Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психолого-педагогическое образование

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности конфликтного поведения в группе детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Анализ отечественных и зарубежных подходов к определению конфликтного поведения 7

1.2. Виды и причины конфликтных ситуаций в группе младших школьников 15

1.3 Тревожность как аспект конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста 18

Выводы по 1 главе 25

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙКОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26

2.1 Организация, методы и ход эмпирического исследования 26

2.2. Анализ результатов исследования 30

2.3. Комплекс мероприятий по предупреждению и профилактике конфликтного поведения в группе детей младшего школьного возраста 45

Выводы по 2 главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Конфликтные ситуации в среде младших школьников, их поведение во время таких конфликтов – это одна из самых важных проблем современной психологии и педагогики, так как вовлечение в конфликты, постоянный стресс препятствуют гармоничному развитию личности, способствуют нежеланию ребенка посещать школу и взаимодействовать с одноклассниками. В качестве источника конфликтов в школе выступают противоречия, возникающие в процессе совместного обучения детей младшего школьного возраста. По многочисленным причинам, таким как особенности воспитания, индивидуально-психологические характеристики, психосоциальные факторы, конфликтные ситуации не всегда перерастают в конфликт.

Опыт взаимоотношений с социумом, который приобретают дети в младшей школе, формирует те способы решения конфликтных ситуаций, которые они будут использовать в дальнейшем, именно поэтому столь важным является экологичное разрешение конфликтов.

Время начала и угасания конфликта в младшей школе зачастую трудно определить – школьники в могут конфликтовать, как из-за недопонимания с окружающими, так и при наличии внутриличностного конфликта.

Одним из проявлений внутриличностного конфликта является состояние феномена тревожности — это — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов

Российские исследователи А. Анцупов, А. Венгер, Н. Гришина и др. изучали различные аспекты поведения в конфликте, этому же вопросу уделили внимание и зарубежные ученые К. Левин, Ч. Спилбергер и др.

Поведению младших школьников в условиях конфликта, факторам, способствующим успешному разрешению конфликтных ситуаций посвятили свои труды такие ученые как А. Прихожан, Н. Максимова и др.

В многочисленных литературных источниках по психологии и педагогике можно встретить точки зрения различных авторов (Р.В. Овчарова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, В.Ю. Большаков и т.д.), в них представлены наблюдения и предположения по поводу причин возникновения тревожности, форм её проявления и последствий.

Проблемой тревожности занимались многие психологи: Л. И. Божович, А. М. Прихожан, А. Фрейд, Х. Хекхаузен, К. Хорни, и др. Ч. Спилбергер дифференцирует тревожность на личностную и ситуативную, при этом личностная тревожность как свойство личности рассматривается им как широкий спектр объективно безопасных обстоятельств, воспринимаемых как угрожающие.

На сегодняшний день актуальным является как изучение влияния внутренних и внешних факторов на поведение младших школьников в условиях конфликта, так и выяснение причин его возникновения, появления тревожности.

Таким образом, выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен актуальностью проблемы.

Объект исследования: конфликтное поведение в группе детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия выявления особенностей конфликтного поведения младших школьников

Цель исследования: раскрыть психолого-педагогические условия, способствующие выявлению и предупреждению конфликтного поведения в группе детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ отечественных и зарубежных подходов к определению конфликтного поведения.

2. Рассмотреть виды и причины конфликтных ситуаций в группе младших школьников.

3. Дать определение и характеристики тревожности как аспекта конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.

4. Описать организацию, методы и ход эмпирического исследования особенностей конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.

5. Проанализировать результаты проведенного исследования.

6. Составить комплекс мероприятий по предупреждению и профилактике конфликтного поведения в группе детей младшего школьного возраста.

7. Разработать методические рекомендации для педагогов по предупреждению конфликтного поведения младших школьников.

Гипотеза исследования: В группе детей младшего школьного возраста сложно выявить истинные причины межличностного конфликта, так как в его основе может лежать внутриличностный конфликт, в частности такое его проявление, как состояние феномена тревожности. Предупредить конфликтное поведение младших школьников можно будет при реализации таких психолого-педагогических условий, как повышение их социометрического статуса.

Методы и методики исследования:

Для решения поставленных задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Среди теоретических методов использовались анализ на основе научных источников, сравнение, обобщение. Методики исследования:

1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

2. «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина)

3. Опросник эмоционального неблагополучия детей для родителей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

4. Метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступают педагоги (работа по карте наблюдений Н.И. Леонова).

5. Опросник «Стратегии совладающего поведения» («Ways of Coping Questionnaire» Lazarus & Folkman)

6. Для выявления статистических различий, был использован U-критерий Манна-Уитни

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических выводов и практических наработок педагогами и психологами. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.

Структура и объем выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конфликты в образовательной среде — очень актуальная тема, так как в напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. В процессе обучения в школе постоянно наблюдаем развитие конфликтных ситуаций между учащимися, учащимися и учителями.

Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом, образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы.

Тревожность — устойчивое личностное образование, длительно сохраняющееся и имеющее константные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений.

В школьном возрасте причинами развития тревожности служат такие факторы, как увеличение количества учебных дисциплин и учителей; смена классного руководителя; вариативность требований каждого учителя; учебные перегрузки; неспособность ребенка справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; регулярные оценочные ситуации проверки знаний; неприятие ребенка коллективом и т.д.

Эмпирическое исследование представлено следующими результатами.

В контексте изучения проблемы выявлено, что показатели большинства учеников находятся в пределах нормы. После проведения комплекса мероприятий нормализовалось общее эмоциональное состояние младших школьников, снизились страх самовыражения, страх в ситуации проверки знаний, страх несоответствия ожиданиям окружающих; менее значимыми страхи в отношениях с учителями и сверстниками, увеличилась мотивация к успеху, повысилась физиологическая сопротивляемость к ситуациям стрессогенного характера.

По карте наблюдений за состоянием и поведением учеников начальных классов (для учителя) большинство младших школьников (66,7%) характеризуются эмоционально стабильным состоянием, у 33,3% детей присутствуют признаки беспокойства, расторможенности; повышенной тревожности, утомляемости, рассеянности, невнимательности; агрессивности, драчливости.

Результаты опросника эмоционального неблагополучия детей для родителей также выявили положительную динамику — дети стали более сосредоточенными, уменьшилась немотивированная тревожность и беспокойство, сократились поведенческие проявления эмоционального неблагополучия — улучшились навыки самоконтроля, уверенность в себе. Большинство детей по оценкам родителей имеют средний уровень эмоционального благополучия.

В целом после комплекса проведенных мероприятий снизились страхи младших школьников, связанные с ситуациями проверки знаний, более гармоничными стали взаимоотношения с одноклассниками и учителями, повысилась физиологическая сопротивляемость к ситуациям стрессогенного характера. Нормализовалось общее эмоциональное состояние младших школьников, уменьшилась немотивированная тревожность и беспокойство, сократились поведенческие проявления эмоционального неблагополучия. Все это способствовало условиям для предупреждения конфликтного поведения младших школьников можно в условиях повышения их социометрического статуса.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотеза подтвердилась.

Для преодоления школьной тревожности, как причины конфликтной ситуации в среде младших школьников необходимо:

— снижение интенсивности потребностей, опосредующих внутреннюю позицию школьника;

— развитие оперативных навыков поведения, деятельности и общения;

— использование комплекса приемов и упражнений для избавления школьников от излишней тревожности;

— обучение учащихся конструктивным способам поведения в трудных ситуациях;

— укрепление уверенности в себе, развитие самооценки у школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Анализ отечественных и зарубежных подходов к определению конфликтного поведения

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия.

Характеризуя педагогический конфликт, В. В. Базелюк обращает внимание на то, что «открытое столкновение между субъектами педагогического взаимодействия обусловлено отсутствием взаимного учета образовательных целей, интересов, мотивов, потребностей, ценностей, требований каждого из них. Для установления педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия конфликт нуждается в конструктивном разрешении»[3].

По мнению К.А. Курочкиной особенностью педагогического конфликта является отсутствие «согласия в межкультурном педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса, в структурных подсистемах учебного учреждения по достижению целей образования и выполнения социокультурного заказа общества»[19].

В общеобразовательных учреждениях отмечены следующие диады конфликтных взаимодействий: «- учащийся- учащийся (учащиеся); — учитель – учащийся; — учитель – учащиеся; — учитель – родители учащихся; — учитель – учитель; — руководитель – учитель; — руководитель – педагогический коллектив; — руководитель – учащиеся; — руководитель – родители учащихся» [7].

Особенностью таких систем является «- разнообразие видов; — разнообразие функций; — конфликтогенность образовательной среды; — высокая эмоциональность; — преимущественная ориентация на предмет конфликта, нежели на объект; — публичный характер; — напряженность постконфликтной ситуации».[13].

В основе конфликтов, происходящих в учреждениях образования, лежит высокий уровень эмоциональности, что провоцирует его эскалацию, затрудненность отношений в постконфликтной ситуации и это зачастую приводит к возникновению последующих конфликтных ситуаций. Поведение участников такого конфликта основывается на эмоциональных переживаниях.

В большей степени исследования конфликтов в учреждениях образования связаны как с конфликтами в ученической среде, так и проявлениям конфликтного поведения учеников и педагогов.

Структура педагогических конфликтов представлена следующими элементами: объект и субъекты конфликта, являющиеся частью конфликтной ситуации, инцидент и конфликтное взаимодействие.

Вне зависимости от типа конфликта выделяются его основные стадии:

• возникновение конфликтной ситуации, включающей формирование противоречивых интересов, ценностей, норм, которые являются потенциально противоречащими друг другу;

• состояние фрустрации, понимание участниками конфликта факта ущемления их интересов, что означает превращение потенциального конфликта в реальный;

• проявление эмоций и действий, стимулирующих развитие конфликта;

• урегулирование конфликта.

В основе конфликтных переживаний детей лежит развитие интереса к себе, собственной внутренней жизни, к личности в целом, а не к отдельным ее качествам, осознание противоречивости своих устремлений, желаний, потребностей. Усугубить конфликтную ситуацию в этом случае может игнорирование их важнейших потребностей со стороны взрослых, проблемы в общении со сверстниками, непонимание со стороны родителей и учителей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы