Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Логопедия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Особенности формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 7

1.1. Психолингвистический аспект формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи 7

1.2. Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста 10

1.3. Особенности формирование словаря у детей с нарушениями речи 24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 33

2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 33

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 44

3.1 Направления и содержание логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с нарушениями речи 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

  

Введение:

 

Актуальность. Овладение родным языком является важнейшим приобретением дошкольного детства. Речь не дается человеку от рождения, чтобы ребенок начал говорить необходимо время. На данном этапе дошкольного образования речевое развитие является одной из структурных единиц, представляющих направления развития и образования детей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие является одной из пяти образовательных областей, обеспечивающих «всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Обогащение активного словаря» [18] является одной из важнейших задач речевого развития.

Специально организованный воспитательно-образовательный процесс в детском саду обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка. В ходе воспитательно-образовательного процесса осуществляется познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно- эстетическое и физическое развитие. Речевое развитие при этом имеет очень важное значение, так как речь, являясь важнейшей психической функцией, связывает и организует остальные психические процессы, оказывает влияние на поведение и общее развитие ребенка. Полноценное общение и развитие личности обеспечивается богатой и хорошо развитой речью.

Общение играет важнейшую роль в полноценном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, а особенно речевом. Общение оказывает большое влияние на развитие речи: существенно увеличивается словарный запас, грамматический строй речи совершенствуется, дети стремятся высказывать свои впечатления об окружающем. Важнейшей функцией речи является функция общения. Уже в раннем возрасте ребенок в общении со взрослыми использует речь как средство коммуникации, а также для обогащения, уточнения и активизации словаря. В процессе общения развивается умение более точной, образной передачи своих мыслей, умение использовать для передачи сообщения, социально закрепленные значения слов, подбирать точные слова для выражения сочувствия, просьбы и т.п.

Одной из важнейших частей языковой системы является лексика, она имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Одним из важных условий развития коммуникативных умений ребенка является обогащение его словарного запаса, так как богатый словарь есть признак высокого развития речи.

В полноценном развитии ребенка, в том числе и речевом, в младшем дошкольном возрасте существенную роль играет общение. Общение оказывает огромное влияние на речевое развитие детей: пополняется и активизируется словарный запас, формируется грамматический строй речи, совершенствуется структура предложений. Функция общения является одной важнейших функций речи.

Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Обогащение, уточнение и активизация словаря способствует формированию умения в процессе общения правильно и четко передавать свои мысли окружающим: использовать социально закрепленные значения слов для передачи сообщения, подбирать точные слова для выражения просьбы, сочувствия и других чувств и переживаний.

Актуальность темы: Навыки коммуникации и владение родным языком играют ключевую роль в процессе развития и становления личности. Язык играет первостепенную роль в жизни человека, является необходимым условием его жизнедеятельности и рассматривается как ключевой инструмент процесса обучения и воспитания. Лексическое развитие является одной из основных задач развития речи в дошкольном возрасте. Поэтому необходимо развивать устную речь уже в дошкольном возрасте, тем самым создавая фундамент для успешного получения образования в будущем.

Основополагающим периодом развития ребенка является дошкольный возраст: интенсивно усваивает навыки коммуникации и учится применять полученный опыт, развивает и совершенствует умения общаться с окружающей средой. На сегодняшний день выразительной, хорошо развитой речью владеют не все дети, что оказывает негативное влияние на общее формирование познавательных процессов ребенка. От уровня речевого развития ребенка зависит его умственное и эстетическое развитие, а так же культура общения в будущем. Таким образом, проблема формирования у детей дошкольного возраста лексической стороны языка традиционно входит в разряд актуальных, она имеет теоретическое и практическое значение.

Цель исследования: изучение особенностей формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи и определение направления и содержания логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с нарушениями речи.

Объект исследования: формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Предмет исследования: процесс формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Гипотеза: для дошкольников с нарушением речи характерны особенности формирования словаря. Экспериментальное исследование и анализ его результатов позволят выявить и квалифицировать имеющиеся трудности и обосновать направления коррекционной работы по формированию словаря у дошкольников данной категории.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературные источники по проблеме формирования словаря у дошкольников с нарушением речи в области лингвистики, психолингвистики, методики развития речи дошкольников, логопедии; определить подходы к обследованию и формированию словаря дошкольников с нарушениями речи;

2. Модифицировать методику и подобрать дидактический материал для проведения обследования словаря.

3. Проанализировать результаты обследования и охарактеризовать направление и содержания логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с нарушениями речи.

