Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Организация психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средство сохранения психического здоровья»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ.. 6
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. 6
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. 6
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. 6
1.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ. 10
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. 10
1.3. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.. 14
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР. 14
1.4. НАПРАВЛЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ.. 20
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР. 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 32
2.1. ЭТАПЫ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 32
2.2. ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫБОРОЧНОЙ
СОВОКУПНОСТИ.. 34
2.3. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 35
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР НА БАЗЕ ГБУЗ
МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ СО СПИННОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ И
ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЦП.. 39
3.1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.. 39
3.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 74
ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Д.. 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж.. 90
Введение:
Актуальность
исследования. На современном этапе развития общества остро возникает
проблема сохранения психического здоровья. Нарастающие требования в
медицинских организациях обусловливают появление массовых состояний
психоэмоционального напряжения, увеличение форм само разрушающего поведения [Сирота]. Отсутствие социально-адаптивных стратегий
поведения у медицинских работников диктует необходимость поиска современных
подходов, обеспечивающих снижение психоэмоционального напряжения, и способов совладения
с профессиональными стрессами.
С одной
стороны, остро стоит проблема неудовлетворенностью профессиональной
деятельностью среди медицинских работников, что в конечном итоге приводит к
эмоциональному выгоранию. Особенно актуально это для медицинских сестер,
подверженных риску развития негативного отношения к своей профессии,
обусловленному постоянным хроническим стрессом, интенсивными межличностными
взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда. Следовательно, существует
объективная потребность в научном осмыслении психологических факторов риска в
деятельности медицинских сестер, которые трудятся в условиях повышенных
психоэмоциональных нагрузок, с тем, чтобы осуществлять адекватные меры
профилактики психоэмоционального напряжения, снижать риск неудовлетворенности
своей профессиональной деятельностью.
Обеспечение
эффективности сестринской медицинской помощи является в настоящее время одной
из приоритетных реформ не только в социальной сфере, но и в области
здравоохранения[Программа развития СД]. В
этой связи возрастает необходимость введения технологических новаций,
организационных мероприятий, призванных обеспечить высокую эффективность
профессиональной деятельности при создании оптимальных условий для сохранения
психического здоровья медицинского персонала посредством обеспечения
оптимального психоэмоционального состояния.
Актуальность организации
психоэмоциональной разгрузки медицинских сестер как средства сохранения
психического здоровья обусловлена тем, чтобы помочь человеку сформировать и
поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в
отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной
профессиональной деятельности и жизни вообще.
Объект исследования: психическое
здоровье медицинских сестер.
Предмет исследования: организация
психоэмоциональной разгрузки медицинских сестеркак средство сохранения
психического здоровья.
Цель исследования: описать организацию психоэмоциональной
разгрузки медицинских сестер путем применения современных психокоррекционных
технологий.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы
психического здоровья медицинских сестер.
2. Описать организацию исследования психоэмоциональной
разгрузки медицинских сестер ГБУЗ «Московский городской Центр реабилитации
больных со спинномозговой травмой и последствиями детского церебрального
паралича Департамента здравоохранения города Москвы».
3. Изучить
особенности организации психоэмоциональной разгрузки медицинских
сестер ГБУЗ «Московский городской Центр реабилитации больных со спинномозговой
травмой и последствиями детского церебрального паралича Департамента
здравоохранения города Москвы».
Методы исследования:
1. Теоретические
методы: анализ, классификация, сравнение.
2. Эмпирические
методы: наблюдение, беседа, анкетирование.
3. Методы статистической обработки данных.
Практическая
значимость данного исследования определяется возможностью
использования полученных результатов в практической деятельности, которые могут
быть востребованы для разработки социально-психологических, реабилитационных
мероприятий и программ, ориентированных на обучение медицинских сестер
продуктивным способам снятия психоэмоционального напряжения. Результаты
исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования
проблемы.
База исследования: ГБУЗ
«Московский городской Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и
последствиями детского церебрального паралича Департамента здравоохранения
города Москвы».
