Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов 6
1.1. Понятие, сущность и функции социального обслуживания 6
1.2. Роль и система организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов 13
1.3. Органы, осуществляющие организацию работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов 19
Глава 2. Практические особенности организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов на примере Территориального центра социального обслуживания г. Москвы 26
2.1. Характеристика деятельности Территориального центра социального обслуживания г. Москвы 26
2.2. Оценка организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов 36
2.3. Проблемы и перспективы организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов 43
Заключение 55
Список использованной литературы 60
Введение:
В наше время социальное обслуживание является одним из важнейших элементом социальной защиты России, потребность в этом обслуживании наблюдается у пожилых, инвалидов и других граждан, то есть у нетрудоспособного населения. В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 % до 27 % и составит 39,9 млн. человек. В связи с этим вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов занимают одно из важных мест в системе социальной защиты .
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов принадлежит к числу наиболее устойчивых форм социальной защиты, уходящих своими корнями в историю , понятие социального обслуживания достаточно востребовано, употребляется многими, понятие социального обслуживания образовалось под натиском определенных ситуаций, произошедших в обществе, следовательно, оно сформировалось вследствие того, что люди в нем нуждались. Стратегической основой социально-экономического развития России выступает формирование обеспечения условий для эффективного использования человеческого потенциала с целью повышения благосостояния и качества жизни населения. Инструментом социального развития выступает социальная политика, в структуре которой одну из важнейших ролей играет система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
С учётом выделенных особенностей, возникает необходимость совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является подсистема социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Предмет исследования в выпускной квалификационной работе – механизмы развития системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Целью выпускной квалификационной работы является определение путей совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем исследования и решения логически взаимосвязанных задач, последовательно раскрывающих тему выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и функции социального обслуживания;
— изучить роль и система организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— рассмотреть органы, осуществляющие организацию работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— проанализировать характеристику деятельности Территориального центра социального обслуживания г. Москвы;
— провести оценку организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;
— выявить проблемы и перспективы организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы познания правовых явлений: анализ и синтез, а также частнонаучные методы: логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.
Теоретическую и информационную базу выпускной квалификационной работы составили труды современных отечественных исследователей: Аверина А.Н., Алексеева Ю.П., Апостоловой А.М., Берестовой Л.И., Бобкова В.Н, Волгина Н.А., Денисовой И.П., Клиновенко Л. Р., Кузнецовой О.В., Соболевой И.В. Холостовой Е.Н., и др.
Нормативная база выпускной квалификационной работы – Конституция РФ , ГК РФ , СК РФ , ТК РФ , федеральные законы, судебная практика и иные нормативно-правовые акты.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях мирового экономического кризиса и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом, которая требует поиска новых путей совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально- медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации, абилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Все те условия, которые тем или иным образом связаны с жизнью населения: это и медицина, и здравоохранение, и обеспечение дохода, образование, наем жилья, и много другое — являются предметами социальной службы.
2. Социальное обслуживание активно развивается, ориентируясь не только на поиск новых технологий оказания помощи гражданам, в том числе и пожилым и инвалидам, но и на повышение качества предоставляемых социальных услуг. Действенная система социального обслуживания является фактором повышения качества жизни пожилых людей и инвалидов.
3. Несмотря на предпринимаемые государством меры по обеспечению активного долголетия и качества жизни лиц пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации остается ряд вопросов, требующих своего разрешения как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, российское население пожилого возраста и инвалиды, в отличие от ровесников других странах, практически не включено в какие-либо виды социальной активности.
С целью активизации образа жизни пожилых и инвалидов необходимо наладить систематическую работу по тиражированию лучших практик стимулирования всех компонентов активного долголетия.
В условиях продолжающегося старения населения Российской Федерации отмечается рост числа стационарных учреждений социального обслуживания, числа мест и числа проживающих в них граждан пожилого возраста и инвалидов. Вместе с тем, действующие стационарные учреждения социального обслуживания не могут полностью обеспечить потребности всех нуждающихся граждан старшего поколения и инвалидов в стационарном социальном обслуживании.
Не полностью сформирована трёхуровневая система гериатрической службы в Российской Федерации.
Доступность гериатрической помощи на сегодняшний день ограничена для лиц пожилого возраста и инвалидов в связи с недостаточным количеством гериатрических кабинетов и гериатрических отделений в поликлиниках. Требует решения проблема недостаточной информированности граждан о современном состоянии и возможности гериатрической помощи для преодоления распространения в обществе стереотипов старости.
4. Государственное бюджетное учреждение города Москвы Территориальный центр социального обслуживания «Ясенево» является учреждением, предназначенным для выполнения работ, оказания услуг адресного обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, малообеспеченных граждан, семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке путем оказания социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи, социальных услугах, а также для организации культурно-досуговой работы и проведения культурно-массовых мероприятий в рамках структурного подразделения «Отделение социальных коммуникаций и активного долголетия». ГБУ ТЦСО «Ясенево» имеет один филиал «Теплый Стан». Помещения ТЦСО «Ясенево» и филиала «Теплый Стан» полностью приспособлены для доступа маломобильных граждан.
5. Проведенное анкетирование показало высокий уровень работы органов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, соответствие основным параметрам оценки качества работы организаций социального обслуживания.
Тем не менее, необходимы дополнительные меры по совершенствованию деятельности органов социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в области социальной политики.
6. На основании обобщения данных проблем был сделан вывод о том, что даже при их наличии учреждения социального обслуживания располагают потенциалом и имеют возможности для расширения перечня социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, с одновременным повышением качества этих услуг. Задача системы социального обслуживания заключается не только в оказании социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, но и в проведении социальных мероприятий, направленных на вовлечение пожилых граждан и инвалидов в общественную жизнь, социально-психологическую реабилитацию, абилитацию и адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании.
Все выявленные проблемы могут быть решены при наличии финансового обеспечения. Вместе с тем, как отмечалось выше, федеральное и региональное законодательство не предусматривает выделения средств федерального или регионального бюджетов на расширение перечня социальных услуг или дополнительного материального обеспечения работников сферы социального обслуживания. Однако данное финансирование может быть обеспечено за счет приносящей доход деятельности.
Таким образом, мы считаем, что целесообразно предпринять следующие шаги для кардинального улучшения положения пожилых и инвалидов:
1. способствовать восстановлению атмосферы милосердия, гуманизма по отношению к пожилым и инвалидам. Усилия государства и церкви должны быть объединены; возродить многовековой опыт в этой области;
2. разработать правовую базу для социальной работы с этой возрастной группой;
3. подготовить кадры; развивать социальные технологии;
4. в связи с возрастающей значимостью работы центров социального обслуживания, разработать модельные проекты для строительства центров; выделить современные технологии для этих центров;
5. решить проблему занятости пожилых людей и инвалидов, для этого усовершенствовать законодательство о труде пожилых людей и инвалидов;
6. создать базу данных пожилых и инвалидов, нуждающихся в конкретных видах помощи;
7. повысить качество медико-социальной помощи и психологической помощи Более того необходимо продолжать исследования особенностей пожилого возраста и инвалидов, эффективных подходов социальной работы с ними.
Таким образом, рассмотрев особенности процесса социального обслуживания по отношению к лицам старшего возраста и инвалидам, мы можем отметить, что это система социальной работы, которая включает в себя социальную защиту, социальную помощь и социальную поддержку. Приоритетной формой реализации геронтологической политики является деятельность учреждений социального обслуживания. Они функционируют на принципах адресности, гарантированности, комплексности и дифференциации оказания социальных услуг старшему поколению. Благодаря оказанной помощи со стороны учреждений социального обслуживания, увеличивается уровень благосостояния, материального положения, оказывается содействие в разрешении семейных и духовных проблем пожилых граждан и инвалидов.
Что касается социальной услуги, то она представляет собой действие в контексте социального обслуживания по оказанию разного вида помощи человеку с целью улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные услуги могут быть направлены как на поддержание адаптивных сил человека, так и на изменение самооценки, а также коррекцию социальных отношений. Конструирование системы предоставления социальных услуг коррелирует с учетом потребностей и интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.
Значимость совершенствования социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является, безусловно, очень высокой. Социальные услуги, как форма социального обслуживания, должны совершенствоваться, прежде всего, в качественном направлении: расширяться по объему и содержанию, а также организационно-правовому механизму их оказания и информационному обеспечению.
Разработанные рекомендации обладают свойством универсальности и ресурсом масштабирования. При успешной реализации мероприятий их с успехом можно распространять и на иные сферы оказания социальных услуг в случае возникновения такой необходимости. Цель выпускной квалификационной работы является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы организации работ по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов
1.1. Понятие, сущность и функции социального обслуживания
Каждое современное государство старается поставить для себя приоритет принципа гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована на создание условий, обеспечивающих свободное развитие человека и его достойную жизнь, что гарантируется Конституцией РФ в статье 7. Любое общество неоднородно и делится на разные общности и группы. Социальная политика государства направлена на стабилизацию, объединение, а также согласование отношений и интересов между разными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обслуживания и социального обеспечения.
Статьей 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.01.2013 N 442-ФЗ определено понятие социальное обслуживание как элемент системы социального обеспечения, способствующий помощи и поддержки нуждающихся категорий населения. Социальное обслуживание граждан — деятельность по оказанию социальных услуг всем слоям населения. В свою очередь, говоря о термине «социальная услуга», согласимся с позицией М.Г. Блиновой, которая утверждает, что, социальная услуга — действие в области социального обслуживания по оказанию периодической, постоянной или разовой помощи, так же, срочной помощи гражданину с целью расширения его возможностей самому обеспечивать свои жизненные надобности, а также улучшения условий его жизнедеятельности .
Социальное обслуживание базируется на таких признаках, как: 1) адресность предоставления социальных услуг 2) свободный и равный доступ граждан к социальному обслуживанию, не обращая внимания на расу, возраст, национальность, пол, отношение к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям, места жительства; 3) сохранение гражданина в наиболее благоприятной для него среде; 4) приближенность, большое количество поставщиков, предоставляющих социальные услуги для обеспечения нужд граждан в социальном обслуживании; 5) конфиденциальность; 6) добровольность
В научной литературе понятие «социальное обслуживание» используется сравнительно редко. Даже в научной и учебной литературе по социальной политике и социальной работе не всегда можно найти объяснение СО. Чаще анализируются такие понятия, как «социальная политика», «социальная защита». По мнению ряда ученых, СО выступает в качестве одного из направлений социальной защиты, социальной работы, организационной формы этих видов социальной деятельности, в качестве системы определённых способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества.
Р. Баркер в «Словаре социальной работы» определяет СО как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (которые не могут сами о себе позаботиться)» . При этом он приравнивает социальное обслуживание и социальное обеспечение: «Считается, что потребность в социальном обеспечении испытывают все люди, по крайней мере, иногда, и многие из этих услуг могут быть предоставлены добровольцами, непрофессионалами». Скорее всего, «социальное обслуживание» шире понятия «социальное обеспечение», и в этом его социальная особенность. Социальное обслуживание включается как направление деятельности и в другие сферы социальной деятельности, в другие социальные отрасли: здравоохранение, образовательные учреждения, учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Проанализировав разного рода литературу и информацию из других источников, можно сказать о том, что понятие социального обслуживания можно трактовать в двух смыслах: узком и широком. В том случае, если употреблять понятие социального обслуживания населения в узком смысле, то будет верным использовать такую трактовку понятия: предоставление гражданам различных социальных бытовых услуг: осуществление помощи в ведении хозяйства; помещение граждан в учреждение социальной защиты на некоторый период времени; предоставление бесплатного питания; предоставление медицинской помощи и другое. Рассматривая социальное обслуживание в широком смысле, можно сформировать такое определение: социальное обслуживание — вид обслуживания, содержащий в себе все виды социального обеспечения, кроме выплат в денежном эквиваленте. Тех лиц, которые имеют право на социальное обслуживание на дому, определяют различные нормативно-правовые акты.
Структура системы социального обслуживания представлена на рис.1.1.
Конкретизируя сущность СО и обобщая накопленный опыт, ученые сделали вывод о том, что социальное обслуживание различных категорий населения — составная часть современной социальной политики , «принципиально новое направление социальной защиты населения». В то же время СО может осуществляться и вне социальной защиты: оно шире по сфере деятельности. Скорее всего, следует говорить, что социальная защита — одно из проявлений, составных частей СО .