Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников с нарушенным слухом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
Коммуникативные способности младших школьников: определение, происхождение и
развитие. 5
I.1. Теоретические концепции феномена
коммуникативных способностей младших школьников. 5
I.2. Развитие коммуникативных способностей
младших школьников. 8
I.3. Особенности развития и
психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха. 11
I.4. Особенности формирования
коммуникативных способностей младших школьников с нарушениями слуха. 16
ГЛАВА II. Организация и
методы эмпирического исследования. 22
II.1. Организация исследования. 22
II.2. Описание контингента испытуемых. 22
II.3. Диагностический инструментарий. 23
ГЛАВА III. Результаты
эмпирического исследования аспектов коммуникативных способностей младших
школьников с нарушениями слуха. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
ВЫВОДЫ.. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….42
Введение:
Актуальность исследования. На начало 2021 г. в Российской Федерации
было зафиксировано свыше 1 миллиона детей и подростков с глухотой и
тугоухостью. На учете в сурдологических кабинетах состоит каждый десятый
несовершеннолетний ребенок.
Возможно,
увеличение числа людей с поражением слуха в какой-то степени связано с
научно-техническим прогрессом и появлением новых этиологических причин (шумы,
вибрации, скорости, вредные химические, бытовые, промышленные и лекарственные
ототоксические вещества и т.д.), которые пагубно воздействуют на слуховой
аппарат человека. К тому же следует иметь в виду, что на слуховой аппарат может
влиять сразу несколько слухоагрессивных факторов.
В
последние годы учеными отмечается рост патологии развития у детей. Основной
причиной этого феномена выступает негативное влияние неблагоприятных факторов
окружающей среды и генетических тенденций. Кроме того, статистическому
увеличению детей с дизонтогенезом способствует то, что специализированная
помощь развивается, квалификация специалистов повышается, информированность
населения растет, а диагностика стала более точной, дифференцированной и
ранней.
Одним
из приоритетных направлений государственной социальной политики выступает
обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья условиями,
необходимыми для полноценной интеграции в общество. Общение с окружающими –
обязательный компонент социализации, поэтому изучение коммуникативных
способностей младших школьников с нарушенным слухом – важная и востребованная
теорией и практикой тема для исследования.
Объект исследования:
коммуникативные способности в младшем школьном детстве.
Предмет исследования:
особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников с
нарушенным слухом.
Цель исследования:
определить особенности формирования коммуникативных способностей младших
школьников с нарушенным слухом.
Гипотеза
исследования: предполагается, что коммуникативные способности младших
школьников с нарушенным слухом отличаются рядом особенностей по сравнению с
аналогичными способностями детей с нормативным развитием, в частности дети с
нарушенным слухом демонстрируют недостаточную сплоченность в
группе, неконструктивные коммуникативные реакции в конфликте, неблагоприятный
образ сверстника и низкую чувствительность в процессе общения.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего перечня
задач:
1. Рассмотреть теоретические концепции феномена
коммуникативных способностей младших школьников.
2. Изучить особенности формирования коммуникативных
способностей младших школьников с нарушениями слуха.
3. Организовать и провести эмпирическое
исследование аспектов коммуникативных способностей младших школьников с
нарушениями слуха.
4. Проанализировать результаты эмпирического
исследования аспектов коммуникативных способностей младших школьников с
нарушениями слуха.
Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; тестирование;
качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура работы.
Аттестационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов,
списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения аттестационной работы удалось достичь
поставленной во введении цели, что позволило определить особенности
формирования коммуникативных способностей младших школьников с нарушенным
слухом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
— были рассмотрены теоретические концепции феномена
коммуникативных способностей младших школьников;
— были изучены особенности формирования коммуникативных
способностей младших школьников с нарушениями слуха;
— было организовано и проведено эмпирическое исследование
аспектов коммуникативных способностей младших школьников с нарушениями слуха;
— были проанализированы результаты эмпирического
исследования аспектов коммуникативных способностей младших школьников с
нарушениями слуха.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных
позволил доказать гипотезу исследования. Коммуникативные способности младших
школьников с нарушенным слухом, на самом деле, отличаются рядом особенностей по
сравнению с аналогичными способностями детей с нормативным развитием, в
частности дети с нарушенным слухом демонстрируют недостаточную сплоченность
в группе, неконструктивные коммуникативные реакции в конфликте, неблагоприятный
образ сверстника и низкую чувствительность в процессе общения.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи
реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет
практическую значимость.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— психологами, работающими с младшими школьниками с
нарушениями слуха, с целью оптимизации их коммуникативного развития и
стимулирования коммуникативных способностей;
— студентами, обучающимися по направлению «Специальная
психология», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским
занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной
проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений;
— родителями, воспитывающими детей младшего школьного
возраста с нарушениями слуха, с целью расширения собственных представлений по
проблеме формирования коммуникативных способностей своих детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I.
Коммуникативные способности младших школьников: определение, происхождение и
развитие I.1.
Теоретические концепции феномена коммуникативных способностей младших
школьников В отечественной науке проблемы коммуникации начали
активно изучаться во второй половине ХХ века. В научной литературе
исследованиями данного вопроса занимались такие ученые, как
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, И.Б. Ханина,
Н.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.[1]
Коммуникация
(как связь и общение) – от лат. «communicatio» – сообщение, передача и от
«communicare» – делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать. Процесс коммуникации (в том числе как формы
взаимодействия) – одна из основ жизни человека и обществ.
Согласно Большому энциклопедическому словарю,
коммуникация – это общение, передача информации от человека к человеку,
специфическая форма взаимодействия людей.
В научных работах А.Н. Леонтьева[2] и М.И. Лисиной[3] понятия «коммуникация» и
«общение» также характеризуются как синонимы.
Коммуникация – взаимообмен информацией
между партнерами по общению и состоит из передачи и приема чувств, мнений,
знаний и проч. Передача информации и взаимное воздействие друг на друга
участниками общения осуществляется посредством речи. Коммуникация
для ребенка младшего школьного возраста означает не только умение разговаривать
друг с другом или с взрослыми, но и умение слушать и слышать другого, не
перебивать, умение договориться, выбирать вежливые слова при общении и т.д.
Проанализировав определения понятия
«коммуникация», можно сделать вывод о смысловом единстве его с «общением». В
контексте нашего исследования мы будем придерживаться данного единства и под
коммуникацией понимать общение между людьми, многоплановый процесс, сложный вид
человеческой деятельности, в процессе которого каждый из ее участников имеет
возможность для самовыражения, для проявления своего темперамента, черт
характера, уровня интеллектуального, нравственного, эмоционально-волевого
развития[4].
В педагогике существует несколько подходов
к трактовке понятия «общение».
Опираясь на концепцию деятельности,
которую разработали А.Н. Леонтьев[5], Д.Б. Эльконин[6], А.В. Запорожец[7] и др., общение как коммуникативную деятельность
рассматривает М.И. Лисина[8].
Исходя из их концепции, «общение» и «коммуникативную
деятельность» следует рассматривать как синонимы. Автор отмечает, что развитие
общения младших школьников со сверстниками, взрослыми является процессом
качественного преобразования структуры коммуникативной деятельности, а в
структуре общения, как коммуникативной деятельности, выделяет ряд компонентов.
1. Предмет общения – другой человек, партнер по
общению как субъект.
2. Потребность в общении заключается в стремлении
человека познавать и оценивать других людей, а с их помощью и через них – познавать
и оценивать самого себя.
3. Коммуникативные мотивы – то, для чего предназначено
общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех характеристиках самого
человека и других людей, для познания и оценки которых данная личность вступает
во взаимодействие с кем-либо из окружающих.
4. Действия общения – единица коммуникативной
деятельности, целостный акт, который адресован другому человеку и направлен на
него как на объект. Две главные категории действий общения – инициативные акты
и ответные действия.
5. Задачи общения – цель, для достижения
которой в определенных условиях предпринимаются разнообразные действия,
осуществляемые в ходе общения. Задачи и мотивы не всегда совпадают друг с
другом.
6. Средства общения – это операции,
при помощи которых совершаются действия общения. [1] Блохина Е.А.
Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и
младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2018. № 2. С. 67–70. [2] Леонтьев А.Н. Проблемы
развития психики. М.: Смысл, 2020. [3] Лисина М.И. Формирование
личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2019. [4] Султанова В. Приемы и
средства подготовки учащихся к процессу общения // Педагогические науки. 2017.
№ 6. С. 125–128. [5] Леонтьев А.Н. Проблемы
развития психики. М.: Смысл, 2020. [6] Эльконин Д.Б. Детская
психология. М.: Академия, 2017. [7] Запорожец А.В. Условия и
движущие причины психического развития ребенка // Вестник практической
психологии образования. 2018. № 4 (33). С. 70–72. [8] Лисина М.И. Формирование
личности ребенка в общении. СПб. : Питер, 2019.