Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дефектология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 2
ГЛАВА I. Теоретические основы
проблемы обучения описательному рассказу старших дошкольников с общим
недоразвитием речи. 6
1.1.   Закономерности развития
описательной речи детьми в старшем возрасте с нормальным речевым развитием. 6
1.2.Состояние
проблемы обучения описательному рассказу старших дошкольников с общим
недоразвитием речи средствами мнемотехники. 23
Вывод по
главе 1. 32
ГЛАВА II. Исследование навыков
составления описательного рассказа детьми дошкольного возраста с ОНР. 34
2.1. Цели,
задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, участвовавших
в исследовании. 34
2.2 Анализ
результатов исследования описательной речи дошкольников с ОНР  39
2.3 Организация
и содержание коррекционной работы.. 42
2.4 Результаты
экспериментальной работы по развитию восприятия описательной речи у детей
старшей группы с ОНР. 57
Вывод по
главе 2. 60
Заключение. 62
Список
используемой литературы.. 64
Приложения. 69

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одной
из основных задач дошкольного образования является формирование личности
ребенка и его подготовка к школе. Анализ психолого-педагогической литературы
указывает на увеличение числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи,
что затрудняет овладение программами обучения и воспитания детей старшего дошкольного
возраста, своевременной речевой подготовкой детей к школе и формирование
умственной и познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом.
В этой связи важность приобретается путем профилактического воспитания и
воспитания дошкольников с речевыми расстройствами и прямой речевой терапии с
детьми с нарушенной речью у детей старшего дошкольного возраста, особенно с
общим недоразвитием речи (далее — ОНР) в условиях коррекционной группы ДОУ.

Ряд фундаментальных и
всесторонних исследований Н. Новотвороцевой, Т. Филичевой, Г. Чиркиной и других
посвящен изучению детей с ОНР. Уровень владения учебной деятельностью, школьные
знания, навыки и способности в соответствии с требованиями программы. Поскольку
речь тесно связана с мышлением, согласно выводам Л. Выготского, ребенок с ОНР,
который нарушает процесс формулирования выражения или высказывания, не
полностью выполняет когнитивно-познавательную функцию, что отрицательно влияет
на чтение и письмо в начальной школе. В этой связи одной из важнейших задач
является формирование описательной речи детей дошкольного возраста в
психолого-педагогической литературе.

Различные аспекты
методологии развития речи детей старшего дошкольного возраста были разработаны
отечественными педагогами А. Богушем, А. Гвоздевым, А. Усовой, К. Ушинским, Е.
Тихеевой, Е. Флериной и др. [13 с. 36-38]. Дети с нарушениями речи и среди них
дети с OHP относятся к гетерогенной и многочисленной группе, для которой
овладение описательной речью является единственным и основным способом личного
развития [20, с.45]. Описана особенность развития словарного запаса,
грамматической структуры, когерентной речи и ее фонетико-фонематической стороны
с OHP в исследованиях Р. Левиной, В. Орфинской, Н. Траугот и др.

Проблема формирования
описательной стороны речи у детей с ОНР занимает одно из основных направлений в
современной логопедии. Поэтому особенно важным, является своевременное
выявление и устранение нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с
ОНР. Однако, до сих пор проблема коррекции ОНР у старших дошкольников остается
недостаточно разработанной, что и обусловило нами выбор темы аттестационной
работы: «Особенности коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием
речи».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, всестороннее исследование,
проведенное с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, позволило нам
целостно оценить способность детей пересказывать текст разных жанров и в объеме
— от элементарного до самого сложного. Эти исследования указывают на
необходимость специальной подготовки для формирования специальных навыков для
разработки навыков для составления описательной истории дошкольников с ОНР.

Обобщая результаты
исследовательской работы, можно указать на то, что в экспериментальной группе
на конец эксперимента наблюдается увеличение уровня развития навыков
составления описательного рассказа детьми дошкольного возраста с ОНР.

На основании
представленных материалов мы можем утверждать, что в результате организованного
нами обучения у детей экспериментальной группы повысился уровень развития описательной
речи. Это стало возможным благодаря тому, что мы в развитии детской речи широко
использовали средства мнемотехники не только на занятиях по развитию речи, но и
в повседневной жизни дошкольников. Итак, с помощью средств мнемотехники можно
значительно улучшить уровень развития описательной речи детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Закономерности развития
описательной речи детьми в старшем возрасте с нормальным речевым развитием Прежде чем дать определение описательного
рассказа, необходимо остановиться на определении и краткой
характеристике связной речи в целом, а также на одном из ее видов –
монологической речи.

Проблемой
исследования связной речи занимались педагоги, психологи, лингвисты: Л.С.
Выготский, Т.А. Ладыженская, О.А. Нечаева, А.В. Текучев, А.А. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн, Л.В. Щерба и др. [10, 25, 31, 37, 28, 29, 34, 45].

В психологии связной
речью считают умение раскрыть мысль в связном речевом построении. По
определению С.Н. Сазоновой, речь — это инструмент мышления, и нет мысли вне
языковой деятельности [35].

По утверждению некоторых
авторов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев), в плане речевой организации связная
речь отличается особыми, присущими только ей чертами. Во-первых, сообщение
должно носить характер систематического, последовательного изложения, только
тогда оно будет понятно слушателям. Во-вторых, любое сообщение должно иметь
характер развернутого высказывания [10; 28].

По
определению О.С. Ахмановой, связная речь – «это сегмент речи, который имеет
значительную длину и делится на более или менее значимые независимые части» [4,
с.221].

«Согласованность
и последовательность утверждения во многом определяется его
логико-семантической организацией. Он включает в себя субъектно-семантическую
организацию высказывания (отражение реальности и их связей) и логическую
организацию сообщения, отражение самих мыслей» (А. А. Леонтьев [29, с. 49]).

Согласно
И.Н. Лебедева, способность передавать другим свои мысли, чувства, переживания,
используя весь арсенал речи, означает в общении — этообладание последовательной
речью, как диалогичной, так и монологической [27]. Поэтому одной из основных
функций связной речи является коммуникативная функция. Это осуществляется в
двух основных формах — диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои
особенности, которые определяют характер метода их формирования.

Когерентная
речь может быть устной и письменной. Но в отношении дошкольников мы будем
рассматривать только словесную последовательную речь.

Устная
связанная речь относится к внешней речи, звуку и разговору, что является
средством общения людей друг с другом. Различные исследователи, подчеркивая
ведущие признаки устной речи, называют это «звучащим», «слышимым», «говорящим».
Ученые Н.Д. Андреев, В.Г. Костомаров О.А. Лаптев называет этот «разговор». Они
считают, что основной особенностью устной речи является наличие устной
импровизации и что «… созданные ею тексты создаются непосредственно в
процессе речи» [2, с. 6].

Лингвистическая
литература идентифицирует особенности психо-ситуационной речи: понимание слуха,
отсутствие подготовки, двухсторонний подход и необходимость жить в контексте
собеседники, избыточность, лаконичность и прерывистая речь, использование
невербальных средств передачи контента (жесты, выражения лица и т. д.) и
специфические лингвистические особенности (произвольный выбор словаря,
особенности в расположении слов и порядок слов, упрощенный синтаксис устной речи
и склонность расчленить утверждение).

По
словам А.А. Леонтьева имеет большое значение как различие между диалогической и
монологической речью [28].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы