагогическом плане деятельность
культурно-досугового учреждения заключается не столько в том, чтобы
предоставить каждому человеку максимально разнообразные виды деятельности, а
скорее из-за того, что человек любит заниматься досугом, диверсифицировать и
углубить различные аспекты его личности: интеллект, мораль, эстетические
чувства, вся работа современных культурных и досуговых центров должна
основываться на определенной перспективе на системе мер, которые удовлетворяли
бы не только потребность в отдыхе или новую информацию, но и развитие
способность индивидуума. Следовательно, досуг выступает как фактор формирования
и развития усвоения человеком культурных и духовных ценностей.
Таким образом, мы можем
сказать следующее: досуг — одна из форм жизни молодежи. Условия проведения
досуга имеют огромный потенциал для развития личности молодого поколения, а
также для самосовершенствования личности.
Все эти формы досуга
молодежи осуществляются в учебных заведениях, учреждениях культуры и молодежных
клубах сообщества.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1.
Психолого-педагогическая характеристика подростков «группы риска»
1.1 Психологическая
сущность понятия «группа риска»
Системный кризис,
охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных
стран признаками, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все
большее распространение в детской среде само разрушающего поведения, что
приводит к преступности, проституции, наркомании, алкоголизму и другим
негативным явлениям. Все более ощутимым становится разрушение института семьи,
не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских
обязанностей, нередко и сама создает условия, опасные для жизни и развития
детей. Из года в год происходит обострение проблем социального положения
несовершеннолетних.
В настоящее время
общепринятым может считаться понятие дети «группы риска», но есть разные его
трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. По мнению П.Д.
Павленок, «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как
правило, отрицательного, нежелательного, что может произойти или не состояться
[18, с. 299]. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевают, что
эти дети находятся под влиянием некоторых нежелательных факторов, которые могут
сработать или не сработать. «Группы риска» — это категории детей, чье
социальное состояние по тем или иным признакам не имеет стабильности, которые
практически не могут в одиночку преодолеть возникшие в их жизни трудности; все
это в результате может привести к потере ими социальной значимости, духовности,
нравственному образу, биологической гибели. По мнению Л.Я. Олиференко «дети
группы риска» может считаться сегодня общепринятым и предполагается, что эти
дети находятся под влиянием некоторых нежелательных факторов [19, с. 40].
А вот Н.А. Литвинова
характеризует понятие «риск» как ситуативную характеристику проблемной
деятельности, что означает неопределенность ее