Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности обучения и воспитания детей с расстройством аутического спектра

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
Теоретические основы изучения особенностей обучения и воспитания детей с
расстройством аутического спектра средствами арт-педагогики. 7

1.1.
Расстройства аутического спектра: история понятия, содержательная
характеристика, типология и классификация. 7

1.2
Современные подходы и технологии к обучению и воспитанию детей с расстройством
аутического спектра. 13

1.3
Арт-педагогика как технология обучения и воспитания детей с расстройством
аутического спектра. 22

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное
изучение результативности использования арт-педагогики в обучении и воспитании
детей с расстройством аутического спектра  30

2.1
Организация, ход и результаты опытно-экспериментальной работы.. 30

2.2
Использование методов арт-педагогики в обучении и воспитании детей с
расстройством аутического спектра. 36

2.3
Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с расстройством
аутического спектра. 42

Выводы по главе 2. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….55

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В
последние годы учеными отмечается рост патологии развития у детей. Основной
причиной этого феномена выступает негативное влияние неблагоприятных факторов
окружающей среды и генетических тенденций. Кроме того, статистическому
увеличению детей с дизонтогенезом способствует то, что специализированная
помощь развивается, квалификация специалистов повышается, информированность
населения растет, а диагностика стала более точной, дифференцированной и
ранней. Если раньше при некоторых диагнозах родителям детей рекомендовали
только домашнее обучение, либо признавали обучение вообще нецелесообразным,
отдавая ребенка на реабилитацию только в рамках учреждений социальной защиты
населения, то теперь, даже при сложной структуре дефекта, родителям для ребенка
предлагается не только медицинское лечение, но и внестационарная помощь в виде
психолого-педагогической коррекции в условиях образовательных организаций.

Одними
из патологий развития в современной науке выступают нарушения аутического
спектра.

Изучением
расстройств аутического спектра занимались такие известные зарубежные и
отечественные ученые как Г. Аспергер, Е. Блейлер, Л. Каннер, Е. Кречмер,
Е. Минковский, Г. Салливан, Л. Винг; Е.Р. Баянская, И.Т. Викторов, Е.С.
Иванов, М.М. Либлинг, И.И. Мамайчук, О.С. Никольская, С.С.
Морозова, С.Ф. Семенов и др.

Актуальность
обращения к проблеме изучения нарушений аутического спектра обусловлена не
только частотой данной патологии, но и значительным процентом инвалидизации при
ней. Если говорить о распространенности синдрома раннего детского аутизма, то оценка
распространенности аутизма широко варьирует в зависимости от диагностических
критериев, возраста обследованных детей и географического положения страны.
Современные эпидемиологические данные, как правило, оценивают распространенность
аутизма в 1-2 в 1 000 детского населения и расстройств аутического спектра
(РАС) – около 6 на 1 000 (по данным Е.В. Макушкина, И.В. Макарова, В.Э. Пашковского
из статьи «Распространенность аутизма: подлинная и мнимая»).

При
отсутствии своевременной и полноценной диагностики и адекватной реабилитации
значительная часть детей с расстройствами аутического спектра становится
необучаемой и неадаптированной к жизни в обществе. При этом специалистами
отмечается, что психолого-педагогическая помощь детям с таким диагнозом нужна
не меньше, чем медицинская. В некоторых случаях психолого-педагогическая
коррекция демонстрирует более высокую эффективность, чем фармакологическое
лечение, что определяет актуальность нашего исследования.

Причины
нарушенного взаимодействия ребенка с расстройствами аутического спектра с миром
связаны с патологическим развитием аффективной системы (система эмоциональной
регуляции). Развитие форм взаимодействия ребенка с расстройством аутистического
спектра с миром возможно с помощью разных приемов. Одним из способов
преодоления патологических отношений ребенка с аутизмом с окружающим является
использование различных приемов арт-педагогики.

Арт-педагогика
– это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание
личности ребенка осуществляется средствами искусств. Диапазон использования арт-педагогики
разнообразен и включает в себя и помощь в творческой самореализации, и поиск
своего места в окружающем мире, и развитие осознанности себя как личности и др.

Различные аспекты использования метода арт-педагогики в работе с детьми рассматривали
в своих трудах такие ученые как О.С. Булатова, Р.А. Верховодова, В.Г. Колягина, А.И.
Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.А. Медведева, М.К. Хащанская и пр.

Использование
арт-педагогики при аутизме эффективно тем, что она помогает развивать
коммуникативные навыки, формировать терапевтические отношения, на основе
которых возможно преодоление стереотипного характера взаимодействия с окружающим
миром и развитие активного осмысленного отношения к нему. Также приемы арт-педагогики
способствуют снижению эмоционального напряжения и созданию у ребенка с расстройствами
аутического спектра ощущения большего комфорта, что в свою очередь уменьшает
аутостимуляции ребенка.

