Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация социального партнерства с родителями в ДОО как условие формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы исследования 7
1.1. Проблема социального партнерства с родителями в современной теории и практики дошкольного образования 7
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Роль и значение социального партнерства с родителями в ДОО для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по организации социального партнерства с родителями в ДОО как условие формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1. Констатирующий эксперимент. Анализ исходного состояния проблемы исследования 19
2.2. Формирующий эксперимент. Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей посредством организации социального партнерства с родителями в ДОО 25
2.3. Контрольный эксперимент. Верификация системы организации работы по данной проблеме 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Введение:
Актуальность исследования. В условиях модернизации дошкольного образования, одной из приоритетных задач является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций (Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью [31].
Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии.
Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педагогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов. Обоснование связи физического и психического состояния человека находим в исследованиях И.С. Бериташвили, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, С.П. Боткина, Л.Р. Лурье, А.Ю. Рахнера и др. Проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах Л.А. Абрамян, И.В. Дубровиной, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Я.З. Неверович, Т.А. Репиной, М.Ю. Стожаровой и др.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Организация социального партнерства с родителями в ДОО как условие формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения.
На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровья детей — одна из самых актуальных. Семье нужна поддержка и сопровождение. Только активная позиция членов семьи, их сотруд¬ничество с дошкольным учреждением позволяют добиться жела¬емых результатов.
Поэтому цель исследования в данном направлении звучит так: определение методов и форм работы ДОУ с родителями по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – организация социального партнерства с родителями в ДОО как условие формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников будет эффективен при следующих педагогических условиях:
• Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми и родителями в области физической культуры и здоровья;
• Систематическая и целенаправленная пропаганда здорового образа жизни;
• Использование современных технологий, форм и методов в работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни;
• Организация различных видов совместной партнерской деятельности взрослых и детей в области физкультуры и спорта;
• Рациональная организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО и программы «От рождения до школы»;
• Организация социального партнерства ДОУ с родителями.
Задачи исследования:
• Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• Показать роль и значение взаимодействия ДОУ и родителей в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста;
• Разработать содержание, формы и методы работы с родителями, способствующие наиболее эффективному формированию у детей основ здорового образа жизни;
• Определить педагогические условия успешного формирования у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
Методы исследования:
• Теоретическое изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
• Анализ современного состояния работы по изучаемой проблеме в дошкольных учреждениях района;
• Наблюдение, опрос, беседа, анкетирование родителей и детей;
• Опытно-экспериментальная работа с детьми и родителями, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента;
• Анализ опытно-экспериментальных данных.
В первой главе «Теоретические основы проблемы исследования» дается теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучена проблема социального партнерства с родителями в современной теории и практики дошкольного образования; рассмотрены особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста; показаны роль и значение социального партнерства с родителями в ДОО для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по организации социального партнерства с родителями в ДОО как условие формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» излагается организация, задачи и содержание экспериментальной работы; анализируются полученные результаты; определяются условия, способствующие успешной организации социального партнерства с родителями.
Этапы исследования:
1. Поисково-теоретический: изучение и анализ методических и литературных источников по проблеме исследования; изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений в области социального партнерства с родителями; подбор методик констатирующего эксперимента.
2. Опытно-экспериментальный: определение методов, форм и средств экспериментальной работы; разработка содержания, проведение и проверка эффективности опытно-экспериментальной работы; проведение контрольного эксперимента.
3. Заключительно-обобщающий: систематизация и обобщение результатов исследования; оформление экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Исследование проходило на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка №7 «Золотая рыбка» г.о. Краснознаменск.
Структура итоговой работы.
Работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение,
Заключение:
В первой главе было рассмотрено теоретические основы в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Особенности в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующее:
— в старшем дошкольном возрасте происходит освоение начальных основ отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
— именно в старшем дошкольном возрасте происходит формирование основ и усвоение основных объемов информации.
Нами также был изучен и проанализирован педагогический потенциал ДОО по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили условия формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе. Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста будет результативным, если в педагогическом процессе будут реализовывать следующие условия:
— разработка развивающей предметно-пространственной среды по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
— формирование основ ЗОЖ во время всего образовательно- воспитательного процесса (это и режимные моменты, занятия, досуги, спортивные праздники, игровая деятельность);
— организация взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
В нашем дошкольном образовательном учреждении организуются оздоровительные, профилактические и противоэпидемические мероприятия. В их состав входит: систематические закаливающие процедуры, подобранные для каждой возрастной группы и, опираясь на группу здоровья детей; контрастное закаливание ног; контрастные воздушные ванны; влажные обтирания; «Морской берег»; хождение босиком; полоскание горла и рта после еды; максимальное нахождение детей на свежем воздухе; оздоровительные комплексы.
