Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Основы Финансовой грамотности населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Финансовая грамотность населения и ее проблемы 5
1.1 Общие понятия финансовой грамотности населения 5
1.2 Проблемы финансовой грамотности населения 6
1.3 Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния 9
Глава 2. Перспективы развития финансовой грамотности населения 12
2.1 Информирование населения о вопросах финансовой грамотности 12
2.2 Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ 2017 — 2023 гг. 15
Заключение 19
Список литературы 21
Введение:
Финансовая грамотность – одна из острых тем, обсуждаемых сегодня экономистами. Это сложная тема, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия целесообразных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченную жизнь в зрелом возрасте. Финансово грамотные люди более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что финансово грамотные люди могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.
Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды. Финансовая грамотность включает способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор финансовых инструментов, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.
Актуальность данной работы диктуется прежде всего тем, что финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности граждан по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Низкая финансовая грамотность населения выражаются в росте числа финансовых злоупотреблений, в накоплении населением избыточной кредитной задолженности, неэффективном распределении личных сбережений.
Объектом исследования является финансовая грамотность взрослого (от 16 лет и старше) населения.
Предмет исследования: процесс формирования финансовой грамотности и оценка ее влияния на экономическое поведение социальных субъектов.
Целью работы является исследование процесса формирования финансовой грамотности населения взрослого.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить общие понятия финансовой грамотности населения;
2) Обозначить проблемы финансовой грамотности населения;
3) Оценить влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния;
4) Оценить информирование населения о вопросах финансовой грамотности;
5) Изучить стратегии повышения финансовой грамотности в РФ 2017 -2023 гг.
Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; данные социологических исследований, посвященных проблема финансовой грамотности, находящихся в открытом доступе.
Заключение:
Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.
Ключевыми моментами национальных стратегий являются: актуализированное определение финансовой грамотности, определение новых сфер компетенций населения, уточнение целевых групп населения, обследование и оценка текущего состояния действующих учебных программ, методик и просветительских мероприятий и, главное, выработка дальнейших планов для государственных, общественных и частных организаций.
Изучение проблемы развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения показало, что Россия, как и многие зарубежные государства, начала этот процесс с отдельных инициатив общественных и коммерческих структур. Однако уже на данном этапе остро ощущается необходимость как контроля над ним, так и координации усилий всех заинтересованных организаций и ведомств. Мировая практика показывает, чем скорее к указанному процессу подключается государство, тем успешнее решается проблема.
Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».
Ответственным органом может быть: инициативная группа, руководящий комитет, комиссия или центр по финансовой грамотности с миссией «просвещать и информировать граждан в возрасте «от 5 до 105 лет».
Для обеспечения независимости, объективности, эффективной работы, а также исключения всякого рода монополизма, в состав указанного органа должны войти представители заинтересованных структур (министерств, ведомств, научно-исследовательских, общественных и частных организаций).
Необходим узнаваемый населением символ «главного эксперта» в работе по улучшению финансовой грамотности. Мировой опыт показывает, что подобный символ серьезно способствует эффективности проекта.
Повышение финансовой грамотности – это сфера ответственности государства, бизнеса и семьи.
Исследование показывают, что такой целевой группе, как дети и учащаяся молодежь уделяется особое внимание. На нее сориентировано почти две трети действующих образовательных схем и информационно-образовательных продуктов. Актуальность обучения рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах, подтверждаемой данными целого ряда обследований, проведенных в разных странах. Результаты обследований показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Финансовая грамотность населения и ее проблемы
1.1 Общие понятия финансовой грамотности населения
Основы финансовой грамотности — это то, что сегодня не преподают ни в институт, ни в школе, и что очень сильно хромает у населения нашей страны. Многие, заканчивая учебные учреждения, просто не имеют представление о том, что такое деньги и финансы, и, как эти инструменты работают. Большинство людей даже не задумываются о том, что финансовые решения они принимают каждый день, и, знать, что такое деньги, и, как они работают, они просто обязаны.
Финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, а также умение распоряжаться собственными и заемными средствами. Грамотное взаимодействие с кредитными организациями, эффективное использование денежных инструментов, оценка экономического положения страны.
Качества финансово грамотного человека:
— планирует свои доходы и расходы;
— рационально выбирает финансовые продукты и услуги;
— следит за состоянием личных финансов;
— разбирается в финансовых вопросах;
— избегает непомерных платежей и долгов по кредитам;
— понимает права потребителя финансовых услуг и способен отстаивать их;
— готов к непредвиденным обстоятельствам.
Основными понятиями финансовой грамотности являются актив, пассив и денежный поток. А также плохой долг и хороший долг.
Активы – это то, что приносит деньги в ваш бюджет. Или то, что в будущем при продаже принесет доход. Например, недвижимость, акции, паи в ПиФ, депозиты в банке, имущество, сданное в аренду и т.д.
Пассивы – это то, что вынимает деньги из вашего кармана. Например, дом, в котором вы живете; автомобиль, на котором ездите; банковские кредиты, за которые вы выплачиваете проценты и т.п.. Другими словами, это то имущество, за пользование которыми приходится вкладывать денежные средства.
Денежный поток – это разница между активами и пассивами. То есть, из совокупного дохода за месяц необходимо вычесть сумму всех расходов за месяц. Он может быть положительным, отрицательным и нулевым. Финансово грамотный человек всеми силами будет стремиться сократить пассивы, а активы, наоборот, увеличить, так как он уверен, что именно активы способны сделать его богатым.
Существует три вида доходов:
— заработанный – это денежные средства, получаемые за выполнение определенных работ (основной вид заработка населения);
— «портфельный» — это доход, полученный от разных акций, облигаций, ценных бумаг и т.д.;
— пассивный – это доход, полученный от имеющихся в наличии пассивов. Например, от квартиры, сданной в аренду и т.п.;
Как ни странно, но долги тоже имеют свою классификацию. Как в своих книгах писал Р. Киосаки, есть плохой долг и хороший долг.
Плохой долг – это когда ты платишь по своим обязательствам. Например, ипотека на жилплощадь, в которой ты живешь.
Хороший долг – это когда кто-то другой платит по твоим обязательствам. Например, квартира, взятая на ипотеку и сданная другим людям в аренду.