Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности формирования здоровье сберегающей среды в образовательнойорганизации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей работы дошкольной образовательной организации по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста 4
1.1. Особенности понятия «здоровья» и его формирование у детей старшего дошкольного возраста 4
1.2. Работа дошкольного учреждения по формированию здоровья детей дошкольного возраста в детской дошкольной организации 7
Глава 2. Практическое исследование организации здоровьесберегающей среды в образовательной организации 11
2.1. Изучение особенностей здоровьесберегающей среды в детском саду «Детский сад 20 Колосок» 11
2.2. Анализ проблемы здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста 16
Заключение 32
Список литературы 34
Введение:
Актуальность исследования. Анализ деятельности образовательных учреждений по формированию здорового образа жизни показывает, что объективно существуют противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности научно-педагогического персонала образовательных учреждений и современными потребностями общества в инновационных подходах специалистов-новаторов с творческим, научным мышлением; между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении и фактическим состоянием здоровья детей. Очевидно, что воспитательная система, изменения в содержании и организации деятельности учебных учреждений, их инновационная направленность должны быть тесно связаны с проблемой сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Анализ современной педагогической практики в учебных учреждениях свидетельствует о том факте, что большинство заболеваний у детей детерминировано, в том числе и недостатками осуществления учебно-воспитательного процесса в образовательном заведении, что приводит к объективной потребности в повышении эффективности системы работы педагогического персонала по формированию здорового образа жизни путем организации и осуществления методической работы учебного учреждения.
Исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы формирования здорового образа жизни у молодого поколения находилось в поле повышенного внимания отечественных и зарубежных ученых (Н. Беседа, Л. Горяная, А. Дубогай, Л. Попова, С. Лапаенко и другие). Сущность валеологической культуры молодежи в современных условиях обучения нашла отражение в трудах таких исследователей, как Т. Бойченко, А. Бондаренко, Л. Ващенко, М. Гончаренко, В. Горащук, В. Грибан, С. Кондратюк и др. Обстоятельный анализ факторов формирования здоровьесберегающей образовательной среды в образовательном учреждении осуществили А. Ващенко, В. Звеков, А. Клестова, К. Оглоблин и другие.
Цель работы заключается в изучении особенностей формирования здоровье сберегающей среды в образовательной организации.
Поставленная цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Выделить особенности понятия «здоровья» и его формирования у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить работу дошкольных учреждений по формированию здоровья детей дошкольного возраста в детской дошкольной организации.
3. Провести анализ особенностей здоровьесберегающей среды в детском саду МБДОУ «Детский сад 20 Колосок» села Аверино.
4. Проанализировать проблемы здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают основы формирование здоровья и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является исследование организации здоровьесберегающей среды в образовательной организации.
Методами исследования были определены следующие: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, нормативных актов; анализ и обобщение педагогического опыта, связанного с формированием здорового образа жизни у школьников; метод педагогического эксперимента; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В рамках данной работы нам удалось выяснить, что формирование здорового образа жизни у дошкольников является неотъемлемой частью их обучения. Привычка следить за своим здоровьем поможет вырастить крепкого и сильного человека, который будет способен достигать высоких личностных результатов в будущем.
Именно в дошкольном возрасте заложить привычку тщательно следить за своим здоровьем является наиболее перспективным. Дети в этом возрасте активно развиваются во всех направлениях, впитывают в себя много информации. Особенностью физического развития детей данной возрастной категории состоит в том, что сейчас закладывается фундамент здоровья на всю будущую жизнь. Любые нарушения могут привести к тяжелым заболеваниям будущего. Именно поэтому важно начинать формировать здоровый образ именно с дошкольного возраста.
Для того, чтобы сформировать здоровый образ жизни у дошкольников педагогу следует соблюсти ряд условий. Занятия по формированию здорового образа жизни должны быть систематическими и регулярными. Задача педагога внедрить в повседневную жизнь ребенка элементы, которые способствуют укреплению здоровья. В частности, это могут быть дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки и т.д. Кроме этого, следует отметить, что в процесс формирования здорового образа жизни необходимо подключить родителей. Чтобы положительная динамика сохранилась, и привычка следить за своим здоровьем у детей сохранилась, формировать здоровый образ нужно и в домашних условиях. Задача педагога в этом случае заключается в налаживании связей с родителями и вовлечению их в этот процесс.
Определяя работу дошкольного учреждения по формированию здоровья дошкольников, было выявлено, что воспитывать здоровую личность можно только тогда, когда у каждого члена общества будут сформированы навыки здорового образа жизни, когда человек с раннего возраста учится контролю над своим физическим состоянием и рациональному поведению в конкретных условиях жизни, выработает осознанное негативное отношение к вредным привычкам. Учитывая актуальность указанной проблемы, ее недостаточную разработанность и практическую значимость, важно сегодня создание современной модели дошкольного учреждения — заведения содействия здоровью. По сути, каждый детский сад должен стать Школой содействия здоровью. В такой школе должны быть необходимы психолого-педагогические и медицинские условия для сохранения и укрепления здоровья малышей, для развития здоровой личности.
Были проведены опытно-экспериментальные мероприятия, которые выявили ряд проблем:
1. Исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста был определен как преимущественно низкий.
2. Отношение к здоровому образу жизни детей напрямую зависит от результатов формирования основ здорового образа жизни в условиях социального института, в нашем случае – в условиях семьи и дошкольной образовательной организации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей работы дошкольной образовательной организации по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности понятия «здоровья» и его формирование у детей старшего дошкольного возраста
В современной науке разрабатывается системный подход к определению понятия «здоровье», согласно которому учеными определяется, как правило, четырьмя компонентными составляющими здоровья: физическая, психическая, духовная и социальная составляющие [2, с. 62].
Все современные концепции здоровья признают здоровье чем-то большим, чем отсутствие болезней, предполагая максимальную способность личности к самореализации и самореализации. Это должно уравновешивать внутренние силы и возможности человека с чувством удовольствия или неудовлетворенности в его отношениях с окружающей средой.
Целостная концепция здоровья содержится в выражении целостности. Здоровье – это относительное состояние, при котором человек способен хорошо функционировать физически, умственно, социально и духовно, чтобы выражать весь спектр своих уникальных возможностей в среде, в которой он живет. И здоровье, и болезнь являются динамическими процессами, и каждый человек находится на градуированной шкале или в непрерывном спектре (континууме), начиная от хорошего самочувствия и оптимального функционирования во всех аспектах своей жизни [11, с. 23].
Валеологическое воспитание дошкольников – это процесс педагогического взаимодействия детей, педагогического персонала учреждения дошкольного образования и родителей, который осуществляется с целью осознания детьми необходимости сохранения и укрепления здоровья, приобретения санитарно-гигиенических навыков, представлений и знаний о здоровом образе жизни [24, с. 199]. В дошкольном возрасте воспитание у здорового образа жизни обеспечивается осознание норм и правил оздоровительного поведения, формируются устойчивые убеждения в необходимости сохранения и укрепления здоровья, зависимости состояния здоровья от образа жизни. Под влиянием педагогических действий дети начинают более уважительно относиться к предлагаемой информации о здоровом образе жизни. В этом возрасте возрастают объем и глубина знаний, более эффективно формируются понятия о влиянии негативных факторов на организм человека [14, с. 210].
Здоровьесохраняющее сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях должно предусматривать реализацию следующих задач:
— организацию личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
— диагностику индивидуального здоровья с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольника;
— реализацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья;
— выбор оптимальных учебных программ, учитывающих возраст, пол, социальную и экологическую среду;
— формирование индивидуальных потребностей личности и профориентации на основе знаний о собственных возможностях и особенности физического, психического, социального и духовного здоровье;
— оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей, воспитателей и педагогов [21, с. 5].
Как показывает анализ психологично-педагогических источников, ценность здоровья личности признается на всех уровнях отечественной системы образования. Таким образом, здоровье представляет собой сложную и одновременно динамичную категорию, включающую такие составляющие, как духовное, психическое, физическое и социальное здоровье. Эти составляющие взаимодействуют друг с другом, интегрируются, и создают здоровье как целостность и как ценность.