Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы организации трудовых
отношений и отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения. 6
1.1. Правовой статус работников учреждений
здравоохранения. 6
1.2. Правовое регулирование организации трудовых
отношений и отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения. 10
Глава 2. Анализ организации трудовых отношений и
отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения. 15
2.1. Построение эффективных трудовых контрактов в
учреждениях здравоохранения 15
2.2. Охрана труда в учреждениях здравоохранения. 19
2.3. Проблемы организации трудовых отношений и отношений
по охране труда в учреждениях здравоохранения и пути их решения. 23
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Трудовые правоотношения —
это урегулированные нормами трудового права общественные отношения, возникающие
на основании трудового договора, по которому один субъект (работник) обязуется
выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового
распорядка, а другой субъект (работодатель) обязан предоставлять работу,
обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в
соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством
труда.
Охрана здоровья граждан
является основой социальной политики российского государства. Основным
субъектом, участвующим в отношениях по сохранению здоровья граждан, являются
работники медицинских учреждений. Их трудовая деятельность, как правило,
реализуется в достаточно сложных условиях, предполагающих наличие различных
вредных и опасных в разной степени факторов, что и вызывает часто высокую
степень напряжения как эмоционального, так и психического. «Среди почти 40 тыс.
существующих в настоящее время профессий особое место занимают медицинские
профессии, в области которых трудятся более 4 млн медицинских работников. Труд
медиков принадлежит к наиболее сложным и ответственным видам деятельности,
потому что характеризуется значительной психической нагрузкой»[1]. В
связи с этими факторами существует проблема недостаточной урегулированности или
регламентации исследуемого особенного вида профессиональной деятельности,
которая бы соответствовала степени напряжения сотрудников медицины. По этой
причине исследование определения медицинских работников как особого субъекта
трудовых отношений имеет не только теоретическое, но и практическое значение
для детального регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования в
аттестационной работе являются общественные отношения, возникающие в процессе организации
трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения.
Предметом исследования в
аттестационной работе являются нормы российского законодательства, регулирующие
организацию трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях
здравоохранения.
Целью аттестационной
работы является анализ и выявление проблем организации трудовых отношений и
отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения.
Задачи аттестационной
работы:
— раскрыть правовой
статус работников здравоохранения;
— изучить правовое
регулирование организации трудовых отношений и отношений по охране труда в
учреждениях здравоохранения;
— рассмотреть построение
эффективных трудовых контрактов в учреждениях здравоохранения;
— проанализировать охрану
труда в учреждениях здравоохранения;
— выявить проблемы
организации трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях
здравоохранения и определить пути их решения.
Методология
аттестационной работы. При исследовании организации трудовых отношений и
отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения использовалась
совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, исторический, системный,
функциональный, сравнительный) методов познания.
Теоретическую основу аттестационной работы составили
положения, сформулированные в работах отечественных ученых-специалистов.
Нормативную
базу курсовой работы составили международно-правовые акты[2], Конституция РФ[3], федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость
темы аттестационной работы обоснована спецификой современного этапа развития организации
трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения.
Практическая значимость
темы аттестационной работы заключается в том, что основные
теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут
быть использованы при совершенствовании организации трудовых отношений и
отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения.
Аттестационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении аттестационной
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная
основа и значимость аттестационной работы.
В первой главе аттестационной
работы изучены теоретические основы организации трудовых отношений и отношений
по охране труда в учреждениях здравоохранения.
Во второй главе аттестационной
работы проведен анализ организации трудовых отношений и отношений по охране
труда в учреждениях здравоохранения.
В заключении обобщены
результаты аттестационной работы. [1] Апоревич В.Н. Правовые проблемы защиты микроэкологической сферы медицинского
работника // Власть и управление на Востоке России. — 2017. — № 4. — С.
230-235. [2] Всеобщая декларация прав
человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета.
– 1998. – от 10 декабря; Конвенция о правах ребенка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) //
Сборник международных договоров СССР. – 1993. — выпуск XLVI; Международный пакт о гражданских и
политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ.
— 1994. — № 12. [3] Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993
г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30
декабря 2008 г.
№ 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г.
№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках
поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и
практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Предлагается, в ТК РФ
сформировать более подробные главы, предусматривающие детальные описания
правового статуса особых субъектов трудового права, в том числе медицинских
работников, где в предложенной главе «Особенности регулирования трудовых
отношений медицинских и фармацевтических работников» должны быть урегулированы
наиболее важные положения: допуск медицинского работника к работе, особенности
работы медицинских работников по совместительству, включая перечень работ, не
являющихся совместительством, организация дежурства специалистов на дому (в том
числе в нерабочие праздничные дни), увеличение продолжительности рабочего
времени при оказании платных медицинских услуг, то есть будет подробно раскрыт
особый правовой статус медицинских работников.
2.
Правовое
регулирование организации трудовых отношений и отношений
по охране труда в учреждениях здравоохранения осуществляется большим количеством нормативных
актов, каждый из которых регламентирует особые стороны социально-трудового
статуса таких работников. Указанные регламентации зачастую противоречат друг
другу и не согласуются друг с другом, а также не действуют в соответствии с
общей концепцией. По нашему мнению, существует много пробелов в трудовом
законодательстве и законодательстве, регулирующем организацию трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях
здравоохранения. Такие пробелы требуют немедленного восполнения,
так как создают ряд неразрешенных проблем, вопросов, споров и ущемлений прав
медицинских работников. Совершенствование организации трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях
здравоохранения позволило бы повысить заинтересованность
указанных лиц в результатах своего труда, повышении квалификации и качества
оказываемых ими услуг. Предоставить самые надежные гарантии тем, кто
предоставляет их нам, вот какой, на наш взгляд, должна быть основная цель
законодателя.
3. В результате
проведенного исследования можно сделать несколько принципиально важных выводов.
Во-первых, произошел переход к эффективным контрактам в государственном
секторе, и сегодня опыт его реализации в бюджетных учреждениях требует его
дальнейшей реализации. Во-вторых, есть необходимость в комплексной кадровой
политики, основанной на открытости системы оценки сотрудников, системы найма,
карьерных возможностей, стимулирования различных категорий работников, материальной
и нематериальной мотивации.
4. Для решения задач
необходимо обеспечивать персонал современными методами индивидуальной защиты,
внедрять инновационные методы лучевой диагностики, ввести правильный распорядок
режима труда и отдыха и проводить качественные медицинские осмотры своих
сотрудников, тем самым контролируя состояние их здоровья.
Борьба с факторами,
влияющими на здоровье, принесет пользу, не только в уменьшении профессиональных
заболеваний, а так же желание работать и повысит качество общения с пациентами.
5. На наш взгляд, чтобы
разрешить большинство актуальных проблем в области трудовых взаимоотношений с
участием медицинских работников, необходимо расширить нормативное регулирование
их деятельности в нормах ТК РФ. Положений одной лишь ст.350 ТК РФ явно недостаточно.
Необходимо ввести в состав ТК РФ отдельную главу и внести в нее наиболее
востребованные нормы, регулирующие деятельность медработников. Это будет
гарантией основных и важнейших прав медработников,
закрепит их статус, который определяется особыми условиями их трудовых функций.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации
трудовых отношений и отношений по охране труда в учреждениях здравоохранения
1.1. Правовой статус работников учреждений здравоохранения Медицинские «служащие» в
Российской Федерации — это специальный субъект трудового права, так как,
во-первых, их труд подразумевает высокую степень ответственности и не может
обойтись без специально подготовленных кадров, во-вторых, труд «служащего»
медицины связан с повышенной нагрузкой на нервную систему, что невозможно без
законом предусмотренных защитных мер для самих работников рассматриваемой сферы,
в-третьих, их труд не возможен без высокого риска заражения инфекционными и
иными заболеваниями; кроме этого опасные и вредные условия труда, в-четвертых,
труд медика предполагает повышенную юридическую ответственность, ограничение
некоторых прав; необходимость соблюдения работниками врачебной тайны и норм
этики. «В частности, факторами, являющимися причинами возникновения
профессиональных заболеваний у медицинских работников являются — механические
факторы, физические факторы, биологические факторы, химические факторы и
психогенные факторы»[1].
Вся вышеперечисленная
особенность труда «служащих» медицины объясняется тем, что объектом их труда
являются жизнь и здоровье человека, а поэтому труд таких работников невозможно
представить без огромной ответственность за результаты труда[2].
Таким образом, труд
медицинского «служащего» обладает рядом особенностей. Которые предопределяют и
особый порядок правового регулирования их правового статуса. Особенности
правового регулирования труда работников медицины отражены помимо Трудового
кодекса РФ (далее — ТК РФ)[3] еще и в Федеральном
законе от 21 ноября 2011 г.
№ З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[4], в
котором дано определение термина «медицинский работник», определен круг лиц,
обладающих правом на осуществление медицинской деятельности, указаны
специальные права и обязанности медработников и т. д. Но, несмотря на может
быть одну из самых ответственных видов деятельности, работники медицины не
отнесены к разряду государственных служащих, то есть к «медицинским служащим».
Нормативно-правовая база
постепенно подходит к конкретизированной регламентации правового статуса
медицинского работника с целью реализации принципа социальной справедливости
именно в отношении самих медицинских работников. Детально регламентированный
правовой статус медицинских «служащих» позволит все-таки уравновесить запросы
населения и государства, с одной стороны, и возможностями медицинских
работников выполнить свои обязанности в зависимости от должности, квалификации,
условий труда и возможной законом предусмотренной ответственности за
некачественно оказанную работу, возможно даже в виде правонарушения.
В литературе и на
практике предлагаются и обсуждаются различные способы совершенствования
правового статуса медицинских «служащих». Предлагается правовой статус медицинских
работников так же, как и правовой статус военнослужащих, конкретизировать в
специальном законодательстве, в котором «полная нормативно-правовая детализация
профессиональной медицинской деятельности, отражение многочисленных
особенностей юридической ответственности медицинских работников». Причем автор
предлагает осуществить именно такое урегулирование правового статуса
медицинских работников по причине их высокой степени ответственности за
человеческие жизни.
Авторы все-таки
причисляют медицинских работников к государственным служащим. Объяснение,
предложенное в указанной работе, также включает в себя анализ оценки
медицинских работников с точки зрения сходства их функций и функций
государственных служащих (а именно охрана жизни и здоровья), что также требует
дальнейшей корректировки правового статуса медицинских работников, но с учетом
их зачисления в разряд государственных служащих.
Также предлагается
медицинских работников считать государственными или муниципальными служащими и
пишет о том, что медицинские работники государственного учреждения
здравоохранения обладают всеми признаками государственного служащего[5]:
во-первых, оплата труда
медицинского работника осуществляется из государственного бюджета;
во-вторых, должность,
которую занимает медицинский работников государственном медицинском учреждении,
учреждается государством;
в-третьих, медицинский
работник занимает должность только при наличии специального образования;
в-четвертых, деятельность
медицинских работников осуществляется только от имени государства.
Таким образом,
медицинский работник по все признакам соответствует статусу государственного
служащего.
В данный момент основные
права и обязанности медицинских работников сформулированы в ст. 72 и 73
Федерального закона от 21 ноября 2011
г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», однако
данные статьи отличаются тождественностью, а большая часть положений закреплена
в иных специальных нормативно-правовых актах, и в первую очередь в ТК РФ. В
данных статьях предусмотрено право медицинских работников на повышение
квалификации, а также профессиональную подготовку и переподготовку, которые
должны оплачиваться работодателем в случае, если он направляет своих работников
приказом в соответствии с трудовым законодательством РФ. Необходимо также
напомнить, что тоже самое право для медиков предусмотрено и в ст. 196 ТК РФ.
Дублирование содержания
статей нормативно-правовых актов также наблюдается, например в ст. 72 Закона
(право на создание профессиональных некоммерческих организаций), хотя в ст. 2
ТК РФ данное право работников уже закреплено. Фактически в ст. 72 нет прав
работника, которые характеризовали бы его как специального особого субъекта,
наделенного высоким уровнем ответственности за жизнь и здоровье человека.
Сергеев Ю.Д. и Кузьмин
С.Б. пытаются определить статус медицинского работника как особый и отмечают
наличие у них дополнительных (расширенных) прав.
Таким образом, достаточно
большая часть современных ученых и практиков отмечают наличие фактически
особенного статуса медицинских работников, что требует более детального
специального его описания в действующем трудовом законодательстве. Но все-таки
следует отметить, что часть ученых считают, что отдельный Федеральный закон о
правовом статусе медицинских работников не нужен и она полагает, что
конкретизировать необходимые правовые нормы о регулировании труда медработников
достаточно в одном акте — ТК РФ. Предлагается, в ТК РФ сформировать более
подробные главы, предусматривающие детальные описания правового статуса особых
субъектов трудового права, в том числе медицинских работников, где в
предложенной главе «Особенности регулирования трудовых отношений медицинских и
фармацевтических работников» должны быть урегулированы наиболее важные положения:
допуск медицинского работника к работе, особенности работы медицинских
работников по совместительству, включая перечень работ, не являющихся
совместительством, организация дежурства специалистов на дому (в том числе в
нерабочие праздничные дни), увеличение продолжительности рабочего времени при
оказании платных медицинских услуг, то есть будет подробно раскрыт особый
правовой статус медицинских работников.
Таким образом, была
предпринята попытка проанализировать способы усовершенствования правового регулирования
статуса медицинских работников с учетом его особенного характера и
необходимости обеспечения высокого уровня жизни и здоровья граждан РФ. [1] Апоревич В.Н. К вопросу
определения правового статуса медицинских работников как особого субъекта
трудовых отношений // Актуальные проблемы права. — 2019. — № 6. — С.
6-11. [2] Колоколов Г.Р. Основы медицинского права : курс лекций. — Москва :
Экзамен, 2015. – С.117. [3]
Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание
законодательства РФ. – 2002. — N 1 (ч. 1). — ст. 3. [4]
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // Собрание
законодательства РФ. – 2011. — N 48. — ст. 6724. [5] Кошкин Н.С., Орешкина В.Н.
Особенности правового регулирования труда медицинских работников // Вестник
Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. — 2019. Т.
19. — № 1. — С. 53-59.