Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Основные понятия безопасности жизнедеятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы изучения основных понятий безопасности жизнедеятельности. 6
1.1. Анализ
понятия «основы безопасности
жизнедеятельности» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2.
Теоретические основы формирование основных понятий безопасности
жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста. 11
Глава 2.
Глава 2. Организация процесса изучения основных понятий безопасности
жизнедеятельности. 16
2.1.
Диагностика уровня сформированности знаний об основных понятиях безопасности
жизнедеятельности у учащихся. 16
2.2.
Методические рекомендации по изучению основных понятий безопасности
жизнедеятельности для учеников средней школы.. 19
Заключение. 28
Список
использованной литературы.. 30
Введение:
Актуальность работы. Двадцать
первый век бросает вызов всему, что нас окружает. Сегодня в рамках жизни одного
поколения происходят кардинальные изменения, которые касаются всех сторон
существования человека. Все эти изменения требуют от общества изобретательности,
гибкости, творческого подхода к решению проблем, умение применять знания в
реальной жизни. Однако эти умение не берутся ниоткуда, их надо формировать и
развивать, в том числе и те, что касающиеся подготовки детей в случае
возникновения ЧС. Поэтому школа, которая понимает истинное значение этих
процессов социума, несет на себе особую ответственность за умение
приспосабливаться к изменениям, за формирование навыков безопасности жизнедеятельности
учащихся.
Безопасность
жизнедеятельности человека – одно из приоритетных и важнейших направлений
развития современного общества. Данная тема находит отражение в документах на
уровне социальной политики Российской Федерации, а также в исследованиях многих
отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова,
А.А. Скочинского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы
самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л.
Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.
Целью
преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» в школе является, по словам
С.В. Белова освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций.
Для
того, чтобы уберечь учеников от различных опасностей в школьные годы и в жизни
в целом, важно научить их основам безопасного поведения. Усвоение основ
безопасного поведения невозможно без изучения основных понятий безопасности
жизнедеятельности. Следовательно, основная задача педагога найти современные
средства и методы обучения, которые будут способствовать быстрому и
долговременному запоминанию основных понятий безопасности жизнедеятельности.
Настоящее
требует кардинального изменения самого процесса обучения, его форм и методов.
Актуальность приобретает не усвоение отдельных умений и навыков, а развитие
индивидуальных особенностей; не педагогические требования, а педагогическая
поддержка, сотрудничество и диалог учителя с учеником; не объем знаний, а
целостное развитие, саморазвитие личности ученика, его включение в значимую
деятельность и ориентация на успех.
Все вышеизложенное определило выбор темы нашего
исследования: «Основные понятия безопасности жизнедеятельности».
Противоречие:
между
задачами формирования основных понятий безопасности жизнедеятельности и
недостаточно представленными эффективными
средствами работы в этом направлении.
Проблема
исследования. Каковы эффективные средства работы по
формированию основных понятий безопасности жизнедеятельности у учеников
основной школы?
Объект исследования – основы безопасности
жизнедеятельности учеников.
Предмет исследования – изучение основных
понятий безопасности жизнедеятельности.
Цель исследования:
изучение особенностей организации работы по формированию основных понятий
безопасности жизнедеятельности у учеников основной школы.
Цель
исследования предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Рассмотреть
понятия «основы безопасности
жизнедеятельности» в психолого-педагогической литературе;
2. Изучить
теоретические основы формирование основных понятий безопасности
жизнедеятельности у детей младшего школьного возраста;
3. Провести
диагностику уровня сформированности знаний об основных понятиях безопасности
жизнедеятельности у учащихся
4. Предложить
методические рекомендации по изучению основных понятий безопасности
жизнедеятельности для учеников средней школы.
Методы
исследования: теоретический анализ
психолого-педагогической, методической и учебной литературы, обобщение научных
данных по проблеме исследования.
Теоретическая
значимость исследования заключается в анализе и
теоретическом обоснование наиболее эффективных средств по формированию знаний об
основных понятиях безопасности жизнедеятельности. Предложенные методические
материалы могут быть использованы учителями, которые преподают предмет «Основы
безопасности жизнедеятельности» в школе и других учебных заведений.
Заключение:
Основной
задачей школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является
подготовка ученика к активному участию в обеспечении полноценной жизни в
обществе, которая динамично меняется. Поэтому содержание предмета должно быть
реализовано с помощью специфической методики обучения, а вся деятельность
учителя должна быть направлена на формирование знаний основных понятий
безопасности жизнедеятельности и алгоритма действий в опасных ситуациях.
