Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Особенности эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретические аспекты эмоционального выгорания эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 11
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания 11
1.2 Факторы риска возникновения синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности 16
1.3 Влияние работы в условиях пандемии CОVID-19 на возникновение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников 24
Выводы по первой главе 33
2 Эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 35
2.1 Организация, этапы и методы исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3 Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19 44
Выводы по второй главе 52
Заключение 55
Список использованных источников 59
Приложение………………………………………………………………65
Введение:
Введение
Проблема эмоционального выгорания в современной науке является одной из самых актуальных, в связи с тем, что последствия вышеуказанного психологического синдрома отражается на жизнедеятельности человека. Особое внимание уделяется влиянию эмоционального выгорания на профессиональную деятельность.
Эмоциональное выгорание – это состояние человека, при котором у него срабатывает психологическая защита в ответ на конкретные психотравмирующие воздействия. Синдром эмоционального выгорания давно привлекает внимание ученых различных стран, и был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером. Он описывал деморализацию, разочарование и крайнюю усталость (он наблюдал у работников психиатрических учреждений). Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников. Ведь их рабочий день – это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома дезадаптации – стадии истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса. Человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
В отечественной психологии синдром эмоционального выгорания как психологический феномен стал активно изучаться в последние десятилетия (В. В. Бойко, О. С. Лаврова, Г. А. Макарова, Т. Н. Мартынова, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинская и др.). Не существует единой точки зрения на сущность эмоционального выгорания: некоторые авторы рассматривают его как разновидность стресса, другие – как результат влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжной стресс может стать одним из факторов развития эмоционального выгорания. По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание представляют собой приобретенный функциональный стереотип эмоционального поведения, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [2, с.53]. В. В. Бойко в 1996 году разработал методику «Диагностики уровня эмоционального выгорания», которая представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания и позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания». Симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще. Работа, которая не достаточно организованна с коллегами и клиентами забирающая больше сил, времени, рано или поздно начинает сказываться на работоспособности персонала, и тогда наступает процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, утомления, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы, а также в результате неразрешенного стресса.
Медицинский персонал является наиболее многочисленным по составу, и принимает на себя наибольшую нагрузку в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей. Поэтому медицинский сотрудник должен обладать определенной эмпатией, терпением, умением общаться и создавать доверительные отношения, наблюдательностью, решительностью, целеустремленностью и многими другими положительными для человека качествами. Именно медицинские работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные данному синдрому. Работа медика предполагает большое количество контактов в течение рабочего дня, постоянное плотное общение с больными, которые к тому же могут быть негативно настроенными (у врачей нет выбора пациентов), а также недостаток средств и времени для улучшения состояния здоровья пациентов. Они вынуждены работать в часто меняющихся условиях, и в рамках своей профессиональной деятельности, очень часто сталкиваются с непредсказуемыми обстоятельствами. Подвержены высокому профессиональному риску – заражение различными заболеваниями, нахождение в постоянном контакте с лекарственными и дезинфицирующими средствами, что создает опасность аллергических и токсико-химических поражений, а также воздействие различных излучений и других серьезных нарушений здоровья. Профессиональное – выгорание, – это не только высокая нагрузка, но и невысокая заработная плата, а кроме того, связанные с этим неудовлетворительные качества жизни: социальная несправедливость и отсутствие защищенности, утрата престижности профессии.
Таким образом, стресс у работников здравоохранения оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность, возникает чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванной собственной работой. И в первую очередь это связано с ошибками при назначении терапии (в назначении лекарственных средств, их дозировках, способах введения).
Под воздействием постоянного профессионального стресса постепенно возникает неудовлетворение в профессии, нарастает желание прекратить работу. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм, появляются различного рода расстройства и заболевания психики. Выгорание не является одномоментно возникающим процессом, оно развивается постепенно, динамично, имеет высокую цену, и довольно заразительно как для медицинского работника, так и для организации в целом, и может быстро усиливаться среди сотрудников, что ведет к потере энергетического потенциала. Эти факторы и создают предпосылки для вырастания синдрома эмоционального выгорания. Сама проблема психологического состояния медперсонала является непростой для исследования, при ее решении возникает масса трудностей организационного характера. Основная трудность – неготовность самих врачей и медсестер, к психологической работе. Психологическая помощь очень часто воспринимается либо как недопустимая роскошь, либо как «ненужная болтовня, отнимающая время». В связи с этим следует, что без проработки всех организационных и материальных деталей качественное решение проблемы психологической помощи будет невозможным. Поэтому данная проблема достаточно актуальна для медицинской организации, и соответственно данное исследование посвящено изучение актуальности такой проблемы как преодоление эмоционального выгорания среднего медицинского персонала, а также психолого-педагогическая поддержка.
Понимание феномена выгорания имеет большое значение для его профилактики. Перед тем, как проводить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания, необходимо оценить, на какой стадии сотрудник находится, следует рекомендовать каждому из нас стать своим собственным высококвалифицированным специалистом по устранению стресса. Необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в нашу повседневную рутину, распределять нагрузки, уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, проще относиться к конфликтам на работе – это должно помочь адекватно отнестись к появлению симптомов эмоционального выгорания и попытаться своевременно внести коррективы в свою жизнь. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, человек начинает обретать контроль над собой и при этом душевно переходит из положения жертвы к состоянию уцелевшего.
Врач или медицинская сестра должны получать необходимую информацию о причинах, проявления выгорания и эмоциональную поддержку для его преодоления, которые направлены на минимизацию синдрома профессионального выгорания, это поможет психологам, правильно проводить работу в оказании психологической поддержки, реализовать психологическую коррекцию, ориентированную на устранение симптомов, находить факторы профессионального выгорания. С коллективом необходимо проводить профилактические программы и тренинги по антивыгоранию. Они способствуют восполнению психологических ресурсов персонала, предупреждению и преодолению выгорания. Также эффективным методом профилактики является использование методов саморегуляции и восстановления себя. Ее можно назвать еще «техникой безопасности» для человека, который в силу своих профессиональных обязанностей имеет частые и многочисленные контакты с людьми. Психологическое сопровождение врачебного и среднего медицинского персонала должно решать несколько задач и учитывать организационные трудности, связанные с режимом работы – повышение общей психологической грамотности медицинского персонала. Задача личностной психологической проработки. Она может решаться в виде целевых тренинговых программ, направленных на развитие навыков адаптации к рабочим ситуациям, на осмысление экзистенциальных проблем, актуализирующихся в процессе работы, в виде регулярных групп поддержки, где обсуждаются психологически проблемные рабочие ситуации. Различные исследования для определения эффективности профилактических программ выгорания свидетельствуют об их эффективности. Также одной из ключевых задач по профилактике эмоционального выгорания должна быть заинтересованность руководителей медицинского учреждения по сохранению эмоционального самочувствия сотрудников, путем выработки комплекса мер по информированию, консультированию, диагностике и предупреждению «выгорания». Таким образом, мы видим, что профессия медика – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессионального выгорания. Улучшение личного психологического состояния врачей и медицинских сестер, поможет избавиться в дальнейшем от многих проблем в коллективах, и в отношении медицинского персонала к больным и их родственникам.
Новый коронавирус, вызывающий инфекцию COVID-19, распространился более чем в 200 странах мира. Это одно из самых тяжелых заболеваний нашего времени. Системы общественного здравоохранения прилагают максимум усилий, чтобы смягчить последствия распространения вируса и снизить смертность и заболеваемость, обусловленные COVID-19. В рамках сложившейся глобальной кризисной ситуации у медицинских работников закономерно увеличился объем работы, чрезмерно возросла рабочая нагрузка, и появилась необходимость работать сверхурочно. Следствием этого стали стресс и выгорание.
Цель работы – выявление особенностей эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19.
Объект исследования: эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19.
Гипотеза исследования: у медицинских работников, осуществляющих профессиональную деятельность в «красной зоне», существует большая вероятность возникновения эмоционального выгорания ввиду сложных условий труда во время пандемии COVID-19 в результате того, что в наибольшей степени существует предрасположенность к появлению тревоги и депрессии.
Задачи дипломной работы:
1. На основе теоретического анализа литературы рассмотреть понятие синдрома эмоционального выгорания.
2. Изучить факторы риска возникновения синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности.
3. Подобрать методики диагностического обследования медицинских работников для изучения выраженности показателей эмоционального выгорания, тревожности и депрессии.
4. В эмпирическом исследовании выявить взаимосвязь между работой медицинских работников в условиях пандемии CОVID-19 на возникновение синдрома эмоционального выгорания, депрессии и тревожности.
5. Разработать программу профилактики эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19.
Эмпирическая база и выборка
База исследования: ________________________________________.
В исследовании приняли участие 30 медицинских работников, из которых 100% — женщины.
Таким образом, у нас получилось две равночисленные однородные группы, в каждой из которых по 15 женщин при этом участники из группы 1 работают с больными с COVID-19, а участники группы 2 не работают с больными с COVID-19.
