Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Основные принципы гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании 5
1.1 Основные положения гуманистической педагогики 5
1.2.Гуманистическое воспитание, его цель и задачи 13
Глава 2. Методические аспекты гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании 15
2.1. Методы и приемы гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании 15
2.2. Инновации в гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании 26
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Введение:
Актуальность темы исследования. Гуманистическое воспитание нацелено на формирование межличностных отношений, базирующихся на взаимоуважении преподавателя и ученика, на создание благоприятных условий для развития личности и реализации его индивидуальных способностей.
Фундаментом современной методики воспитания детей заложен принцип гуманности и демократизации учебного процесса и воспитания. В условиях социальных преобразований в нашей стране, концепция гуманистического образования выходит на первый план.
Ввиду этого представляется особенно актуальным внедрение в педагогический процесс основ и методик гуманистического воспитания.
Создание и развитие гуманистической педагогики заключается в том, что ученые-педагоги постоянно находятся в поисках оптимального пути воспитания детей, который бы способствовал развитию многогранной и самостоятельной личности. В процессе мировоззренческой оценки окружающего мира и его взаимодействия с детьми, педагоги пришли к выводу, что наиболее приемлемой системой воспитания и обучения детей является система, основанная на гуманизме.
В современном обществе к личности предъявляется очень много требований: динамичность, практичность, интеллект, но помимо этого на первое место выходят аспекты гуманитарного развития, такие как культурность, интеллигентность, духовная целостность. На формирование этих качеств и направлено гуманистическое воспитание.
Гуманистическое воспитание — процесс становления личности, который предоставляет человеку возможность осознать себя частью современного общества ,то есть социализироваться.
Сторонники гуманизма — психологи, философы и педагоги — неоднократно подчеркивали, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашей жизни. Весь двадцатый век педагоги и психологи ставили задачу сближения педагога и ученика, перевод этих взаимоотношений в гуманистическое русло. А. Адлер, специально исследовавший проблемы воспитания, считал бесполезным жестокое авторитарное воспитание, так как оно отдаляет ребенка от педагога. Он писал: «Любой авторитет, который не признан спонтанно, а должен навязываться нам силой, является фальшивкой; истинное уважение и дисциплина исходят изнутри. Единственная возможность двигаться вперед заключена в том, чтобы избегать, насколько это возможно, всякой конфронтации и видеть в ребенке не объект обучения, а субъект; видеть в нем зрелую личность, равную учителю».
Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечь человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.
Цель данного исследования – рассмотреть основные принципы гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании.
Объект исследования –принципы гуманизации воспитательного процесса.
Предмет исследования – личность ребенка в гуманистическом воспитании.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании.
2. Выявить значение методов гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании.
3. Разработать комплекс методов гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании.
Заключение:
Основные задачи педагогической работы направлены на формирование способности личности к культурной самореализации, самоорганизации и са-мореабилитации. Основные направления воспитательной деятельности отра-жены в целевых программах.
Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравствен-ным путем. Таким образом, ведущим направлением гуманизации образова-ния считается самоопределение личности в культуре, ее приобщение к нацио-нально-культурным традициям. Современный этап развития общества опре-деляет направления совершенствования системы образования, предусматри-вает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастаю-щего поколения.
Результатом гуманистической направленности образования должно явиться становление как личности человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и инди-видуальному интеллектуальному усилию, уважающему себя и других, тер-пимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для восприятия иного мнения и неожиданной мысли [34].
Детство – важнейший период человеческой жизни, важный этап разви-тия личности, время формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Становление базисной культуры подразумевает, что ребенок при-общается именно к общеличностной культуре человека, происходит приоб-щение к общечеловеческим, непреходящим человеческим ценностям (красоте, добру, истине и др., а также учится владеть универсальными средствами жизнедеятельности, постигает способы активного взаимодействия с миром, проявления оценочного отношения к происходящему. Каков человек, такова и деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Вся деятель-ность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл и свое человеческое назначение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы гуманизации воспитательного процесса в дополнительном образовании
1.1 Основные положения гуманистической педагогики
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству [42].
Как теоретическая концепция гуманизм признаёт право человека на свободу, счастье, беспрепятственное развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты выступают в гуманистической концепции в качестве основных критериев оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок и направленности общественного развития. В отношениях между членами общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности [38].
О содержании гуманизма говорят различные исследования. В частно-сти, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм пред-полагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свобо-ду как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического ми-ровоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.
Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность пред-ставляет собой совокупность нравственно-психологических свойств лично-сти, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.
Основные положения гуманистической педагогики:
1)Человек должен изучаться в его целостности;
2) Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3) Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью, человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
4) Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореа-лизации, которые являются частью его природы;
5) Человек обладает определенной степенью свободы от внешней де-терминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
6) Человек — это активное, интенциональное, творческое существо [18].
Гуманистическая педагогика и психология противопоставила себя в ка-честве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого. Тогда как главное в ней, устрем-ленность к будущему, к свободной реализации своих потенций, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеаль-ного Я».
Гуманистическая педагогика ставит задачу преодолеть разрыв и уста-новить гармонию между:
(1) знанием как таковым,
(2) знанием жизненно важным для человека (мировоззрением),
(3) личностным центром человека, его я,
(4) практикой, т.е. поступками личности.
С точки зрения содержания образования, большое значение в рамках гуманизма придается этическому, точнее аксиологическому (ценностному) воспитанию. По мнению П. Куртца, цель этического воспитания двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала, позволяющего им самостоя-тельно осмыслять и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способ-ности этического познания и умения вести критическое этическое исследова-ние. Последнее представляется особенно важным для гуманизма как педаго-гической и мировоззренческой парадигмы и отличает ее от всех других мо-делей воспитания [30].
В самом деле, ценностная основа педагогики гуманизма достаточно очевидна: она складывается по большей части из общечеловеческих нрав-ственных, гражданско-правовых и экологических норм. Не является экзоти-ческой и психология гуманизма. Вместе с тем центр тяжести гуманистическая педагогика переносит на методологическую и инструментальную составля-ющую процесса воспитания, т.е. на процедуры и приемы совместной работы воспитателя и воспитываемого по усвоению и выработке навыков самопозна-ния, самоорганизации и т.п.
Не столько что (это демонстрируется, объясняется и понимается отно-сительно просто), сколько как – вот решающее звено гуманистического про-цесса воспитания. Для педагога это связано с реализацией по меньшей мере трех принципов
1) объективности, непредвзятости и научности,
2) саморегуляции и самодетерминации
3) предлагающего объяснения [10].