Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Основные направления совместной работы учителя-дефектолога и родителей детей с ОВЗ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ. 6
1.1Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с родителями ребенка с ОВЗ 6
1.2.Направления,формы,
виды психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченны ми
возможностями здоровья. 8
2.ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ
РАБОТАПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ. ВОСПИТЫВАЮЩИМИ
ДЕТЕЙС ОВЗ. 15
2.1. Проведение
анкетирования для выявления трудностей,
с которыми сталкиваются
родители детей с ОВЗ. 15
2.2. Коррекционная
работа учителя-дефектолога и взаимодействие с родителями детей с ограниченными
возможностями здоровья. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
Список
литературы. 32
Приложение 35
Введение:
Последние политические изменения, изменения в
социально-экономической жизни государства и общества, безусловно, сказываются
на семейных отношениях, особенно на отношении родителей к детям. Поэтому роль
изучения проблем взаимоотношений в семейной системе возрастает не только в
практическом плане, но и в научно-педагогических исследованиях.
Чтобы
сформировать у ребенка гармоничную личность и развить у него чувство
собственного достоинства, его должны сопровождать взрослые, которые его любят и
понимают. Семья играет особую роль в формировании личности ребенка-инвалида.
Проблема
заключается в характере взаимоотношений между родителем и ребенком с
ограниченными возможностями и понимании важности семейного сообщества. В
настоящее время для специалистов, работающих с данной категорией детей,
особенно актуален вопрос активного вовлечения семьи в специальное
образовательное пространство, в том числе в процесс коррекционного воспитания
родителей.
Эта проблема привлекла внимание
исследователей еще в прошлом веке. Т.А. Власова, В.С. Любовский, Г.Е. Сухарева
изучили причины умственной отсталости и выявили особенности
личностно-познавательной и эмоциональной сфер умственно отсталых студентов.
С.Г. Шевченко, Е.Р. Смирнова изучали проблемы семей, воспитывающих детей с
задержкой умственного развития. В.В. Ткачева, И.М. Марковская изучали формы
организации коррекционно-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей
с ограниченными возможностями. Однако из-за недостаточного изучения этого
вопроса тема была выбрана.
Объект
исследования: помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Предмет
исследования: совместная работа учителя-дефектолога и
родителей детей с ОВЗ.
Цель
исследования: изучить
основные направления совместной
работы учителя-дефектолога и родителей детей с ОВЗ.
Гипотеза:
проведение системы коррекционных упражнений с детьми и родителями стимулирует
развитие детско-родительских отношений, способствует профилактике социальной
депривации.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы оказания
психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ в
отечественной литературе.
2. Систематизировать научные данные о клинических и
психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста с ОВЗ.
3. Разработать и апробировать систему коррекционных
занятий, направленную на оказание психолого-педагогической помощи семье,
воспитывающей ребёнка дошкольного возраста с ЗПР.
Методы
исследования: в ходе исследования были использованы такие методы
и приемы, как тестирование, наблюдение, сбор анкетных данных, тематические
опросники. Теоретическая
значимость исследования заключается в том, что полученные данные
способствуют уточнению понимания психолого- педагогической помощи, вносят определённый вклад в изучение семей,
воспитывающих детей дошкольного возраста с
ОВЗ.
Практическая
значимость исследования обусловлена его
направленностью на научно-методическое обеспечение специальной
педагогики и специальной психологии. Полученные данные могут быть использованы
в работе ДОУ компенсирующего вида, психолого-педагогических реабилитационных
центров по работе с семьями, имеющими детей с ОВЗ.
Организация
исследования:
Исследование проводилось в несколько этапов:
— анализ литературных источников состоял из изучения результатов
исследования разных авторов общей и специальной педагогической и
В экспериментальном исследовании принимали участие десять семей, в отборе
которых обязательным был факт наличия ребёнка старшего дошкольного возраста
с ОВЗ.
Научная
новизна работы
заключается в том, что в ней получены дополнительные данные о специфике
детско-родительских взаимоотношений при ОВЗ. Это позволило определить основные
направления работы по нормализации внутрисемейного микроклимата.
Заключение:
Исследования и разработка методов помощи
семье, воспитывающей умственно отсталого ребенка, в основном ведутся в области
медицинской психологии и психотерапии. Эта проблема недостаточно отражена в
специальной психологии. Кроме того, недостаточное внимание уделяется вопросу
оказания психолого-педагогической помощи семьям детей в специальных
исправительных учреждениях.
Родители детей с
ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем. Деформация
позитивного жизненного стереотипа, связанного с рождением ребенка с
отклонениями в развитии, приводит к нарушениям, которые могут проявляться на
социальном, соматическом и психологическом уровнях.
Дополнительные меры
характера, предлагаемые специалистами исправительного учреждения, не всегда
достигают поставленных целей. Одна из причин низкой эффективности коррекционной
работы с семьей умственно отсталого ребенка — личные взаимоотношения родителя,
которые не позволяют ребенку в травмирующей ситуации наладить гармоничные
отношения с ребенком и окружающим миром.
Такие бессознательные
отношения могут включать:
— отрицание личности
ребенка;
— неконструктивные формы
отношений с ним;
— Отказ понять наличие
проблем в развитии ребенка, их частичный или полный отказ.
Задачи, интересующие
родителей умственно отсталых детей, могут включать обучение и воспитание детей,
формирование для них правил поведения.
В связи с этим станет
актуальным развитие таких форм психолого-педагогической работы, которые помогут
преодолеть многие внутривенные противоречия и проблемы родителей.
Успех коррекционной
работы с ребенком-инвалидом обеспечивается многими составляющими, среди которых
важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Родители ребенка с
ограниченными возможностями должны быть активными участниками коррекционного и
развивающего процесса, веря в способности своего ребенка и положительный
результат коррекционного обучения, и не рассматривать возможность помещения
ребенка в группу. Коррекционное и развивающее образование в форме сегрегации,
переходящее в сферу некачественного образования.
Родители должны быть готовы к сотрудничеству в
распространении специальных педагогических и психологических знаний,
разъяснении преимуществ и преимуществ обучения ребенку в группе
коррекционно-развивающего обучения, укреплении доверия к
психолого-педагогическому персоналу и оказанию помощи ребенку в получении
образования. трудности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
1.21.Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с родителями ребенка с ОВЗ
Одна из самых актуальных
проблем педагогики — включение детей с ограниченными возможностями в
общеобразовательный процесс. Согласно новому Закону об образовании и новым
федеральным стандартам, ребенку недостаточно иметь знания, навыки и умения,
приобретенные в образовательном процессе, он должен уметь применять их в
реальных ситуациях. непрерывное развитие общества, адаптация к изменениям
условий жизни [3].
Возникают новые формы обучения детей. Будут созданы специальные
дошкольные учреждения, а дети с особыми потребностями будут включены в список
обычных детей в рамках их образовательной деятельности. Важно помнить, что все
дети имеют равные права, но группа детей с особыми потребностями требует особых
условий и обращения. Чтобы обеспечить реализацию прав каждого ребенка,
необходимо индивидуальный подход к каждому ребенку в своих действиях [2].
От того, как решить проблему интеграции, зависит не
только судьба детей-инвалидов, выросших полноправными членами общества, но и
дальнейшее развитие системы специального образования. Понимая процесс
интеграции, можно сказать, что включение в образовательный процесс детей с особыми
образовательными потребностями, наряду с обычными детьми, является началом
социальной интеграции.
Общество должно
научиться понимать и принимать особые потребности других, оказывать
соответствующую помощь и поддержку, создавать комфортные условия жизни для
каждого из нас, принимать во внимание гуманность и наши отношения друг с
другом, мы все имеем одинаковые права и обязанности, но у всех одинаковые
потребности. Необходимо выбрать такую модель поведения, которая не ущемляет