Методы исследования: 1) теоретический анализ и обобщение психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования; 2) эмпирические методы: письменный опрос, тестирование с помощью следующих методик: опросник эмоционального выгорания МBI (The Maslach Burnout Inventory) К.Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой; шкала тревоги А. Бека (The Beck Anxiety Inventory, BAI); шкала депрессии А. Бека (Beck Depression Inventory, BDI); 3) методы математической обработки данных: критерий U-Манна-Уитни.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении и углублении научно-психологических знаний по проблеме эмоционального выгорания медицинских работников в экстремальных условиях деятельности.
Практическая значимость заключается в возможности практического применения результатов исследования психологами для изучения проблемы эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях пандемии CОVID-19, что впоследствии будет способствовать принятию адекватных и своевременных мер, с целью смягчения негативных последствий эмоционального выгорания в условиях пандемии CОVID-19. Программа профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности медицинских работников в условиях пандемии CОVID-19 может быть использована при организации работы с медицинскими работниками, испытывающим эмоциональное выгорание, депрессию и тревожность.
Структура данной работы состоит из введения, основной части, подразделенной на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
На основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.
Результаты изучения теоретического материала показали, что эмоциональное выгорание – это психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Оно имеет три основные составляющие. К ним относят: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Выделяют следующие признаки эмоционального сгорания: ощущение эмоционального истощения, наличие негативных чувств по отношению к клиентам, негативная самооценка.
К основным факторам, играющим существенную роль в синдроме эмоционального выгорания, относят: личностный фактор, ролевой фактор (ролевую конфликтность и ролевую неопределенностью) и организационный фактор (интенсивное общение, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации, и принятие решений).
Надо отметить, что эмоциональное выгорание — процесс довольно «специфичный», поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Для того чтобы эмоциональное выгорание не являлось неизбежным должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение. Многие из причин эмоционального выгорания содержатся не только в личностных особенностях людей, но и так же в определенных социальных и ситуативных факторах.
Результаты изучения материала показали, что проблема эмоционального выгорания в медицине стала особенно актуальна начиная с 2020 года. Деятельность медицинского работника характеризуется большой напряженностью, конфликтностью, выражением различных эмоций, приводящим к тем или иным негативным последствиям. Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность — необходимое профессиональное качество медицинского работника.
Проблема своевременной диагностики и коррекции профессионального выгорания медицинских сотрудников, работающих в условиях пандемии, является значимой и требующей дальнейших исследований.
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что полученные данные о высокой степени профессионального выгорания и эмоционального неблагополучия не выявило. Однако эти выводы нельзя считать окончательными, так как в выборке преобладали испытуемые молодого возраста, а также 100 % выборки составляли женщины. Также не учитывались проблемные факторы как: информационный шум, недостаточная обеспеченность средствами защиты, коммуникативных трудностях с руководством и больными в период пандемии COVID-19.
У медицинских работников, оказывающих помощь пациентам с COVID-19, в различных медицинских учреждениях зафиксирован одинаково высокий уровень всех показателей психологического неблагополучия. Исключение составляет степень удовлетворенности профессиональной деятельностью, которая является высокой даже не смотря на условия работы в условиях специального режима, что может быть связано с осознанием высокой общественной значимости своей работы, признанием многими людьми их героических усилий по оказанию помощи и выражением благодарности им со стороны разных групп населения.
В связи с пандемией COVID-19 деятельность медицинских работников проходит в экстремальных условиях. Специалисты переносят чрезвычайные физические нагрузки, текущие задачи являются испытанием профессиональных навыков. Безусловно, в этот период значительно вырастает риск профессионального выгорания. На данный момент существует мало исследований профессионального стресса у медицинских работников во время пандемии COVID-19.
В обследованной выборке большинство специалистов имеют высокие показатели профессионального выгорания по шкалам эмоционального истощения (40%) и деперсонификации (47%). Исключение составляет показатель по шкале профессиональной успешности, по которой большинство специалистов (74%) имеют низкие показатели выгорания, что косвенно свидетельствует о высоком уровне мобилизации у специалистов и понимании ими своей важной роли в преодолении возникшей угрозы здоровью людей. Выявлены высокие показатели симптомов тревоги, депрессии, эмоционального дистресса, в который особенно высокий вклад вносят негативные эмоции (такие как страх заражения, переживание одиночества и изоляции). Также усугубляют дистресс различные организационные проблемы, трудности в коммуникации с руководством и пациентами и физический дискомфорт, связанный с ношением защитного костюма и недостатком сна. У 3% участников исследования отмечается суицидальная направленность. Надежность полученных данных подтверждают высокозначимые сильные и умеренные корреляции между показателями всех использованных методик.
Доступность психологического сопровождения и помощи медицинским работникам является важным фактором, наряду с другими перечисляемыми мерами профилактики: создание благоприятного социально-психологического фона в коллективе, меры социальной поддержки врачей (выплаты, предоставление в СМИ информации о трудностях работы персонала и поддержка с их стороны) и решение профессионально-организационных задач (обеспечение СИЗ, возможность получения навыков продуктивной коммуникации (тренингов), наличие отработанного строгого контроля за самочувствием персонала, возможность отдельного проживания при риске заражения семьи, наличие времени и места для отдыха, возможность отказаться от работы с инфицированными пациентами, наличие охраны или иного персонала для работы с пациентами в аффективном состоянии).
Любой человек, работающий в экстремальных условиях, должен знать психологические особенности своей профессии, основы психологического здоровья и владеть приёмами психопрофилактики. Некомпетентность и неподготовленность сотрудников является одним из факторов риска развития эмоционального выгорания. Характерно, что лица, подверженные этому синдрому, могут не осознавать его симптомы и нуждаются в обязательной психологической поддержке.
Разработанная тренинговая программа развития эмоциональной креативности направлена на развитие у медицинских работников эмоциональной осведомленности, эмоциональной экспрессии относительно новых эмоциональных переживаний, что гипотетически будет способствовать их более комфортному эмоциональному самочувствию в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания эмоционального выгорания медицинских работников в условиях пандемии COVID-19
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания
Синдром профессионального выгорания можно определить, как типичную форму хронического стресса, возникшего в результате профессиональной деятельности, который не был успешно преодолен. Синдром выгорания, особенно характерен для так называемых «помогающих профессий» и характеризуется наличием трех признаков: эмоциональное или физическое истощение, нарастающее психическое дистанцирование от профессиональных обязанностей, чувство негативизма или цинизма к профессиональным обязанностям и снижение профессиональной эффективности. Профессиональное выгорание касается непосредственно профессиональной деятельности и не применяется к опыту из других сфер жизни.
Всемирная организация здравоохранения определяет «синдром выгорания» как физическое, эмоциональное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе, усталостью, бессонницей, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, употреблению алкоголя или других психоактивных веществ и суицидальному поведению. В Международной классификации болезней и поведенческих расстройств 10-го пересмотра (МКБ-10) «синдром выгорания» отнесен в диагностический таксон Z 73 — «Проблемы, связанные с трудностями управления свой жизнью» и шифруется Z 73 — «выгорание» (burnout).
Термин «выгорание» (burnout), что можно обозначить как (эмоционально) «истощенный», впервые ввел американский психиатр Фройденбергер (Freudenberger) в 1974 г. Наблюдая за своими коллегами в психиатрической клинике Нью-Йорка, он заметил, что новые сотрудники со временем начинают демонстрировать сходный тип реакций. У них падает интерес к работе, снижается уровень физической и умственной энергии, появляется апатия и нарушения сна. С тех пор синдром профессионального выгорания изучается и преимущественно среди медицинских и социальных работников.
Изначально термин «staff burnout» применялся исключительно к профессиональной деятельности и в конце ХХ века термин «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание» воспринимались как синонимы.
Впервые описывая синдром, К. Маслач и его соавторы охарактеризовали профессиональное выгорание как дисбаланс между отдачей и принятием в контексте отношений помощи между «опекуном» (врачами, медсестрами, социальными работниками, учителями, полицейскими и т. д.) и «получателем» (пациенты, инвалиды, студенты, пользователи и т. д.), что предполагает фундаментальную роль в этиопатогенезе. При этом профессиональное выгорание рассматривается в совокупности выраженности:
— эмоционального истощения (emotional exhaustion — ЕЕ);
— деперсонализации (depersonalization — DP);
— редукции личных достижений (personal accomplishment — РА).
Эмоциональное истощение характеризуется психическим утомлением, усталостью, эмоциональной опустошенностью, симптомами депрессии. Вначале наблюдается эмоциональное перенасыщение, сопровождающееся эмоциональными срывами, агрессивными реакциями, вспышками гнева, впоследствии оно сменяется снижением эмоциональных ресурсов, утратой эмоционального интереса к окружающей действительности.
Под деперсонализацией понимается дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. У индивида появляются скрытые или явные негативные установки, возрастают обезличенность и формальность контактов, отмечаются частые вспышки раздражения и конфликтные ситуации. Для всех характеристик деперсонализации важна утрата эмоционального компонента психических процессов (потеря чувств к близким людям, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия).
Редукция личностных достижений характеризует снижение профессиональной эффективности работника, которое может проявляться в негативизме к служебным достоинствам и возможностям, в ограничении обязанностей по отношению к социальному окружению, в уменьшении значимости выполняемой деятельности. Ярко выражено чувство собственной несостоятельности и некомпетентности.
Впоследствии синдром профессионального выгорания также наблюдался в контексте услуг третичного сектора, так называемых «высокопрофессиональных» профессий, а вскоре и в другой профессиональной деятельности. Это изменило первоначальное значение термина. Эмоциональное истощение фактически стало определяющим аспектом, в то время как «межличностные» отношения на работе и последующая деперсонализация/цинизм по отношению к пользователю были классифицированы (и наблюдались) как «непривязанность/цинизм», испытываемые работником по отношению к собственной трудовой деятельности.
На протяжении многих лет ученые обсуждали наиболее подходящую модель для описания возникновения и развития трех признаков синдрома профессионального выгорания, а также различный «вес», который каждому из них следует придавать.
Дальнейшие исследования К. Маслач показали, что эмоциональное выгорание связано с жизнедеятельностью в целом. Оно может возникнуть и развиваться в условиях семьи и даже увлечения. Так, например, К. Маслач говорила: «…выгорание не является потерей творческого потенциала личности, это не реакция на скуку, а, вероятней всего, эмоциональное истощение, которое возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [23, с.306]. Следовательно, эмоциональное выгорание является широким понятием, которое возникает у человека в результате длительного воздействия факторов стресса. Профессиональное же выгорание является подвидом эмоционального выгорания, но развивается на фоне профессиональной деятельности, выполняемой человеком и приобретает признаки физического истощения – отстранение от коллектива, отсутствие целей и неспособность к планированию.
Исследователи сходятся во мнении, что в основе эмоционального истощения лежит Концепция стресса, разработанная физиологом Г. Селье. Он определяет стресс, как общий адаптационный синдром и неспецифическую реакцию организма на любое предъявляемое ему требование [32, с.83]. Психологическим проявлениям данного синдрома был присвоен термин «эмоциональный стресс», определение которого в дальнейшем претерпело ряд трансформаций и в настоящее время под эмоциональным стрессом понимают широкий круг психических проявлений адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов. Принято выделять два вида стресса: эустресс, способствующий улучшению работоспособности, и дистресс, способствующий ухудшению работоспособности. Отсюда следует, что именно дистресс способен стать причиной эмоционального, и, как следствие, профессионального выгорания.
В современной психологии обычно выделяют три подхода в выявлении синдрома эмоционального выгорания:
1. Социально-личностный подход американских психологов К. Маслач и С. Джексона. Его основа – трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.
Деперсонализация выявляется в межличностных отношениях с людьми – проявление крайностей, то есть изменение поведения от полной зависимости от окружения до негативизма и цинизма по отношению к остальным. Третьим «китом» является редукция личных достижений, приводящая к негативной оценке себя, своих достижений и ценностей, преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим [23, с.106].
2. Адаптационный подход В.В. Бойко, который находит отражение в концепции стресса. То есть эмоциональное выгорание является следствием длительного пребывания в стрессовых ситуациях, эмоционально нестабильных отношениях и несет характер физического, эмоционального и когнитивного истощения. Следовательно, корнем проблемы является эмоциональное истощение, все остальное – лишь его следствие [6, с.153].
3. Экзистенциальный подход А. Лэнгле. Причиной эмоционального выгорания является деформация ценностно-смысловой сферы личности. У профессионала возникает экзистенциальный невроз из-за утраты смысла своей деятельности. При этом, в данном подходе можно выделить и положительную сторону, так как деформация дает возможность проанализировать свою профессиональную жизнь, переосмыслить и посмотреть на себя как на профессионала с другой стороны, что, в свою очередь, будет способствовать изменению собственной жизни [18, с.3].
Эмоциональное выгорание следует рассматривать также с медицинской точки зрения. В медицинском справочнике существует код МКБ-10: Z73 – проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни. Диагноз с кодом Z73 включает 9 уточняющих диагнозов, в частности Z73.0 – переутомление (состояние истощения жизненных сил) [14, с.114].
Существует два главных фактора эмоционального выгорания:
1. Индивидуальные, которые берут начало из особенностей темперамента человека, характера, жизненных установок, ценностей и особенностей механизма психологической защиты. Молодые люди склонны предъявлять завышенные требования к себе и результатам своей деятельности, поэтому более сильно подвержены данному синдрому. В эту группу можно отнести людей, склонных к самопожертвованию с повышенным чувством ответственности.