Структура
работы: выпускная квалификационная работа состоит из 3 глав, 4
рисунков, 6 таблиц.
Заключение:
Проблема исследования современных средств сохранения
психического здоровья чрезвычайно актуальна в настоящее время.
В
нашем исследовании мы проанализировали, обобщили, систематизировали
представления отечественных и зарубежных исследователей об исследуемой
проблеме. Мы изучили основные подходы к определению понятия психического
здоровья медицинских сестер; выявили факторы, влияющие на психическое здоровье
медицинских сестер; раскрыли причины изменения психического здоровья
медицинских сестер; проанализировали основные направления по сохранению
психического здоровья медицинских сестер.
Анализ научной литературы
по проблеме исследования показал, что психическое здоровье в литературе
рассматривается как многозначный медико-психологический термин, который
описывают как состояние благополучия; нормальную деятельность отдельных
психических процессов и механизмов; потребность индивида в самореализации;
жизнедеятельность человека, обеспечиваемую гармонизацией эмоционально-волевой,
познавательной и коммуникативной сфер личности; хорошее самочувствие и наличие
способности к развитию; состояние душевного благополучия; состояние
динамического равновесия индивида с окружающей средой и т.д.
В
рамках изучения факторов, определяющих состояние здоровья человека, а также
мотивационных и ситуативных переменных, имеющих прогностическую значимость в
формировании здоровьесберегающего поведения, выделены факторы риска в профессиональной
деятельности медсестры: социально-психологические; санитарно-эпидемиологические;
эргономические; химические; биологические; физические, преформированные,
постуральные.
Причинами изменения в
психическом здоровье медицинских сестер служат такие, как появление симптомов
хронической усталости, снижение самооценки, эмоциональное истощение,
соматизация, профессиональная деформация. Для поддержания психического здоровья
медицинской сестры на оптимальном уровне необходима удовлетворенность ее своей
деятельностью, наличие мотивации к успеху, комплекса психофизиологических и
физических адаптационных возможностей.
В отношении изучения
рисков в здравоохранении можно выделить два основных направления: управление
рисками (риск-менеджмент); анализ конкретных факторов риска в профессиональной
деятельности.
Обобщая современные достижения медико-психологической науки и
практики, следует отметить, что в связи с возрастающим психоэмоциональным
перенапряжением в профессиональной деятельности медсестры необходима
эффективная организация психоэмоциональной разгрузки, для чего активно
применяются такие средства, как
тренинги, антистрессовые программы, техники релаксации; модели
восстановительного обучения; методы психорегуляции и психического
самоуправления; цветотерапия и музыкотерапия; аутогенная тренировка;
фармакологические средства; аудиовизуальная психокоррекция; комнаты
психоэмоциональной разгрузки; центры оздоровления; методы ситуативно-образного
моделирования и др.
С целью оценки эффективности организации
психоэмоциональной разгрузки как средства сохранения психического здоровья было
проведено эмпирическое исследование, проходившее на базе ГБУЗ Московского
городского Центра реабилитации больных со спинномозговой травмой и
последствиями ДЦП с медицинскими сестрами Центра в количественном составе 15
человек.
Результаты констатирующего этапа исследования
показали, что, несмотря на то, что две трети испытуемых имеют признаки
нервно-психической неустойчивости, а также неблагоприятные прогностические
признаки: дефилицитарные страхи и тревожность, выраженные показатели
физиологических и соматически выраженных симптомов (расстройство сна, тремор,
гиперемия, потоотделение, вялость, запоры, головокружение, головные боли,
колебания веса и т.д.) и психологических нарушений (неуверенность в себе,
депрессии, актуализация страхов и тревожности, и т.д.).
Это послужило основанием для проведения в рамках формирующего этапа исследования
психокоррекционных мероприятий с целью организации психоэмоциональной разгрузки как
средства сохранения психического здоровья медицинских сестёр.
В качестве задач выступили следующие: устранение факторов, способствующих
дестабилизации деятельности медицинских сестер, избавление от стресса, синдрома
хронической усталости; повышение психической активности работников; обучение
медицинских сестер приемам избавления от эмоционального напряжения; повышение
стрессоустойчивости и профилактики профессионального выгорания; предупреждение
и снятие психологического утомления и физической усталости; повышение
функциональных возможностей организма, профилактика психосоматических
заболеваний и профессионального стресса; достижение стабильных позитивных
изменений в психоэмоциональном состоянии медицинских сестер; нервно-мышечная релаксация, снятие напряжения; достижение общего оздоровительного
эффекта;развитие
вестибулярного аппарата; снижение возбудимости нервных центров; мобилизация
дыхания; механическая тактильная
стимуляция и т.д.
При проведении мероприятий проводились психотерапевтические,
психокоррекционные и реабилитационные: аудиовизуальные психокоррекционные
программы («Релаксон», «Тонус», «Статус», «Саната»),
социально-психологический тренинг (групповой), в рамках которого применялись
игры и практические упражнения, проблемные ситуации, обсуждения, дискуссии,
мини-лекции, беседы, медитативные
и релаксационные психотехники, методики арт-терапии, психогимнастические этюды,
упражнения с утверждениями аффирмации, элементы свето-, цвето-, музыкотерапии; аутогенной
тренировка с музыкальным сопровождением, упражнения дыхательной гимнастики,
массаж и самомассаж (тактильная стимуляция) и др.
Эффективность проводимых
мероприятий подтвердилась результатами контрольного этапа. После проведения
итоговой психодиагностики у большинства испытуемых менее
выраженными стали патологические признаки: нормализовался сон, стабилизировался
эмоциональный фон, практически исчезли такие симптомы стресса, как плаксивость,
ощущения комка в горле, гиперемия, страхи, тремор конечностей, подавленное
настроение, повышенное потоотделение, вялость. У многих оптимизировалась сфера
коммуникации, менее актуализированы стали состояния беспричинной тревожности,
немотивированных страхов.
Претерпели изменения и
проявления нервно-психической неустойчивости у испытуемых: снизилась
раздражительность, чувство одиночества и подверженность экзистенциальным
страхам; снизилась импульсивность, раздражительность, возбудимость, улучшились
навыки эмоциональной саморегуляции; повысилась самооценка, потребность в
самореализации. Физиологические параметры также претерпели изменения:
отмечается стабилизация веса, снизились приступы жара, жажды, сухости во рту, в
меньшей степени проявляются головные боли, головокружения, мышечные судороги,
снизилась зависимость от успокоительных.
Выделенные особенности
свидетельствуют об эффективности проводимых мероприятий.
Таким образом, цель
исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.ОБЗОР
И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР 1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР
Одним
из важнейших в медицинской психологии является понятие о психическом здоровье.
Проблема обеспечения здоровья медицинских работников требует поиска путей
оптимизации и сохранения здоровья. Наиболее широко известно следующее
определение понятия «здоровье»: состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических
недостатков [Устав ВОЗ]. В основу данного
определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по трем
основным уровням [Шилова Л.С.]:
—
физическому (совершенствование саморегуляции в организме, гармония
физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде);
—
психическому (основная стратегия жизни человека, степень господства человека
над обстоятельствами);
—
социальному (мера трудоспособности, социальной активности человека; его
активное, деятельное отношение к миру).
По
определению ВОЗ, психическое здоровье -это состояние благополучия, при котором
каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с
обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также
вносить вклад в жизнь своего сообщества[Устав ВОЗ]. Данное определение содержит позитивную коннотацию
психического здоровья, с акцентом не на психические нарушения, а на обращение к
потенциальным возможностям и ресурсам человека.
Феномен
психического здоровья представляет собой относительно новое явление,
приобретающее междисциплинарный характер. Охрана психического здоровья
охватывает широкий спектр деятельности, прямо или косвенно связанной с
компонентом душевного благополучия. В настоящее время проблемам исследования
психического здоровья посвящены работы таких ученых, как Б.С. Братусь [Братусь]и
др.