4. Предложить методические рекомендации по формированию словаря у дошкольников с нарушениями речи.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

 — теоретический метод (анализ литературы по проблеме исследования);

 — экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента);

 — интерпретационный (количественный и качественный анализ полученных данных).

База исследования: ДОО «Жемчужинка».

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Работа иллюстрирована 10 рисунками. Список литературы содержит 22 источника. Содержание исследования изложено на 64 страницах печатного текста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Потребность ребенка в общении, стремлении узнавать и воздействовать на себя и других людей выступает основным мотивом активного овладения речью. Младший возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью, поэтому в этот период надо быть особенно внимательным к речи детей. Своевременное освоение словарей является одним из важных факторов подготовки к школе.

Специальныя литература предлагает выделять четыре уровня, которые характеризуют речевой статус ребенка с ОНР, начиная от отсутствия общеупотребительной речи до наличия развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития.

Дети, имеющие первый уровень, при общении используют лепетные слова или однословные предложения, дополняемые мимикой и жестами, смысл которых вне конкретной ситуации будет непонятен.

Речь детей с ОНР II уровня, вместе с лепетом и жестами имеет проявления простых предложений, которые состоят из 2-3 слов. Детям на этом уровне достаточно сложно дается произношение слов, которые имеют простую или сложную слоговую структуру и слов со стечением согласных.

Детям с ОНР III уровня характерно использование развернутой фразовой речи, однако зачастую это простые предложения, поскольку составлять сложные ребенку не по силам. К четвертому уровню речевого развития относят детей с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.

Для детей с нарушениями речи игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие речевого развития и полноценного развития личности и интеллекта. С другой стороны, недостатки звукового произношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматики речи, а также изменения ритма речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождая определенные поведенческие особенности в игре.

Диагностика проводилась на базе ДОУ учебном году с детьми младшей группы.

Нами была проведена диагностика с целью выявить уровень лексического развития детей исследуемой группы.

Была использована следующая диагностика:

Диагностическая методика исследования лексического компонента речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Стимульный материал: кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти; отдельные предметы одежды и мебели.

В ходе исследования выяснилось, что большинство детей (90%) не смогли по просьбе педагога дать имя кукле, а только повторяли за ним слово «кукла». Лишь Савелий Л. (10%) придумал ей имя Катя.

На просьбу педагога: «Скажи, какая Марина?», из всех детей (90% от общего числа) никто, кроме Светланы Р. (10%) не назвал качеств и признаков. Света назвала только одно слово: хорошая.

Дети с интересом рассматривали предметы одежды на кукле, но на вопрос «Что на ней (Марине) надето?» никто (100% ) не назвал предметы одежды, хотя показать смогли.

Назвать одним обобщающим словом перечисленные предметы одежды не смог никто из детей — 100%. При этом все дети повторяли слова, которые назвал педагог (платье, носки…).

На вопрос педагога: «Какая одежда надета на тебе?», большинство детей (80%) называли только один предмет своей одежды. Савелий Л. и Аня Т. (20%) назвали по два предмета одежды (Савелий: майка, шорты, Аня: платье, колготки).

На вопрос педагога «Что делает Марина?», 80% детей называют одно слово-действие (стоит или сидит). Два ребенка (20%) Юлия К. и Паша Х. назвали по два действия: стоит и сидит, несмотря на то, что педагог демонстрировал действия с куклой: кукла стоит, садится, встает, поднимает руку, машет ею.)

На вопрос педагога «Что можно делать с куклой?» 80% детей назвали одно слово, Наташа К. и Аня Т. (20%) назвали по два действия (катать в коляске, кормить куклу).

Большинство детей (90%) не называют действия в требуемой форме: «Попроси Марину вежливо, чтобы она встала, села». Только Настя М. в повелительной форме, без употребления «вежливых слов», сказала кукле: «Встань! Сядь!».

При составлении совместного рассказа по схеме: «Это… (кукла). Она… (красивая). Ее зовут… (Марина). У неё есть… (красное платье, белый бант). С куклой можно… (играть)» 90% детей закончили по одному предложению, дополнив, одним словом. Паша Х. закончил два предложения.

После выполнения всех девяти заданий мы подсчитали суммарную оценку и соотнесли ее с уровнем сформированности лексического компонента речи:

По результатам исследований у всех (100%) детей наблюдается низкий уровень, что закономерно, дети имеют ограниченный словарный запас, нечетко произносят звуки, допускают много ошибок при изменении и согласовании слов, затрудняются в пересказе текста и т.д.

