Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические особенности организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе 7

1.1. Психологические особенности детей подготовительного возраста 7

1.2. Особенности взаимодействия с семьями детей подготовительного возраста 13

1.3. Роль воспитателя во взаимодействии с семьями при подготовке детей к школе 21

Глава 2. Методические аспекты организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке к школе 30

2.1. Эффективность применяемых способов организации взаимодействия с семьями детей при подготовке к школе 30

2.2. Применение способов организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке к школе 37

2.3. Результаты эффективной организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке к школе 42

Заключение 49

Список литературы 51

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в обществе происходят различные изменения в социальном и экономическом плане. При этом в области образования и педагогики основное внимание следует уделить построению взаимодействия между семьей каждого ребенка и садом, так как именно эти отношения способствуют развитию и воспитанию детей. При этом взаимодействие между семьей каждого ребенка и воспитателем – это основа всего образовательного процесса. Вопросы по этому сотрудничеству являлись основополагающими во все времена. Уже к сегодняшнему дню в связи с новыми современными условиями развития дошкольников данные вопросы приобрели большую актуальность. На сегодняшний день не все родители ставят воспитание детей на первое место, уделяя при этом больше внимания финансовым вопросам и другим проблемам. Очень часто родители считают, что воспитание детей – это забота учреждения образования.

При этом воспитательный процесс каждого учащегося в первую очередь начинается в семейном кругу. Без активного участия родителей в процессе воспитания, без использования необходимых нравственных и культурных качеств в процессе воспитания детей, без взаимодействия с образовательным учреждением невозможно успешное всесторонне развитие ребенка. В современных условиях важно повышать уровень мотивации родителей к процессу воспитания ребенка. Однако данный процесс невозможен без требуемого для этого научного и методического обеспечения, а кроме того без психологической и педагогической поддержки.

В 2015 году была принята «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025». В соответствии с данным документом строится поддержка семейного воспитания, отмечается, что семья должна вносить свой вклад в воспитательный процесс, реализованный в рамках образовательной организации.

При подготовке дошкольников к жизни, гуманизация образования, призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, так как это одно из условий современного образования. Способность человека приобретать новые знания без посторонней помощи формируется наиболее интенсивно в дошкольные и школьные годы.

В процессе обучения каждый ребенок должен в первую очередь уметь самостоятельно мыслить, а также решать определенные вопросы и уметь адаптироваться к меняющимся условиям, иметь творческие способности. Однако не каждый ребенок может быть самостоятельным в процессе обучения. Поэтому на сегодняшний день актуальна проблема организации эффективного взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Отдельные аспекты данной проблемы рассматривали в своих трудах такие ученые-педагогики, как Ю.К. Бабанский, А.П. Гинзбург, М.А. Данилов, А.А. Люблинская, Н.П. Линькова.

Во многом процесс становления личности ребенка зависит от самой семьи, в которой он растет. В семейном окружении происходит естественное приобщение детей к жизненным обстоятельствам. Семья содействует формированию у ребенка определенного мировоззрения, приобщает ребенку определенные моральные и нравственные нормы, нормы поведения. Несомненно, важность воспитания в кругу семьи имеет особое значение для всестороннего развития ребенка. Семейное воспитание закладывает основы становления самооценки ребенка, развивает образ своего «я».

Для того чтобы процесс обучения и воспитания детей был максимально эффективным важно сформировать определенную атмосферу между семьей ребенка и воспитателем.

На основе этого возникает противоречие: между необходимостью подготовки детей к школе и недостаточным методическим обеспечением эффективного взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Проблема исследования заключается в определении способов эффективного взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Цель исследования – теоретические обосновать и проверить опытным путем эффективность взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Объект исследования – взаимодействие воспитателя и семьи.

Предмет исследования – организация взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологические особенности детей подготовительного возраста.

2. Изучить особенности взаимодействия с семьями детей подготовительного возраста.

3. Выявить роль воспитателя во взаимодействии с семьями при подготовке детей к школе.

4. Изучить эффективность применяемых способов организации взаимодействия с семьями детей при подготовке к школе.

5. Представить применение способов организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке к школе.

6. Проанализировать результаты эффективной организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке к школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных педагогов, посвященные:

 педагогическому процессу по взаимодействию учреждений образования с родителями (Б. Г. Герш, П. П. Петренко, Н. В. Поликутина);

 взаимодействию педагогов и родителей как педагогических партнеров (С. Г. Вершловский, Т. Н. Касимова, В. П. Колесникова, и др.);

 развитию и формированию личности ребенка в совместной деятельности со взрослыми (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский);

 изучению среды, влияющей на социальный институт семьи и школы (А. И. Антонов, Е. Л. Башманова, В. М. Медков, М. Мид и др.);

 вопросам семейного воспитания, взаимодействия школы с семьей, влиянию родителей на образование детей (И. С. Кон, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, А. Н. Острогорский, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.).

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение, синтез, анализ, систематизация, классификация; изучение результатов деятельности детей, количественный и качественный анализ результатов, опрос (анкетирование), эксперимент.

Новизна исследования заключается в обобщении способов эффективной организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Практическая значимость исследования заключается в определении эффективных способов взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучив основные аспекты психолого-педагогических особенностей детей 6-7 лет, было определено следующее. В этом возрасте у детей интенсивно развиваются основные познавательные способности. Память ребенка становится произвольной. Восприятие характеризуется изменчивостью и нестабильностью. Активно формируется словесно-логическое мышление. В этом возрасте продолжается активное пополнение речи ребенка новыми словами. Внимание отличается неустойчивостью и мало по объему, преобладает произвольное внимание. Кроме важных изменений в психике также происходят изменения в социальной ситуации развития. На фоне различных перемен возраст 6-7 лет характеризуется кризисным периодом в развитии детей. Обучение становится ведущей деятельностью младших школьников.

Проанализировав многообразие взаимодействия педагога с родителями, можно сделать вывод, что активное обогащение традиционных форм и методов воспитательной работы инновационными формами и методами воспитания способствует взаимопониманию и взаимодействию родителей с детьми; взаимодействию с учителем, раскрывает их огромный потенциал и желание помочь своему ребенку; поднимает авторитет образования. Именно сотрудничество позволяет объединить усилия родителей и педагога в воспитании будущих школьников.

Необходимость в кардинальных изменениях в образовательно-воспитательной практике в работе с родителями, оказание психологической и педагогической помощи семье в подготовке детей к жизнедеятельности в постоянно меняющемся мире, диктует проведение серьезных исследований в области взаимодействия воспитателя и семьи. В связи с этим актуальной проблемой в современном образовании становится формирование педагогических условий, разработка актуальных инновационных форм и методов взаимодействия семьи детей и воспитателя.

В данном исследовании была проведена опытная работа, направленная на изучение взаимодействия с семьями детей при подготовке к школе и определения эффективного способа. В данном исследовании приняли участие 25 родителей детей дошкольного возраста, которые посещают подготовительную группу. Анализ календарного плана показал, что работа с родителями также имеет фрагментарный характер. Преимущественно используются индивидуальные консультации и методические рекомендации по запросам родителей. Кроме того, педагоги оформляют информационные стенды на интересующую тему. Также было проведено анкетирование родителей. Полученные данные проведенного в исследовании анкетирования и выделенные критерии позволяют сделать вывод, что в обследуемой группе 3 родителей с высоким уровнем педагогической культуры – 12 %; 10 родителей – со средним уровнем – 40%; 12 родителей с низким уровнем педагогической культуры – 48%.

Опираясь на результаты первого этапа исследования, нами была разработана программа эффективного взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе.

Определение эффективности проделанной практической работы по воспитанию педагогической культуры родителей предполагало проведение того же анкетирования, что и на первом этапе исследования и соотнесение данных результатов с критериями О.Л. Зверевой для выявления уровня педагогической культуры родителей. По итогам практической работы было определено, что количество родителей с высоким уровнем педагогической культуры выросло на 28 %; число родителей – со средним уровнем снизилось на 8% (так как многие перешли на более высокий уровень педагогической культуры); число родителей с низким уровнем педагогической культуры – снизилось на 20%.

Итак, выбранные формы организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе являются эффективными и могут быть использованы в дальнейшей работе педагогов.

Цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические особенности организации взаимодействия воспитателя и семьи при подготовке детей к школе

1.1. Психологические особенности детей подготовительного возраста

С целью успешной адаптации детей к школе важно также принимать во внимание возрастные и психолого-педагогические особенности детей в возрасте 6-7 лет. Можно отметить, что возраст поступления детей в школу регулируется документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в котором указывается, что для начала школьного обучения ребенок должен достигнуть возраста семи лет. Также в содержании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что возраст ребенка, поступающего на обучение в школу в первый класс может быть от 6 лет и 6 месяцев до 8 лет, но не позже 8 лет.

Стоит отметить, что дети, которые поступают на обучение в первый класс начальной школы, переходят из старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. В педагогике и психологии младший школьный возраст занимает отдельное положение, поскольку этот период обучения в школе определяется как качественно новый этап психологического развития ребенка, и продолжается укрепление его физического и психологического здоровья.

Уже начиная с шестилетнего возраста, дети находятся в возрасте формирования активной готовности к процессу обучения. Как указывает Л.Р. Салаватулина, в период дошкольного развития у детей интенсивно развиваются основные познавательные способности. Важно отметить, что изменения происходят в памяти ребенка, его восприятии, мышлении, внимании и также речи [15].

Изучение основных психических процессов детей дошкольного и младшего школьного возраста было предметом исследования многих авторов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и многих других.

К концу дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, память ребенка становится произвольной. Кроме того, в процессе изменений, происходящих в дошкольный период развития, все чаще дети могут преднамеренно запоминать что-либо, при этом выражая способность к произвольному запоминанию. Мозг ребенка в этом период обладает пластичностью, которая дает возможность легко запоминать дословно любые тексты [4].

Стоит отметить, что активнее всего и лучше ребенок может запомнить что-то в процессе игровой деятельности. В это период у детей начинается зарождаться смысловое запоминание, что предоставляет большие возможности по запоминанию большого объема материала. Если ребенок понимает учебный материал, пытается его осмыслить, то он одновременно и запоминает. Исходя из этого, можно отметить, что память имеет наглядно-образный характер и развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Более того, развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная.

Восприятие детей младшего школьного возраста характеризуется изменчивостью и нестабильностью, но также любознательностью и четкостью. В возрасте около семи лет у детей хорошо развиты представления о сенсорных эталонах. Кроме того, дети этого возраста достаточно хорошо владеют различными способами по изучению предметов окружающей действительности, что в свою очередь способствует активному формированию мышления и мыслительных операций [18].

Мышление, как познавательный и психический процесс, особенно стремительно развивается у детей в возрасте 6-7 лет. Исследованиями мышления детей этого возраста занимались Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и т.д. К концу данного периода уровень развития наглядно-образного мышления детей достигает своей максимальной точки.

В соответствии с различными стадиями развития мышления Ж. Пиаже выделял свои определенные этапы развития детей. По данной периодизации автора дети 6-7 лет находятся в конце развития второго этапа – предоперационного, затем переходят к этапу конкретных операций. Другими словами, по мнению автора, дети этого возраста уже начинают использовать основные логические операции на основе наглядного материала (конкретного) [11].

На то, что в возрасте около семи лет у детей активно формируется словесно-логическое мышление или понятийное указывал также Л.С. Выготский. Автор отмечал, что понятия научные формируются в тесной взаимосвязи с жизненным опытом ребенка [4].

Начало формирования логического мышления у детей этого возраста способствует развитию основных мыслительных операций и пониманию детьми различных абстракций. При этом в процессе решения определенных заданий ребенок исходит не только из того, что перед ним и что он видит, а из внутренних и существенных параметров предметов.

Так, при изучении определенных предметов, дети в возрасте 6-7 лет уже могут определить основные свойства и параметры предметов, то есть провести анализ. На основе данной операции строится операция синтеза. В соответствии с классификацией различных предметов и объектов ребенок осваивает операцию обобщения. При изучении определенных отличий между предметами для детей становится известной операция сравнения. Данные операции и составляют ключевые мыслительные процессы в сознании ребенка 7 лет.

Также с мышлением активно связывается развитие речи и речевых навыков детей 6-7 лет. Как указывает в своих исследованиях О.С. Ушакова, в этом возрасте продолжается активное пополнение речи ребенка новыми словами [17]. К началу школьного обучения ребенок уже знаком со всеми частями речи. В 6-7 лет дети могут использовать в речи до 3-3,5 тысяч слов. Дети в этом возрасте уже лучше осваивают грамматику, определяют смысловую нагрузку слова, строят правильно определенные фразы и выражения.

Кроме того, с точки зрения М.И. Лисиной, в возрасте около семи лет речь для ребенка выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. По мнению автора в этот период общение характеризуется внеситуативно-личностной формой. Данная форма общения может развиваться на основе определенной личной мотивации ребенка [10].

По мнению Ж. Пиаже ребенок семи лет также отличается внутренней речью, другими словами, речью про себя, которая формирует его мышление в этом возрасте [11].

Изучением внимания детей в разном возрасте занимались С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Л. Лурия, Л.С. Выготский и другие авторы. Как отмечается в исследованиях, внимание детей 6-7 лет отличается неустойчивостью и мало по объему. У них преобладает произвольное внимание, но они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Произвольное внимание формируется совместно с другими функциями, а особенно с мотивацией учения, отвечающей за успех учебной деятельности.

Кроме важных изменений в психике ребенка 6-7 лет и изменений в его познавательных процессах, также происходят изменения в социальной ситуации развития. Начало школьного обучения является переломным моментом в развитии ребёнка. Данное событие является для него особенно важным и значимым. В этот период изменяется социальное положение ребёнка, а также меняется ведущий вид деятельности с игрового на учебный. С точки зрения психологии происходят изменения в личностном развитии ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими его людьми [9].

Обучение становится ведущей деятельностью младших школьников, благодаря которой возникают психические новообразования, такие как: результативность, целеустремленность, произвольность. Кроме того, учебная деятельность, становясь ведущей, предъявляет определенные требования к личности ребенка.

На фоне различных перемен возраст 6-7 лет характеризуется кризисным периодом в развитии детей. Особенности данного кризисного периода описываются в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович. Данную проблему рассматривают в современных статьях и другие авторы: Г.Г. Крылова, Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова и другие. Причину появления данного кризиса можно представить в том, что ребенок пребывает в новой для него ситуации, меняется социальный статус и изменяется ведущий вид деятельности ребенка на учебный [2].

По мнению Л.С. Выготского достаточно яркими проявлениями кризиса у ребенка являются такие проявления как агрессия, капризность, наличие негатива к окружающим, «ненастоящее» поведение и упрямство. Кроме того, могут проявляться различные другие всевозможные негативные симптомы в поведении. Однако в этот период ребенок начинает лучше понимать свои переживания, и они становятся наиболее осмысленными. Происходит это по причине изменения отношения детей к миру вокруг них [4].

Формированием своего собственного «Я» в социальном мире, по мнению Л.И. Божович, занят ребенок в данном возрасте. У детей этого возраста формируется своя собственная внутренняя позиция. К этому моменту ребенка начинают волновать актуальные вопросы своей значимости и своего места в жизни. Противоречивость у ребенка проявляется в том, что взрослые все еще видят в нем маленького ребенка, в то время как он сам считает себя достаточно взрослым и самостоятельным. Не все потребности ребенка этого периода могут быть удовлетворены. В этот период, по мнению Л.И. Божович, дети могут быть, как готовы к предстоящей учебной деятельности, так и не готовы к ней [18].

Ребенку этого возраста может казаться, что его качества и способности не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют педагоги. По этим причинам дети сталкиваются с трудностями, с определенными переживаниями. На данном этапе возможна потеря заинтересованности в обучении.

Как утверждают многие авторы и исследователи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, К.Н. Поливанова, И.Ю. Кулагина и др.) в период около 7 лет, в кризисный период, ребенок уже понимает многое о своих собственных переживаниях и о том, какое значение эти переживания имеют. При этом игровая деятельность у ребенка уходит на второстепенное значение, и преобладать начинает учебная деятельность, именно она становится значимой для детей этого возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы