Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности использования дидактических игр на уроках иностранного языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.. 7
1.1. Характеристика методов и средств использования
дидактических игр на уроках иностранного языка. 7
1.2. Технология использования особенностей дидактических
игр на уроке иностранного языка. 21
Вывод по Главе 1. 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.. 34
2.1. Анализ исследования особенностей использования
дидактических игр на уроках иностранного языка. 34
2.2 Результат исследования особенностей использования дидактических
игр на уроках иностранного языка. 49
Вывод по Главе 2. 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 82
Введение:
Актуальность темы
исследования. Важнейшее средство человеческого общения,
без которого невозможны существование и развитие общества – это язык.
Качественные изменения характера международных связей с точки зрения
практической и интеллектуальной деятельности человека предопределяют реальную
необходимость изучения иностранных языков.
Специфика предмета
иностранного языка предполагает такую организацию учебного процесса, при
которой каждый его участник имеет возможность активизировать познавательную и
речевую деятельность и получить языковую практику, достаточную для формирования
необходимых ему умений и навыков, в том числе путем использования интерактивных
технологий обучения, которые, в свою очередь, дают участникам возможность
принимать участие в «живом» интерактивном диалоге с реальным партнером, а также
обеспечивают активный обмен сообщениями между пользователем и информационной
системой в режиме реального времени.
Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) основным назначением
иностранного языка как предмета области школьного обучения определяет
содействие в овладении учащимися коммуникативными умениями и навыками
соответственно мотивам, целям и социальным нормами речевого поведения в
различных типичных коммуникативных ситуациях. Формирование у учащихся
коммуникативной компетенции является неотъемлемой составляющей структуры
содержания образования, базой для которой являются коммуникативные умения,
сформированные на основе языковых знаний и навыков. Современная система
обучения иностранным языкам дает возможность применять
коммуникативно-деятельностный подход к овладению языками как важного средства
межкультурного общения. Реализовать данный подход на уроках иностранного языка
позволяет использование игровых технологий.
На сегодняшний день в
системе школьного образования применяется гуманистический подход к учащимся как
развивающимся личностям, которые нуждаются в понимании и уважении их интересов,
прав и желаний. На первом плане стоит идея создания оптимальных условий для
развития школьников, для формирования их активности и жизненной позиции.
Учащийся должен ощущать себя активным деятелем, который постоянно открывает
что-то новое и приобщается к культуре, сформировавшейся в процессе
исторического развития социума. Образовательная работа педагога имеет своей
целью создание таких условий, которые открывают детям возможность
самостоятельной деятельности, направленной на освоение иноязычной
коммуникативной компетенции.
Формирование
коммуникативной компетенции учащихся является актуальной задачей процесса
обучения в современной школе. Обязательными умениями, которые обеспечивают
коммуникативность личности, во ФГОС ставятся задачи формирования у учащегося
умения слушать и слышать своего собеседника, обосновывать собственную позицию.
Таким образом,
актуальность данной работы определена необходимостью системного применения
современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку в
общеобразовательной школе, при котором учитываются технические и человеческие
ресурсы и их взаимодействие. Таким методическим ресурсом может выступить
игровая технология, в частности, дидактическая игра.
Коммуникативный подход к
обучению иностранным языкам учащихся, то есть приближение к реальному процессу
общения, является методическим стандартом, разработкой и внедрением которой
занимались отечественные и зарубежные ученые, начиная с 60-70-х годов ХХ века,
в частности Б.В. Беляев, И.Л. Бим, Е.И. Вишневский, П.Б. Гурвич, О.П. Евтюкова,
И.А. Зимняя, Я.М. Колкер, А.А. Леонтьев, Р.П. Мильруд и И.Р. Максимова,
Е.И. Пассов.
Проблема использования
игры в учебном процессе отражена во многих исследованиях. Ученые Г.Ю.
Арзамезцева, А.Ж. Утепкалиева, Е.А. Попова, Л.Ю. Фетисова и др. разработали
теоретические основы исторического происхождения игры, ее сущности,
психологического механизма. Об игре как методе обучения и воспитания учащихся,
об исключительной ценности игры для ребенка и необходимости ее
целенаправленного использования в учебном процессе писали такие исследователи,
как С.Г. Бегларян, Н.В. Жук, П.А. Корбан, О.В. Музыченко, Ю.В. Рындин, К.А.
Яковлев и др.
Противоречие исследования
состоит
в том, что несмотря на теоретическую разработанность вопроса использования игр
в образовательном процессе, вопрос разработки эффективной технологии
использования особенностей дидактических игр на уроке иностранного языка
остается открытым.
Проблемы исследования:
каковы особенности использования дидактических игр на уроке иностранного языка
остается открытым.
Объект исследования
– процесс обучения иностранному языку при помощи использования дидактических
материалов.
Предмет исследования
– организация процесса обучения иностранному языку, используя дидактические
материалы на уроках иностранного языка.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о том, что
использование дидактических игр на уроках английского языка повышает интерес
учащихся к обучению и уровень их успеваемости при соблюдении следующих условий:
– соответствие возрастным
особенностям учащихся;
– использование учебного
материала с ориентацией на интересы и потребности учащихся.
Цель исследования
состоит в выявлении особенностей использования дидактических игр на уроках
иностранного языка.
Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач исследования:
1. Охарактеризовать
методы и средства использования дидактических игр на уроках иностранного языка.
Заключение:
Нами было проведено
исследование, цель которого состояла в выявлении особенностей использования дидактических
игр на уроках иностранного языка.
В первой главе данной
работы были рассмотрены теоретические основы особенностей использования
дидактических игр на уроке иностранного языка, что позволило сделать вывод, что
современный урок иностранного языка основывается на традиционных формах
организации учебной деятельности. Однако от учителя требуется не только
придерживаться традиционной методики, но и включать в процесс обучения
элементы, соответствующие запросам современного общества.
На данном этапе целью
обучения иностранному языку является не просто усвоение учащимися знаний,
умений и навыков. Современный урок английского языка должен быть направлен на
формирование у учащихся коммуникативной компетенции, формирование личности,
способной решать нестандартные, проблемные вопросы посредством английского
языка. Решению данной задачи способствует обеспечение активного взаимодействия
на уроках между учителем и учениками, учеников друг с другом. Поэтому
целесообразным является внедрение интерактивных методов обучения, в частности,
различных дидактических игр.
Во второй главе данной
работы описано проведенное экспериментальное исследование особенностей
использования дидактических игр на уроках иностранного языка.
Нами был выявлен уровень
овладения учащимися 4-А и 4-б классов иностранным языком, проведено сравнение
традиционной методики обучения и методики с активным использованием
дидактических игр. Было установлено, что традиционная методика обучения
направлена на трансляцию учебного материала для учащихся, на формирование у них
необходимых знаний, умений и навыков. При этом использование дидактических игр
на уроках английского языка учит школьников использовать полученные знания,
умения и навыки на практике, формирует у них коммуникативную компетенцию, повышает
мотивацию изучения иностранного языка, способствует лучшему овладению языком.
На констатирующем этапе
исследования было установлено, что в 4-А и 4-Б классе уровень овладения языком
примерно одинаков.
На формирующем этапе
исследования была реализована технология использования особенностей
дидактических игр для повышения уровня овладения учащимися иностранным языком.
Отметим, что учащиеся 4-Б класса занимались по традиционной методике, в работе
с учащимися 4-А класса активно использовались различные дидактические игры
(фонетические, лексические, грамматические, ролевые игры).
На контрольном этапе
исследования было установлено, что в 4-Б классе отсутствует динамика уровней
овладения учащимися иностранным языком. Однако в 4-А классе была отмечена
положительная динамика: уменьшилось количество учащихся с низким и средним
уровнями и увеличилось количество учащихся с высоким уровнем.
На основе проведенного
исследования был сделан вывод, что использование различных дидактических игр в
большей степени способствует усвоению учащимися учебного материала,
формированию у них коммуникативной компетенции.
Полученные нами
результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в
данном направлении, предложенная технология использования дидактических игры и
сами дидактические игры могут быть использованы учителями иностранного языка в
4-х классах.
Таким образом, задачи
исследования были решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1. Характеристика
методов и средств использования дидактических игр на уроках иностранного языка Английский язык – один из
самых распространенных языков мира. Во всем мире существует более 350 000 000
людей, для которых английский язык не является родным, но они знают его и
активно им пользуются.
В контексте данной работы
прежде, чем определить место игры в обучении английскому языку в начальной
школе, считаем необходимым рассмотреть современные требования к уроку
английского языка в начальной школе.
ФГОС содержит требования
к уровню владения иностранным языком. Для средней общеобразовательной школы
стандарты разработаны с учетом возрастных физиологических и психологических
особенностей обучающихся – ФГОС начального общего образования (1-4 классы),
ФГОС основного общего образования (5-9 классы) и ФГОС среднего (полного) общего
образования (10-11 классы) [1].
Г.Р. Ломакина,
основываясь на требованиях ФГОС к результату изучения английского языка в
школе, приводит их формулировку в таблице 1. Таблица 1
Результаты обучения предмету «Иностранный
язык» в СОШ на ступени начального, среднего и общего (полного) образования [26] Начальное
общее образование Среднее
общее образование Общее
(полное) образование 1) приобретение начальных навыков
коммуникации, как в устной, так и в письменной форме, с носителями
иностранного языка; усвоение и применение на практике правил как речевого,
так и неречевого поведения; 2) освоение начальных лингвистических
представлений;
3) сформированность дружелюбного
отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства [1]. 1) формирование толерантного и
дружелюбного отношения к представителям других культур, их ценностям,
формирование выраженной личностной позиции в восприятии мира, развитие
национального самосознания;
2) формирование и развитие иноязычной
коммуникативной компетенции; расширение лексического запаса;
3) достижение допорогового уровня
иноязычной коммуникативной компетенции; 4) создание фундамента для формирования
интереса к совершенствованию своего уровня владения иностранным языком,
который изучается [1]. 1) сформированность коммуникативной
иноязычной компетенции;
2) владение знаниями о социокультурной
специфике страны/стран изучаемого языка и умение адекватно данной специфике
строить собственное речевое и неречевое поведение;
3) достижение порогового уровня владения
иностранным языком;
4) сформированность умения использовать
иностранный язык в качестве средства получения необходимой информации [1]. Как видно из таблицы,
обучение английскому языку в начальной школе является основательным фундаментом
для дальнейшего изучения данного предмета в основной и старшей школе.
Также необходимо
отметить, что вышеприведенная таблица дает нам возможность наглядно
продемонстрировать насколько сместился акцент в обучении в СОШ, особенно в плане
обучения иностранным языкам. В центре внимания процесса обучения должен быть
обучающийся, а учитель – посредник, который помогает ребенку наслаждаться
изучением иностранного языка.
Изучение лексических
единиц, грамматических явлений и пр. является фундаментом овладения языком в
будущем как целостной системой. Основной целью обучения иностранному языку
является формирование коммуникативной компетентности учащихся. Педагог должен
научить школьников разговаривать, осуществлять коммуникативную деятельность на
необходимом уровне. Начальная школа является фундаментом для изучения
иностранного языка [1].
Далее предлагаем
рассмотреть особенности организации урока иностранного языка в начальной школе.
При подготовке к уроку
учитель должен учитывать эти особенности, реализуемые в технологиях, которые
предусматривают различные упражнения:
а) семантизация лексики;
демонстрация предметов; семантизация текстов; языковая догадка;
б) имитационные
упражнения (на основе повторений по образцу);
в) подстановочные
упражнения;
г) трансформационные
упражнения [33].