Таким образом, у детей, по итогам обследования и наблюдений за взаимодействием со сверстниками и деятельностью в группе, выявлено, что дети малообщительны, тяжело идут на контакт со взрослыми, не могут выразить свои эмоции и знания, очень волнуются при выполнении заданий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.1. Психолингвистический аспект формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Первые единицы в детской речи — это знаки предметов ближайшего окружения, и чем шире круг восприятия, тем больше единиц появляется в детском словаре.

Существует прямая зависимость между предметами мира, в котором находится ребенок, и его словарем: чем больше «размеры» этого мира, тем все более богатым и разнообразным становится детский словарь. Говоря о рамках мира, мы помним, что взрослый раздвигает эти рамки различными способами, поэтому основополагающими принципами словарной работы являются принцип опоры на познавательную деятельность самого ребенка, принцип связи словарной работы и ознакомления ребенка с окружающим миром, принцип наглядности.

Известно, что не названное словом остается непознанным, однако и при условии наличия предмета без его обозначения процесс познания также состояться не может. Соотносимый со словом образ первоначально в сознании ребенка определяется реальным предметом в действительности, поэтому первые лексические единицы в словаре ребенка имеют единичное значение, это значение трудно назвать даже денотативным, поскольку оно определено связью слова с единственным известным ребенку явлением реальной действительности, лишь потом за значением слова оказывается целый класс денотатов, а позднее формируется и понятийная сторона значения слова.

Этим психическим и лингвистическим закономерностям подчинен выбор приемов, используемых в раннем детстве и в общении с ребенком младшего возраста, направленных на формирование у него словаря: для соотнесения слова и предмета предмет ребенку обязательно показывается, для того, чтобы в сознании ребенка появился зрительный образ этого предмета, именно этого предмета, а не другого предмета данного класса, показ осуществляется неоднократно и всякий раз сопровождается прогова-риванием. Значение слова уточняется и благодаря действиям самого ребенка с предметом, поэтому в словарной работе широко используются практические приемы: потрогать, погладить, попробовать на вкус, обеспечивающие сенсорную базу для понимания и уточнения значения слова. Таким образом, у ребенка уточняется информация о мире и сложнее становится значение слова.

Социальная природа языка определяет еще один, ранее не названный принцип словарной работы, — усвоение лексических единиц в процессе взаимодействия ребенка со взрослым, и на четвертом году жизни ребенка это взаимодействие принимает качественно новую форму — взрослый помогает ребенку организовать познавательную деятельность, обеспечивает условия этой познавательной деятельности, определяет содержание детских опытов. Как прием в работе по формированию словаря опыт в системе ДОУ используется очень активно и обеспечивает и обогащение детского словаря, и его уточнение, и активизацию. Активизации словаря в этом возрасте способствуют различные игровые приемы. Эффективность использования игровых приемов определяется рядом факторов: ребенок по-прежнему ощущает потребность в соотнесении слова и явления действительности, причем, слово воспринимается прежде всего в плане выражения, лишь потом в плане содержания, поэтому ребенку сначала требуется проговорить все, что он делает, сказать о том, что он видит. Психические особенности детской речи таковы, что у ребенка достаточно долго речь внешняя опережает речь внутреннюю, понимание слова основывается на его звуковой материи, одного артикуляционного образа для понимания недостаточно.

В этом возрасте ребенок воспринимает слово как единицу, имеющую значение, ему доступно понятийное значение слова, хотя по-прежнему в словаре могут присутствовать некие звуковые комплексы, которые ребенок не соотносит с определенным содержанием, употребляя которые не понимает их значения. Следует заметить, что наличие подобных единиц в детской речи сегодня во многом обусловлено воздействием рекламы. Дети повторяют целые рекламные ролики, не понимая их содержания и не задумываясь об этом содержании.

Уточнение семантики слова с одновременным уточнением представлений ребенка о действительности приводит к тому, что в старшем дошкольном возрасте все более дифференцированными ребенку представляются и значение слова, и сама действительность. От межсловной парадигмы старший дошкольник переходит к внутрисловной парадигме, к пониманию того, что одно слово может называть разные явления. Заметим, что осознание природы полисемии происходит лишь в младшем школьном возрасте.

Двуплановость языковых единиц осознается ребенком в полной мере, и уже не только на примере слова, но и на примере предложений он наблюдает смысловую близость при различии формы (вежливый — воспитанный; С наступлением осени птицы улетают на юг; Когда наступает осень, птицы улетают на юг), отсутствие близости в плане содержания при близости плана выражения (коса — коза). Ребенок принимает условность языкового знака, все реже обращается к поиску внутренней формы, не видит, к примеру, никакого противоречия в том, что детеныш коровы называется теленок, а не коровенок.

Процесс формирования детского словаря является почти зеркальным отражением процесса познания ребенком мира, восприятия себя в этом мире, что и должно стать основополагающим принципом при определении содержания и методов словарной работы в ДОУ.

1.2. Развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми видами деятельности, расширяется его круг общения, усложняются жизненные связи и способы взаимодействия с окружающими.

Потребность ребенка в общении, стремлении узнавать и воздействовать на себя и других людей выступает основным мотивом активного овладения речью. Речь включена во все виды детской деятельности, в том числе и познавательную.

В связи с этим наступает качественно новый этап освоения речи: интенсивно развиваются все ее компонентов (звуковая культура, словарь, грамматический строй), форм (объяснительной и контекстной), а так же функций (планирующей, обобщающей, коммуникативной, регулирующей и знаковой).

Понимание некоторых вопросов взрослого, касающихся знакомых предметов, может вызвать затруднения, в частности, когда предмет выступает в качестве объекта действия [1].

Словарный запас младшего дошкольника находится в прямой зависимости от условий жизни, воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1-2 тысячи слов.

Младший возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью, поэтому в этот период надо быть особенно внимательным к речи детей. Иногда взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к близким, остается предоставленным самому себе со всеми возникающими затруднениями [1].

Особое внимание в процессе формирования словаря уделяется эмоционально-чувственной сфере ребенка.

Эмоциональная реакция близкого ребенку взрослого с присущим ей оценочным характером является первым источником информации для ребенка.

В основе направленности поведения дошкольников находится иерархия мотивов, у детей складывается система соподчинения мотивов, определенные мотивы для ребенка становятся более важными (ведущими), чем другие.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и представляет собой естественное состояние, потребность дошкольников, способ коммуникации и взаимодействия детей. В игре дошкольники воспроизводят окружающие, доступные для их восприятия социальные явления, взаимоотношения между людьми, что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием формирования нравственных представлений.

Особая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, в процессе которой на практической основе дети под руководством взрослого, насыщающим игру, получают возможность многократно воспроизводить действия и поступки, тем самым происходит закрепление и уточнение новых слов.

В связи с этим ученые делают вывод, что сюжетно-ролевая игра содержит высокий потенциал для формирования нравственных ценностных ориентаций и нравственных навыков поведения развития словаря. Большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание в сюжетно-ролевой игре отражает нормы поведения, которые приняты в обществе. Играя, ребенок как бы переходит в развитый мир форм человеческого поведения.

С каждым годом жизнь выдвигает все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Объем знаний, которые необходимо им передать, неуклонно растет. Кроме того, педагоги надеются, что усвоение этих знаний будет не механическим, а осмысленным. Одной из проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста является обогащение и активизация словарного запаса дошкольников, а также развитие монологической речи.

Своевременное освоение словарей является одним из важных факторов подготовки к школе. Особенностью работы с дошкольной лексикой является то, что она связана со всей образовательной работой, связанной с детьми. Активизация словарного запаса происходит в процессе знакомства с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни и общения.

Работа над этим словом проясняет мысли ребенка, углубляет его чувства и организовывает социальный опыт.

Все это особенно важно в дошкольном учреждении, потому что именно здесь закладывается фундамент для развития мышления и речи, формируются социальные связи.

Словарная работа в дошкольном учреждении — это систематическое расширение активного словарного запаса детей за счет незнакомых или трудных слов. Расширение словарного запаса дошкольников идет рука об руку с воспитанием правильного отношения к окружающему миру.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словарного запаса. Мышление о визуальных эффектах и визуальном воображении объясняет преимущества слов, которые представляют названия предметов, явлений и качеств.

Появление лингвистического логического мышления приводит к усвоению детьми основных понятий.

Разработка словарей занимает важное место в общей рабочей системе развития речи детей и имеет большое значение для общего развития детей: она способствует накоплению и совершенствованию идей, формированию понятий и развитию содержания мышления.

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня интеллектуального развития. Своевременное освоение словарей является одним из важных факторов подготовки к школе. Учащиеся с богатым словарным запасом лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыками чтения и грамматики и более активны в умственной работе на уроке [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы