Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности формирования универсальных учебных действий при обучении географии в современном школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий при обучении географии в школе 6
1.1 Понятие «универсальные учебные действия» 6
1.2 Виды универсальных учебных действий 11
1.3 Возможности школьной географии в формировании универсальных учебных действий учащихся 14
Глава 2. Совершенствование обучения географии на основе ФГОС второго поколения 24
2.1 Цели и содержание обучения географии в школе в условиях реализации ФГОС второго поколения 24
2.2 Средства, методы и формы обучения географии, ориентированные на формирование универсальных учебных действий учащихся 35
Заключение 60
Литература 62
Введение:
География – это одна из самых древних наук, возможно, даже самая древняя, потому что она стремится ответить на некоторые из самых базовых вопросов человека. География давно была признана научным предметом, и ее можно проследить до Эратосфена, греческого ученого, который жил около 276-196 годов до н. э. и которого часто называют «отцом географии». Эратосфен смог оценить окружность земли с относительной точностью, используя математические формулы.
Современная география, как и многие великие географы прошлого, придерживается научного метода и научных принципов. Многие важные географические открытия и изобретения были сделаны благодаря любопытству, стремлению к исследованиям, комплексному пониманию развития взаимодействия природы и человека. Такие открытия, как компас, северный и южный полюса, магнетизм земли, широта и долгота, вращение Земли, карты, глобусы, глобальные системы позиционирования (GPS и ГЛОНАСС) и дистанционное зондирование – все это происходит в результате тщательного изучения Земли, ее ресурсов.
Актуальность темы «Особенности формирования универсальных учебных действий при обучении географии в современной школе» определяется тем, что важно развивать преподавание этого предмета. Некоторое понимание основ географии необходимо, поскольку школьники стремятся понять мир и свое место в нем. Географическое мышление помогает школьникам осознавать связи между географическими местами и видеть, как устроена планет Земля. Наконец, знание географии обогащает жизнь школьников – поощряет любопытство, а также понимание карт, окружающей среды и народов, которые составляют бесконечно увлекательную, разнообразную планету, на которой мы живем. Эта наука предоставляет уникальные возможности для всестороннего развития учащихся.
Задачи совершенствования систе¬мы общего образования составляют приоритетное направление модернизации общества. Разработка и внедрение стандартов общего образования второго поколе¬ния, призванных повысить развиваю¬щий потенциал школьного образова¬ния в качестве ключевого компонента включает разработку Программы раз-вития универсальных учебных дей¬ствий, разработанной на основе психологического подхода. Любой школьный предмет не должен просто давать знания. Не каждый учащийся любит географию или станет географом. Но, обучив учащегося ряду универсальных учебных действий, учитель географии поможет учащимся самостоятельно получать нужные именно им знания.
Универсальные учебные действия, таким образом, создадут базу для самостоятельного обучения выпускника школы в будущем. А так как сегодня учиться приходится всю жизнь, то и сформировать универсальные учебные действия гораздо важнее, чем предоставить ряд сведений по географии. Поэтому выбранную тему можно считать актуальной.
Предмет работы составляет обучение географии в современной школе.
Объектом работы являются особенности формирования универсальных учебных действий при обучении географии в современной школе.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности формирования универсальных учебных действий при обучении географии в современной школе.
Задачи работы:
1) описать понятие «универсальные учебные действия»;
2) выявить виды универсальных учебных действий;
3) изучить возможности школьной географии в формировании универсальных учебных действий учащихся;
4) рассмотреть цели и содержание обучения географии в школе в условиях реализации ФГОС второго поколения;
5) выделить средства, методы и формы обучения географии, ориентированные на формирование универсальных учебных действий учащихся.
Теоретической и методической основой работы стали монографии и статьи российских ученых, писавших по предмету исследования. Это работы об универсальных учебных действиях школьников (А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, Д.Н. Турчен и др.). Также это работы по методике преподавания школьной географии: Л.В. Амвросьева («Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе»), Л.В. Белозерцева («Формирование универсальных познавательных учебных действий на уроках географии»), В.Б. Пятунин («Формирование, проверка и оценка коммуникативных универсальных учебных действий на уроках географии») и другие.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Цель современного школьного образования по ФГОС состоит в достижении результатов, которые соответствуют современным условиям жизни. Задача учителя больше не состоит в том, чтобы предоставить учащимся багаж знаний по своему предмету, и выпустить из школы. Одних знаний в современном мире недостаточно, слишком сложна сегодня жизнь. И поэтому в педагогике была создана концепция «универсальных учебных действий». Это умения и навыки, которые должна формировать современная школа, независимо от учебного предмета и содержания программы.
Универсальные учебные действия бывают четырех видов. Это личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Независимо от того, какой предмет преподается детям, учитель ставит своей задачей формирование этих четырех блоков универсальных учебных действий. Если у выпускника сформированы УУД, то он становится способен к таким действиям, как самостоятельный поиск нужной ему информации, контроль своих действий, оценка собственных знаний и т.д.
География – это научная область, которая посвящена изучению форм рельефа Земли, океанов, окружающей среды и экосистем, а также взаимодействию между человеческим обществом и окружающей средой. Слово «география» буквально означает «описание Земли». География – это изучение физических особенностей Земли. Этот предмет также охватывает изучение распределения населения, особенностей землепользования, наличия ресурсов в разных районах.
Содержание школьного географического образования не стоит на месте. В настоящее время, когда любая информация становится доступной и без школьного учебника, задачей учителя становится обучение детей умению самостоятельно получать информацию. География как предмет за счет своей наглядности, логичности, полезности становится хорошей основой для формирования всех четырех видов УУД.
С учетом требований ФГОС ООО, ведущей идеей обучения географии сейчас является формирование универсальных учебных действий. Так, личностным результатом изучений школьной географии должно стать формирование образованной личности выпускника, который понимает стоящие перед современным обществом проблемы. География должна научить детей осознавать место России в мире, понимать разнообразие стран. Регулятивные УУД предполагают умение управлять собой, организовывать свою деятельность. Способом сформировать регулятивные УУД становятся задания, в которых детям придется проявлять самостоятельность, и технология оценивания своих достижений. Познавательные УУД связаны с познавательной деятельностью, с интеллектуальными способностями. Средством формирования познавательных универсальных учебных действий на уроке географии служит сам учебный материал. География учит анализировать и обобщать факты, видеть причины и следствия явлений. Коммуникативные УУД – это умение учащегося работать в группе, договариваться с одноклассниками и т.д. На уроках географии данный вид УУД развивается при работе в группе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий при обучении географии в школе
1.1 Понятие «универсальные учебные действия»
Современное образование построено на концепции универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия, составляя инвариантную основу обра¬зовательного и воспитательного про¬цесса, создают возможность самосто¬ятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений на основе формирования компетенции умения учиться [25].
В современном обществе постоянно происходят изменения. За последние десятилетия мировая экономика и технологические отрасли претерпели множество инноваций. В цифровом обществе мы должны адаптироваться ко всем этим быстро растущим изменениям.
По этой причине преподаватели определили навыки, которые необходимо развивать у учащихся средней школы для успешной жизни, обучения и работы в современном обществе. Это и есть универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия развивают у учащихся навыки, которые на более глубоком обучении, а не на традиционных образовательных подходах, основанных на содержании. Более глубокий подход к обучению требует овладения такими навыками, как умение работать в группе, навыки решения проблем, аналитическое мышление и другие. Они необходимы для того, чтобы жить в информационную эпоху.
Понятие «универсальных учебных действий» пришло из психологии. Оно связано с такими базовыми ценностями российского образования, как установка на понимание и поддержку ценности индивиду¬ального развития каждого ученика; установка на конструирование об¬разования, обеспечивающее вы¬бор индивидуальных образователь¬ных траекторий каждого человека; понимание ценности разнообразия детей и их способностей.