Объект
исследования: обучение и воспитание младших школьников с
расстройством аутического спектра.

Предмет
исследования: арт-педагогика как технология обучения и
воспитания младших школьников с расстройством аутического спектра.

Цель
исследования: теоретически обосновать и экспериментально
разработать содержание технологии арт-педагогики в обучении и воспитании детей
с расстройством аутического спектра.

Объект, предмет и цель
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Рассмотреть расстройства аутического
спектра: историю понятия, содержательную характеристику, типологию и
классификацию.

2. Изучить арт-педагогику как технологию
обучения и воспитания детей с расстройством аутического спектра.

3. Организовать и провести
опытно-экспериментальное изучение результативности использования арт-педагогики
в обучении и воспитании детей с расстройством аутического спектра.

4. Выполнить анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.

В соответствии с логикой научного исследования нами были применены
следующие методы:

— анализ научной литературы по проблеме исследования;

— тестирование;

— наблюдение;

— эксперимент;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных;

— математико-статистический анализ данных (расчет U-критерия Манна-Уитни).

Методики исследования:


шкала адаптивного поведения Вайленд (Vineland Adaptive Behavior Scale – VABS).


карта наблюдений Л. Скотта.

— анкетирование родителей.

Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 30 детей младшего
школьного возраста с диагностированными расстройствами аутического спектра. 15
детей вошли в состав экспериментальной группы (с ними проводились мероприятия в
рамках формирующей части эксперимента). 15 детей составили контрольную группу
исследования (с ними не проводилось никаких дополнительных мероприятий).

Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Аутизм очень сложное
заболевание, связанное с генетикой и неврологией, но причина которого
достоверно неизвестна. Основными признаками аутизма являются отчужденность
ребенка от социума, проблемы/отсутствие языка, дефицит ощущений и восприятия,
отсутствие самообслуживания, стереотипность действий.

Существует несколько
классификаций и синдромов, определяющих сложность и тяжесть аутизма. Для
определения группы или типа аутизма выполняется тестирование, состоящее из
нескольких блоков, а именно: блок определения физического развития, блок
определения функционального состояния и блок определения уровня психомоторного
развития

Основные методы лечения
аутизма объединены в четыре масштабных категории: поведенческая терапия,
корректирующее общение и поведение; медикаментозное лечение; биомедицина;
нетрадиционная медицина. Чаще используются АВА и ТЕАССН терапии.

В рамках выполненной
выпускной квалификационной работы была рассмотрена результативность использования арт-педагогики в обучении и воспитании
детей с расстройством аутического спектра.

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило теоретически обосновать и экспериментально разработать
содержание технологии арт-педагогики в обучении и воспитании детей с
расстройством аутического спектра.

Для достижения указанной
цели были решены следующие задачи:

— было рассмотрено расстройства
аутического спектра: история понятия, содержательная характеристика, типология
и классификация;

— была изучена арт-педагогика
как технология обучения и воспитания детей с расстройством аутического спектра;

— было организовано и
проведено опытно-экспериментальное изучение результативности использования
арт-педагогики в обучении и воспитании детей с расстройством аутического
спектра;

— был выполнен анализ
результатов опытно-экспериментальной работы.

По итогам выполнения
исследования мы пришли к выводу, что младшие школьники с расстройством
аутического спектра отличаются низкой сформированностью умений и навыков
речевой коммуникации, что затрудняет их социализацию. Способствовать успешному формированию
речевой коммуникации у младших школьников с расстройствами аутического спектра
может использование средств арт-педагогики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения особенностей обучения
и воспитания детей с расстройством аутического спектра средствами
арт-педагогики 1.1. Расстройства аутического спектра: история понятия,
содержательная характеристика, типология и классификация Специалистами большинства
стран аутизм в детстве признается как отдельный признак или, в целом,
психическое расстройство. Признаками, определяющими аутизм, выступают:

— аутистические формы
контактов;

— расстройство
коммуникативной функции речи;

— нарушение социальной
адаптации;

— расстройства моторики;

— стереотипная
деятельность;

— иные нарушения развития [7].

Вместе с тем,
представления о патологической сущности, структуре и систематике аутизма до сих
пор противоречивы.

В развитии учения об
аутизме у детей выделяются несколько основных этапов.

Первые упоминания о детях
с патологическим стремлением к одиночеству относятся к концу XIX – началу XX в.
Этот период можно условно считать первым периодом развития учения об аутизме.

Начало второго периода
развития учения относится к 1920-40-м гг. Этот период еще называют «доканнеровским
периодом». В рамках этого периода происходило формирование содержания будущего
термина «аутизм».

Термин «аутизм» был
введен в психиатрию E. Bleuler. По мнению E. Bleuler, основой аутизма
являются аффективные комплексы и нарушения мышления [14]. Под аутизмом он
подразумевал своеобразную личностную установку, с которой связано
переустройство всей психической деятельности, глубокие изменения мышления и
аффективно-волевой сферы. Аутистическое мышление E. Bleuler
противопоставлял реальному. Оно руководствуется не законами логики, не реалиями
объективно существующей действительности, а собственными внутренними
потребностями и аффективными влечениями. Он находил проявления аутизма в
поэзии, мифологии и искусстве. У здоровых людей аутистическое мышление становится
возможным в определенные периоды жизни, когда логика отходит на задний план, а
действиями человека управляют аффекты

Понятие «аутизм» быстро
вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не
только к шизофрении, но и к другим патологическим состояниям [14].

Наибольший интерес в этом
плане представляет тот факт, что такие неравнозначные понятия, как «аутизм»,
«аутическое расстройство», «аутический синдром», «аутическое мышление»,
«аутическое поведение», нередко употребляются как синонимы; это ведет к
серьезным квалификационным и диагностическим трудностям. Не меньшие сложности
встают перед клиницистами, сталкивающимися с проблемой аутизма в детстве.

Третий этап в развитии
проблемы аутизма в детстве называют «каннеровским», он приходится на
1940-1980-е гг. Этот период ознаменован выходом в свет монументальных работ по
детскому аутизму, среди них первая принадлежала L. Kanner. В ней автор особые
состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней
самоизоляцией, предложил назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего
детского аутизма L. Kanner отличалась от блейлеровской трактовки аутизма,
несмотря на то, что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при
шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США [8].

В рамках четвертого этапа
развития учения об аутизме (т.н. «послеканнеровский этап», приходится на
1960-90-е гг.) изучение аутических расстройств у детей шло разными путями.
Прежде всего, продолжалось уточнение клинико-психопатологических особенностей
раннего детского аутизма.

Анализ трудов ученых,
посвященных синдрому раннего детского аутизма, позволил выделить в этот период
ряд характерных для данного дефекта расстройств, среди которых:

— пищевые нарушения,
выражающиеся в ограниченном числе употребляемых в пищу продуктов при
неадекватно агрессивном отношении к попыткам предложить что-то новое;

— проблемы адаптации к
положению, выражающиеся в неспособности адаптироваться к изменившимся условиям;

— двигательные
стереотипии (маньеризмы), которые выражаются в осуществлении бесцельных
движений;

— расстройства аффекта,
представленные компульсивным поведением (соблюдением привычных правил),
склонностью к ритуалам (т.е. установлением определенного, единственно
возможного порядка действий), аутоагрессией (причинением себе повреждений в
виде укусов, ударов) [8].

Таким образом, вопрос об
аутических расстройствах в детстве поднимался на протяжении более чем полувека.
В зависимости от уровня развития психиатрии, научного направления, в аспекте
которого рассматривается круг аутических расстройств, их природа и клиника, они
соответственно верифицируются как симптом, синдром, болезнь, патология
развития. Это находит отражение и в международных классификациях болезней, в
которых аутические расстройства определяются в круге самых разных нарушений
развития или психозов детского возраста. Отход от клинико-нозологического
направления в международной психиатрии привел к смешению разных по течению и
происхождению видов аутизма в детстве.

Однозначного ответа на
вопросы возникновения синдрома раннего детского аутизма не дал еще ни один
ученый, или исследовательская школа. Так, современной медициной доказано
генетическое происхождение данного заболевания. При этом отмечается, что
аутизм, несмотря на генетическое происхождение, не является заболеванием,
наследуемым от родителей, а скорее выступает результатом наследуемой мутации
генов.

Длительные исследования,
нацеленные на установление тех веществ и факторов, что приводят к формированию
аутических расстройств у детей, не дали конкретных результатов. Однако, среди
возможных факторов, способных привести к возникновению аутизма у ребенка,
называют:

— перенесенные
инфекционные заболевания;

— высокую концентрацию
тяжелых металлов, фенолов, пестицидов;

— длительное употребление
психоактивных веществ – алкоголя, наркотиков;

— пренатальный стресс [28].

Широкую популярность
приобрела теория о влиянии на возникновение аутизма у детей вакцинации, в частности
вакцин от кори. При этом убедительных научных доказательств влияния вакцинации
на формирование расстройств аутического спектра выявлено не было. Одной из
причин высокой популярности данной теории среди родителей детей с аутизмом
выступает предположение психологов о том, что первые аутические симптомы у
детей совпадают с периодом вакцинации, что в сознании родителей закрепляется
как причина болезни.

