Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире природы (человека)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С
МАТЕМАТИКОЙ КАК ОСНОВОЙ ГАРМОНИИ В МИРЕ ПРИРОДЫ (ЧЕЛОВЕКА) 7
1.1 Возрастное развитие детей
старшего дошкольного возраста. 7
1.2. Особенности математического
развития в старшем дошкольном
возрасте. 12
1.3. Содержание, формы и методы
работы по ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире природы
(человека) 20
Выводы по первой главе. 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МАТЕМАТИКОЙ КАК ОСНОВОЙ ГАРМОНИИ В МИРЕ ПРИРОДЫ (ЧЕЛОВЕКА) ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 30
2.1. Диагностика начального уровня
математического развития детей старшего дошкольного возраста. 30
2.2. Реализация работы по
ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с математикой как основой
гармонии в мире природы (человека) 39
2.3. Анализ результатов
экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
математикой как основой гармонии в мире природы (человека) 43
Выводы по второй главе. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Введение:
Математика – это
фундаментальная наука, методы которой активно применяются во многих
естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по
себе, эта область знаний оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями, то
есть такими сущностями, которые сами по себе не являются чем-то вещественным.
В период своего роста и
развития дети очень активны в познании окружающего мира, познании чего-то
нового и интересного, в том числе и в познании математических представлений и
понятий, а в последствие проявляют интерес к познанию математики. При познании
математических понятий у детей формируется представление о величине предмета,
форме предмета, цвете, то из чего состоит предмет, о том, какие действия можно
производить с ним, например, уменьшить, увеличить, разделить, измерить,
пересчитать. За период развития ребёнок накапливает большой объём знаний, но
чаще бывает так, что эти знания у ребёнка не упорядочены.
Упорядочить опыт познания
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходимо в
процессе познавательного общения. Это будет являться фундаментом дальнейшего
математического образования детей. Исходя из этого, проблема развития
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста была и
остается достаточно актуальной.
Актуальность темы
обусловлена тем, что дети дошкольного возраста с особым интересом проявляют
знакомство с математическими представлениями. Они знакомятся с формой
предметов, их величиной, узнают время, что такое пространство, количество.
Такое познание помогает им лучше ориентироваться в вещах и различных ситуациях,
упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию
математических понятий и обогащают речь.
Дошкольные
образовательные учреждения при составлении программы учитывают этот интерес
детей и пытаются расширить их знания в этой области. Но знакомство и расширение
знаний в области математических понятий и формирование элементарных
математических представлений не всегда имеет системный характер. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает
ориентиры и предъявляет определённые требования к познавательному развитию
младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи
с этим нас заинтересовала проблема: как организовать работу с детьми старшего
дошкольного возраста по ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире
природы (человека).
Над данной проблемой
работали многие научные специалисты в том числе и такие, как: Я. А.Коменский,
И. Г.Песталоцци, К. Д. Ушинский, М. Монтессори, В. А.Лай, Л. В.Глаголева, М.
Морозова, Е. И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Ф. Фребель, Л. Волковский, А.М. Леушина.
Все авторы представляют и
обосновывают в своих работах идеи математического развития; раскрывают систему
сенсорного воспитания; выявили влияние новых методов обучения математике в
школе – это вычислительный и монографический на становление методики
математического развития дошкольников; раскрывают особенности естественного
математического развития ребёнка в детском саду и семье, через создание
развивающей среды.
Изучив и проанализировав
ряд работ по проблеме математического развития детей дошкольного возраста, были
определены:
Объект исследования:
ознакомления старших дошкольников с математикой как основой гармонии в мире
природы (человека).
Предмет исследования:
особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по
ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире природы (человека).
Цель исследования:
разработать содержание и организацию работы с детьми старшего дошкольного
возраста по ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире природы
(человека).
Гипотеза исследования:
процесс организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по
ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире природы (человека) будет
эффективным при следующих организационно — педагогических условиях:
1) будет создана развивающая
предметно – пространственная среда по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста с математикой как основой гармонии в мире природы (человека) в ДОО;
2) будет осуществляться
повышение профессиональной компетентности педагогов по ознакомлению детей
старшего дошкольного возраста с математикой как основой гармонии в мире природы
(человека);
3) будет осуществляться
взаимодействие ДОО с семьями воспитанников по ознакомлению детей старшего
дошкольного возраста с математикой как основой гармонии в мире природы
(человека);
4) будет разработан
перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
математикой как основой гармонии в мире природы (человека).
Согласно поставленной
цели и выдвинутой гипотезе, в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить возрастные
особенности развитие детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть
особенности математического развития в старшем дошкольном возрасте.
3. Раскрыть содержание,
формы и методы работы по ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире
природы (человека).
4. Изучить начальный
уровень математического развития детей старшего дошкольного возраста.
5. Организовать работу по
ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с математикой как основой
гармонии в мире природы (человека).
6. Проанализировать
результаты экспериментальной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста с математикой как основой гармонии в мире природы (человека).
Теоретическую основу
исследования оставили труды таких российских и зарубежных
ученых, как Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3. А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л.
Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева,
А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.
Методы исследования:
— теоретические: анализ
педагогической, психологической, научно-методической литературы по теме
исследования; анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.
— эмпирические:
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
диагностирование.
Практическая значимость
исследования: разработанная система работа по
ознакомлению с математикой как основой гармонии в мире природы (человека) могут
быть использованы в непосредственной практике педагогов дошкольных
образовательных организаций для математического развития детей.
Структура выпускной
квалификационной работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В ходе проведенного теоретического анализа проблемы, было установлено,
что старший дошкольный возраст – это время, когда с высоким темпом формируется
психика ребенка, и социальное становление психики определяется доминирующей в
это время психической формой – представлениями. Развитие ребенка
характеризуется личностными новообразованиями: произвольностью; появлением
«внутреннего мира»; способностью к обобщению переживаний; возникает
наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное; появляется опосредованное
запоминание; нравственное развитие; способность к перцептивному моделированию и
социализованной речи. Ведущая деятельность – это игровая деятельность. Также
развиваются продуктивная, бытовая, усиливается познавательная деятельность.
Изучение особенностей математического развития детей 5-6 лет позволяет
сделать вывод о том, что к данному возрасту, дети обладают уже набором
некоторых умений и навыков, которые проецируются на осуществляемую в этот
период работу и подлежат развитию. Процесс развития математических
представлений имеет ряд закономерностей, которые были описаны в литературе как
зарубежными, так и отечественными учеными. Необходимо понимать, что при
реализации системы мероприятий, важно учитывать возрастные и индивидуальные
возможности и потребности ребенка.
Процесс математического развития старших дошкольников требует
комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия
их содержанию, методам, приемам и формам организации работы по математической
подготовке дошкольников.
Изучение процесса математического развития детей старшего дошкольного
возраста осуществлялся в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап
эксперимента, контрольный этап.
В результате диагностики было выявлено, что среди старших дошкольников
преобладает средний и низкий уровень математического развития. В основном дети
правильно выделяют части множества и устанавливают отношения между множеством и
его частью; правильно называют отрезок натурального ряда в пределах 10, могут
назвать соседей числа в натуральном ряду и число, находящееся между данными
числами; могут сравнить два множества, элементы которых нельзя поставить
парами; уменьшить и увеличить число на 1; знает состав чисел 6 и 7.
Это сделало актуальным разработку и использование комплекса
мероприятий по математическому развитию старших дошкольников. Этот комплекс
разработан с учетом требований ФГОС ДО, образовательной программы по
математическому развитию детей подготовительной к школе группы, учета
возрастных психологических особенностей детей данного возраста. Он основан на
принципах личностно-ориентированного обучения, системности и
целенаправленности, природосообразности, от простого к сложному, поддержки
активности, самостоятельности и инициативы детей. Дидактические игры и упражнения
подобраны с учетом возрастных особенностей, возможностей и интересов детей
старшего дошкольного возраста, для их использования в группе детского сада была
создана эффективная развивающая предметно-пространственная среда.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительную
динамику в уровнях математического развития старших дошкольников по всем
критериям. Это дает нам основание для вывода о том, разработанные мероприятия
являются важным средств для успешного ознакомления детей старшего дошкольного
возраста с математикой, они эффективны для формирования количественных,
числовых, геометрических, пространственных, временных представлений и
представлений о форме, величине предметов и способах их измерений.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи полностью решены,
гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО
ОЗНАКОМЛЕНИЮ С МАТЕМАТИКОЙ КАК ОСНОВОЙ ГАРМОНИИ В МИРЕ ПРИРОДЫ (ЧЕЛОВЕКА) 1.1
Возрастное развитие детей старшего дошкольного возраста В современной педагогике и психологии старшим дошкольным возрастом
принято считать период развития ребенка от 5 до 7 лет. В старшем дошкольном
возрасте, как правило, завершается сложный и долгий процесс овладения речью,
когда язык для ребенка становится средством мышления и общения, предметом
сознательного изучения, потому как при подготовке к школе ребенок начинает
обучаться чтению и письму, завершается процесс фонематического развития. В этот
период интенсивно увеличивается словарный запас речи. В дошкольном возрасте
восприятие теряет свой изначальный аффективный характер: эмоциональные и
перцептивные процессы дифференцируются, становится анализирующим,
целенаправленным, осмысленным восприятие. У ребенка появляются произвольные
действия – поиск, рассматривание, наблюдение, при помощи речи появляется
способность активно использовать названия состояний, признаков и качеств
разнообразных предметов и отношений между ними. В развитии мышления происходит
переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, позже к словесному
мышлению [41].
Л.С. Выготский считал, что в этом возрасте у детей память становится
доминирующей функцией, поэтому у них с легкостью происходит запоминание самого
разнообразного материала, повышается эффективность непроизвольного запоминания.
Параллельно с механической памятью развивается смысловая память. Также
начинается процесс становления произвольной памяти. Целенаправленное,
сознательное припоминание и запоминание появляется лишь эпизодически [7].
Как отмечают П.П. Блонский, А.Р. Лурияи А.А. Смирнов, у старших
дошкольников память имеет непроизвольный характер. Ребенок запоминает лучше то,
что представляет для него наибольший интерес, вызывает наибольшие впечатления.
Следовательно, как указывают психологи, объем фиксируемого материала также
определяется эмоциональным отношением к данному явлению или предмету. Развитие
внимания определяют аналогичные показатели. Помимо усиления таких качеств
внимания, как объем, переключение, распределение и устойчивость, увеличивается,
что самое важное, его произвольность, способность дошкольника к более
направленному сосредоточению. В то время как младшие дошкольники внимательны
только к наиболее яркому и новому для них, старшие дошкольники уже способны
удерживать свое внимание на решении самых разнообразных задач [14].