Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ 6
1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности» 6
1.2 Формирование основ безопасности жизнедеятельности применяется в образовательной организации 17
1.3 Направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ 19
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности воспитания основ безопасного поведения детей дошкольного возраста 26
2.1. Выявление сформированности безопасного поведения старших 26
дошкольников на начальном этапе исследования 26
2.2. Организация образовательной деятельности по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46
Введение:
Актуальность. Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с этим возрастает острота затруднений безопасности жизнедеятельности наименее защищенной возрастной группы населения – детей-дошкольников.
Главной задачей для взрослых становится подготовка детей к жизни, поэтому необходимо не только познакомить каждого ребенка с теоретическими основами безопасного поведения, но и научить применять их в практической жизни.
Задача по формированию у старших дошкольников основ безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.
Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими кого и как следует обучать или предостеречь. травматизм — это совокупное понятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкование данного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этического статуса личности, приводящие к расстройству психического и соматического здоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний по охране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимо обосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного на перманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностей детей.
Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.
Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.
Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
2. Коллектив (детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно ДОУ, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной темы «Организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать особенности организации по предупреждению детского травматизма ДОУ.
Объект исследования: детский травматизм.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования основ предупреждения детского травматизма в ДОУ.
Задачи исследования:
— изучить понятие «основы безопасности жизнедеятельности»;
— изучить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности применяется в образовательной организации ;
— изучить направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ;
— выявить сформированности безопасного поведения старших дошкольников на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Красноярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс».
— описать особенности организации образовательной деятельности по воспитанию безопасного поведения у старших дошкольников на базе Государственного казенного учреждения Самарской области «Красноярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс».
В основе исследования лежит гипотеза о том, что приобщение детей к правилам безопасного поведения будет более эффективно, если соблюдать следующие организационно- педагогические условия:
1) создать содержательно – насыщенную предметно – развивающую среду, соответствующую возрасту детей старшего дошкольного возраста;
2) активизировать участие родителей в совместной деятельности по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме.
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
– изучение психолого-педагогической литературы и изучение публикаций по теме исследования; изучение опыта педагогической работы дошкольных образовательных учреждений;
– педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика, эмпирические методы: наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование, интерьвьюрование).
Теоретическая база: вопросам совершенствования процесса воспитания детей старшего дошкольного возраста в формировании основ безопасного поведения, уделяется большое внимание, в исследованиях и научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, Н.В. Коломеец, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
База исследования: Базой исследования выбрано Государственное казенное учреждение Самарской области «Красноярский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Феникс». Исследованием были охвачены дети старшего дошкольного возраста в количестве 50 человек.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что весь практический и исследовательский материал по воспитанию детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций.
Структура ВКР определена ее целью, объектом, предметом и задачами исследования. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 20 источников.
Заключение:
Целью работы было изучение деятельности по проблеме формирования основ безопасного поведения в обществе детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нами был проведен этап анкетирования, который выявил состояние работы в дошкольном учреждении по проблеме формирования основ безопасного поведения в обществе дошкольников и выявил состояние знаний родителей и состояние знаний дошкольников о безопасном поведении.
На этапе настройки мы поставили перед собой следующие задачи: Обогащение предметно-развивающей среды в группе для качественного решения проблемы ознакомления дошкольников с основами безопасного поведения; расширение участия родителей в образовательном процессе для выработки у детей основ безопасного поведения.
На контрольном этапе мы провели сравнительный анализ формирования знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста и показали динамику формирования знаний о безопасном поведении.
Изучив проблему формирования основ безопасного поведения дошкольников в психолого-педагогической литературе, мы можем констатировать, во-первых, что эта проблема актуальна в современном обществе в любое время, поскольку сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения считается одной из главных задач системы образования в дошкольных учреждениях. Кроме того, необходимо уделять особое внимание формированию культуры безопасного поведения с дошкольного возраста, так как это необходимая и важная часть социализации ребенка в обществе.
Анализ изученной литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы для ознакомления детей с правилами безопасности, такие как: дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые фигуры, благодаря которым дошкольники лучше воспринимают предлагаемый им учебный материал.
Во-вторых, специфика обучения основам безопасного поведения детей в детском саду заключается в возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста. Самое главное условие преподавания материала — не перегружать детей. Вся информация должна соответствовать возрасту. Основная цель обучения безопасному поведению детей — научить каждого ребенка основным понятиям об опасных для жизни ситуациях и особенностям поведения в таких ситуациях. В дошкольном возрасте закладывается фундамент знаний. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют взрослым (учителям, родителям) как можно чаще и больше играть с детьми, обогащая их навыки, развивая воображение и мышление. Дети дошкольного возраста приобретают знания через игру.
В-третьих, решая задачу в экспериментальном исследовании по выявлению и проверке организационно-педагогических условий формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, мы предположили, что создание организационно-педагогических условий в дошкольных учреждениях для формирования безопасного поведения дошкольников будет эффективным, если данные условия будут реализованы:
1) создать богатую содержанием среду для развития предмета, соответствующую возрасту детей;
2) активизировать участие родителей в совместных мероприятиях по формированию основ безопасного поведения у детей.
Эти условия были подтверждены в работе. Результаты данной работы позволяют сделать вывод, что цель исследования была достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза исследования подтверждена в ходе исследовательской работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ
1.1 Понятие «основы безопасности жизнедеятельности»
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационные и экономические изменения, но прежде всего существенное обновление темы общего образования, приведение ее в соответствие с требованиями времени.
Вопрос безопасности человеческой жизни признается во всем мире. ООН называет этот вопрос одним из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации ежегодно от социальных, экономических, природных и других катастроф погибает более 300 000 человек, 100 000 человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и природного происхождения, получение комфортных условий жизни – первоочередные функции нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезный уровень нашего государства в области законодательного оформления вопросов управления нормальными условиями труда охраны, достаточности нормативной базы, на практике выясняются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также как низкий уровень защиты.
Процесс социального развития представляет собой сложное явление, в котором ребенок утверждает объективно данные нормы, правила человеческого общества и самого себя как социального субъекта. Неоднородность социальной среды определяет специфическое социокультурное пространство, через которое человек объединяет общечеловеческую культуру, национальные, региональные и другие ценности. Э.И. Радина, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, М.И. Богомолова, В.И. Логинова, Н.В. Мельникова. В его исследованиях в основном освещаются вопросы формирования определенных знаний о социальном предмете.
Анализ психолого-педагогической и методической отечественной литературы позволяет выявить разные подходы к проблеме введения ребенка в социальный мир. Так, предметом изучения является вопрос о «социальной компетентности» ребенка (Т. Н. Антонова, Е. А. Арнаутова, Г. Г. Зубова, Н. А. Разганова и др.), признании ребенка представителем рода человеческого (С. Куликовская), роль, которую предстоит сыграть в среде детского становления (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева и др.).
Социальное развитие человека есть средство и следствие социализации. Социализацию можно представить как процесс развития и реализации содержания растущей социальной личности; во-вторых, рассматривается как реальный аргумент взрослой жизни человека, в которой происходит формирование значимой индивидуальности как субъекта активной творческой социальной деятельности. В первом случае ребенок выступает, прежде всего, как объект усвоения и приобретения социального опыта, во втором — как субъект своей творческой деятельности.
Как уже было сказано, социальное развитие представляет собой сложное явление, включающее в себя процесс соединения с основами безопасности и жизнедеятельности. В связи с этим задачами являются не только знание безопасности жизнедеятельности и развитие навыков адаптации к различным ситуациям, но и формирование осознанного отношения к принятию существующих и устоявшихся ценностей в обществе. Он предполагает познание ребенком сверстников и взрослых, формирование коммуникативных навыков. Отмечается в контексте усвоения детьми различных правил и норм поведения, при обучении которым дети начинают регулировать свое поведение. В период с 5 до 7 лет ребенок осознает нормативные социальные и культурные представления, существующие в обществе. Что касается усвоения норм и правил, мы хотим, чтобы они следовали образцам, чтобы это позволяло им легко «привыкать» к культуре, в которой они живут.
Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности складывается из его практических взаимодействий с этой действительностью, а новые эмоции возникают и развиваются в процессе предметно-чувственной деятельности.
Понятно, что образование является ключевой задачей национальной безопасности любого государства, жизни каждого человека и общества. Современная жизнь подтвердила необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, подготовки работников образовательных учреждений, родителей и учащихся к защите жизнедеятельности в сложных социальных, техногенных, природных и экологических условиях.
Концепция безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении применяется ранее и включает следующие аспекты: защита жизни и здоровья детей. Однако современный мир изменил свой подход к проблеме безопасности, в том числе к понятиям экологическая катастрофа и терроризм.
За 15 лет существования предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) накоплен большой опыт в этой области преподавания. Это была своего рода общая дисциплина аргументации более тщательного и последовательного исследования вещей, связанных с безопасностью личности, общества и государства в повседневных ситуациях, в опасных и чрезвычайных природных ситуациях, совершаемых людьми.
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании составляют единую, непрерывную систему воспитательной работы, направленную на обеспечение соответствующей подготовки человека в области жизнедеятельности, здоровья личности, общества и государства, сохранения и укрепления здоровья.
Раннее детство – это ключевой период, когда формируется человеческая личность и закладывается фундамент для прочного, здорового жизненного опыта. Ребенок с его физиологическими особенностями не может самостоятельно определить весь характер опасности. Таким образом, взрослый естественно привержен миссии охраны потомства. Детям необходимо разумно помогать, чтобы избежать травм, ведь невозможно все время вести их за руку, держать рядом с собой. Необходимо правильно пользоваться мебелью, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, как вести себя во дворе, на улице и дома. У детей необходимо прививать навыки поведения в ситуациях, предрасположенных к травмированию, формировать у них представление о типичных, часто возникающих ситуациях. Считается необходимым создание условий для обучения детей различных факторов риска.
П. Лич и П. Стэтман отмечают в своих исследованиях полезность дошкольных учреждений в обучении личной безопасности, то, что они любят правила и полностью их соблюдают. Если правила кем-то отклоняются, ребенок тут же размышляет об этом. Стремление ребенка этого возраста к логике поможет взрослым научить правилам безопасности.
С середины 19 века в классической педагогике, наряду с общими вопросами воспитания и воспитания детей, значительное место стали занимать вопросы здорового образа жизни, воспитательных занятий, акцентирующих внимание на гигиенических навыках, навыках безопасного поведения.
К. Д. Ушинский писал, что «воспитание уменьшает количество грозящих нам опасностей», уменьшает количество причин для страха и, если можно измерить опасность и добиться ее результатов, расширение страха для уменьшения этих опасностей.
В отечественной дошкольной педагогике советского периода вопрос охраны жизни и здоровья детей находил большое значение и практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Поэтому в конце 20-30-х годов в работах по воспитательной работе О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Е. Краснопольской и др. было замечено, что детям препятствуют привнесение в повседневную жизнь некоторых вопросов здоровья; включая правила обращения с потенциально опасными предметами. В проекте «Программы подготовки учреждений труда (по видам деятельности)» была предпринята попытка определить объем этих навыков в каждой возрастной группе.