Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности организации художественно-творческого процесса на уроках изобразительного искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. Теоретические основы
организации художественно-творческого процесса на уроках изобразительного
искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов. 6

1.1 Основы цветовосприятия у детей
младшего школьного возраста. 6

1.2 Организация художественно-творческого
процесса на уроках изобразительного искусства. 14

Выводы по первой главе. 25

ГЛАВА II. Опытная работа по
организации художественно-творческого процесса на уроках изобразительного
искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов. 27

2.1 Педагогические рекомендации по
организации художественно-творческого процесса на уроках изобразительного
искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов. 27

2.2 Результаты опытной работы по
организации художественно-творческого процесса на уроках изобразительного
искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов. 31

Выводы по второй главе. 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….45

  

Введение:

 

Актуальность
исследования заключается в том, что развитие чувства цвета и лежащего в его
основе художественного восприятия выступает одной из самых сложных проблем
художественного образования. Поэтому цветовосприятие является не просто
элементом развития личности ребенка, но частью его общей культуры.

Цвет, несомненно, выступает важнейшим
выразительным языком живописи, овладение которым позволяет младшим школьникам в
полной мере приобщиться к многообразию и смысловой наполненности образов
изобразительного искусства. Доказано, что цвет способен оказывать влияние как
на физиологическое состояние, так и на эмоциональное самочувствие человека.
Развитие у ребенка уже в младшем школьном возрасте способности воспринимать
цвет во всем его значении, выражать себя через цвет поможет полнее воспринимать
красоту окружающего мира и быть с ним в гармонии.

Формирование и развитие в младшем школьном
возрасте чувства цвета обеспечивает вектор развития учащегося в
художественно-творческой деятельности. Реализовать педагогическую деятельность
по развитию чувства цвета у детей можно в рамках учебной, творческой, игровой деятельности,
проведения экскурсий, организации целенаправленного наблюдения, выполнения
домашних заданий на восприятие. Уроки изобразительного искусства, при этом,
бесспорно обладают значительным потенциалом для развития чувства цвета.

Умение правильно воспринимать цвет и использовать его в
изобразительной деятельности имеет важное значение для процессов познания
окружающего мира, формирования умений в восприятии красоты окружающей
действительности, развития эстетического восприятия и эстетических чувств.
Изобразительная деятельность во многом способствует формированию умений
правильно пользоваться цветом в быту, в учебной, трудовой и игровой
деятельности.

Развитие восприятия цвета – одна из важных
педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на
практическом уровне. Актуальность исследования обусловлена значимостью развития
восприятия цвета в психическом и интеллектуальном развитии детей.

Сказанное актуализирует обращение в рамках
выпускной квалификационной работы к следующей теме: «Особенности организации художественно-творческого процесса
на уроках изобразительного искусства для развития цветовосприятия у обучающихся
начальных классов».

Методологической
базой исследования являются труды А.В. Беляева, Ю.Ю. Березина,
Н.В. Блохиной, М.В. Бубновой, Н.В. Виноградовой, О.В. Князева, К.А.
Кравченко, И.Б. Ческидовой и др.

Объект:
художественно-творческий процесс на уроках изобразительного искусства.

Предмет:
организация художественно-творческого процесса на уроках изобразительного
искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов.

Цель:
изучение особенностей организации художественно-творческого процесса на уроках
изобразительного искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных
классов.

Задачи:

1. Изучить основы
цветовосприятия у детей младшего школьного возраста.

2. Проанализировать организацию
художественно-творческого процесса на уроках изобразительного искусства.

3. Представить педагогические рекомендации по организации художественно-творческого
процесса на уроках изобразительного искусства для развития цветовосприятия у
обучающихся начальных классов.

4. Описать результаты опытной работы по организации художественно-творческого
процесса на уроках изобразительного искусства для развития цветовосприятия у
обучающихся начальных классов.

Гипотеза:
развитие цветовосприятия у обучающихся начальных классов на уроках
изобразительного искусства будет успешнее, если

· учитывать возрастные и психологические
особенности цветовосприятия у детей младшего школьного возраста;

· составить и внедрить систему учебно-творческих
задач, направленных на освоение теоретических знаний о цвете и развитие
технических навыков получения цветовых сочетаний.

Теоретическая
значимость исследования состоит в систематизации и обобщении
научных позиций относительно основ цветовосприятия у
детей младшего школьного возраста; в выявлении специфики организации
художественно-творческого процесса на уроках изобразительного искусства.

Практическая
значимость исследования заключается в разработке педагогических
рекомендаций по организации
художественно-творческого процесса на уроках изобразительного искусства для
развития цветовосприятия у обучающихся начальных классов.

Методы
исследования:

· теоретические (анализ и обобщение
литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта);

· эмпирические (наблюдения, тестирование,
анализ результатов деятельности учащихся);

· формирующие.

Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило изучить особенности организации художественно-творческого
процесса на уроках изобразительного искусства для развития цветовосприятия у
обучающихся начальных классов.

Для достижения указанной цели были решены
следующие задачи:

· были изучены основы
цветовосприятия у детей младшего школьного возраста;

· была проанализирована организация
художественно-творческого процесса на уроках изобразительного искусства;

· были представлены педагогические
рекомендации по организации художественно-творческого процесса на уроках
изобразительного искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных
классов;

· были описаны результаты
опытной работы по организации художественно-творческого процесса на
уроках изобразительного искусства для развития цветовосприятия у обучающихся
начальных классов.

По итогам решения первой задачи было
выявлено, что восприятия цвета – способность человека воспринимать,
идентифицировать и называть цвета. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется
тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными
переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

По итогам решения второй задачи было
выявлено, что художественно-творческий процесс на уроках изобразительного
искусства должен осуществляться с учетом психолого-педагогических особенностей младших
школьников, а также с учетом специфики предмета «изобразительное искусство».
Высоким показателем результативности указанного процесса является желание
ребенка заниматься искусством самостоятельно, выполнение творческих и научных
проектно-исследовательских работ, участие в творческих конкурсах.

По итогам решения третьей задачи
исследования было выявлено, что, исходя из полученных результатов
констатирующего эксперимента, можно сказать, что у детей второго класса
общеобразовательной школы низкий уровень цветового восприятия. Несмотря на то,
что многие знают о цветовом круге и правилах смешения основных цветов, есть
проблема в практическом применении этих знаний. Наглядно это можно наблюдать в работах
детей на констатирующем этапе эксперимента. Поэтому был сделан вывод о
необходимости создания собственной методической системы и учебно-творческих
задач. По итогам решения четвертой задачи было
установлено, что качественный и количественный анализ эмпирических данных
позволил доказать гипотезу исследования о том, что развитие цветовосприятия у
обучающихся начальных классов на уроках изобразительного искусства будет
успешнее, если

· учитывать возрастные и психологические
особенности цветовосприятия у детей младшего школьного возраста;

· составить и внедрить систему
учебно-творческих задач, направленных на освоение теоретических знаний о цвете
и развитие технических навыков получения цветовых сочетаний.

Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретические
основы организации художественно-творческого процесса на уроках
изобразительного искусства для развития цветовосприятия у обучающихся начальных
классов 1.1 Основы
цветовосприятия у детей младшего школьного возраста Согласно современным психолого-педагогическим
исследованиям ребенок обладает большими возможностями в области восприятия
цвета. При нормальном умственном и речевом развитии дети очень рано начинают обращать
внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в
определенной последовательности.

Цветом называют
субъективное восприятие мозгом человека видимого света, отличий в его
спектральной структуре, ощущаемых глазом. У людей способность различать цвета
развита лучше, чем у остальных млекопитающих. Свет воздействует на
фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал,
передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным
образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) –
зрительные образы головного мозга.

Таким образом, цвет – это
интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате
обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза – колбочек
и палочек. При этом первые отвечают за восприятие цвета, а вторые – за остроту
сумеречного зрения [4].

Восприятие цвета детьми складывается постепенно.
Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Затем
развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать
голубой, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом малышу
становится доступно все многообразие цветовых тонов и оттенков. В три года
дети, как правило, называют два-три цвета, а узнают

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы