Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Особенности эмоциональных переживаний у лиц пожилого возраста в условиях пандемии»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.. 6

1.1. Проблема изучения эмоций и эмоциональных состояний в
отечественной и зарубежной психологии. 6

1.2. Характеристика эмоциональной сферы лиц пожилого
возраста. 16

1.3. Основные подходы к изучению эмоциональных состояний
лиц пожилого возраста. 24

Выводы по первой главе. 37

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ   39

2.1. Организация, содержание и методы исследования. 39

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования. 43

2.3. Разработка рекомендаций по коррекции эмоциональных
состояний лиц пожилого возраста в условиях пандемии. 55

Выводы по второй главе. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 61

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 66

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Развитие общества и стремительный рост
демографического старения обусловили особую актуальность социально-психологических
проблем людей пожилого возраста. Осознание проблемы старения населения в
обществе ставит перед психологической наукой ряд вопросов, связанных с
закономерностями социального развития личности пожилого человека, с динамикой
ее различных идентичностей, особенностями процесса его социализации, местом
этой социальной группы в обществе и тому подобное. Знание и учет
психологических особенностей пожилого человека является важным условием
совершенствования социально-психологической работы с лицами пожилого возраста,
в частности, в условиях пандемии, повышения качества их жизни, формирования
положительного отношения к ним в обществе, особенно на данном этапе развития
нашего общества.

Анализ эмоций и
эмоциональных состояний, как вида психического отражения, в психологической
литературе освещен в трудах отечественных и зарубежных ученых через раскрытие
функций и механизмов эмоций (Г. Браслав, В. Вилюнас, Л. Гозман, Б.
Додонов, С. Занюк, К. Изард; Е. Ильин, Т. Кириленко,
О. Лук, А. Ольшанникова, Я. Рейковский, Е. Рогов, М. Русалова,
О. Санникова и др.). Различные аспекты методологической и теоретической
геронтопсихологии, особенностей жизни пожилых людей рассматривали:
О.В. Краснова, А.Г. Лидерс (особенности развития личности в период
пожилого возраста), М.В. Ермолаева (структура эмоциональных переживаний),
Н.В. Чепелева, М.Л. Смульсон (нарративная психология людей пожилого
возраста). Однако вопрос изучения эмоциональных состояний у лиц пожилого возраста
в условиях пандемии остается нераскрытым.

Объект исследования
– эмоциональные состояния лиц пожилого возраста.

Предмет исследования
– эмоциональные состояния лиц пожилого возраста в условиях пандемии.

Цель исследования
– изучить особенности эмоциональных состояний у лиц пожилого возраста в
условиях пандемии.

Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что в условиях пандемии одним и тем же лицам пожилого
возраста свойственен высокий уровень тревожности, импульсивности и
депрессивности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть проблему изучения
эмоций и эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести эмпирическое
исследование эмоциональных состояний у лиц пожилого возраста в условиях
пандемии.

3. Проанализировать и интерпретировать
результаты эмпирического исследования.

4. Разработать
рекомендации по коррекции эмоциональных состояний лиц пожилого возраста в
условиях пандемии.

Теоретико-методологические
основы исследования представлены трудами таких исследователей,
как В.А. Аверин, М.Д. Александрова, Н.С. Дмитриюк,
М.В. Ермолаева, Е.П. Ильин, Г. Крайг, О.В. Краснова,
И.Г. Малкина-Пых, О.В. Молчанова, С.Л. Рубинштейн, П. Экман
и др.

Методы исследования:

1) теоретические методы
исследования:

— анализ литературы
по теме исследования;

— синтез;

— обобщение;

2) психодиагностический
метод исследования:

— Методика оценки
тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина;

— Методика
экспресс-диагностики неуправляемой эмоциональной возбудимости;

— Методика
дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.

3) метод математической
статистики:

— расчет U-критерия
Манна-Уитни.

Эмпирическая база
исследования

Выборку исследования
составили лица пожилого возраста в количестве 40 человек:

– пожилые люди,
находящиеся на самоизоляции (группа 1) – 20 человек;

– пожилые люди, не
находящиеся на самоизоляции (группа 2) – 20 человек.

Возраст испытуемых –
55-60 лет. Пол смешанный.

Теоретическая значимость
исследования состоит в углублении и расширении подходов
к пониманию специфики эмоциональных состояний у лиц пожилого возраста в
условиях пандемии.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что полученные результаты
исследования можно использовать в коррекции эмоциональных состояний лиц
пожилого возраста в условиях пандемии.

Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данные,
полученные в результате проведенного эмпирического исследования и анализа его
результатов, подтверждают, что у лиц пожилого возраста в условиях пандемии
наблюдается высокий уровень тревожности. Чрезмерные стрессовые ситуации,
связанные с пандемией и частыми карантинами, могут привести к неврозам – это болезнь
расстройств адаптации, поэтому очень важна коррекция тревожности и вызванных ею
невротических состояний у лиц пожилого возраста, которые, в силу своих
возрастных особенностей, являются довольно склонными к подобным эмоциональным
состояниям.

Влияние
эмоциональных состояний на психическую деятельность и физиологические функции
организма человека является существенным. Это важно учесть в процессе коррекции
личностной тревожности людей пожилого возраста, в частности, в условиях
пандемии и самоизоляции.

Считаем,
что процесс преодоления негативных психических состояний, состояния тревожности
и коррекция эмоциональных состояний в целом должен иметь комплексный характер и
быть направленным на рефлексию индивида и получение положительных эмоций.

С
целью коррекции эмоциональных состояний у лиц пожилого возраста в условиях
пандемии нами были разработаны рекомендации, предполагающие саморегуляцию своих
эмоциональных состояний пожилыми людьми, развитие у них рефлексии.

Таким
образом, цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза
подтверждена частично.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У
ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблема
изучения эмоций и эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной
психологии В психологии понятийный
аппарат дефиниций «эмоции», «чувство», «эмоциональные переживания»,
«эмоциональные состояния» характеризуется различием или отождествлением т.п.
(Б. Ананьев, В. Вундт, Ж. Пиаже, П. Якобсон). Четкую дифференциацию эмоций
осуществляется в трудах П. Анохина, В. Вилюнас, К. Изарда, П. Экмана, А.
Леонтьева, П. Симонов и др. Эмоции толкуются ими как:

— свойства человека, в которых оказывается
положительное или отрицательное отношение индивида к определенным объектам,
сфер деятельности, к другим людям, к самому себе [11];

— соответствующие реакции на внешние и
внутренние раздражители, которые проявляются в виде удовольствия или
неудовольствия, радости, страха, гнева и тому подобное;

— особый класс психических состояний,
которые отражают отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к
самому себе и к результатам своей деятельности;

— психические состояния и процессы у живых
существ, в которых реализуются их ситуативные переживания.

Приведенное выше дает
возможность классифицировать эмоции по следующим параметрам: переживания (Ф.
Василюк, Г. Костюк, В. Лебединский, Рубинштейн, Г. Шингаров), отношения
(В. Мясищев, П. Якобсон), отображения (В. Вилюнас, Л. Веккер, Г.
Фортунатов).

Переживания – обобщенное
понятие для обозначения непосредственного психического опыта индивида;
психофизиологическое состояние, в котором оказывается заинтересованное
отношение человека к кому-то, к чему. Переживания является универсальной
психической способностью психически здорового человека, которое сопровождает
все ее виды деятельности и процессы ее общения [5]. Ф. Василюк указывает на то,
что переживания это не только любой эмоционально окрашенный состояние или
явление действительности, которое непосредственно представлено в его сознании,
а состояние, которое отражает события его собственной жизни.

Конкретизацию положения
Ф. Василюка находим в трудах Г. Костюка, Л. Проколиенко. Ученые
доказывают, что особенности проявления эмоциональных переживаний обусловлены
уровнем развития личности и его возрастными особенностями [11]. Их специфика, утверждал
Рубинштейн, заключается в переживании явлений и отношений «… что если не
каждая эмоция представляет собой переживания в специфическом смысле этого
слова, то каждое переживание, то есть психическое явление с подчеркнуто
личностным характером, обязательно будет включен в эмоциональную сферу» [34]. Заметим, что термин «отношение»
берет начала от философии античности, от Аристотеля, который служил в качестве
отношения человека к определенному образу бытия и познания человеком окружающей
действительности и самого себя.

В современной научной
интерпретации отношение личности получило несколько иные акценты и определяется
как активная, сознательная, интегральная, выборочная, основанная на опыте связь

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы