Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности формирования фонетических навыков на этапе основного общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
..
Введение……………………………………………………………………………2
Глава
I. Теоретико-методологические основы исследования формирования фонетических
навыков при обучении английскому языку на этапе основного общего образования. 5
1.1 Проблемы
в обучении произносительной стороне иноязычной речи. 5
1.2
Сравнительно-сопоставительное описание фонетических систем английского и
русского языков в лингвометодических целях. 10
1.3
Психофизиологические особенности школьников на этапе основного общего
образования. 20
Глава
II. Методические приемы и средства обучения англоязычному произношению на
этапе основного общего образования. 28
2.1
Содержание обучению произношению английского языка на этапе основного общего
образования. 28
2.2
Разбор упражнений по обучению произношению в УМК «Spotlight», «Starlight» на
этапе основного общего образования. 35
2.3
Методические рекомендации по формированию фонетических навыков английского
языка на этапе основного общего образования. 44
Заключение. 52
Список
использованной литературы.. 57
Введение:
Актуальность
исследования. Государственный стандарт общего
образования предусматривает обязательное изучение английского языка со второго
класса начальной школы. Обучение иностранному языку в начальной школе
направлено на то, чтобы заложить основы для формирования элементарной
коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социокультурной,
учебно-познавательной) [10]. Большое количество учащихся начальной школы имеет
недостаточно развитое фонематическое восприятие. Это приводит к тому, что у
ребенка на уроках английского языка не только возникают определенные трудности
в артикуляции звуков. Он также испытывает проблемы в формировании элементарных
коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности (говорение,
аудирование, чтение, письмо). Для успешного овладения произносительными
навыками в начальной школе при обучении английскому языку необходимо не только
добиваться идеальной артикуляции конкретных слов, фраз и предложений, но и
заниматься развитием фонематического восприятия в целом.
В настоящее время проблеме формирования фонематического восприятия
иностранного языка школьников уделяется большое внимание со стороны
педагогов-практиков, так как отсутствие полноценного восприятия фонем
английского языка делает невозможным правильное произношение их детьми. Кроме
того, нарушение фонематического восприятия не дает возможности детям овладеть в
нужной степени словарным запасом и грамматическим строем иностранного языка, а,
следовательно, тормозит развитие связной речи на английском языке в целом.
Цель исследования – выявление эффективных приемов и способов обучения
произношению на этапе основного общего образования.
Объект исследования – процесс обучения фонетическим навыкам английского языка на
этапе основного общего образования.
Предмет исследования – формирование фонетических навыков на этапе основного общего
образования.
Для достижения цели данного
исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1) выявить проблемы обучения
англоязычному произношению в современной российской школе;
2) вскрыть особенности и явные
отличия в фонетических системах русского и английского языков;
3) провести анализ современных УМК
по английскому языку и разработать методические рекомендации по обучению
фонетическим навыкам на этапе основного общего образования.
Непосредственным материалом исследования являются УМК по английскому «Spotlight» [34]
и «Starlight» [35], на основе которых производится обучение в школах города
Казань, аутентичные учебники и сборники упражнений, а также теоретические
исследования зарубежных и российских ученых в области обучения иностранным
языкам.
В данной выпускной квалификационной
работе были применены такие методы
исследования как: анализ литературы и научных источников по данной теме,
наблюдение за процессом обучения, а также анализ Федеральных государственных
стандартов нового поколения и того, как они применяются на практике.
Теоретической базой исследования являются труды по методике
преподавания иностранных языков таких авторов, как: Н.Д. Гальскова [8], Е.И.
Пассов [14], А.Н. Щукин [24], Е.Н. Соловова [18] и др., исследования ученых в
области фонетики английского языка: Е.А. Бурая [6], Дж. Хармер (J. Harmer) [28],
Дж. Б. Гилберт (J.B Gilbert) [27], К. Асморе (Ashmore K.) [26],
М. Хьюинг (Hewing M.) [29] и
др., а также статьи из научных журналов, таких как: «Вестник
государственного университета «Дубна»» [9], «TESOL Journal» [10], также достаточно широко
использовались такие сайты как: «BBC Learning»[37] и «British Council Learn
English Kids» [38].
Научная новизна исследования состоит в выявлении эффективных
приёмов и способов формирования иноязычной произносительной компетенции на
этапе основного общего образования. Описаны возможности более действенной
реализации программы современных УМК в том числе и с помощью электронных
образовательных ресурсов, которые могут влиять на эффективность обучения
иностранному языку в целом, и обучения произношению в частности. На основе проанализированных
УМК, учебных пособий и электронных образовательных ресурсов вынесены научно
обоснованные методические рекомендации по обучению англоязычному произношению
на этапе основного общего образования, составленные в соответствии с
Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке обобщить
научные исследования ведущих российских методистов, а также уточнить
характеристики обучения произношению в контексте современных подходов к
обучению иностранным языкам. Также мы попытались рассмотреть современные
тенденции в обучении произношению и определить сильные и слабые стороны
наиболее актуальных методик обучения.
Практическая значимость исследования заключается в возможном практическом
применении его результатов на уроках английского языка на этапе основного
общего образования.
Апробация работы. Данная выпускная квалификационная
работа прошла апробацию на Ежегодной итоговой научно-образовательной
конференции студентов К(П)ФУ (г. Казань, апрель 2022). Работа вызвала
определенный интерес, материалы выступлений были опубликованы в Сборнике трудов
Ежегодной итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ. Структура работы. Данная работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В начале исследования мы говорили, что в настоящее время проблема
формирования фонематического восприятия иностранного языка у детей школьного
возраста решается педагогами-практиками, так как отсутствие полноценного
восприятия фонем английского языка делает невозможным у детей произносить их
правильно. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не позволяет детям
в необходимом объеме овладеть лексикой и грамматическим строем иностранного
языка, а, следовательно, тормозит развитие связной речи на английском языке в
целом.
Целью исследования было выявление эффективных приемов и методов
обучения произношению в основном общем образовании.
Предметом работы является процесс обучения фонетических навыков
английского языка на этапе общего образования на начальном уровне.
Предметом исследования является развитие фонетических навыков на
этапе основного общего образования.
Методический аспект
обучения английскому языку в развитии фонетических навыков отличается
содержанием изучения фонетики в старшей школе. Под содержанием
обучения произношению понимается все, на основе чего обучаются учащиеся
слуховому произношению и навыкам ритмической интонации.
При
обучении фонетической стороны речи считается целесообразным использование
технических средств. ТСО дает ученикам образец для образцового произношения.
Школьники подражают такому образцу речи и стремятся к нему. Контроль
слухо-произносительных навыков осуществляются при выполнении фонетических
упражнений в классе, в говорении или чтении вслух. Только в этом случае можно
объективно судить о степени практического владения фонетической стороной
иностранной речи.
Таким
образом, формирование фонетических навыков сложный и многогранный процесс,
состоящий из четырех этапов: начальный, средний, старший и продвинутый, имеющий
свои методы и приемы. На среднем этапе для развития и закрепления фонетических
навыков играют важную роль фонетические упражнения:
–
упражнения на восприятия звука на слух;
–
упражнения на воспроизведение фонетического явления;
–
упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых
фонетически направленных упражнениях;
–
фонетическая зарядка. Для наилучшего запоминания фонетических навыков на уроке
целесообразно использовать технические средства, чтобы ученики подражали именно
речи эталона.
Для
английского языка характерно наличие нисходящего-восходящего тона, то есть
голос сначала падает в пределах одного слога до самой низкой ступени, а затем
постепенно повышается. Этот тон используется для уточнения, дружеского
возражения, сомнения, догадки, возражения.
Говоря
об интонационных особенностях английского языка, необходимо помнить, что в
английском предложении ударение ставится только на главные части речи (исключая
большинство местоимений). Служебные части речи могут приобретать логическое
ударение. Именно подчеркивание служебных слов, модальных и вспомогательных
глаголов, личных и притяжательных местоимений является типичными ошибками
русскоязычных студентов, изучающих английский язык. Следствием этого является
грубое нарушение ритмической организации речи, утрата четкой ритмической
структуры речи, характерной для английского произношения с более или менее
равными интервалами между отмеченными словами в предложении.
Подростковый возраст – это
переходный период от детства к взрослой жизни. Происходит формирование
качественных изменений в области физического, интеллектуального,
высоконравственного, социального развития. Одним из основных факторов развития
личности ребенка является его собственная социальная активность, направленная на
овладение определенными образцами и ценностями, построении отношений.
Мы
также установили, что переход от начальной школы к старшей традиционно
считается одной из самых сложных школьных проблем в педагогическом отношении, а
адаптационный период 5-го класса является одним из самых сложных школьных
периодов. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения
характеризуется низкой организованностью, рассеянностью и
недисциплинированностью, снижением интереса к науке и ее результатам и с
психологической точки зрения снижением самостоятельности, самооценки, высокий
уровень ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми показывают, что они
растеряны, не могут понять, как им теперь общаться с учителями, какие
требования обязательны, а какие нет.
Начиная
с 5-го класса возникают проблемы с адаптацией ребенка к обучению в основном
звене. Ученые отмечают, что эта адаптация протекает сложнее, чем в первом
классе. Причины школьной дезадаптации в этот период разные: окончание летних
каникул, введение новых предметов, появление новых значимых взрослых (учителей)
и новых требований (не всегда понятных пятикласснику), классной системы
обучения. Иногда ситуация дополнительно осложняется сменой классного коллектива
(в случае реорганизации классов после окончания начальной школы). Проявления
дезадаптации разнообразны: повышенная утомляемость или, наоборот, возбудимость,
физическое недомогание (до болезни), а также нарушения взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, отказ от посещения школы.
Разочарование
в этот период испытывают и учителя. Это также связано с окончанием летних
каникул, высокой загруженностью в начале сентября, а также с тем, что учителями
пятого класса часто становятся те, кто только что закончил 11-й или 9-й класс.
Таким
образом, проблемы адаптации к обучению в 5-ом классе носят комплексный характер и их
учет позволит оптимизировать процесс обучения на начальном этапе.
С
психологической точки зрения переход на обучение в основное звено — очень
благополучный возраст. Кризис, длившийся семь лет, уже прожит и проблемы
подростков еще не актуальны. Специалисты усматривают причины трудностей в
несоответствии учебных программ начальной и средней школы, форм обучения,
дисциплинарных требований и стилей общения. Таким образом, проблема
непрерывности образования является педагогической проблемой и должна решаться
педагогическими средствами.
Психологические
особенности и свойства, обеспечивающие эффективную адаптацию ребенка к системе
среднего образования, создающие перспективы дальнейшего личностного развития.
Новая личная позиция по отношению к учебной
деятельности. Последующая учебная деятельность будет успешной по результатам и,
по субъективной оценке, до тех пор, пока учащийся становится субъектом
собственной учебной деятельности: он принимает и понимает для себя смысл
учения, учится осознанно осуществлять волюнтаризм. учебная деятельность,
целенаправленное формирование и регулирование образовательных приоритетов,
занятие самообразованием. В этом случае основным мотивом для пятиклассника
будет познавательная реальность.
Новая
личностная позиция по отношению к школе (как жизненной среде и системе
содержательных отношений) и учителям. Новое отношение к школе – это прежде
всего осознанная ответственная позиция ученика, позиция внутришкольных
отношений, в определенном смысле ее создателя. Другое отношение к учителям
заключается в переходе от чисто конформных отношений и драматизации со стороны
ребенка к межличностным отношениям. Ученик должен будет занять независимую, в
значительной степени эгалитарную позицию и научиться сочетать ее с уважением к
мнению старшего.
3. Новая личная позиция по отношению к
сверстникам (в первую очередь одноклассникам). Внутригрупповая жизнь класса
начинает складываться и развиваться автономно под влиянием взрослых. Ребенку
потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность в отношениях,
чтобы занять устраивающее его статусное положение в новом социальном
микросообществе, установить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.
Новая позиция в отношениях с педагогами,
субъективное отношение к учебной деятельности возникают только в
соответствующих социально-педагогических условиях как реакция на специально
организованную работу взрослых.
Таким
образом, отличительной чертой подросткового периода является непостоянство, критичность,
максимальное развитие когнитивных процессов: памяти, мышления, воображения.
Подростки могут рассуждать на уровне профессионала, проявляя удивительные
способности.
Наблюдения
и исследования показали, что в этот период совершенствуются память, внимание,
характер мышления, развиваются критические черты характера, расширяется круг
интересов и стремлений.
Мы рассмотрели учебно-методические материалы «Spotlight», 8 класс, выбрали упражнения для обучения
произношению из аудирования в разговорную часть. В приведенных примерах
учащиеся овладевают навыками произношения путем прослушивания аудиозаписей,
ответов на заданные вопросы, а также осмысленной связи задания по чтению с
текстом и т. д.
В данной выпускной квалификационной работе использовались такие методы
исследования, как: анализ литературы и научных источников по теме, наблюдение
за процессом обучения, а также анализ федеральных государственных стандартов
нового поколения и их применения на практике.
Рассмотрев
современные современных УМК по английскому языку, на основе которых в данный
момент ведется обучение в школах Республики Татарстан («Spotlight»,
«Starlight»), мы выяснили, что они направлены на реализацию коммуникативного
подхода в обучении, что отвечает требованиям ФГОС.
У этих руководств есть аудиоресурс. Процесс тренировки и
совершенствования произносительных навыков в целом и интонации в частности на
среднем уровне представлен в значительно меньшем объеме, чем упражнения на
отработку других видов языковой деятельности и аспектов иностранного языка, это
связано с тем, что обучение фонетика вообще и интонация в частности не являются
самоцелью обучения английскому языку.
Начиная с 5-го класса количество упражнений, направленных на развитие
интонационных навыков, увеличивается из года в год, однако фактически
рассмотрение этого аспекта начинается только в 8-м классе и продолжается в
курсе совершенствования английского языка. Поэтому считаем необходимым включить
в программу задания, направленные именно на развитие интонационных умений, уже
в 5-м классе, формирование грамотного интонационного навыка у учащихся 5-9-х
классов с дальнейшим его совершенствованием в старших классах.
Поэтому можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков при
изучении иностранного языка занимает ключевое место.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий
предполагает отличную от обычной логику образовательного процесса: не от теории
к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению
посредством использования интерактивных технологий.
Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в
решение обсуждаемых проблем, что придает эмоциональный импульс последующей
исследовательской деятельности участников, побуждает их к конкретным действиям,
а процесс обучения становится более содержательным.
Целью интерактивного обучения является создание учителем условий, в
которых учащийся сам будет открывать, приобретать и формировать знания. В этом
принципиальное отличие целей интерактивного обучения от целей традиционной
системы образования.
В настоящее время разработано достаточно большое
количество интерактивных технологий, среди которых можно выделить
следующие:
технология работы в парах или тройках;
технология «Аквариум»;
технология «Броуновское движение»;
технология «Дерево решений»;
технология «Карусель»;
технология «Мозговой штурм» и др.
Таким образом, можно сделать
вывод, что формирование фонетических навыков в изучении иностранного языка
занимает ключевое место.
Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий
предполагает иную, чем обычно, логику образовательного процесса: не от теории к
практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через
применение.
Все эти технологии направлены не только на то, чтобы передать
определенную сумму знаний, но и способствуют установлению эмоциональных
контактов между обучающимися, коммуникативных умений и навыков; обеспечивают
учеников необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать
совместную деятельность; приучают работать в команде, прислушиваться к чужому
мнению. Интерактивные технологии тесно связаны с информационными технологиями,
дистанционным образованием, с использованием Интернет- ресурсов, а также
электронных учебников и справочников, электронных тетрадей, работой в режиме
онлайн и т. д.
Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность
участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный заряд
последующей поисковой деятельности участников, стимулирует их на выполнение
конкретных действий, а процесс обучения становится более содержательным.
В ходе нашего проекта мы решали следующие задачи:
1) выявлены проблемы обучения английскому произношению в
современной русской школе;
2) выявляются очевидные особенности и различия фонетических систем
русского и английского языков;
3) проведен анализ современных учебно-методических материалов по
английскому языку и разработаны методические рекомендации по обучению
фонетическим навыкам на этапе общего базового образования.
Итак, мы поняли, что обучение
фонетике на уроках английского является непременным условием успешного
формирования разных видов речевой деятельности: устной речи (говорение и
понимание на слух), чтения (вслух и про себя).
Таким образом, можно утверждать,
что цели данного исследования нами были
достигнуты через выполнение поставленных задач.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретико-методологические
основы исследования формирования фонетических навыков при обучении английскому
языку на этапе основного общего образования
1.1 Проблемы в обучении произносительной стороне
иноязычной речи
Невозможно завладеть
языком, не овладев его звуковым строем, не соблюдая типичные ему общепризнанных
мерок произношения. Под произношением в узком смысле слова обычно разумеют
особенности артикуляции звуков речи в любом определенном языке. В осознание
произношения в широком смысле слова включают также интонацию и ритм [13].
Под правильным произношением
предполагается совокупность орфоэпических норм, присущих той или другой разновидности
языка [25]. Постановка произношения иноязычного языка — трудная задача,
требующая от учителя познания не только фонетической системы преподаваемого
языка, а также родного языка, поскольку их сравнение дает возможность предугадывать
обычные ошибки изучающих зарубежный язык и более эффективно преодолевать
возникающие в ходе обучения трудности.
Формирование фонетических
(слухо-произносительных и ритмико-интонационных) способностей имеет
принципиальное значение, так как способствует удачливости речевого общения.
Иностранный акцент утомляет слушателей, нарушение фонетической правильности
речи довольно часто приводит к недопониманию сообщаемой информации, иногда
актуально принципиальной. Овладение фонетическими навыками является значимым
условием развития абсолютно всех видов речевой деятельности: аудирования,
чтения, говорения и письма [13].
Дж. Келли отмечает
последующий феномен: и школьники, и учителя осознают значимость правильного
произношения для удачной коммуникации, но этот нюанс часто игнорируется в
преподавании [30]. Он находит, это происходит из-за того, что у учителей нет
достаточной теоретической базы по части фонетики, нет практических умений,
нужных для постановки произношения, и нет доступа к идеям, как это преподавать
эффективно [30]. Возможно, следует также отметить нехватку времени на уроке.