Ученики
должны владеть культурой безопасности жизнедеятельности на высоком уровне и
иметь мотивацию к овладению знаниями и
умениями безопасного поведения в быту, социуме и на практических работах. Ведь
в жизненной среде только овладение человеком основными ценностями культуры
безопасности и их безусловное соблюдение может гарантировать ей безопасное
существование. Формирование оптимального типа мотивации к безопасному поведению
является фундаментом, на котором в дальнейшем базируется повышение надежности и
безопасности взаимодействия человека и окружающей среды.
Теоретический
анализ литературы позволяет сделать вывод, что для овладения основными
правилами безопасности дети на уроках должны освоить и знать основные понятия
безопасности жизнедеятельности.
Существует
множество понятий безопасности жизнедеятельности, однако ученики должны точно
знать и оперировать следующими понятиями ОБЖ: здоровье, работоспособность,
опасность, риск, безопасность, комфортные условия, пожар, пожароопасные материалы, электроопасность.
Мотивация
учеников к овладению основными понятиями безопасности жизнедеятельности заключается
в создании психологического настроя на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Обучение основным понятиям безопасности жизнедеятельности является основой
формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Во время обучения
необходимо последовательно вести учеников от опознания, идентификации отдельных
явлений к их критическому осмыслению.
В ходе
исследования была проведена диагностика
сформированности знаний основных понятий безопасности
жизнедеятельности (266
человека), при этом результаты констатирующего этапа педагогического
эксперимента убедительно свидетельствуют о недостаточном уровне
сформированности этих знаний, а именно: только у 8,8% подростков констатирован высокий уровень сформированности знаний
основных понятий безопасности жизнедеятельности, у 39,2% — средний и низкий — 51,9%.
На завершающем этапе был предложена методика
с использованием алгоритмов и структурно-логических схем изучения основных
понятий и терминов по основам безопасности жизнедеятельности направленные на
обеспечение устойчивых теоретических знаний, организации самостоятельной работы
учащихся, формирование у них умений определять факторы, причины и параметры
возникновения опасных ситуаций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения основных понятий безопасности жизнедеятельности 1.1.
Анализ понятия «основы безопасности
жизнедеятельности» в психолого-педагогической литературе Вопросами
безопасности жизнедеятельности в общей педагогике занимались А.Ю. Грабовский, Ю.А.
Кот, В.Н. Кузнецов, В.П. Лапин, В.И. Лукьянчиков, Р.О. Луцик, Н.Я. Малышева, И.С.
Мищенко, Г.П. Пистун, В.П. Пишенюк, А.С. Платонов, Е.М. Римская, В.А. Сапронов,
Л.А. Стрий и др.
Л.А.
Стрий рассматривал безопасность жизнедеятельности, как специфическую форму
взаимоотношений человека и окружающей среды. По его утверждению безопасность
жизнедеятельности – это наука, изучающая проблемы безопасности пребывания
человека в окружающей его среде во время трудовой и иной деятельности [17, с. 4].
В своих исследованиях Л.А. Стрий отмечает, что: с позиции системного подхода, безопасность
жизнедеятельности следует рассматривать как сложную систему, которая с одной
стороны, есть составной частью системы более высокого порядка, а с другой –
которая сама состоит из нескольких подсистем [17].
В.А.
Сапронов в своем исследовании посвященном вопросам безопасности
жизнедеятельности, отмечает, что человек сам несет угрозу и основной опасностью
является его собственная деятельность. Рассматривая содержание и сущность
безопасности жизнедеятельности, ученый утверждает, что это сложное понятие образуется
из простых: «жизнедеятельность» содержит представление о преобразовании
окружающего среды [14, с. 19]. Под жизнедеятельностью следует понимать
деятельность одной или многих людей, направленную на достижение положительных
результатов. Хотя такая деятельность может включать в себя многочисленные «побочные
эффекты» (техногенные катастрофы, тотальное загрязнение окружающей среды и т.
д.). В выводах В.А. Сапронов, отмечает, что человек и общество развивая и
согласовывая свою деятельность по преобразованию окружающей среды, должны
учесть возможные опасности, предупредить их и заблаговременно обеспечить
средства защиты. Именно предупреждения и предотвращения возможных опасностей и
составляет сущность понятия «безопасность жизнедеятельности» [14, с. 20].