Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему особенности организации учебного процесса по геометрии в 7 классах в современных условиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
обучения геометрии в современных условиях. 5
1.1 Геометрия как наука. 5
1.2 Анализ педагогической литературы
по теме исследования. 8
Глава 2. Анализ особенностей изучения
геометрии в 7 классе на современном этапе 15
2.1 Общая характеристика курса
геометрии в 7 классе. 15
2.2 Современные информационные
технологии в обучении геометрии в 7 классе 17
Заключение. 22
Список использованных источников и
литературы: 25
Введение:
Актуальность
темы исследования. Педагогическая наука в России за последние десятилетия
накопила значительный потенциал по теоретическому обоснованию различных
аспектов повышения эффективности обучения геометрии в школе. Совершенствование
геометрической образования учащихся является многогранной проблемой, решение которой
требует от учителя глубокого постижения основ геометрии, умение организовать
учебно-познавательную деятельность учащихся для восприятия, осмысления,
усвоения геометрических знаний и умений, умение видеть и использовать внутренне
предметные и межпредметные связи, прикладную направленность обучения геометрии
и тому подобное.
Анализ
последних исследований. В исследовании проблем геометрического образования
учащихся в средней школе можно выделить следующие основные направления:
—
исследование проблем формирования знаний и умений учащихся из элементов
геометрии на уровне пропедевтики в 7 классах (И.А. Акуленко, Н.В. Гибалова,
М.М. Волчастая, Н.И. Салтановская);
—
исследование проблем формирования знаний и умений учащихся по планиметрии в
основной школе (О.П. Вашуленко, И.В. Гончарова, Л.В. Грамбовская, Г.В. Ищенко,
Л.И. Лутченко, А.О. Розуменко, Л.Я. Федченко, О.С. Чашечникова, Л.П. Черкасская);
—
исследование проблем формирования знаний и умений учащихся с стереометрии в
старшей школе (С.М. Григулич, И.В. Гордиенко, С.В. Иванова, А.В. Прус, И.М. Реутова,
И.А. Сверчевская, Л.Г. Филон, Л.Я. Федченко);
—
организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения
геометрии в классах углубленного изучения математики (О.И. Буковская, К.В. Власенко);
—
организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения
геометрии с использованием компьютера (Т.Л. Архипова, С.И. Ганжела, М.Б. Ковальчук,
Т.Г. Крамаренко).
Целью
выпускной квалификационной работы является комплексный анализ основных
современных идей повышения эффективности обучения геометрии в школе.
Задачи
выпускной квалификационной работы:
—
рассмотреть понятие геометрии как науки;
—
провести анализ педагогической литературы по теме исследования;
—
дать общую характеристику курса геометрии в 7 классе;
—
исследовать современные информационные технологии в обучении геометрии в 7
классе.
Объект
исследования – организация учебного процесса по геометрии в 7 классах.
Предмет
исследования – особенности организации учебного процесса по геометрии в 7
классах в современных условиях.
Заключение:
Подытоживая
анализ результатов современных научных исследований в России относительно путей
совершенствования процесса формирования знаний и умений учащихся по геометрии,
отметим
—
авторы многих кандидатских диссертаций (Грамбовская Л.В., Сверчевский И.А. и
другие) настаивают на низком качестве геометрических знаний и умений
выпускников школы, аргументируется результатам ОГЭ и ЕГЭ, тестовых и
контрольных работ учащихся разных классов, анкетированием учителей, беседами с
учителями и учениками;
—
проблемы методики обучения элементов геометрии в 7 классах рассматривались в
кандидатских диссертациях с точки зрения: формирования пространственных
представлений учащихся; преемственности в изучении геометрического материала в
начальной и основной школе; условий эффективного формирования геометрических
понятий, умений и навыков на пропедевтическом уровне; методики использования
упражнений с логической нагрузкой;
—
проблемы методики формирования знаний и умений учащихся по планиметрии в
основной школе исследовались по следующим направлениям: личностно
ориентированное обучение геометрии в 7-9 классах; проблемы эффективного
использования задач в обучении планиметрии; формирование умений учащихся
обобщать геометрические знания, приемы и средства организации обобщения и
систематизации знаний и умений по геометрии; организация самостоятельной
учебно-познавательной деятельности учащихся 7-9 классов в обучении геометрии,
исследования составляющих компонентов методической системы обучения геометрии в
аспекте уровневой дифференциации обучения; методика контроля и коррекции знаний
по геометрии учащихся основной школы; методика развития творческих качеств и
формирования эвристических умений учащихся основной школы; методика проведения
дидактических игр на уроках геометрии в 7-9-х классах; изучение элементов
стереометрии в курсе математики основной школы.
—
проблемы методики формирования знаний и умений учащихся по стереометрии в
старшей школе исследовались по следующим направлениям: преемственность в
обучении геометрии в системе непрерывного образования; методика формирования
умений учащихся применять метод аналогии и приемы эвристической деятельности в
обучении стереометрии; аспекты прикладной направленности обучения стереометрии,
изучение геометрических тел; формирование умений решать стереометрические задачи
на построение; деятельностный аспект самостоятельной работы старшеклассников по
геометрии в условиях дифференцированного обучения; формирование геометрических
умений старшеклассников школ (классов) гуманитарного профиля;
—
организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения
геометрии в классах углубленного изучения математики исследовалась в следующих
направлениях: дифференцированный подход к организации самостоятельной учебной
деятельности старшеклассников в процессе углубленного изучения геометрии пути и
способы формирования приемов эвристической деятельности в процессе обучения
геометрии в классах с углубленным изучением математики;
поисково-исследовательские задачи как средство развития математических
способностей учащихся классов с углубленным изучением математики.
—
организация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения
геометрии с использованием компьютера исследовалась следующим образом:
формирование личностных качеств школьника в процессе компьютерно-ориентированного
обучения математике; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся
7-9 классов в процессе обучения геометрии с использованием компьютера;
компьютерно-ориентированная методика обобщения и систематизации знаний и умений
в процессе обучения учащихся геометрии формирования познавательной
самостоятельности учащихся основной школы в обучении геометрии с использованием
информационных технологий; развитие образного и творческого мышления учащихся
при изучении стереометрии с использованием компьютера; рекомендации по
использованию программных средств GRAN при изучении геометрических тел и
развития приемов умственной деятельности семиклассников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты обучения геометрии в
современных условиях
1.1 Геометрия как наука
Развитие
математического образования — один из приоритетов современного российского
образования. Известный российский математик Игорь Фёдорович Шарыгин в статье
«Концепция школьной геометрии» отметил: «Плохое математическое образование
ограничивает свободу личности, ущемляет права человека, в частности, право на
свободный выбор профессии. Плохое математическое образование — прямая угроза
национальной безопасности, причем почти всем её аспектам: военному,
экономическому, технологическому и прочим».
Качественное
математическое образование имеет основополагающее значение не только для
профессиональной деятельности или практических приложений в повседневной жизни.
Математика является функциональной частью общечеловеческой культуры.
Выдающийся
педагог, математик, ученый современности Виктор Васильевич Фирсов, во многом
определивший методологические, идеологические и философские основания ФГОС в
своей статье «Методика обучения математике как научная дисциплина», написал:
«Образно говоря, математику в школе изучают не только и, возможно, не столько
ради усвоения собственно математики. Культурное значение школьного
математического образования оказывается сопоставимым с культурным значением
самой математической науки».
Важность
формирования математического, а точнее, геометрического стиля мышления для
развития у детей логики мышления, логики принятия решений, умения
договариваться между собой в процессе дискуссии отмечал Исаак Иосифович Калина.
В одном из своих интервью в 2013 г., занимая пост руководителя Департамента образования
Москвы, он отметил: «Именно в геометрии задачи на построение состоят из четырех
этапов (анализ, построение, доказательство, исследование), которые нужно пройти
при принятии любого управленческого решения. Проанализировать ситуацию, построить
алгоритм решения, доказать, что он приведет тебя к заданной цели, исследовать,
что будет, если поступишь по-другому. По-моему, это идеальная методика
мышления, эффективный стиль. При ведении любых дискуссий их участникам очень
важно договориться между собой об общей системе аксиом. Если её нет, то каждый
абсолютно логично в своей системе аксиом придёт к своим выводам, и все будут
продолжать спор до хрипоты».
Геометрия
является неотъемлемой частью школьного курса математики. Занятия по этой
дисциплине способствуют интеллектуальному развитию учащихся.
Целью
обучения геометрии в 7-9 классах является систематическое изучение свойств
геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений,
развитие логического мышления, усвоение аппарата, необходимого для изучения
смежных дисциплин (физики, географии, чертежи, трудового обучения и др.).
Определенная
цель должна достигаться:
—
обеспечением рационального сочетания логической четкости и геометрической
наглядности,
—
развитием интуиции,
—
последовательной реализацией идеи дедуктивного построения математической теории
и формированием в связи с этим необходимости обосновывать утверждение во время
доказательства теорем и решения задач;
—
целенаправленным обучением учеников выделению геометрических форм и отношений,
фактов в предметах и явлениях окружающей действительности;
—
реализацией практической направленности курса применением геометрического
аппарата к решению задач на вычисление, доказательство и построение, в
частности прикладного и межпредметного содержания.
Учебный
материал курса сгруппирован по пяти содержательным линиям:
1)
геометрические фигуры и их свойства;
2)
геометрические построения;
3)
геометрические преобразования;
4)
геометрические величины, их измерения и вычисления;
5)
координаты и векторы.
После
изучения курса учащиеся должны овладеть таким обязательным минимумом знаний и
умений:
—
знать определение геометрических фигур (по программе), их признаки, свойства и
отношения, сформулированные в определениях, аксиомах и теоремах; уметь
изображать геометрические фигуры, о которых идет речь в условиях теорем и
задач, различать известные фигуры на рисунках и моделях;
—
решать типовые задачи на вычисление, доказательство и построение, осуществлять
в этом случае доказательные рассуждения, основываясь на теоретических фактах
(аксиомах, теоремах, определениях)
—
выполнять основные построения циркулем и линейкой; решать несложные
комбинированные задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
—
применять аппарат алгебры и тригонометрии в процессе решения стандартных
геометрических задач;
—
использовать векторы и координаты для решения стандартных задач (вычисление
длин и углов, сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число).