Несмотря на разнообразие исследований,
причины возникновения аутизма в детском возрасте до сих пор не обобщены, и
окончательные выводы не сделаны.

Первоначало термин
«аутический» был использован E. Bleuler для обозначения характерного для
взрослых людей, больных шизофренией, ухода от социальной жизни и реальности.

L. Kanner отмечал, что
при аутизме социальный дефект выступает врожденной чертой.

H. Asperger считал, что
социальный дефект при аутизме имеет конституциональное происхождение.

H. Asperger выделяли три
основных отличия аутизма от шизофрении:

— наличие положительной
динамики;

— отсутствие галлюцинаций;

— врожденность
заболевания [5].

Ранний детский аутизм L.
Kanner отнес к расстройствам шизофренического спектра.

Однако новые факты,
касающиеся клиники раннего детского аутизма, катамнез групп больных с ранним
детским аутизмом к 1970-м годам привели к отказу от трактовки раннего детского
аутизма как расстройств только шизофренического спектра. Ранний детский аутизм
Каннера стали рассматривать как аутическое расстройство многомерной этиологии.
Было выделено несколько групп раннего детского аутизма.

Ниже мы приводим более
поздние классификации детского аутизма.

В психиатрии специалисты
используют Международную статистическую классификацию болезней, травм и причин
смерти 9-го пересмотра (1980), в которой есть соответствующая рубрика – (299)
Психозы, специфичные для детского возраста [29].

Также в психиатрической
практике применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра [6],
в рамках которой аутистические расстройства содержатся под рубрикой
«Классификация психических и поведенческих расстройств».

Также используется Международная
статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.
Десятый пересмотр, 1995 г. (ВОЗ). Она указывает аутические расстройства под шифром
F84.

Накопленный за прошедшие
десятилетия клинический материал о структуре аутизма, его клинике, об
аутистически подобных расстройствах хромосомного, обменного генеза, синдроме
Ретта, парааутизме делает возможным предложить новую классификацию аутизма в
детстве, апробированную в НЦПЗ РАМН, на основе клинико-нозологических,
биологических подходов [33].

Английский врач-психиатр
Лорна Винг (Уинг), проведя наблюдение и систематизировав полученные данные от
пациентов своей больницы, которым был установлен диагноз аутизм, и сопоставив с
разнообразными подобными исследованиями 1972 года, сформулировала три основных
типа нарушений при аутизме, которые позже назвали триадой Винг:

— качественные нарушения
социального взаимодействия;

— качественные нарушения
вербальн ой и невербальной коммуникации, а также воображения;

— существенно ограничен
спектр деятельности и интересов [13].

Согласно классификации Л.
Винг, дети с синдромом детского аутизма могут быть разделены на следующие
группы:

— «одинокие» дети (не
вовлекаемые в общение);

— «пассивные» дети;

— «активно нелепые» дети [13].

По мнению Л. Винг,
наиболее успешный прогноз адаптации, согласно ее классификации, имеют т.н.
«пассивные» дети.

О.С. Никольской [32] предлагаются следующие типы
течения раннего детского аутизма:

— дети 1-й группы,
согласно классификации О.С. Никольской, отличаются наибольшей отрешенностью и
высоким риском агрессивных реакций, их поведение носит полевой характер и
заключается в непрекращающейся миграции и манипуляции предметами, потребность в
контактах у этих детей минимальна, прогнозы по социальной адаптации
неутешительные, даже при специально организованной работе;

— дети 2-й группы,
согласно О.С. Никольской, отличаются аутистическим отвержением и постоянной
активной борьбой, преодолением страхов и тревоги за счет аутостимуляции в виде
двигательных или сенсорных стереотипий (характерных движений рук, «мычания» и
пр.), прогнозы по социальной адаптации более позитивные, нежели для детей 1-й
группы – при своевременном выполнении необходимого объема коррекционной работы
реально поступление в коррекционную школу;

— дети 3-й группы,
согласно О.С. Никольской, характерны аутистические замещения окружающего мира,
выражающиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазий
(нередко с агрессивным сюжетом), психоподобном поведении, перспективы по
социальной адаптации, в целом, хорошие, выполнение полного объема
психокоррекционной работы позволит претендовать на поступление в массовую
школу;

— дети 4-й группы,
согласно О.С. Никольской, отличаются сверхтормозимостью, неврозоподобными
расстройствами, штампованной речью, для детей данной категории свойственна
парциальная одаренность, обучение в массовой школе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы