Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности направленности личности у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения направленности
личности у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. 6
1.1 Психологическая характеристика направленности
личности в отечественной и зарубежной психологии. 6
1.2 Характеристика процесса формирования направленности
личности в подростковом возрасте. 18
1.3 Изучение компьютерной зависимости в подростковом
возрасте. 27
Глава 2. Эмпирическое исследование направленности
личности у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. 43
2.1 Характеристика методов исследования. 43
2.2 Анализ результатов исследования особенностей
личности у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. 47
2.3 Статистически значимые различия в направленности
личности у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. 53
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по
профилактике компьютерной зависимости подростков. 56
Выводы по главе 2. 61
Заключение. 63
Список литературы.. 65
Приложение 1. 73
Приложение 2. 75
Приложение 3. 79
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время стремительно возрастает востребованность и
популярность сети Интернет в качестве информационного, коммуникативного,
игрового пространства, и он становится неотъемлемой составляющей фактически в
любой отрасли человеческой жизнедеятельности. Это очень значимый и мощный по
степени воздействия фактор, обусловливающий развитие и формирование
направленности личности у нынешнего поколения. Наряду с положительным эффектом
компьютер также несет и отрицательное воздействие. Следствия сильной вовлеченности
подростков в Интернет-среду уже активно проявляются в различных сферах
деятельности подростков. Появляются сложности с учебой, учащаются межличностные
конфликты, происходит инфантилизация личности и наблюдается очевидный регресс.
Изучению особенностей направленности личности у подростков с разным уровнем
компьютерной зависимости посвящено данное исследование.
Мы видим,
что сегодня компьютерная зависимость среди подростков является серьезной
проблемой, которая активно исследуется, поскольку еще не до конца понятно, как
в глубинном плане разный уровень компьютерной зависимости влияет на взрослую
жизнь. Изучению особенностей направленности личности у подростков с разным
уровнем компьютерной зависимости посвящено данное исследование.
Направленность
личности подростка, как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, имеет
определяющее влияние на развитие подростка, поскольку мотивация является одним
конкретным мотивом или системой мотивов, формирующих мотивационную сферу
(мотивацию), включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы, ценности в
их сложном переплетении и взаимодействии. Вершиной направленности личности
выступают мировоззрение и личностные смыслы. Мы понимаем, что это и есть –
основа личности подростка и то, какой багаж он будет нести с собой в мир
взрослых. Компьютерная зависимость в разной степени, исходя от ее уровня,
аддиктивно отягощает направленность личности.
При
современном состоянии вопроса сложилось неразрешимое противоречие: с одной
стороны, все более распространенным становится такое явление, как компьютерная
зависимость у подростков, с другой стороны, в психолого-педагогической науке
мало сведений о возникновении и возможной коррекции этой зависимости, поскольку
сегодня активным считается этап исследования проблемы на научном уровне.
Цель исследования: выявить особенности направленности личности подростков
с разным уровнем компьютерной зависимости.
Объект исследования: процесс
формирования направленности личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: особенности направленности личности подростков с
разным уровнем компьютерной зависимости.
Гипотеза исследования: виды
направленности личности (направленность на личные интересы, ориентация на
взаимодействие и сотрудничество, маргинальная ориентация) имеют статистически
значимые различия у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования направленности
личности в подростковом возрасте; теоретические подходы к изучению формирования
направленности личности; описать и проанализировать эмпирические исследования
по проблеме компьютерной зависимости подростков.
2. Эмпирически выявить виды
направленности личности, уровень компьютерной зависимости у подростков.
3. Выявить
статистически значимые различия в направленности личности у подростков с разным
уровнем компьютерной зависимости.
4. Разработать
психолого-педагогические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости
подростков.
Методы исследования:
— теоретические
методы – анализ, синтез научных представлений по теме исследования;
— эмпирические методы – констатирующий эксперимент;
— методы математической статистики – критерий оценки
статистически-значимых различий Манна-Уитни.
Методики
исследования:
1. «Способ скрининговой
диагностики компьютерной зависимости» (Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот).
2. «Изучение вектора
интерактивной направленности и личностной социализации у современных
школьников» Н.Е. Щуркова (в модификации Н.П. Фетискина).
База исследования: МОУ СОШ г. Сургута.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило выявить особенности направленности личности подростков с разным
уровнем компьютерной зависимости.
Для достижения указанной цели
исследования были решены следующие задачи:
— была проанализирована психолого-педагогическая
литература по проблеме формирования направленности личности в подростковом
возрасте; теоретические подходы к изучению формирования направленности
личности; описаны и проанализированы эмпирические исследования по проблеме
компьютерной зависимости подростков;
— были эмпирически выявлены виды
направленности личности, уровень компьютерной зависимости у подростков;
— были выявлены статистически значимые
различия в направленности личности у подростков с разным уровнем компьютерной
зависимости;
— были разработаны психолого-педагогические
рекомендации по профилактике компьютерной зависимости подростков.
Качественный и количественный анализ
эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что виды
направленности личности (направленность на личные интересы, ориентация на
взаимодействие и сотрудничество, маргинальная ориентация) имеют статистически
значимые различия у подростков с разным уровнем компьютерной зависимости. Подтверждение
гипотезы носит частичный характер, т.к. достоверных различий в выраженности
направленности на личные интересы и маргинальной в группах подростков с разным
уровнем компьютерной зависимости выявлено не было.
Таким образом, цель работы была
достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная
работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования
заключается в систематизации и уточнении позиций отечественных и зарубежных
психологов по вопросу психологической характеристики направленности личности; в
обобщении характеристики процесса формирования направленности личности в
подростковом возрасте; в изучении научных источников, раскрывающих сущность компьютерной
зависимости в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования
состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями
лиц:
— школьными психологами в целях
профилактики компьютерной зависимости у учащихся подросткового возраста;
— студентами, обучающимися по
психологическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим
практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися
разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения
эмпирических данных.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения направленности личности у подростков с разным
уровнем компьютерной зависимости 1.1 Психологическая характеристика
направленности личности в отечественной и зарубежной психологии Термин
«направленность личности» в различных концепциях несет неодинаковую смысловую
нагрузку и неоднозначно понимается исследователями. Большинство отечественных
психологов разных поколений (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, В.Э.
Чудновский и др.) понимают под направленностью существенную личностную
характеристику, определяющую психологический облик человека как общественного
существа.
В последние
годы проблеме изучения направленности личности уделяется значительно меньше
внимания, что, возможно, связано с изменившейся социальной ситуацией и критикой
коллективизма и коллективистической направленности, которые ранее считались
одним из основных нравственных ориентиров становления личности. Между тем
проблема направленности личности отнюдь не потеряла своей актуальности и
нуждается в дальнейшей углубленной разработке.
В
отечественной психологии в рамках представлений о том или ином содержании
направленности преимущественно разрабатывалась классификация направленности,
основанная на представлении о том, что человек в своей жизни реализует три
самых важных типа отношений к объективной действительности – к обществу, к
труду, к себе [59].
По С.Л. Рубинштейну [45]
направленность является компонентом личности, и представлена такими
составляющими как потребности, убеждения, интересы, мотивы, поведение и
мировоззрение.
Д.И. Фельдштейн понимает под направленностью личности
совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и
относительно независимых от наличных ситуаций [53].
В.Н.
Мясищев характеризует личность, прежде всего, как систему отношений человека к
окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность – ее
отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Субъективное
отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою
объективность, а индивидуально-психологическое становится
социально-психологическим. Поскольку отношения определяют действия, реакции и
переживания человека, они являются движущей силой личности. Поэтому
направленность личности, по В.Н. Мясищеву, выражает доминирующее отношение или
его интеграл [38].
Б.И.
Додоновым основное внимание сосредоточено на эмоциональной направленности
личности. Под общей эмоциональной направленностью Б.И. Додонов понимал
такую эмоциональную характеристику личности, которая проявляется в ценностном
отношении к определенным видам эмоциональных переживаний, стремлении личности к
этим переживаниям [18].
По мнению В.Э. Чудновского, направленность личности задает
основной вектор развития личности в целом и профессионального становления в
частности. Направленность личности выступает специфическим новообразованием
старшего подросткового возраста, так как именно в этот период начинает
формироваться достаточно устойчивая «внутренняя позиция» [55].
Наиболее полным, с точки зрения деятельностного подхода, в
возрастном аспекте является определение мотива, предложенное Л.И. Божович [6]. Согласно Л.И.
Божович [6], в
качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи,
чувства и переживания, – словом, всё то, в чём нашла воплощение потребность. В
таком толковании мотива объединяются динамическая и содержательная стороны
направленности. Мотив выступает сложным механизмом соотнесения личностью
внешних и внутренних факторов поведения, определяет возникновение, направление,
а также способы осуществления конкретных форм деятельности.
Направленность задаёт вектор, направление, тренд в развитии подростка
и как свойство личности может характеризоваться устойчивостью и иерархичностью.
Устойчивость во многом определяется способностью человека
ориентироваться в своём поведении на «отдалённые» факторы, выходящие за пределы
ситуации.
Л.И. Божович [6]
считает, что, если говорить о структуре направленности личности, то она всегда
предстаёт перед нами в виде строгой иерархии мотивов. Л.И. Божович [6] так писала о
направленности личности: «В основе направленности личности лежит … возникшая в
процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в
которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют
строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической
системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности».
При
знакомстве с зарубежной литературой по психологии личности
психологического понятия, аналогичного по смыслу термину «направленность
личности» в указанном понимании, не обнаруживается. В определенной мере его
можно соотнести с понятием «аттитюд» (от фр. «поза, положение»). В
отечественной психологической
литературе оно рассматривается в основном как «социальная установка».
Разрабатываемые
в зарубежной психологии понятия самоактуализации, самореализации, самооценки и
самоидентификации могут быть включены в проблему изучения направленности
личности, исследуемой со стороны характеристик субъективной активности,
субъективно значимых, ценностно-смысловых содержаний.