Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация научно-исследовательской работы на уроках истории и во внеурочной деятельность обучающихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» 9
1.1 Система урочной и внеурочной работы по предмету «История». Характеристика педагогических условий организации исследовательской деятельности обучающихся в системе урочной и внеурочной работы по предмету «История» 9
1.2 Основные задачи, принципы, методы организации научно-исследовательской работы обучающихся 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ» 32
2.1 Содержание учебно-методического комплекта по истории с точки зрения организации исследовательской деятельности обучающихся в системе урочной и внеурочной работы 32
2.2 Научно-исследовательская работа с учащимися на уроках истории 37
2.3 Внеурочная научно — исследовательская деятельность 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Введение:
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов.
Внедрение и последующая реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), ознаменовали собой начало современного этапа развития образования в РФ. В связи с этим в образовательном процессе доминирует гуманистический подход, где в центре педагогического процесса находится непосредственно обучающийся. Во вновь сложившихся условиях, сочетание исследовательской работы и урочной деятельности открывает широкие возможности как для реализации ФГОС, так и для формирования мировоззрения обучающихся. Ведь только там, где внеклассная работа является естественным и органичным продолжением системы уроков, для которых характерна атмосфера сотрудничества и сотворчества, может быть создана настоящая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В этой среде учащиеся не только совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, но также получают дополнительную информацию и вместе с тем развивают мотивацию к усвоению и изучению нового учебного материал
Сегодня важнейшей целью исторического образования является воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. С помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в этот мир.
Но в последнее время авторитет и популярность истории как школьного предмета резко падают. Это приводит к росту бездуховности, гражданского равнодушия значительной части молодежи. Следовательно, историческое образование не достигает одной из главных своих целей. Необходимо научить учащихся среднего звена, самостоятельно учиться на уроках истории и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности на уроках истории, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для учителя истории. Исходя из выше изложенного, считаю данную тему актуальной на сегодняшний день.
Степень изученности проблемы. Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для проектирования работы школы по организации исследовательской деятельности учащихся.
При написании работы были использованы труды таких ученых, как Баринова И.И., Елховская Л.И., Николина В.В., Боголюбов А.С., Борзенко В.И., Обухов А.С, Державин Г.Р., Горбанев В.А., Гребенюк О.С., Громова Л.А., Душина И.В., Таможняя Е.А., Ермилин А.И., Ермилина Е.В., Ерохина Н.Н., Зимняя И.А., Шашенкова Е.А., Иванайская Т.Л., Карпене Т.И., Кларин М.В., Козлова Е.В., Кузьмин С.В., Ланина И.Я., Леонтович А.В., Леонтьев А.Н., Поддъяков А.Н., Попова А.А., Разагатова Н.А., Савенков А.И., Семенова Н.А., Сухоруков В.Д., Титов Е.В., Трофимова А.Л., Тысько Л.А., Усова А.В., Шумакова Н.Б., Щенёв В.А.
Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что разработкам научно-методических основ формирования исследовательских умений обучающихся посвящено значительное число работ. Различные аспекты данной проблемы затронуты в трудах отечественных (Н.В. Бунаков,
B.П. Вахтеров, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, Б.Е. Райков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) и зарубежных (Дж. Бруннер, А. Дистервег, Дж. Дьюи, Я. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, С. Френе и др.) педагогов-классиков.
Методические и дидактические исходные положения применения проблемных, исследовательских методов в обучении аргументировано описаны И.А. Ильницкой, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным; обоснование развивающего обучения, направленного на формирование умений добывать и применять полученные знания, дано Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Н.А. Менчинской, В.А. Сластениным, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Элькониным, И.С Якиманской; значимость развития творческого потенциала личности в познавательной, творческой и исследовательской деятельности рассмотрена В.И. Андреевым Е.Ю. Волчегорской, И.А. Зимней, А.М. Матюшкиным, А.В. Москвиной В.Г. Рындак, Т.Б. Старостиной; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся представлены в трудах А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Л.А. Казанцевой, Т.А. Камышниковой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова; вопросам развития исследовательских умений обучающихся уделяли внимание А.Г. Иодко, О.И. Миторош, В.П. Ушачев. Отдельные аспекты формирования исследовательских умений у обучающихся на различных ступенях общего образования в урочной и внеурочной деятельности рассматривались в кандидатских диссертациях А.П. Гладковой, В.В. Дубининой, Э.Г. Сабировой, Н.А.Семеновой.
Теоретическая основа исследования:
— идеи гуманистической философии о человеке как субъекте отношений, способном к самореализации, самоорганизации, представлены в трудах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и др.; идеи о ведущей роли деятельности в становлении человека как личности описаны А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и др.;
— педагогические исследования по организации исследовательской деятельности обучающихся отражены в работах А.В. Леонтовича, А.С. Обухова; значимость творческой исследовательской деятельности в образовании подчеркивали В.И. Андреев, Е.Ю. Волчегорская, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, В.Г. Рындак; психологические основы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся представлены в трудах А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Т.А. Камышниковой; вопросы развития исследовательских умений обучающихся рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Митрошем, Э.Г. Сабировой, В.П. Ушачевым;
— методические основы использования исследовательских методов в обучении на основе создания проблемных ситуаций описаны И.Я. Лернером,
М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным; положения развивающего обучения рассматривались В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Б.Д. Элькониным; дидактические аспекты исследовательской деятельности обучающихся представлены в трудах Л.А. Казанцевой, Г.В. Макотровой, А.В. Леонтовича.
Научная новизна результатов исследования состоит в конкретизации образовательного потенциала исследовательской деятельности учащихся на уроках истории, уточнена логика в преемственности содержания, методов и организационных форм исследовательской деятельности учащихся на уроках истории; теоретически обоснованы принципы и технологические этапы и необходимое методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Объект исследования – урочная и внеурочная деятельность обучающихся.
Предмет исследования – особенности организации научно-исследовательской работы на уроках истории и во внеурочной деятельности обучающихся.
Цель исследования — теоретическое изучение проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельность обучающихся и разработка методических рекомендаций применения исследовательского подхода в процессе обучения истории.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические вопросы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории и внеурочной деятельности;
• рассмотреть сущность, виды учебно-исследовательской деятельности;
• охарактеризовать способы организации исследовательской деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности;
• определить методические рекомендации применения исследовательского подхода в процессе обучения истории.
Методологическая основа исследования:
— системный подход, предполагающий включение обучающихся в организованную исследовательскую деятельность, представляющую четкую систему её элементов, целостность и структурированность;
— деятельностный подход, позволяющий включить обучающихся в осознанную исследовательскую деятельность;
— компетентностный подход, отображающий проблему соотношения между социальным и личностным заказом на образование человека, выступающего новым результативно-целевым феноменом.
Теоретическая значимость результатов исследования: определены специфика реализации и содержание компонентов исследовательской деятельности учащихся на уроках истории, что является вкладом в обоснование научных основ индивидуально-личностного развития учащихся; обоснованы содержание и формы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории; раскрыты принципы организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории.
Практическая ценность результатов исследования: раскрыта специфика исследовательской деятельности учащихся на уроках истории, что может помочь административно-методической службе и педагогам учреждений среднего общего образования в проектировании образовательных программ. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут являться теоретической базой для разработки организационных, содержательных и методических аспектов конструирования учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и внеурочной деятельности.
Результаты научного исследования по данной тематике освещались автором на различных конференциях.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, задачи исследования, определена его практическая значимость. В первой главе «Теоретические основы организации научно-исследовательской работы обучающихся в системе урочной и внеурочной работы по предмету «История»» охарактеризована система, методы и приемы организаций урочной и внеурочной работы по предмету «История». Во второй главе «Методические основы организации исследовательской деятельности по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе урочной и внеурочной работы по предмету «История»» рассмотрены методы, способы, этапы научно-исследовательской работы с учащимися на уроках истории и во внеурочной научно — исследовательской деятельности. В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Заключение:
Реализация учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы по истории активизирует развитие познавательной сферы учащихся всех возрастных групп. В процессе учебно-исследовательской деятельности происходит усиление интеллектуального развития учащихся, а также наблюдается повышение мотивации к изучению данной дисциплины. Исследовательские задания позволяют формировать организаторские способности у учащихся, помогают в решении сложных задач. Помимо этого, они также оказывают огромное влияние на учеников, прививают разные навыки и способности: познавательные, аналитические, социальные, коммуникативные, умение нестандартно мыслить, работать в команде, быстро принимать решения, брать ответственность за свои действия.
Проведенный теоретический анализ литературы и школьной практики по исследуемой теме позволил сделать вывод, что организация исследовательской деятельности предоставляет возможность успешно решать методические задачи.
Полноценное внедрение исследовательской деятельности в учебный процесс при выполнении описанных методов организации позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обучения по предмету. Организация исследовательской деятельности – один из способов развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности учащихся, обучение на новом качественном уровне. Исследовательская деятельность может быть организована как компонент традиционного учебного процесса, так и для педагогического проектирования более эффективного исследовательского метода обучения. Вместе с тем, несмотря на эффективность исследовательского метода в процессе обучения, для того чтобы его внедрение происходило с наибольшей отдачей, следует, уделить внимание качеству и целесообразности его применения.
Исследовательская деятельность может быть организована на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. Она правомерно может быть организована учителем при индивидуальной работе, работе в группах; при организации внутриклассной активизации и координации, через выполнение школьниками творческих работ. По отношению к содержанию учебного предмета исследовательская деятельность может выполнять различные функции, поддерживая собственную учебную деятельность ребенка.
Организация исследовательской деятельности повышает познавательную мотивацию, что приводит, в свою очередь, к повышению успеваемости; позволяет учащимся проявить себя в полной мере на таких занятиях; способствует развитию ситуации психологического комфорта в классе. Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования. Ценность организации научно-исследовательской работы на базе школы повышена множеством положительных моментов:
для учащихся – это развитие творческих и исследовательских способностей, навыков самостоятельной работы, работы в группе и в команде, возможность выбора темы и руководителя, «погружение» в тему (так как работа должна выполняться в течение месяцев или лет), наличие домашних заданий, получаемых не в авторитарной форме, а в виде распределения обязанностей, включая самого научного руководителя, развитие навыков устной речи, использующей научную терминологию и имеющей свою особенную структуру, приобретение навыков публичных выступлений в присутствии жюри, оппонентов и незнакомых людей, тренировка навыков отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.
педагогам организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, повысить дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки, помогает раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, апробировать инновационные технологии, обобщить опыт работы через СМИ, углубиться в исследуемую проблему;
для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, снижение конфликтности в семье, возможность активного участия в школьной жизни;
образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе, вести инновационную деятельность, информировать о деятельности учреждения через издание статей, представление докладов, выступлений, публичных отчетов на конференциях разного уровня, формировать социальное партнерство, реализовывать программы по созданию единой детской организации, основанной на принципах самоуправления.
Таким образом, применение исследовательских заданий в урочное и внеурочное время позволяет реализовывать весь комплекс педагогических задач, а использование учебно-исследовательской деятельности является актуальной и важной функциональностью, необходимой в современной образовательной среде. При этом нельзя игнорировать положение о том, что учебно-исследовательскую деятельность следует использовать комплексно, в системе всех методов и форм учебной работы. Только в комбинации с реализацией других педагогических технологий они могут приумножить эффективность усвоения материала обучающимися.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ»
1.1 Система урочной и внеурочной работы по предмету «История». Характеристика педагогических условий организации исследовательской деятельности обучающихся в системе урочной и внеурочной работы по предмету «История»
Урочная и внеурочная деятельность представляют собой единое целое пространство деятельности обучающегося, где он не просто овладевает знаниями и навыками, но осознает свои ценности, интересы, возможности, выбирает сферу для самопроявления, подходящую ему по его интересам, пробует свои силы, наращивает способности, получая помощь от педагогов, чем и запускается механизм его саморазвития. Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся. Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит полная реализация личностных, метапредметных и предметных достижений обучающихся. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача образовательно-воспитательного процесса в школе. Добиться формирование всесторонне развитой личности можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, являющейся важнейшим средством для осуществления индивидуального подхода к учащимся и учета их познавательной потребности.
В современной школе урок был и остается основной формой образовательно-воспитательного процесса. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для творческой организации обучения и воспитания личности обучающегося, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности, учета личностных особенностей обучающихся, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания обучающихся, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений учитель-ученик в совместной деятельности.
Решить эту проблему можно с помощью внеурочной деятельности, которая направлена на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития творческих способностей обучающихся. Урочные и внеурочные занятия обучающихся в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы, они позволяют успешно интегрировать различные виды и формы занятий.
Кроме этого, урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, предметных, метапредметных). Важное место в организации внеурочной деятельности учащихся занимает — создание условий духовного развития личности, формирование активной гражданской позиции, готовности к самостоятельному нравственному выбору, становление системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности.
Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции ребенка в познании окружающего мира. Следует подчеркнуть, что при создании предпосылок для целенаправленного развития исследовательской активности детей происходит развитие мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия детей с окружающим миром.