Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Организация контроля и оценивания достижений предметных результатов по истории обучающимися основной школы»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
1 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ 3
1.1 Контроль качества обучения: виды, формы, методы 3
1.2 Современные средства оценивания результатов обучения на уроках истории 11
2 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 29
2.1 Зачетная система 29
2.2 Исторические дебаты 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Пожалуй главной проблемной областью в педагогике всегда было то, каким именно образом следует проводить контроль знаний и умений учеников. Для каждого предмета нельзя подобрать универсальный метод и форму, которые бы переходили от дисциплины к дисциплине. Те методики, что используются в российских школах на данный момент, не всегда могут похвастаться объективностью, надежностью или достоверностью. Особенно если речь о таком предмете как история.
История всегда воспринималась как учениками, так и родителями, а порой и некоторыми педагогами, как сугубо теоритический предмет, для которого необходимо лишь знание фактического материала. Однако это не так, потому как данный предмет включает в себя ряд элементов из других гуманитарных наук и часто сопряжен с практическими умениями: правильно подобрать и проанализировать информацию из источника другого исторического периода, сориентироваться на карте, дать личностную характеристику историческому деятелю и т.д. Именно поэтому система контроля знаний и оценивая так важна для данного предмета, потому как в нем точно нельзя обойтись одним лишь фронтальным опрос или пересказами.
Учитывая то, что на данный момент правительство Российской Федерации взяло курс на упрочнение позиций истории как школьной дисциплины, нам видится актуальным разобраться в том, какие именно способы контроля знаний и умений, а также формы оценивания можно использовать на уроках истории в школе.
Вопросом изучения современных средств оценивания результатов обучения занимается целый ряд исследователей, среди которых важно отметить Золотарёву А.В., Петрухина В.В., Шишова С.Е., Кальней В.А., Поташника М.М., Моисеева А.М., специалистов по мониторингу качества образования в школе; Калужскую М.В., Уколову О.С., Каменских И.Г., Устинову Л.Г., исследователей в области рейтинговой системы оценивания; Аванесова В.С., Майорова А.Н., Равена Д., Циммермана Н.В., Челышкову М.Б., специалистов по тестированию в системе образования.
Объектом данного исследования является система контроля и оценивания знаний и умений учеников в современной школе.
Предметом данного исследования система контроля и оценивания знаний и умений учеников в современной школе на уроках истории.
Целью данного исследование является разработка собственных методов контроля знаний и умений учеников в рамках такой дисциплины как история.
Для выполнения данного исследования были поставлены следующие задачи:
— Изучить контроль качества обучения в школе. Его виды, формы, методы;
— Изучить современные средства оценивания результатов обучения на уроках истории
— Разработать свои методы для контроля знаний и умений школьников.
Теоритическая значимость данного исследования выражена в том, что оно может послужить пособием по изучению современных средств контроля и оценки знаний и умений учащихся в Российских школах.
Практическая значимость исследования выражена в практической части данной работы, которая содержится во второй главе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
В начале работы была сформулирована цель, для достижения которой были поставлены задачи. В рамках выполнения задач были написаны главы настоящей работы, в которых содержатся некоторые выводы.
Так было установлено, что виды, формы и методы организации контроля в образовательном процессе не могут быть успешными и результативными без новой системы оценивания, которая была бы тщательно продумана и упорядочена.
Существующая на данный момент пятибалльная система давно доказала свою несостоятельность и несоответствие современным требованиям образовательной системы.
Имеется ряд форм, контроля, которые кажутся нам наиболее перспективными или работающими:
1) Тестирование. Наиболее традиционная система контроля, которая имеет как достоинства, так и недостатки;
2) Мониторинг. Позволяет проследить не только динамику усвоения материала учениками, но и то, как действуют в школах новые стандарты обучения;
3) Рейтинговая система контроля. Является перспективной, потому как сосредоточена на личностных качествах ученика, которые он может проявить в учебном процессе;
4) Портфолио. Широко используемая на данный момент система контроля и оценивания, недостатки которой связаны лишь с личностью педагога.
В практической части данной работы нами были предложены две методики контроля знаний и умений учащихся актуальные для уроков истории.
Первой методикой является система зачетов. Ее положительные черты следующие:
1) Позволяет напрямую оценить знания ученика, которые педагог получает практически из первых уст;
2) Формулирует у обучающегося коммуникативные способности;
3) Позволяет проверить несколько тем из разделов сразу;
4) Имеет важную воспитательную составляющую: так как в данном случае невозможен подлог, как в случае с письменными работами, ученики будет изначально планировать свою деятельность под данную форму изложения материала.
Однако имеются и недостатки:
1) Фиксированность на теоритических знаниях;
2) Сложность данной методики для инклюзивного образования;
3) Большая загруженность на ученика, в случае если информация не усваивалась им в рамках уроков.
Вторая методика – исторические дебаты. Положительные стороны:
1) Стимулирует изучение предмета более углублённо;
2) Развивает коммуникативные качества;
3) Развивает критическое мышление и аргументацию;
4) Развивает навыки активного слушателя;
5) Повышает самооценку.
Имеются следующие негативные аспекты:
1) Данная форма не способна заинтересовать каждого ученика, так как для нее необходимо более глубокое понимание истории как научной дисциплины;
2) Эмоциональное состояние очень важно. Ученик, поддавшийся своим эмоциям способен уйти от аргументированного обсуждения к ссоре;
3) Есть риск субъективного судейства;
4) Аудитория слушателей практически не задействована в процессе.
Таким образом можно отметить, что история действительно является одним из сложнейших предметов в общеобразовательной школе, для которой следует найти правильную систему контроля знаний и умений, а также их оценивания. Все это, разумеется, в первую очередь зависит от креативных навыков самого педагога, а также от степени заинтересованности дисциплиной учеников.
Фрагмент текста работы:
1 СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ
1.1 Контроль качества обучения: виды, формы, методы
Для любого учителя в процессе работы с учащимися важен не только процесс передачи знаний, но и контроль за должным усвоением этих знаний. Помимо самой работы, способствующей закреплению материала во время получения его на уроке, важен и процесс проверки того, на каком уровне находится этот материал. Важен контроль качества обучения на уроках, но для начала необходимо понять, что подразумевается под данным понятием.
В широком смысле под данным термином понимается проверка чего-либо и установление обратной связи. Контроль за учебной деятельностью учеников позволяет понять уровень понимания учеником материала, а также способствует установлению двух видов обратной связи: внешней (учитель-ученик) и внутренней (самоконтроль со стороны ученика).
Контроль знаний ученик выполняет следующие функции:
1) Диагностическая. Определяется качество усвоение пройденного материала учеником;
2) Образовательная. Позволяет внести коррективы в проблемные зоны усвоения материала;
3) Развивающая. Вносит дополнительные изменения в учебный процесс;
4) Воспитательная. Стимулирует систематические занятия по усвоению и закреплению нового материала.
Также контроль знаний, умений и навыков должен соответствовать ряду требованию и содержать в себе следующие элементы:
1) Индивидуальный характер;
2) Систематичность и регулярность контроля;
3) Разнообразие методов контроля и форм проведения;
4) Широкий охват (должен содержать в себе как проверку теоритических знаний, так и практических);
5) Объективный характер контроля.
Отметим, что контроль в учебном процессе имеет и свою классификацию, которая выражается в следующих видах:
1) Предварительный контроль. Характерен перед началом изучения нового материала. Для уроков истории данный тип контроля широко применяется в начале каждого года или перед изучением нового раздела. Это позволяет учителю установить текущий уровень знаний учеников относительно прошлой темы или прошлого учебного года.
2) Текущий контроль. Данный вид контроля характерен при изучении новой темы и позволяет установить уровень усвоения материала.
3) Тематический контроль. Данный вид характерен перед началом и по окончании какого-либо раздела обучения. Например, контроль по странам Европы в Новое время перед тем, как перейти к изучению Америки в тот же период.
4) Периодический контроль. Позволяет определить уровень знания учеников в процессе изучения конкретного раздела. Как правило, проводится между темами.
5) Итоговый контроль. Проводится в конце учебного года по материалу всего учебного курса.
В дополнении к указанный видам контроля еще можно указать повторный контроль и отсроченный контроль. Первый проводится параллельного с изучением нового материала и направлен на упрочнение знания материала учеников. Второй проводится по прошествии определенного времени с момента изучения той или иной темы для фиксации наличия или отсутствия остаточных знаний и умений.
Контроль также имеет ряд форм:
1) Индивидуальный;
2) Групповой;
3) Фронтальный;
4) Парный.
Также в качестве форм контроля можно считать зачет, экзамен, собеседование, контрольную работу.
Имеются и методы контроля, под которыми понимают способы определения результативности учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогический работы обучающих.
Методы контроля следующие:
1) Устный контроль (опрос);
2) Письменный контроль: упражнения, эссе, отчеты, контрольные работы;
3) Практический контроль. В отличие от указанных выше направлен на выявление уровня практических умений и навыков, а не на знание теоритического материала;
4) Самоконтроль;
5) Комбинированный.
Виды, формы и методы контроля знаний учащихся тесно связаны между собой. Например, для предварительного контроля характерны тестирования, собеседования и анкетирование. В качестве тематического или текущего контроля выбирают такие формы контроля как опрос, деловая игра, лабораторная работа и т.д. Для итогового контроля подойдут более комплексные формы, потому и выбирают в комбинированные методы, позволяющие определить как уровень теоритических знаний учеников, так и владение практическими навыками и умениями.