В дальнейшем была проведена исследовательская работа по формированию основ у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБ ДОУ «Детский сад №7 «Золотая рыбка» г.о. Краснознаменск. Общее количество исследованных детей 20, из них 11 девочек и 9 мальчиков.
В своем исследовании для оценки уровня развития сформированности ценностей здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста мы использовали методики И.М. Новиковой и С.В. Гурьева. В результате было установлено, что высокий уровень сформированности основ ЗОЖ выявлен у 8 (40%) дошкольников, средний уровень – у 7 (35%) дошкольников, низкий уровень выявлен у 5 (25%) дошкольников.
Для достижения поставленной цели нами была создана предметно- пространственная среда, которая включила в себя: центр двигательной активности и центр здоровья. Они позволяют формировать физические качества, развивать двигательные умения и навыки, воспитывать потребность к физическим упражнениям.
После проведенных исследований можно сделать вывод: полноценное формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников в большей части определяется целенаправленной, систематической, воспитательно – образовательной работой и непосредственной образовательной деятельностью в дошкольной образовательной организации и в семье; созданием условий для реализации педагогического процесса; согласованностью и взаимодействием в комплексе ребенок – педагог – родители; педагогический состав дошкольного учреждения выступает в роли инициатора и координатора.
Обобщение исследования по данным анкетного опроса родителей позволило оценить соблюдение режима дня и качество проведения оздоровительно-закаливающих мероприятий в семье. В частности, было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих семьях решается достаточно успешно.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Проблема социального партнерства с родителями в современной теории и практики дошкольного образования
Воспитание детей – это важнейшая социальная функция семьи. В соответствии с «Семейным кодексом РФ» именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Признание положительной роли семьи в воспитании детей нашли свое отражение в изменениях государственной политики в области образования. Так в Законе «Об образовании в РФ» в статье 44 говорится: «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В соответствии же с ФГОС ДО, сотрудничество образовательной организации с семьей признается одним из принципов дошкольного образования. И именно важность семейного воспитания в процессе развития и социализации детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольной организации [3].
Рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – Программа, Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1].
Семья и дошкольная организация — два основных института социализации детей, на этапе дошкольного детства, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Таким образом, в современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОО поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем — социальном. А в условиях стандартизации, детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс в детском саду становиться более свободным, гибким, дифференцированным, с другой педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами.
Внимание, уделяемое в ФГОС дошкольного образования качеству взаимодействия ребенка с родителями, осознанию себя носителем демонстрируемых ими ценностей и моделей социально приемлемого поведения, с новой силой поднимает вопрос о путях оптимизации детско-родительских отношений.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни – это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своём здоровье. Именно поэтому на первый план перед родителями и ДОУ выдвигается проблема выработки у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья [27].
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама по себе, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего, внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребёнок.
Основной задачей семьи и ДОУ является формирование у детей нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья [14].
Существует правило: «Если хочешь воспитывать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»
В семье ребёнок находит пример для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно: детский сад-семья-общество.
Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо один от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно друг друга. Поэтому возникла необходимость разработки единой программы, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей [3].
Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для воспитания ребёнка в семье.
Что же это за условия? Прежде всего, понимание родителями своей ответственности за воспитание детей, организация жизни и быта семьи с учётом потребностей детей, эстетических и гигиенических требований; положительный пример родителей; единство и последовательность требований к детям со стороны взрослых; авторитет взрослых, окружающих детей; стремление родителей к педагогическим знаниям.
Для обеспечения нормального физического развития детей необходимо, прежде всего, соблюдение гигиенического режима, то есть рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы и в семье, как и в дошкольном учреждении, выполнялось основное требование режима ─ точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов деятельности другими. Чтобы родители сознательно стремились к выполнению этого требования, им следует рассказать о значении режима в жизни ребёнка. Донесение до родителей этих знаний ─ одна из основных задач работы дошкольного учреждения с семьей. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает начальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Именно поэтому роль и важность воспитания в физкультурно-оздоровительном развитии детей определяет взаимодействие двух важных институтов социализации детей – семьи и дошкольного учреждения [11].